Личные кабинеты пользователей > Мастерская Мартинелли

Cимфония № 2 (2009)

<< < (5/13) > >>

Alrock:
Спасибо за интересную ссылку.

Я так понял этот отрывок из лекции Штейнера, что дело не в том, что восприятие человека со временем так изменится, что Импульс Христа будет явлен в музыкальном, а в том, что еще не написана симфония, в которой экзотерически, т.е. для всех открыто, будет явлен импульс Христа.

Если я Вас правильно понял, Вы считаете, что сейчас такого воздействия от произведения, соответствующего  требованиям из лекции Штейнера переживаться не будет?

Возможно, здесь "сложности перевода": перевод С. Шнитцера несколько отличается от того, что приводите Вы.

Привожу весь отрывок, возможно, найдутся дерзновенные подступиться к этой задаче!

Из лекции 22 августа 1924 г. GA243

Но как раз высочайшее в человеческом развитии - вхождение образа Христа, животворящего и духоносного, - выраженное в удивительном искусстве художников Ренессанса и предшествовавшей эпохи, в грядущем должно быть обретено в музыке. Сейчас ощущается стремление к этому. Такое стремление жило в Рихарде Вагнере. Это стремление, в конечном счете, привело Рихарда Вагнера к написанию его «Парсифаля». Но в «Парсифале» - в том, что связано с волшебным явлением Импульса Христа в чувственно-физическом мире (в тех местах, где опера стремится сильнее всего проявить христианское начало), - встречаются всего лишь символические знамения: например, появляется голубь. Причастие представлено символически. Музыка не отражает того, что явлено Импульсом Христа в космосе и на Земле. Но музыка способна выразить в звуках этот Импульс Христа – в своих формообразующих звуках, в воодушевленных, одухотворенных звуках. Если бы музыка могла быть инспирирована антропософской духовной наукой, она обрела бы необходимую выразительность, дабы чисто художественными, эмоционально артистическими средствами воплотить в симфоническом звучании содержание космическо-теллурического Импульса Христа.
   Для этого достаточно внутренне погрузиться в медитативное переживание интервала терции в мажоре – вплоть до возникновения мистических ощущений.
Они переживаются как нечто всецело заключенное во внутреннем человека.  Переходя затем в мажоре к интервалу квинты, мы ощущаем в нем нечто окутывающее или обволакивающее – нечто уводящее к той границе между человеческим и космическим, где звучание комического проникает в человеческое, а человеческое томится по космическому и, алкая, устремляется к нему. Тогда именно в музыкальном элементе можно пережить – благодаря той Мистерии, которая разыгрывается в мажоре между интервалами терции и квинты, - как внутреннее человека устремляется к космическому. Кгда удается воспринять звучание космической жизни в диссонансе септимы, причем этот диссонанс септимы возвещает о том, что человек эмоционально может пережить в космосе, находясь на пути к различным духовным регионам. И когда удается прийти к исчезновению диссонанса септимы, от именно благодаря такому исчезновению возникает нечто совершенно определенное – само исчезновение диссонанса септимы приводит к тому, что для музыкального переживания выступает что-то вроде музыкального небосвода.
   И если удастся, как было указано, воспринять в мажоре приглушенное минорное преживание (диссонанс септимы), а затем в исчезновении этого диссонанса (в этом преобразовании диссонанса септимы в нечто монолитное, отчасти гармоническое, отчасти консонантное ввиду исчезновения) изыскать возможность в интенсивном миноре выйти за пределы диссонанса септимы, за пределы этого почти гармонического исчезновения диссонансов септим, если суметь вернуться в миноре к интервалу квинты и, исходя из него, пронизать интервал квинты минорным интервалом терции, то на этом пути  подготавливается переживание – музыкальное переживание – Инкарнации, и именно Инкарнации Христа.
   Вживаясь в космическое чувство по отношению ко всего лишь кажущемуся диссонирующим интервалу септимы, который трансформируется в своего рода небосвод (сама октава как бы находится на заднем плане, хотя это и не совсем точно), человек затем возвращается указанным образом назад и убеждается, что в консолидирующей терции в миноре в виде зародыша заложена возможность явить на музыкальном уровне Инкарнацию. Тогда при повторном возвращении к мажору из этого музыкального формообразования – чисто музыкального, составленного исключительно из игры звуков – прозвучит Христово «Аллилуйя». И тогда в самом сочетании звуком для музыкального восприятия будет чудесным образом непосредственно явлено сверхчувственное.
   Импульс Христа может быть обретен в сфере музыки. А то претворение симфонического в совсем уже не музыкальный элемент, которое встречается у Бетховена [по всей видимости имеется в виду ода Шиллера «К радости» в финале Девятой симфонии Бетховена], может снова быть приведено к поистине космическому господству этого музыкального элемента. Это пытался – в противовес определенной узости или, если можно так выразиться, определенной профессиональной ограниченности – осуществить Брукнер. А насколько ему все же не удалось преодолеть эту ограниченность, видно как раз из его посмертной симфонии [девятая] с ее поразительными достижениями, но вместе с тем с поиском вслепую собственно музыкального элемента; с ее неспособностьюк полноте переживания этого музыкального элемента, доступного только тогда, когда указанным образом движутся в чисто музыкальном и в его пределах находят то сущностное, что способно в звуках чудесным образом воплотить целый мир.
   И если человечество не придет к окончательному упадку, то в грядущем благодаря антропософской инспирации наверняка возникнет то, на что я указываю. И однажды люди придут к тому, - ведь это зависит исключительно от самого человека, - что именно в сфере музыки экзотерически будет явлен Импульс Христа в его истинном облике.

Martinelli:

--- Цитата: Alrock от 15 Дек. 2009, 15:25:49 ---Спасибо за интересную ссылку.

Я так понял этот отрывок из лекции Штейнера, что дело не в том, что восприятие человека со временем так изменится, что Импульс Христа будет явлен в музыкальном, а в том, что еще не написана симфония, в которой экзотерически, т.е. для всех открыто, будет явлен импульс Христа.


--- Конец цитаты ---

Спасибо за цитату. Я пользовался переводом Бондарева, думаю там все понятно...
В принципе творческие личности уже живут в импульсах будущего...
Проблема о несовместимости времени в том, что в нынешнюю эпоху слушатели (то-есть мы сами) не доросли до восприятия того, что заложенно у гениев уже сейчас...
Конечно в будущем, когда посвящение станет фактором цивилизации, это будет заметнее...

У того-же М.Казиника есть много указаний на Импульс Христа в музыке.
(К стати он хорошо знаком с Антропософией и проводит музыкальную терапию в Швеции и Украине)

happy:
В антропософском наследии говорится, что Архангела можно представить себе как существо, способное жить в музыке людей. Моя формулировка имеет риск быть неточными - однако, отфильтровав систематическую ошибку, можно убедиться, что Старшие братья человека селятся там, где есть гармония или, хотя бы, тяга к гармонии.

Можно увидеть чудо, когда люди сознательно слушают музыканта, вкладывающего душу в свою музыку. Чем это не богослужение? - самое настоящее богослужение. Даже литургический стиль не обязателен. Важно сознательное восприятие музыки. Оно до определенной глубины как правило разное. Люди разные - отсюда и восприятие окажется различным.

Любопыно, что происходит после достижения названной глубины. Тут обнаруживается собственно человеческое или - что куда точнее передаст суть -  Христово. Христианская жизнь отдельно взятого человека начинается, по моему убеждению, с этого. Музыка может помочь найти дорогу к этой глубине. Совсем не обязательно путем передачи состояния смятения или покоя души. Даже музыкальные "пейзажи", звучащие от глубины это могут сделать.

Martinelli:

--- Цитата: happy от 16 Дек. 2009, 07:52:15 ---

Можно увидеть чудо, когда люди сознательно слушают музыканта, вкладывающего душу в свою музыку. Чем это не богослужение? - самое настоящее богослужение. Даже литургический стиль не обязателен. Важно сознательное восприятие музыки. Оно до определенной глубины как правило разное. Люди разные - отсюда и восприятие окажется различным.

Любопыно, что происходит после достижения названной глубины. Тут обнаруживается собственно человеческое или - что куда точнее передаст суть -  Христово. Христианская жизнь отдельно взятого человека начинается, по моему убеждению, с этого. Музыка может помочь найти дорогу к этой глубине. Совсем не обязательно путем передачи состояния смятения или покоя души. Даже музыкальные "пейзажи", звучащие от глубины это могут сделать.

--- Конец цитаты ---

Хороший краткий экскурс в суть музыки...
Сознательное восприятие музыки предполагает развитое чувство и в каком-то смысле даже инспиративное сознание.
Хотя мощь истинного творческва может и пленить аборигена, все таки в эпоху души сознательной это больше зависит от духовного роста слушающего.
Но надо иметь ввиду, что не вся музыка исходит из сферы Архангелов, есть и участие существ другого рода (я не говорю о репе, метале и др.). Даже в так называемой классической музыке много вещей, которые довольно сомнительные и не ведут людей в 6-ую эпоху...
Поэтому чтобы "читать" музыку, а не только наслаждаться "формой букв", предполагается развитие восприятия.

happy:

--- Цитата: Martinelli от 16 Дек. 2009, 10:11:45 ---Сознательное восприятие музыки предполагает развитое чувство и в каком-то смысле даже инспиративное сознание.
Хотя мощь истинного творческва может и пленить аборигена, все таки в эпоху души сознательной это больше зависит от духовного роста слушающего.
Но надо иметь ввиду, что не вся музыка исходит из сферы Архангелов, есть и участие существ другого рода (я не говорю о репе, метале и др.). Даже в так называемой классической музыке много вещей, которые довольно сомнительные и не ведут людей в 6-ую эпоху...
Поэтому чтобы "читать" музыку, а не только наслаждаться "формой букв", предполагается развитие восприятия.
--- Конец цитаты ---
Конечно, инспиративное сознание открывает нам музыку как Музыку. Иначе это будут звуки му, не более.
Инспирация характерна тем, что символы - а гармонические созвучия являются именно символами - начинают говорить нам,  как бы представляясь нам по имени. Они называют себя, обращаясь к человеку. В своих именах они раскрывают свою связь со Вселенной. Того же желают они услышать в ответ от человека - озвучь, каким образом ты связан со всей Вселенной.

Когда в композиции звук будто уходит внутрь [size=6pt]- в виде эдакой микропаузы - возникает ощущение, что он уходит внутрь "Я" в поисках ответа, как же представиться этим вопрошающим существам. Внутри Солнца - пустота, внутри "Я" также пустота, содержательным смыслом звучащая.

Гармонические созвучия это след пера, которым Светила пишут ноты. Делать их явными для мира подобно распусканию листьев на деревьях по весне. Светила пишут музыку зимой, когда мы забираемся погреться внутрь Солнца. А летом любви мы их музыку слушаем, слушаем в той мере, как способны назвать себя перед их лицом. А осенью мы начинаем понимать...   [/size]

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии