Антропософский форум > Мастерские

У мора

<< < (4/11) > >>

Sergei:
 


Арнольда Бёклина "Пан".

 Плывя вместе с Пилигриммом к Вратам мистерий, попадаем на Остров мертвых.
В дальнейшем, знакомясь с творчеством Бёклина понимаешь, что захоронены на острове герои мистерии прошлого. Вместе с автором картин убеждаемся в невозможности возродить их в прежнем виде.
А Врубель увидел Пана наших дней http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,379.20.html Re: Болда, Ответ 31, 09 Июл 2009, с его задачей, построения современного Острова мертвых.


--- Цитировать --- 22. Земной человек является компромиссом я-человека с человеком, лишенным «я» и состоящим из астр., эф.  и физ.тел. Это выражено в мифе о юном Дионисе. Во время его культурного  похода на Восток его сопровождение состояло из людей — не носителей «я», но образованных под влиянием сил физ., эф. и астр.тел., т.е. сил,  принесенных с др. Луны.  Они выглядели так, как выглядел бы лунный человек,  не соприкоснувшись на Земле с «я», имевший «я» вне себя. И это греки изображали как силенов, сатиров, фавнов, как потомков атлантов,  сохранивших верность атлантическому облику. «Именно таких людей, в наименьшей степени имевших в себе «я», должен был взять в свой поход Дионис, поскольку он должен был стать первым учителем «я»». Сопровождавшие Диониса люди еще не имели того твердого скелета, который имеют люди теперь, поэтому они не сохранились в ископаемых остатках. Поэтому палеонтология не может найти остатков атлантов. Их сохранила нам греческая мифология. «Изучите конфигурацию фавнов, силенов, Пана, и вы получите духовно-геологические остатки пра-человечества Земли».       129(6)
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---   Пан — единственный бог, который умер в наше время. Весть о его смерти принес некто Тамус, корабельщик, плывший в Италию мимо острова Паксы. Божественный голос прокричал через море: "Тамус, ты здесь? Когда ты прибудешь в Палодес, не забудь объявить, что великий бог Пан умер!" Так Тамус и сделал, и весть эта на берегу была встречена всеобщим плачем.  Плутарх. Почему оракулы молчат? гл. 17.
--- Конец цитаты ---

Sergei:



 Александр Воронков Пан и Сиринга, 1997

 Есть необходимость пристальнее присмотреться к Пану и нашему окружению, а может и к себе. Художник правильно показал мистерию Пана в которой внешне Пан не отличается от нас, а может даже и превосходит, как обликом, так и умом. А остров мертвых - наш мир.

--- Цитировать ---    343. С др. стороны, с востока, к области Урала и Волги  идут метаморфизированные сатиры и фавны, чья козлиная природа стала медвежьей природой,  и которые чем дальше идут на запад, тем больше теряют головы; и  в астральной сфере совершается их брак. ... Так возникают эти метаморфизированные, снабженные сверхчеловеческой головой образования, так возникают в астральной сфере эти метаморфизированные сатиры и  фавны. Они жители Земли, как и физические люди. Они движутся внутри того мира, в котором движется и человек. Они соблазнители и искусители физических людей; поскольку могут делать людей одержимыми собой. Тогда случается так, что люди верят, будто все, что они делают, происходит от их собственного существа, тогда как в действительности они это делают в этой области потому, что внутренне, в крови, пронизаны такими существами с медведеобразными телами, идущими с востока, и со сверхчеловеческими метаморфизированными европейскими головами.
   Подобные вещи сегодня подобает постигать с той же силой, с какой некогда формировались мифы. Ибо лишь когда мы сможем сознательно войти в область имагинативного, мы сможем сегодня понять то, что мы должны понять, если хотим и должны сознательно стоять в развитии человечества».     225 (7)
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---   Пан — шаман, вождь у древних коми и чуди заволочской. Пан — помещик, барин в феодальной Польше; дословно означает «господин». Пан (обращение) — форма вежливого обращения к мужчине в ряде славянских языков. Пан (марийская мифология) — мифический герой-великан в марийском язычестве.
--- Конец цитаты ---

Sergei:



 Александр Воронков Пан и Сиринга, 1997

 
--- Цитата: Sergei от 05 Авг. 2010, 20:00:40 ---
--- Цитировать ---    547.  «Ундины, а также сильфы испытывают потребность в смерти. Они поистине подобны — но на космический манер — комару, падающему в огонь. У них такое чувство, что свою настоящую жизнь они впервые  получают, когда умирают. Это исключительно интересно: здесь, в физическом мире, все хочет жить, и здесь ценят все, что содержит в себе жизненные силы, ценят  все, что живо прорастает, пускает побеги. По ту же сторону все эти существа говорят: смерть, собственно, является истинным началом жизни». 230  (9)
--- Конец цитаты ---

--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---       558. В водном и воздушном элементе живут сильфообразные существа. К этому роду существ принадлежат еще такие существа, которые в мире имеют дело с видимостью, с блистающей красотой; «...они не столько связаны с умными людьми,  сколько с художественными натурами. Но и их опять-таки трудно обнаружить, поскольку они легко могут  прятаться. Их  можно  встретить там, где находятся действительные  произведения искусства, где, таким образом, в видимости представлен человеческий или природный образ. ...

--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Когда мы спрашиваем себя: как это получается, что нас интересует прекрасная видимость, что мы получаем большее удовлетворение от прекрасной статуи, чем от живого человека —удовлетворение иного рода, но большее, — или когда мы погружаемся в мелодическое или гармоническое сочетание звуков и наслаждаемся ими? — то в этом случае мы легко и тотчас же скатываемся в иное царство, в царство люциферических существ. Но ведь не только люциферические существа несут художественное, а и такое царство элементарных существ, которое человека, не склонного проявлять никакого  интереса к художественной, прекрасной видимости, поскольку она не действительна, хочет пробудить к этому интересу, которое вообще возбуждает художественный интерес» Когда  человек наслаждается прекрасным, то этих существ не видно. «Чтобы нормальным образом созерцать этих существ, необходимо попытаться отдаться каким-либо художественным впечатлениям и одновременно направить ясновидческий взгляд на тех существ, которые в соответствующих сценах (Драм-Мистерий) представлены как нимфо- или сильфообразные существа».
Здесь можно помочь себе следующим образом. Нужно, например, слушать хорошего оратора, когда содержание его речи не понятно, вслушиваться в одну красоту речи, а где красота, там находятся эти существа.  Но вот что при этом вызывает величайшее изумление: «эти существа представляют собой нечто наиуродливейшее из всего, что только  можно встретить. Они потрясают. Это просто прообразы уродства. И если человек, начав однажды их видеть духовным взглядом, посещает художественное ателье, то он находит их там, этих существ, похожих на пауков, пребывающих на земле в силу мирового бытия, чтобы человек имел интерес к прекрасному. Это отталкивающие паукообразные существа элементарной природы, через которых пробуждается интерес с прекрасному. Человек никогда не усвоил бы правильного интереса к прекрасному, если бы своей душой не вплелся в мир прауродливых паукообразных существ.
   Проходя через галерею, человек и не подозревает ... что своим интересом к прекрасным картинам он опирается  на этих уродливейших пауков, вползающих и выползающих из всех ушных, носовых отверстий. На основе уродливости человек поднимается к одухотворению прекрасным. Тут мировая тайна. Человеку необходимо побуждение уродливым, чтобы явилась красота. Большими художественными натурами были те, кто своей крепкой телесностью выносил пронизанность этими пауками и  создавали Сикстинскую Мадонну и т.п. Прекрасное является в мир из моря уродства через энтузиазм человеческой души». Не следует думать, что за порогом чувственного человек приходит к чистой красоте. Потому так много говорится о подготовке к прохождению через Порог.
   С описанными существами постоянно борются сильфы и ундины. Сами эти существа паукообразны, «...но
они построены из элемента воды и водяного тумана. Это текуче образованные облики из воздуха, которые свою уродливость еще усиливают тем, что каждую секунду имеют иной вид уродливости; и возникает такое чувство, что каждая последующая уродливость происходит из предыдущей и становится еще большей, чем первая. Этот мир пребывает также и в воздухе, и в воде как то, что в них радует». 219(5)
--- Конец цитаты ---

