Так получается, что не имея возможности познания в сверчувственной области мы вообще не можем познать истины?
Я думаю, эта возможность была, есть и будет всегда. Ведь мы несём внутри себя душу и дух и именно благодаря им имеем возможность вступать во взаимодействие с тонкими планами, познавать их. Другое дело, что возможность эта может
притупляться в зависимости от доминирующего фокуса и интенсивности развития нашего сознания, направленного либо вверх, либо вниз. Именно потому, что сознание людей преимущественно в ходе тысячелетий было ориентировано на материальность, у нас и возникла гиперрассудочность, гиперинтеллектуальность, а сверхчувственные формы восприятия и познания почти угасли.
Но ведь есть еще чувство истины. Разве ориентируясь на это чувство мы не можем отличить истину от неистины?
Ориентироваться можем и как раз именно потому, что несём в себе душу и дух. Но, с моей точки зрения, такой подход правомерен лишь на начальном этапе духопознания, на этапе духовного самоопределения, так сказать. В дальнейшем же необходимо это чувство истины всё больше подкреплять осознанием, покоящимся как на понимании, так и, самое главное, на
реальном практическом познании. Ведь любое наше чувство истины всегда будет весьма субъективным, до тех пор, пока объект познания, раскрывающийся нам через это чувство, не будет нами лично проверен на практике, на опыте. Пока же практикой (предполагающей разностороннее, беспристрастное, объективное испытание исследуемого вопроса) что-либо не подтверждено, то к "чувству истины", переживаемому нами, находящимися облачёнными в ограниченную физическую телесность, могут примешиваться не осознаваемые нами разнообразные влияния тонких сущностей, в том числе люциферического и ариманического толка. И если нет реального знания, умения точно отличать, кто и почему через тебя сейчас проявляется, истину осознать не удастся. И методологию одного из направлений этого пути проверки своих познаний на истинность дал, в частности, Рудольф Штайнер в книгах "Как достигнуть познания высших миров", "Ступени высшего познания" и пр., объяснив основные принципы отделения субъективного от объективного, иллюзорного от реального. Да и не только Р.Ш., но многие духовные учителя давали это. Из самых базовых элементов можно выделить, например, необходимость бесстрастности в познании и жизни, избавление от эгоизма, уравновешивание всех форм осознания и деятельности (мышление, чувствование, воление), интеграция знаний и качеств с переходом количества в качество, развитие в себе чистой любви к Богу и Божественному Творению.