"В наше время в высшей степени необходимо, чтобы некоторое число людей знали, в какой стадии развития находится современное человечество и каковы пути, которые могли бы спасти нашу цивилизацию от гибели.
Потому что, – я хочу сегодня говорить с вами на антропософском языке, – те духовные силы, которые мы называем ариманическими и которые заключают в себе все материалистические помыслы и дела людей, – эти ариманические силы стремятся приковать людей к земле через голый интеллектуализм. Эти ариманические существа в наше время очень сильны и стремятся любыми средствами пробить себе доступ в человеческие души, чтобы ввести их в соблазн чисто интеллектуалистических мировоззрений. Поэтому-то известное число людей должно знать, каким должно быть развитие земного человечества, с тем, чтобы земное человечество достигло своей человеческой цели.
…Ариман достигает своих огромных успехов, сокращая вторую половину человеческой жизни между смертью и новым рождением. Нам ведь известно, что между смертью и новым рождением проходит известный срок. И это время, изображённое в моих мистериальных Драмах, состоит из двух половин. Всё, что совершается после того, что я назвал Великой Мировой Полночью, есть вторая часть. И эту вторую часть, начиная с середины и вплоть до рождения, Ариман стремится сократить. Благодаря этому он цепкой хваткой, с необычайной энергией завладевает человеческим мозгом и его мыслительной силой. Он в некотором роде врубается в мозг. Ариман стремится всё крепче и крепче привязать людей к земле, приковать их к ней. Именно таким образом ариманические силы всё сильнее воздействуют на человека и всё больше и больше стремятся связать мыслительную силу человека – в смысле духовном – с земной жизнью. Люди теперь рождаются на одно-два столетия раньше, чем следовало бы.
… Нам следует очень ясно осознать, что ариманические силы очень сильны. Свидетельства, которые хочет привести Антропософия, встречают весьма сильных врагов, инспирированных ариманическими силами. И их воздействия всё больше и больше усиливаются!
Я хотел вам об этом сказать именно сегодня, чтобы вы не удивлялись тому, что то, что хочет вступить в мир как Антропософское движение, должно будет преодолевать всё более страшные силы, враждебные силы. Наша борьба и должна быть до известной степени результатом понимания намерений Антропософского движения и нашей настороженности по отношению к страшным, предательским нападениям врагов Антропософии, стремящихся её подавить.
Однако, как бы сильны не были эти нападки, не менее сильной будет и сила самого человека, порождённая положительным началом собственной его энергии. Антропософское движение должно быть поставлено перед миром со всей честностью и ясностью, независимо от того, что многие усомнятся в том, что в действительности насаждает Антропософия. Конечно, я желал бы, чтобы нашлось много людей, которые нашли бы в себе силу, несмотря на искажения и замутнения, которые будут выдвинуты против Антропософского движения, – отстаивать эту позитивную спиритуальность в мире, именно путём неуклонного внедрения духовного в жизнь. А это в то же время означает, что Антропософия – это необходимость человеческого развития.
И если мы, согласно относительно внутреннейшего характера существа Антропософии и её значения для нашего времени, если мы в этом взаимопонимании сблизились, – значит, наши встречи, которых нам пришлось дожидаться долгое время, принесли те плоды, которые я, по крайней мере, воспринимаю в своей душе как прекраснейшие плоды.
Будем же душевно вместе в духе этих плодов наших встреч и в мыслях о нашем взаимопонимании, даже и когда мы разойдёмся каждый в свою сторону..."
Рудольф Штейнер
МИСТЕРИИ СОЛНЦА,
СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ
12 лекций (Дорнах, Гаага, Лондон)
GA 211
1922 г