3. АНТРОПОСОФИЯ.
Харри Сальман
ВНУТРЕННЕЕ СОЛНЦЕ
…После смерти мы предстаем перед Христом лицом к лицу; Oн дает нам возможность в течение примерно трех дней обозревать панораму нашей жизни; затем он с любовью показывает нам то, как мы можем содействовать компенсации содеянного нами. Рудольф Штейнер замечает, что Христос не интересуется нашими прегрешениями. Его интересуют наши деяния, совершенные по любви.
…Христос, который предстает перед нами и пробуждает человеческую совесть. Он обращает внимание на то, чтобы добро, совершенное для того, чтобы привести в равновесие нашу судьбу во время земной жизни, пошло во благо как можно большему количеству людей… Это может быть названо "умножением добрых сил", аналогично чуду умножения хлебов и рыб, которое совершил Христос вблизи Галилейского моря.
… Что человек носит в себе, как некое световое существо высшее "Я", которое является его космическим прообразом. Этот прообраз вступает в физическое тело после зачатия и оставляет физическое тело в момент смерти. Если это световое существо после смерти является перед нами, оно освещает нравственное качество наших деяний. Совесть, которую во время жизни мы слышим как внутренний голос, говорит с нами после смерти извне, от нашего космического прообраза, он приводит нас к оценке нашей жизни, причем масштабом тут является любовь…
…Он проверяет нашу любовь к ближнему и призывает нас претворить свои пороки в добродетели…
…Такие встречи происходят на бессознательном уровне каждую ночь во время сна и точно так же в духовном мире в жизни после смерти.
…Тайна этих новых сил заключена по всей вероятности в том, что человек учится рассматривать свою жизнь глазами совести. Если мы смотрим на себя именно так, тогда и Христос смотрит на нас и может совершать для нас деяния исцеления и духовного преображения.
…Кто в состоянии преобразить порок в добродетель, перестает давать пищу двойнику, который скрывается за нашими пороками. Двойник может быть шаг за шагом преобразован, а там, где это невозможно, он должен быть скован.
Антропософия самым непосредственным образом связана с Явлением Христа в эфирном мире. Она должна подготавливать человечество к этому Событию и раскрывать сознание для новой Его деятельности. С 1910 г. Рудольф Штейнер путешествовал по Европе с Севeра на Юг, чтобы распространить это известие о Новом Пришествии Христа, которое началось в тридцатые годы (XX в.) и будет продолжаться в течение около 2500 лет. Одновременно он говорил и о том, что задача по поддержке этого события возложена в первую очередь на Бодисатву-Мантрейю. На протяжении пяти тысяч лет из круга двенадцати высоких существ, в центре которого стоит Христос, подготавливался новый Бодисатва, который должен достичь ранга Будды. После того, как Сиддхартха Гаутама в V в. до P.Х. достиг в Индии ступни Будды, новый Мантрейя-Бодисатва, - по Рудольфу Штейнеру, - воплощается каждое столетие. Как последний Будда был Учителем сострадания, так новый Будда станет Учителем добра, посредством высказанного слова. Как Учитель Христова Импульса он будет распространять среди людей моральные импульсы, исходящие от Христа.
Эта Премудрость является в человеческом сознании в трех аспектах.
- Сначала она проявляется как обобщение древней мудрости и древних спиритуальных традиций;
- во-вторых, как пробуждение любви и силы воскресения в душе. Это может вести к полному преображению души и установлению связи с внутренним Солнцем в сердце.
- Наконец, Премудрость проявляется как внутренняя связь с духовным миром, так что человек имеет доступ к нему и может совместно с другими применить в повседневной жизни свои духовные силы, как практическим образом, так и в качестве исцеляющего начала. Такова современная духовность антропософии, если ее сформулировать кратко.
В переживании близости смерти сам Христос может являться в свете космического прообраза человека и вести к ретроспективному просмотру собственной жизни, при котором совесть выносит суждения.
…Встречи с нашим космическим прообразом происходят на различных уровнях и с различной интенсивностью, иногда во время размышления или медитации, иногда они вызываются глубоко впечатляющей встречей между людьми, и, в особых случаях, из-за близости смерти. Также это происходит в состоянии сна и после смерти. Каким бы образом это не происходило, мы вступаем в духовный мир на короткое или на длительное время и смотрим на наши отношения к другим людям. С новыми силами мы можем тогда возвратиться в физический мир.
Особенно для переживаний при приближении смерти, но и в случае иных встреч с нашим прообразом актуально следующее:
• наша совесть укрепляется;
• мы получаем утешение и воодушевляемся для новых дел;
• мы хотим осуществить веления любви;
• мы чувствуем себя вновь оживленными в эфирном теле;
• мы можем развить новое ясновидение, которое позволяет нам познавать то, что мы причиняем другим людям и что поможет нам компенсировать наши кармические отношения.
Тайна этих новых сил заключена по всей вероятности в том, что человек учится рассматривать свою жизнь глазами совести. Если мы смотрим на себя именно так, тогда и Христос смотрит на нас и может совершать для нас деяния исцеления и духовного преображения
Наша жизнь будет тогда направляться новым сознанием, которое в будущем станет развиваться все дальше. Это новое сознание на мой взгляд можно было бы дифференцировать следующим образом:
• Сознание жизни
Современному человеку надо установить правильное отношение к своему телу и к Земле в целом. В продуктах питания содержится все меньше питательных веществ, поэтому человек теряет свою жизнеспособность и свой иммунитет. Отравление Земли15 сильно активизирует процессы умирания в человеке. Новое сознание Земли, пищи, жизни как таковой, то есть сознание тела и его природных энергий, позволяет вновь восстановить наше здоровье и установить правильное отношение к матери-Земле.
