Уже несколько раз читал эти лекции, но анонс Владимира (администратора) заставил сделать это еще раз. И не зря!
Сначала я покажу некоторые параллели этих лекций с Алисой Бейли и другими авторами нью-эйджа. Штейнер соотносит три "органа" души с тремя основными цветами: душу ощущающую - с красным и желтым, душу рассудочную - с зеленым, душу сознательную - с синим. Акцент на душе ощущающей он показывает в итальянской и испанской народных Душах. Читаем у Бейли в книге "Судьба наций": Лучи Души испанцев и итальянцев одинаковые - т.н. 6 Луч идеализма и преданности; у других авторов нью-эйджа это РУБИНОВО-ЗОЛОТОЙ Луч. Далее Штейнер переходит к "зеленой" душе характера у французов. У Бейли Луч Души французов - 5-ый, в нью-эйдже изумрудный. Далее синяя Душа сознательная Штейнером отмечается у британцев. У Бейли - Луч Души британцев 2-й, должен быть золотистым, а вот Луч Личности 1-й, синий. В чем причина возникшего в примере с британцами различия?
Ответ придет с пониманием того, что такое Луч Души. Анализ показывает, что это характеристика РЕЧИ и речевого аппарата, отличного у каждой нации. и за этим отличием одной нации от другой стоят Духи Речи. А вот у британцев Штейнер разглядел "Луч Личности", качество национального мышления и идеологии, за которым стоит уже Дух Мышления.
Говорит в лекции Штейнер и о душе германцев как о синтетической по отношению к трем "органам". А у Бейли Луч германской Души 4-ый с кристально прозрачным цветом! Причем для 4-го луча характерна как борьба, так и способность к психическому развитию, развитию психического восприятия, психических сил. В русской Душе Штейнер увидел религиозное и молитвенное начало. Бейли указывает на луч русской Души как 7-й фиолетовый, имеющий отношение к ритуалам и церемониям, к строительству храмов; и Луч Личности 6-й рубиновый, имеющий отношение к религиозному поклонению, фанатизму, идеализму и преданности. Поэтому в отношении русской Души трудно понять, имел ли ввиду Штейнер Духа Речи или Духа Мышления. Впрочем, из других лекций можно добыть такие сведения, которые склонят в пользу Духа Речи, которым Штейнер был просто очарован.
Кстаи, две опубликованные лекции из 64 тома убедили меня, что действительно происходит развитие от народной Души к народному Духу (Штейнер показывает это на примере германцев). Народная Душа имеет дело с массами людей, она живет в их елах, когда отдельный человек приходит в воплощение.
"Отличительным свойством Народных Душ, составляющих основу египетско-вавилонской-ассирийско-халдейской жизни является то, что эти Души в высокой степени, - в наибольшей степени это имело место только в азиатской и африканской народной жизни, - что эти души вели собственную жизнь, так что можно сказать, что эти Народные Души мало отдавали себя в распоряжение отдельных, индивидуальных человеческих душ. Индивидуальные, отдельные души людей, ведя свою телесную жизнь, при некотором растворении индивидуальности идентифицировали себя с тем, чем была Народная Душа. В том, что совершали люди, гораздо больше изживалась Народная Душа, нежели изживался отдельный человек. Этим обусловливалось своеобразие египетской и халдео-вавилоно-ассирийской культуры.
Внутренний прогресс человечества состоял в том, что в ходе времени на место действия египетских и халдейских Народных Душ вступили греческие и римские Народные Души. Эти греческие и римские Народные Души отличались от египетских и халдейских тем, что они в меньшей степени были заняты самими собой, что они с любовью отдавали себя в распоряжение человеческой индивидуальности. Так в эллинизме впервые забрезжило то, что можно характеризовать как сохранение, закрепление человеческой индивидуальности, даже если последняя погружалась в лоно Народной Души; результатом этого особенного отношения отдельной души к Народной Душе явилось всё то, что греческая Народная Душа пробудила как величие искусства, величие поэзии и философии."
У нас давно уже ведется дискуссия о том, в чем разница между Душой и Духом народа. Я пришел к выводу, что под Душой народа подразумевается Дух Речи, стоящий за физическими особенностями нации, тогда как народным Духом является народный Архангел, который обращается к индивидуальностям, заслуживающим его внимания.
И еще, кто-то спрашивал меня, где Штейнер указывал на пользу изоляции для России? Так вот это здесь в 64 томе:
Если она обращается на внешнее, то проявляется так, как если бы она совершала нечто противоположное тому, что ей, в сущности, подобает. Из GA 64 "Из судьбоносного времени" Лекция 4, Берлин 27 ноября 1914 г.
Хочу порассуждать еще вот о чем в 64 томе: Штейнер говорит, что народы юга Европы впитали в себя египетско-халдейские влияния души чувствительной. При этом он называет Рим и Грецию. Кт же из них брал больше от Египта, а кто от Вавилона? Римская религия была заложена пелазгами, причем в римской религии можно проследить очень и очень много сугубо индоарийских традиций в почти неизменившемся виде. Это заставляет, как ни странно, указывать на Рим как приемника Вавилона. К тому же нельзя отметить и то, что Рим развил законы, которые были характерны и для цивилизации Междуречья.
Греки же возводят к египтянам свою письменность, а также астрономия пришла в Грецию из Египта.
Южная Европа с ее душой чувствительной и христианство воспринимала с "египетскими оттенками", как порождение Изиды с младенцем - важнейшим элементом восточной церкви. Западная церковь развивала христианство как адвокат, как юрист, рассуждая о вине за грех/преступление и способах искупления вины. Душа чувствительная обращалась к астральному миру, тогда как Душа рассудочная в Центральной и Северной Европе жила Душой рассудочной, имеющей дело с эфирным. Потому о северных посвященных Штейнер написал как о лемурийских Вотане-Вилли-Ве. На севере почитали Бальдура - олицетворение золотого света эфирной мудрости. И Христа в свете северных традиций легче воспринять как воскресшего Бальдура, как Духа Мудрости.
Так или иначе, душа рассудочная порождает отдельные личности, и этот индивидуализм Штейнер преподнес в 64 томе как отличительную особенность германцев.