Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
Управление образования и молодёжной политики Администрации города Смоленска
ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»
ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»
ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
МБОУ СОШ №2 города Смоленска
23 апреля 2014 года
I-я Международная научно-практическая конференция
«Особые дети – особая педагогика:
Проблемы развития, воспитания и социализации
в контексте вызовов современного образования»
Проблемное поле конференцииНаправления работы конференции определяются, с одной стороны, фактом нарас-тания количества детей, которые становятся проблемными по самым разным причинам, но оказываются в обычных детских садах, школах, колледжах. С другой стороны, общество всё больше пробуждается к тому, чтобы реализовывать инклюзивное образование лиц с ограни-ченными возможностями здоровья. Таким образом, возникает парадоксальная ситуация, ко-гда обычные образовательные организации «дрейфуют» в сторону необходимости осуществ-ления «лечебной педагогики».
Соответственно работа конференции будет осуществляться по двум направлениям:
1. Психолого-педагогические аспекты помощи проблемным детям
в условиях общеобразовательных детских садов и школ Сегодняшняя реальность такова, что в общеобразовательные детские сады и школы всё больше приходит детей как с выраженными диагнозами (гиперактивность, синдром де-фицита внимания, дислексия (легастения), детский аутизм, логопедические проблемы и проч.), так в и «пограничных состояниях». Таким образом, последние десятилетия современ-ный мир через вступающих в него всё более и более необычных детей ставит перед нами новые задачи, делает новые вы¬зовы. Прежние способы познания и помощи проблемным де-тям оказываются недостаточными. Поэтому стоит реальная и трудная задача поиска новых путей помощи проблемным детям в условиях общеобразовательных школ и детских садов.
2. Инклюзивное образование для людей с ограниченными возможностями здоровья
и пути их социализацииБлагодаря инициативе и самоотверженности отдельных индивидуальностей, особен-но начиная со второй половины XX века, ситуация с людьми с ограниченными возможностями здоровья стала радикально меняться как в общественном сознании, так и на уровне практических действий. В том числе, и на уровне государственных структур. Тем не менее, в нашей стране требуется приложить ещё немало усилий, чтобы попытки самых разнообразных способов включения людей с ограниченными возможностями здоровья в различные формы социальной жизни нашли и понимание, и реальную поддержку. Конкретика каждого шага в этом направлении актуальна, как нигде больше.
Структура конференции:На базе МБОУ СОШ №2 города Смоленска
10.00.-10.10. – «Особые дети – особая педагогика: Вступительное слово на открытие конференции» – В. А. Пегов.
10.10.-13.00. – Доклады-презентации (по секциям)
13.00.-14.00. – Перерыв (обед).
На базе ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» и МБОУ СОШ №2 города Смоленска14.00.-16.00. – Мастер-классы: Возможные ответы на современные вызовы.
16.00.-16.15. – Перерыв.
16.15.-17.00. – Круглый стол: ответы и обсуждение возникших вопросов.
Доклады, мастер-классы и ведущие:1. Психолого-педагогические аспекты помощи проблемным детям
в условиях общеобразовательных детских садов и школСекция 1. Проблемные дети в условиях общеобразовательных детских садов и школ.Особые дети – особая педагогика: Вступительное слово.
Пегов Владимир Анатольевич (Россия), ФБГОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», заместитель директора по научно-методической работе МБОУ СОШ №2 города Смоленска, доцент, кандидат педагогических наук.
Развитие основных психических функций детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью посредством активного музицирования.
Лескова Юлия Леонидовна (Россия), педагог-психолог высшей категории, учитель му-зыки высшей категории, музыкальный терапевт.
Власова Алла Александровна (Россия), учитель музыки высшей категории, специалист по раскрытию голоса.
Арттерапия как средство поиска душевной гармонии.
Терехова Елена Ивановна (Россия), врач, арттерапевт, учитель биологии и химии МБОУ СОШ №2 города Смоленска, преподаватель на различных лечебно-педагогических семинарах.
Дети с интеллектуальными нарушениями в образовательном пространстве мас-совой школы.
Крылова Елена Викторовна (Россия), ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии.
Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, в условиях инклюзивного образования.
Крылова Елена Викторовна (Россия), ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии.
Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования.
Щедрова Елена Анатольевна (Россия), CОГБОУ «Центр диагностики и консультиро-вания», учитель-дефектолог высшей категории, методист высшей категории ОМППС (Обла-стной методической психолого-педагогической службы).
Расстройства аутистического спектра у детей в дошкольных и общеобразова-тельных учреждениях: особенности взаимодействия.
Котиленков Николай Николаевич (Россия), канд. мед. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета, врач-психотерапевт, психолог МБОУ СОШ №2 города Смоленска.
2. Инклюзивное образование для людей с ограниченными возможностями здоровья
и пути их социализацииСекция 2. Аспекты социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ
Вступительное слово – представитель Департамента Смоленской области по об-разованию, науке и делам молодежи.Организация доступной образовательной среды: проблемы и перспективы:
Полторацкая Нина Леоновна (Россия), директор ОГБОУ СПО «Смоленский педаго-гический колледж», канд. пед. наук.
Инновационные социально-педагогическое проекты как средство успешной со-циализации лиц с ОВЗ.
Репина Галина Анатольевна (Россия), зам. директора ОГБОУ СПО «Смоленский пе-дагогический колледж», канд. пед. наук, доцент, руководитель центра «Оберег».