• Сознание души.
Заботой о душе пренебрегают, тогда как такие психические заболевания как депрессивные состояния и внутреннее беспокойство эпидемически возрастают. В нашей культуре доминируют агрессивные мужские силы, они разрушают женственность. Интеллектуальные способности и волевые импульсы оцениваются высоко, в то время как мир эмоций терпит ущерб. Новое сознание может привести к согласиию наше мышление, чувство и волю, гармонизировать мужские и женские аспекты души, открыть доступ к моральным и духовным силам нашего "Я" и, благодаря этому, высвободить целебные силы. Особые упражнения позволяющие неустанно и непрерывно учиться у жизни могут оказать поддержку при этом. Основой для этого нового, свободного сознания является полностью свободное, независимое суждение в любой ситуации жизни.
• Сознание о других людях.
Все чаще общение людей рассматривается с точки зрения извлечения выгоды. Вопрос о том, кем является другой человек, и что он или она действительно хочет от меня остается зачастую без внимания. Тем не менее, другой человек хочет узнать обо мне, так что при любом глубоком общении с другим человеком раскрывается внутреннее существо этого другого человека и, равным образом, мое собственное. Благодаря другому человеку я могу приблизиться к своему собственному высшему "Я". Любая истинная встреча вводит нас в духовный мир и связывает нас снова с нашим космическим прообразом, подобно тому, как это происходит во время сна или после смерти. В духовное пространство, которое возникает в результате такой встречи могут тогда втекать целебные силы из эфирного мира.
• Сознание сил сердца.
Наша современная культура убивает силы сердца и препятствует человеку сделать свое внутреннее Солнце видимым. Однако эти силы таковы, что именно благодаря им, мы могли бы построить новую культуру, открытую для инспираций из духовного мира, и снова делающую доступной для Земли мудрость этого духовного мира. Если сердце чисто, из него струится всеохватывающая любовь, которая распространяет в мире вокруг нас исцелящюе воздействие. Это Рудольф Штейнер описывает как "гигиенический оккультизм", благодаря которому мы имеем возможность связать наши собственные жизненные силы с силами Христа и исцелять с их помощью.
• Сознание мира.
Малые и большие социальные группы, в которых мы находимся, становятся все более хаотичекими. Современная жизнь становится порой невыносимой. Новое социальное сознание передает человеку ответственность за общество в целом. Кроме того, мировое сознание создает новые возможности для высвобождения культуры, демократизации социальных отношений и осуществления братской экономики. Для этого необходимо сознание, охватывающее все человечество.
• Сознание судьбы.
По мере возрастания хаоса в социальных отношениях люди утрачивают сознание упорядочивающей власти судьбы, которая может соединять их друг с другом так, что они оказываются в состоянии выполнить задачи, поставленные перед их рождением. Новое осознание судьбы делает возможным, чтобы мы благодаря вопросам другого человека, благодаря общению с другими лучше придерживались нити нашей собственной жизни и сообща работали над соответствующими жизненными проблемами. При этом надо учитывать, что не все из того, с чем мы встречаемся в жизни, предопределено, что судьба не принуждает нас совершать определенные поступки. Мы свободны делать то, что кажется нам уместным.
• Апокалиптическое сознание.
В XX в. силы света и тьмы как в нас самих, так и в нашем социальном мире становятся видимыми. Теперь недостаточно иметь добрые намерения. Мы должны направлять все больше внимания на то, что мы делаем и на основании какого мотива, на то, что происходит в обществе вокруг нас. Новое апокалиптическое сознание дает нам возможность работать над теневой стороной нашего существа, по деловому вмешиваться там, где это необходимо, и открывать доступ к нам самим и нашему социальному миру тем добрым существам духовного мира, которые хотят помочь человечеству.
Это новое семиричное сознание ведет к спиритуальным действиям. Это "михаэлическое" сознание, которое сочетает нас с нашей внутренней Премудростью, с Софией в нашей душе. Антропософия, которую Рудольфу Штейнеру удалось…, является Представительницей этого сознания нашего истинного человеческого бытия. Эта Премудрость - дар высокого ангелического Существа Софии из иерархии Господств, Духов Мудрости. В эзотерическом христианстве София является символическим именем чистой человеческой души, которая может воспринять Божественную Мудрость. Если эта Премудрость начнет действовать в человеческой душе, София преобразится в Анропософию, в сознание нашего истинно человеческого бытия. В своих трудах Рудольф Штейнер смог … приоткрыть то спиритуальное познание, которое он хотел даровать человечеству. Потребуется еще много столетий, пока будущая культура человечества сможет реализовать полностью эти инспирации в своей жизни.
Это новое михаэлическое сознание, развившееся в течение первого столетия современной спиритуальности позволяет нам воспринять семь даров:
• Здоровье
• Единство души
• Контакт с другими
• Исцеление, идущее от сердца
• Справедливость и мир в социальной жизни
• Прозрение судьбы
• Общение с духовными существами
Мне хотелось бы назвать их семью дарами Софии, дарами небесной Премудрости тем людям, которые развили в своей душе семь свойств "михаэлического" сознания. Они будут дополнять семь даров Святого Духа … они являются знамением пробуждения духа:
мудрость,
суждение,
совет,
сила,
духовное познание,
благоговение
знание Божьей Воли.
В дарах Софии мы переживаем свет внутреннего Солнца излучающего силы всеисцеляющей любви. Современная духовность связывает эти силы с Божественным другом человечества, со Христом. В то время когда духи тьмы дают проявиться человеческому двойнику, Христос делает видимым космический образ человека…»