Sergei:



 BARON ARILD ROSENKRANTZ



--- Цитировать ---    1778. «Нам должно быть ясно, что современное человечество пронизано ариманическим... как египетский  мир был пронизан люциферическим. Но когда Ариман действует через Люцифера, то человек видит образ мира через люциферический облик. Как видит тогда человек этот образ мира? ... Люцифер — это сила,  которая хочет образ мира удержать на предыдущей стадии. ...  Все то, что на ранних стадиях было моральным, естественно, присутствует и теперь. Люцифер заинтересован в том, чтобы моральное как таковое, которое всегда, как настоящее имеет большое значение, поскольку, как семя,  оно действует для позднейшего миротворчества, — все моральное изъять из образа мира и явить в нем лишь природную необходимость. Так представляется обедневшим людям нового времени мировая мудрость, которая дает образ мира, в котором звезды движутся в силу неморальной, чисто механической необходимости. ... Это чисто люциферический образ мира.
   
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---     Как египтянин, глядя в мир, должен был  видеть Аримана-Тифона, отнимавшего у него Озириса, так мы смотреть на этот ставший люциферическим образ мира, на математическо-астрономический образ мира,даваемый современной астрономией и т.п. естествознанием, и  нам должно быть ясно, что здесь также господствует люциферическое, как тифоно-ариманическое господствовало в образе мира у египтян. Люцифер здесь, и он действует. Как в грозе и ветре, в зимних бурях египтянин представлял себе действующим Аримана-Тифона, так современный человек должен представлять себе, что в сиянии Солнца, в блеске звезд, в движении планет и Луны является Люцифер. Образ мира Коперника-Галиллея-Кеплера — люциферический. Именно  потому, что он слагается из наших ариманических сил познания, его содержание — я прошу это точно различать — люциферическое.
 Во времена, когда совершилась Мистерия Голгофы, действовало нечто, делавшее человека способным, познавая, смотреть в мир двояким образом. И это была Божественная София, прозревающая мир мудрость. В откровении бедным пастухам в поле, в откровении магам с Востока действовала Божественная София, небесная мудрость.  Эта мудрость, которая в своем последнем облике имелась у гностиков, она затем была взята у них первыми христианскими отцами церкви, церковными учителями, чтобы с ее помощью понять Мистерию Голгофы. Но та мудрость не смогла прорасти в новое время — она преодолена, она убита Люцифером, как однажды Озирис был убит Ариманом-Тифоном. Потерян однако  не Озирис, (или, скажем) Христос; потеряно то, что стоит на месте Изиды. Ее убил Люцифер. Не Озириса Тифон погрузил в Нил, потом разбросал по земле, но в мировом пространстве разбросана убитая Люцифером Изида, Божественная Мудрость, она погружена в мировой океан. Когда мы смотрим на этот океан и видим лишь математические линии, связывающие звезды, то в них погребено то, что духовно пронизывает этот мир, — убитая Божественная София, убитая наследница Изиды. Мы должны создать эту легенду. Ибо она выражает истину нашего времени. ... мы должны искать труп современной Изиды, труп Божественной Софии. Мы должны пойти в люциферическое естествознание и искать гробницу Изиды, мы должны в том,  что нам дает естествознание, найти то, что побуждает к имагинациям, инспирациям, интуициям. Ибо благодаря этому мы обретем помощь Христа, Который останется для нас в сумраке, в темноте, пока мы не осветим Его Божественной мудростью. Мы должны вооружиться силой Христа, нового Озириса, в поисках Изиды, идя на поиски новой Изиды. Люцифер не  разорвал на части Изиду, как Тифон-Ариман Озириса. Нет, наоборот, эта Изида в ее истинном облике распростерта в красоте всего Космоса. Эта Изида во множестве светящихся красок аурически светит нам навстречу из Космоса. Ее должны мы понять, когда смотрим в Космос и видим его аурически в светящихся красках. Но как однажды Ариман-Тифон пришел, чтобы раздробить Озириса, так пришел Люцифер, который эти цвета погасил в их раздельности. Части,  столь прекрасные по отдельности, члены новой Изиды, те члены, что образуют все небо, втекая друг в друга, Люцифер соединил, свел в одно.  Как Тифон раздробил Озириса, так Люцифер из многообразия аурических цветов в Мироздании, что сияли нам навстречу, образовал единый белый цвет, освещающий мир, этот люциферический белый свет, против которого обратился Гете в своем учении о цвете, заявив, что в нем должны содержаться цвета, распростертые над таинственными деяниями всего Мироздания, над разнообразием таинственных деяний.
   Мы должны пройти через это в нашем поиске и Изиду найти вновь! ... И приобретенное благодаря найденной Изиде мы должны быть в состоянии живо себе представить, что это духовно становится для нас  небосводом, Космосом. Мы должны изнутри постичь Сатурн-Вулкан. Мы должны на Небо перенести то, что Люцифер сделал из Изиды, подобно тому как Изида погрузила в землю части Озириса, разорванного Тифоном-Ариманом.  Мы должны понять, что мы можем с силой Христа найти внутреннюю астрономию, которая нас  вновь приведет к Мирозданию, действующему в духовной силе.
   Тогда в этом прозрении Мироздания вновь будет найдена сила Изиды, которая теперь является Божественной Софией. Через эту вновь найденную силу Изиды Христос, Который связан с Землей после Мистерии Голгофы, придет к правильной деятельности, поскольку возникнет правильное познание. Не Христа недостает нам, но познания Христа, Изиды Христа, Софии Христа». 202 (14)
--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,455.msg7575.html#msg7575

Sergei:



Чюрленис «Кладбище».
   
--- Цитата: Mari от 18 Июнь 2010, 16:59:39 ---   Доктрина Ока знает, что Макрокосмос отмирает? « В далеком прошлом Макрокосмос живет так, что там прекращается всякое исчисление его жизненных отправлений. Из этой жизненности обособляется человек. Макрокосмос все больше вступает в сферу исчислимого. Но тем самым он постепенно отмирает. По мере того как человек – микрокосмос – возникает в виде самостоятельного существа из Макрокосмоса, последний отмирает. В космическом настоящем пребывает отмерший Макрокосмос. »,«Руководящие положения»
--- Конец цитаты ---
Чюрленис ухватил его образы и донес до зрителей.

--- Цитировать ---    Однако творческий подъём лета 1909 года, пережитый в Плунге, конечно, потребовал необыкновенного напряжения духовных и физических сил. В сентябре 1909 снова в Петербург. И там художник, композитор не даёт себе ни минуты покоя. Чюрлёнис работает на износ, не оставляя места усталости. В каждой его работе – будь то полотно или музыкальное произведение – звучит мотив времени. Беспощадности и величия времени. Вместе с тем, исподволь на холст вырываются тревожные краски, тоскливые образы. Так возникают «Кладбище» и «Жематийские кресты».  Всё чаще обнаруживаются признаки душевного расстройства и трагического одиночества…
Чюрлёниса увозят в варшавскую лечебницу для душевнобольных. После нескольких месяцев врачебного контроля ему наконец разрешают немного рисовать. Но ожидаемого улучшения не наступает даже в конце весны 1910 г.. Силы художника истощены.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---В это время его картины продолжают жить и поражать зрителей космическими сюжетами на выставках, следующих одна за другой в Вильнюсе, Варшаве, Москве, Петербурге. Когда в 1910 году возрождается общество «Мир искусства», Микалоюса Чюрлёниса признают его членом. Готовится выставка в Мюнхене, куда предлагают отправить и картины великого литовского художника…
10 апреля 1911 года Чюрлёниса не стало. http://mirari.ws/-art/ciurl.ml
--- Конец цитаты ---
Твердь под нами и твердь над нами - это зеркальное отражение одного в другом.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии