Антропософский форум > Храм

Представитель Человечества

<< < (10/12) > >>

Sergei:
В Гетеануме на западе красный витраж - посвященного предстоит скульптурной группе «Представитель Человечества», размещаемого в восточной части. И между ними можно увидеть путь становления самосознания человека, ведущий к переживанию эфирного пришествия. Предлагаю продолжить знакомство с материалами  Бондарева о скульптурной группе, вписанные в годовой круг переживания Пасхи.
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,442.msg7807.html#msg7807

--- Цитировать ---Действие Ипостаси Сына, переходящее в действие Христа, и всех Иерархий вертикали развития всегда свободны от люциферического и ариманического. Так, действуя в Импульсе Христа, боги-служители всех трех Ипостасей являют свой истинный лик, являют его в Христовом действии.
Поскольку действие это привело Христа в положение между Люцифером и Ариманом, то в нем следует искать и откровение подлинных богов, не замутненное никакими искажениями.
В положении между Люцифером и Ариманом Христос пребывает как Сын Человеческий, в Его связи с человеком. И потому это не может не интересовать человека. Он должен даже страстно желать это познать, чтобы не скитаться в потемках в деле своего великого освобождения от всякой обусловленности земным, будь то тяжестью, пространством и временем, наследственным грехом и др. Из такого познания можно получить руководство к любой повседневной деятельности как ведущей к высшему духу.
Этому знанию Рудольф Штайнер дал разное выражение, в том числе и художественное. Он создал в дереве скульптурную композицию, которую принято называть «Представитель Человечества». В композиции чисто художественными средствами выражено это положение Импульса Христа между люциферическим и ариманическим принципами.
--- Конец цитаты ---



«Представитель Человечества»
--- Цитировать ---К этому совершенно уникальному произведению искусства довольно сложно найти правильное отношение. Оно создано в соответствии с принципами новой эстетики, которые развил Рудольф Штайнер и в соответствии с которыми творил сам. Ее переживание современным людям еще нужно воспитать в себе. Специально их излагать — не входит в замысел нашей книги. Это обширная, сложная область антропософского искусствоведения. Мы лишь коснемся ее, поскольку эта скульптурная композиция имеет самое прямое отношение к теме нашего исследования, и не как иллюстрация, а как, в известном смысле, его увенчание. Этот феномен искусства, в первую очередь, конечно, дан для переживаний чувств, и в то же время, в нем органично сплелись религиозное и научное начала.
Как у Рафаэля темой «Секстинской мадонны» послужило его переживание рождественской имагинации, так темой для этой композиции, или «Группы», как ее принято называть, послужило переживание Рудольфом Штайнером пасхальной имагинации. Только у него, в отличие от Рафаэля, это переживание было совершенно сознательным, соединенным со сверхчувственным познанием всех его истоков. При этом, как и в случае Рафаэля, мы имеем здесь дело не с «зарисовкой» некоего явления, а с полноценным художественным произведением.
Четыре великие космические имагинации, возникающие в ауре Земли перед четырьмя великими христианскими праздниками, представляют собой образы мышления Космоса о Земле. Это мышление является для земных людей источником их религиозной, художественной, научной жизни. Но соединить эту троичность в каждом из ее элементов удается очень немногим. Особенно преуспел в этом Гёте, к интересным результатам пришел Леонардо да Винчи. Скульптурная группа Рудольфа Штайнера представляет собой в этом смысле нечто совершенно исключительное. Ее можно назвать данным чувственному восприятию прафеноменом всего эволюционного цикла в преломлении через земной эон. Это художественный образ, в котором дух, как говорится, можно потрогать руками. В нем есть некое подобие Изиде древних египтян: мировой тайне, которую в древности нельзя было являть миру без покровов. Люди были незрелы для ее восприятия. Современное человечество дозрело до необходимой высоты самосознания, чтобы открыто созерцать «Новую Изиду», хотя это вовсе не означает, что она мировую тайну тотчас же раскрывает всякому, кто видит ее. Нет, для этого нужно много работать, много познавать и воспитывать в себе новый художественный вкус.
Бондарев Макрокосм и микрокосм
--- Конец цитаты ---

Sergei:
У соседей состоялся интересный диалог по теме ….

--- Цитировать ---интересно, почему у Представителя человечества такие пальцы?
так расставлены... 
 