Назарова Анастасия Игоревна (Россия), канд. пед. наук, волонтер центра «Оберег».
Андреева Наталья Юрьевна (Россия), психолог, волонтер центра «Оберег».
Инструментарий адаптации профессиональных образовательных программ для лиц с ОВЗ.
Клюшина Валентина Викторовна (Россия), магистрант, зав. отделением ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж», методист центра «Оберег».
Мартынов Николай Владимирович (Россия), канд. биол. наук, зав. отделением ОГ-БОУ СПО «Смоленский педагогический колледж», преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла в группах лиц с ОВЗ.
Пугачёва Елена Александровна (Россия), преподаватель дисциплин профессионально-го цикла в группах лиц с ОВЗ ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж».
Динамика виктимологических типов поведения и видов генограмм общения у лиц с ОВЗ.
Элькинд Григорий Витальевич (Россия), аспирант ФГБОУ ВПО «Смоленский госу-дарственный университет», педагог-психолог центра «Оберег».
Направления кондуктивного сопровождения лиц с ОВЗ.
Шкуричева Елена Ивановна (Россия), преподаватель ОГБОУ СПО «Смоленский педа-гогический колледж», куратор-воспитатель центра «Оберег»
Бинарный мастер-класс: демонстрация общих и профессиональных компетенций обучающихся с ОВЗ.
Мастера: Репина Галина Анатольевна, Пугачева Елена Александровна, целевая ауди-тория – гр. 2.601 и группа 1.601.
Секция 3. Семейный аспект в освоении культурных ценностей в контексте реа-лизации парадигмы тотальной инклюзииАктуальность институционализации родительской заботы как культурно-педагогического феномена.
Соловьёва Наталья Сергеевна (Россия), преподаватель ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж», куратор Смоленского отделения Общественного движения «Родительская забота».
Взаимодействие семьи и образовательных организаций в создании условий для реализации поля родительской заботы и освоения культурных ценностей лицами с ОВЗ.
Гришко Ирина Викторовна (Россия), преподаватель ОГБОУ СПО «Смоленский педа-гогический колледж».
Безверхая Елена Александровна (Россия), преподаватель ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж».
Фадеева Оксана Петровна, Зотова Наталья Анатольевна (Россия), родители обу-чающихся групп с ОВЗ.
Другой как ценность в современной культуре и системообразующий элемент со-циально-педагогического взаимодействия.
Ковалёва Ирина Геннадьевна (Россия), преподаватель ОГБОУ СПО «Смоленский пе-дагогический колледж», социальный педагог.
Мастер-класс: пропедевтика формирования общекультурных компетенций обучаю-щихся как движущая сила проявления и восприятия инклюзивно ориентированной родительской заботы.
Мастер: Соловьёва Наталья Сергеевна.
Целевая аудитория – обучающиеся различных групп колледжа и их родители.
Секция 4. Практический опыт социализации людей с ОВЗОпыт работы Центра социальной реабилитации «Турмалин» и Центра социаль-ной и трудовой реабилитации «Социальная деревня “Чистые ключи”»
Ван дер Плаат Ремко (Голландия), председатель Благотворительного фонда развития лечебной педагогики и социальной терапии «Лемниската», руководитель и преподаватель лечебно-педагогического семинара им. Иты Вегманн (г. Москва).
Левина Зинаида Марковна (Россия), руководитель и преподаватель лечебно-педагогического семинара им. Иты Вегманн (г. Москва).
По материалам конференции планируется издание сборника.
Материалы следует представить
до 18 марта 2014 г. на электронный адрес: beg@land.ru с пометкой (темой) «Статья для конференции».
Требования к оформлению материала:
1. Объём материала – до 6 страниц машинописного текста, включая библиографию, таблицы и рисунки.
2. Используемый текстовой редактор – Word 2000/2007.
3. Поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 2,0 см.
4. Тип шрифта: Times New Roman, 15 pt.
5. Межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине страницы, без переноса слов.
6. Абзац – отступ 1,25 см.
7. Название статьи – заглавными буквами (Times New Roman, 15 pt, полужирный с выравниванием по центру).
8. Через одну строку – фамилии авторов и название организации (Times New Roman, 15 pt, курсив с выравниванием по центру).
Содержание статей должно в полной мере соответствовать проблемному полю конференции (см. первую страницу). Оргкомитет оставляет за собой право отклонять статьи, не отвечающие заявленным требованиям.
Стоимость одного сборника – 100 руб. Сборник можно будет приобрести во время проведения конференции. Иные условия приобретения и оплаты сборника отдельно оговариваются с редактором сборника Пеговым Владимиром Анатольевичем (
beg@land.ru).
Организационные вопросы:1. Секции конференции проводятся по адресу: Смоленск, ул. Неверовского, 11. МБОУ СОШ №2, актовый зал. Начало конференции – 10.00.
2. Мастер-классы и итоговый круглый стол проводятся на базе ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»: Смоленск, ул. Раевского, 2, ауд. 11. Начало мастер-классов – 14.00.
3. Регистрация участников конференции начнётся
с 09.30.4. Участники конференции могут пообедать в столовой школы №2.
Стоимость обеда – 20-25 руб. Для этого нужно сделать предварительную заявку по тел.: 32-05-38
до 17.00. 17 апреля!5.
По окончанию конференции участники получат сертификат об участии.