Это положение пальцев, а лучше - жест "Представителя" Автор этой пластической группы придал им, повторяя сакральный жест древнееврейских Иерофантов (тех, кто посвящал в соотв. мистерии). На памятниках многих старинных, чудом уцелевших еврейских кладбищ в Европе можно и сегодня обнаружить просто изображение кистей рук с так сложенными пальцами. Об этом он, Автор, Руд. Штейнер, несколько раз говорил. Где говорил и что этот жест знаменует, не помню.

Обратите внимание, коллеги, у Нижнего господина, в цепях золотых который, вроде "новых русских", - пальчики-то на правой руке в том же самом положении, о коем наша гостья на днях спрашивала. Только с другим, конечно, посылом жестик.

Вы можете сделать мудру и Представителя, и Люцифера восходящего. А вот Аримана скованного никак.
Я так думаю Рудольф Штайнер ну не хотел, чтобы ни кто - захоти он уподобица сотоне аццкой - не смог вызвать в себе соответствующие потоки.

Хотя на эскизе всей фигуры этого Господина (справа от крупного снимка его кисти в том наборе от Михаила -http://www.rudolfsteinerweb.com/galleries/...ure/index.html) жест был ещё намечен фактически идентичный Представителеву. Не сразу автору, видно, и самому это дело окончательно увиделось. Интересно таки.

Вот картинка. Более качественно сфотографировать не получилось. Но вроде все видно.
Соображения?
Положение пальцев (=мудра) меняет состояние человека (эффект хорошо изученный на Востоке). Почему именно такому положению пальцев соответсвует именно такое состояние - далеко не всегда представляется возможным установить. В простейших мудрах это достижимо. А вот что-нибудь навороченное - уж я не знаю кто объяснит.
Соответственно, любой человек без дефекта кисти сможет встать в позицию Представителя, и даже Восходящего Люцифера. То есть эти состояния в принципе допустимы (с точки зрения скульптуры .
А вот состояние нижнего Аримана - нЭт. Смысл типа такой: ну не надо тебе туда, глупышка!
Рекомендую поупражняться с этими жестами. Переживания весьма поучительные.
Вот практически и все.
ЗЫ. Есть еще несколько фоток, часть из них не-в-фокусе (увы). Если есть большая нужда - выложу.
--- Конец цитаты ---
Скульптура Представителя Человечества, пара вопросов связанных с моим сном
http://anthroposophy.tk/index.php?showtopic=529&st=0

Стоит добавить к предложенному диалогу и такой материал, для раздумий.
Зимнее или дневное переживание Аримана.

--- Цитировать ---389. Других же существ, ариманических, можно назвать существами боли. Ибо они стремятся к человеческому облику, но достичь его не могут. Через ужасную боль, по сути говоря, проходят этиариманические существа. Это подобно тому, как если бы животное смутно чувствовало в себе: ты должно выпрямиться, ты должно стать человеком, — как если бы оно хотело все в себе разорвать. Эту ужасную боль чувствуют ариманические существа. И она может быть умерена лишь тогда, когда они подходят к человеку и овладевают его рассудком. Рассудок охлаждает их боль. Потому они и вчленяются в человеческий рассудок, вонзают в него когти всем своим существом, влезают до мозга костей. ... Т.обр., человек является полем битвы между люциферическим и ариманическим. И можно сказать: люциферическое протягивает руку в игру всего художественного, всего абстрактно-теологического; ариманическое представляет собой нечто, как бы выходящее из материального мира, проходящее сквозь животное царство, что с болью стремится к человеку, желая овладеть рассудком, но постоянно отбрасывается в человеке назад сверхчеловеческим существом и, отлетая назад, желает захватить с собой рассудок. Это есть нечто, постоянно желающее все вновь и вновь проникнуть внутрь человека и удержать его при обычном рассудке, не желающее допускать его до имагинаций, инспираций, поскольку, оставаясь с ним, человеческое существо может умерять его муки".208 (14)
--- Конец цитаты ---
http://www.bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=203890&level=373



--- Цитировать ---При поражении мозга, независимо от причины, развивается нарушение движений в конечностях. Если движения полностью отсутствуют, то данное состояние называется «паралич». Если движения частично сохранены, то называется «парез».
«Спастика» - это насильственное сокращением мышц пораженных конечностей. Сокращение мышц возникает при попытке начать движение, при эмоциональном или мысленном напряжении, а также при попытке ухаживающих согнуть руку или ногу больного. Спастичность сопровождается болью и со временем вызывает искривление (деформацию костей). Происходит укорочение сухожилий, изменяются мышцы, конечности не могут разгибаться или сгибаться в достаточном объеме. Это состояние носит название «контрактура». Не леченая спастичность вызывает контрактуры в парализованных конечностях.
--- Конец цитаты ---
http://www.medspravka.dp.ua/110
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg7541.html#msg7541
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,750.msg7029.html#msg7029

Sergei:

--- Цитата: Sergei от 18 Дек. 2011, 12:23:54 ---
--- Цитировать ---Органы чувств представляются подобными картине, висящей на стене. А ритмическая система предстает перед нами как событие, развертывающееся тогда, когда мы наблюдаем холст и художника в процессе возникновения картины. Картины тут еще нет; но она все больше и больше выявляется. В этом рассмотрении имеют дело только с неким процессом возникновения. То, что возникло, продолжает какое-то время существовать. При рассмотрении человеческой ритмической системы обнаруживается, что к процессу возникновения, к процессу созидания тотчас присоединяется процесс прохождения, разрушения. В ритмической системе открывается становящийся образ.
Та деятельность, которую совершает душа, когда она, воспринимая, отдает себя тому, что предстоит перед ней как законченный образ, может быть обозначена как имагинация. Наоборот, то переживание, которое должно быть развито, чтобы постигнуть становящийся образ, есть инспирация. GA 26
--- Конец цитаты ---
Вырабатывается облик человека будущегго Юпитера.

--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg8541.html#msg8541


--- Цитировать ---В пасхальной имагинации, говорит Рудольф Штайнер, ясновидящий может переживать Христа, который «утверждается внизу на ариманической власти, а вверху над Ним парит Люцифер» (ИПН. 223, 7.10.1923). Живописный эскиз Рудольфа Штайнера на эту тему, воплощенный в скульптурной группе, стал также центральным мотивом живописи малого купола первого Гётеанума. Под ним в специальной нише и должна была стоять «Группа».
Приходящие «смотреть» «Группу» часто совершают ошибку, пытаясь ее толковать символически. В ее центральной фигуре, говорят они, изображен Христос, и затем пытаются под эту мысль подвести свои чувства. Чувства же в этом случае чаще всего оказываются еще не развитыми для таких, совершенно новых, художественных восприятий. А тогда именно художественного переживания и не происходит. Человек остается с символами, пытаясь наполнить их оккультным знанием и даже религиозным чувством. На самом же деле всё это должно рождаться здесь из художественного переживания. Оно должно приподнять человека над чувственной реальностью этого произведения и соединить с его божественным одеянием. Так должно совершаться снятие покровов с этой «Новой Изиды». Ее чувственная реальность являет себя как дух, поднимая созерцающего ее в сферу божественного. Рудольф Штайнер говорит: «Мы соединим наилучшее понятие со словом «красота», если будем придерживаться того, что в прекрасном объекта внутренняя духовная сущность являет себя, как на поверхности, в физическом образе. Мы называем нечто прекрасным, если видим, что, так сказать, во внешнем, чувственном просвечивает духовное.... Явление духовного через чувственное — это (и) есть прекрасное» (ИПН. 122, 23.8.1910). В этом смысле Элоимы нашли красивым (хорошим) сотворенный ими мир.
Говоря о «Группе», Рудольф Штайнер подчеркивал, что она создавалась не в соответствии с заранее возникшими абстрактными мыслями, а из интуиции духовного мира, какими они приходили к нему в ходе работы. Такие интуиции и есть источник всякого подлинного творчества человека. У Рудольфа Штайнера он, так сказать, бил ключом еще невиданной силы. В одном случае из него родилась «Философия свободы», показывающая человеку путь в мир нравственных интуиций — источник его свободы, в другом — творение, в котором путем снятия люциферического и ариманического в душе рождается подлинное, духовное явление Христа как Творца «всего нового». Лишь художественно это можно выразить с наибольшей силой, ибо искусство есть высший метод человеческого познания. Вот почему художественное переживание «Группы» нельзя подменять абстрактными спекуляциями.
Бондарев Макрокосм и микрокосм
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Мирко Lucchini На пороге - атмосфера зимы

--- Цитировать ---Затем приходит время для христианского самопознания. Оно длится с конца февраля до 21-25 марта. Это время поста. Здесь нужно следить за тем, как странствует наше внутреннее. "Тут, прежде всего, можно почувствовать, как Земля своими силами захватывает человека, и он благодаря этому захвату земными силами должен до некоторой степени проделывать свой путь совместно с закатом Земли". Внешняя природа возвещает об упадке, человек ощущает себя связанным с ним природой своего тела, и его охватывает страх, что закат может охватить и моральное. Препятствуют этому постом.
--- Конец цитаты ---
http://www.bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=105851&level=-1

33. Самопознание
--- Цитировать ---В дальнейших рассмотрениях мы будем исходить из того, что в центральном облике «Группы» мы видим изображение Христа. Мы имеем тут дело с определенного рода «пороговым» переживанием, в котором открывается ключевое значение того положения, какое занял Христос, став человеком. Понимание этого, совершенно необходимое с одной стороны, с Другой - может быть только нашим индивидуальным пониманием или не быть вообще. Крайне неудобная задача для современного рационалистического сознания, вовлеченного в процесс тотальной унификации. Но нужно уметь выносить испытания, которым нас подвергает развитие.
Выработка индивидуального переживания «Группы» есть также, в некоем роде, акт творчества, глубоко эзотерического, даже акта сотворчества с Рудольфом Штайпером, которое не ограничено определенными временными рамками. Он говорил, что во время работы над этой композицией у него не было специального намерения дать изображение Христа. Но когда работа была завершена и ее начали переживать другие люди, то Рудольф Штайнер признавался: «Я буду удовлетворен, если кто, видя этот облик, имеет ощущение: это изображение Христа Иисуса» (ИПН. 181, 12.3.1918). Ощущение же такого рода рождается из переживания всех обликов композиции, всего ее содержания, драматизма, напряжения полярностей, динамики и т.д. И нужно сказать, что такой задачи перед человеком еще не ставило ни одно произведение искусства, в котором присутствовал бы облик Христа.
Бондарев Макрокосм и микрокосм
--- Конец цитаты ---

Sergei:

--- Цитировать --- В «Группе» нет абсолютно ничего символического. Ее содержание должно достигать зрителя в результате переживания им характера движения пластических масс, линий, форм, плоскостей, их взаимосвязей, взаимодействия, из чего, собственно, и рождается сюжет. В них дано как бы остановленное на миг вовне, но не в душе созерцающего, движение и жизнь космической интеллигенции, ее Мистерия-Драма. Через этот миг остановки земному человеку дается возможность войти в нее и дать ей дальнейшее движение уже в самом себе. Это, конечно, эзотерическое искусство, каким оно было у истоков своего рождения в Мистериях древности.
Рудольф Штайнер говорит далее: «Можно в средней фигуре ощущать нечто как облик Христа, но это должно именно ощущаться, это не должно мыслиться, что там будто бы стоит (написанным) Имя Христа. Совершенно очевидно, внешне оно там не стоит, и нет нужды примысливать его. В нас должно возникнуть, должно совершаться такое ощущение-переживание, которое обратит наше внимание на то, как следует всё это созерцать, когда мы одновременно развиваем почитание, развиваем глубокое уважение, развиваем ощущение глубины человеческого существа».
Итак, чистое ощущение, чистое переживание чувств должно быть здесь у человека. Они суть те же самые, какие мы имеем, погружаясь другими способами в переживание Христа. Но когда мы с помощью Духовной науки познаем Событие Христа, то нам не следует переносить это понятийно на то, что образовано пластическим искусством или живописно. Мы тогда обедним его. «Что рождено пластически или живописно, рождено из формы, из линии, из поверхности»**, а не из понятия. Из понятия создается реклама или живописная и иная иллюстрация идеологии.
Вот такая не простая задача поставлена перед нами создателем этой скульптурной группы, в которой через художественное нам открывается главная тайна становления мира, а в ней - нашего собственного становления. Гигантская сверхчувственная реальность стоит за этим творением, и потому оно, конечно, рождает большое почтение к себе. Оно является своего рода живым «окном» в ту реальность. И имеются случаи, когда кое-кому в это «окно» удавалось заглянуть. Тогда «Новая Изида» начинала говорить.

 ** R. Steiner, Der Baugedanke von Dornach. Phil.-Anthr. Verl. Dornach, 1942, S. 24. Лекция от 9 окт. 1920 г.
Бондарев Макрокосм и микрокосм
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии