Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015

<< < (7/22) > >>

Галина:
           Природа переживающего восприятия зрения остается незамеченной, если не проводить наблюдений, подобных тем, что содержатся в гетевском учении о цвете.
          Там все родственное цвету пронизано внутренним чувством, выливающимся даже в импульсы воли. Но почему же не замечают наличия внутреннего чувства при зрительном восприятии?


          В сущности мы почти всегда видим предметы так, что вместе с их цветом видим и границы цвета: линии, формы. Но обычно мы, воспринимая одновременно цвет и форму, не обращаем внимания на то, как именно мы воспринимаем. О красном круге мы можем сказать: «Я вижу красный цвет, и еще я вижу форму круга». Но тут смешаны две совершенно разные деятельности. Вследствие собственно деятельности глаза воспринимается вначале только цвет. Форму круга вы увидите, если в своем подсознании воспользуетесь чувством движения и бессознательно произведете в эфирном и астральном телах круговое движение, которое затем поднимается в сознание. И когда то, что воспринято посредством чувства движения, будет познано как круг, оно соединится с воспринятым цветом. Форму круга вы черпаете из вашего тела, призывая на помощь распределенное по всему телу чувство движения. Это выражается в процессе, о котором раньше я уже говорил так: «Человек производит в космосе геометрические формы и затем поднимает их к познанию».
          Современная официальная наука не поднимается до наблюдений столь тонких, чтобы быть в состоянии провести подобное различие между зрением и дающим восприятие формы чувством движения, — она все сваливает в кучу. В будущем, однако, с таким подходом воспитывать будет невозможно. Ибо как можно, воспитывая, обращаться к способности видеть, не зная, что в процессе зрения окольным путем, через чувство движения, в него изливается весь человек? Но здесь мы должны обратить внимание еще и на нечто другое. Что же происходит, когда мы воспринимаем залитые цветом формы? Это чрезвычайно сложный процесс. Вы, как человек, представляете собой единое целое, и благодаря этому то, что воспринимается вами по двум совершенно различным путям — посредством чувства зрения и посредством чувства движения, — вы снова можете объединить в себе. Чтобы продвинуться дальше тупого глядения на красный круг, вы должны с двух различных сторон получить как восприятие красного, так и форму круга. Но вы уже не просто тупо глядите, если воспринимаете в двух аспектах: цвет — зрением, а форму — чувством движения — и, следуя внутренним требованиям жизни, то и другое объединяете в одно. Так возникает суждение. Теперь вы понимаете, что суждение — это живой процесс в вашем собственном теле, протекающий благодаря тому, что чувства представляют вам мир аналитически, расчлененным на части. Расчлененным на двенадцать частей представляет нам наше чувственное восприятие мир, и в своих суждениях вы все связываете воедино, ибо отдельное не желает оставаться обособленным. Форме круга вовсе не нравится оставаться только формой круга, какой она предстала чувству движения, цвету не нравится оставаться лишь таким цветом, каким его воспринял глаз. Вещи подталкивают вас соединить их, и вы внутренне готовы к этому. Таким образом, суждение, как деятельность, является выражением всего человека.
           Нам открывается теперь глубинный смысл нашего отношения к миру. Если бы у нас не было двенадцати чувств, мы тупо глазели бы на окружающее, внутренне не приходя к какому бы то ни было суждению. Но, обладая двенадцатью чувствами, мы обладаем довольно большим числом возможностей соединить разделенное. Например, воспринятое чувством «я» мы можем соединить с воспринятым любым из одиннадцати прочих чувств. Число возможных сочетаний еще увеличится, если взаимодействовать будут три чувства — например, чувство «я», чувство мысли и чувство речи. Теперь мы видим, сколь таинственным образом мы связаны с миром. Посредством двенадцати чувств вещи разлагаются на части, и человек должен снова составлять их. Так приобщает он себя к внутренней жизни вещей. Вам должно быть понятно, как бесконечно важно, чтобы воспитание много и равномерно заботилось о развитии способностей чувственного восприятия; для этого нужно совершенно сознательно и систематически изучить связи между всеми двенадцатью чувствами. (0)

Галина:

Указания по развитию ЧУВСТВА ЗРЕНИЯ.
Обращать внимание ребенка на тонкие оттенки цветов природы с помощью личного примера и интереса
          Гармоничное сочетание цветов в одежде и интерьере
                  Избегать фиксации на деструктивных или «тупых» образах
                          Убрать из окружения кричащие цвета, … мрачное настроение
Не пользоваться до 7 лет телевизором, компьютером, сотовым телефоном… и пр. технологиями с мельтешащим светом экрана. (5)

Чувство зрения — седьмое от начала, и в нем можно видеть нечто, завершающее цикл метаморфоз, через которые проходят первые семь органов чувств, однако в силу другой тенденции, о которой мы уже говорили, зрение вписывается в круг двенадцати восприятий чувств. Открываемое нам предметами через чувство зрения хотя и говорит об их внутреннем, но лишь в той мере, в какой оно заявляет о себе на их поверхности.


Значительно интимнее вводит нас в подосновы вещей чувство тепла.
        Когда мы осязаем предмет, то оказываемое им сопротивление мы переживаем в себе; пробуя что-то, мы также более заняты тем, что происходит в нас, а не вовне. 
       Но взяв в руки горячий или холодный предмет, мы переживаем нечто от его сути. В чувстве зрения от внешнего существа нашим "я" что-то берется вовнутрь и противопоставляется далее остальному, тому, что приходит в данной связи извне. В чувстве тепла посланное внешним внутрь человека заполняет в нем все я-переживание. При этом все внутреннее приобретает свойство внешнего, оставаясь тем не менее внутренним переживанием, в чем, несомненно, можно видеть восхождение предыдущей седмицы чувств к октаве.
Чувство тепла — это чувство жизни, взошедшее на новую ступень, где оно заполняется внешним переживанием. Тогда внешний мир открывается как нечто однородное с внутренним, что и переживается как чувство тепла. (Б)

Галина:
…Теперь мы увидели, насколько поразительно все это: твердое мы воспринимаем с помощью нашего осязания, посредством луковиц (рецепторов), повсюду входящих в кожу; жидкое, водное, мы воспринимаем с помощью чувства вкуса. Газообразное, воздушное, мы воспринимаем посредством луковиц (рецепторов), находящихся в слизистой оболочке носа. Но мы также ощущаем вокруг себя нечто другое, хотя тут ощущение носит более общий характер; это тепло и холод. И подобно тому, как любой из нас, будучи человеком, является частично человеком твердой фракции, частично человеком жидкой фракции и частично человеком воздушной фракции, так же является любой из нас и тепловой фракцией, куском тепла. Причем мы теплее, чем внешний мир…
… отличие теплового органа чувств от других органов чувств состоит именно в том, что этот тепловой орган чувств сам является теплом, тем теплом, которое выделяется другими органами. Мы, будучи людьми, имеем в нас самих фрагмент теплового мира, и этот фрагмент теплового мира воспринимает остальной мир, находящийся вокруг нас. Впрочем, когда мы что-то схватили, горячее или холодное, мы воспринимаем, конечно, только в том месте, за которое схватили. Но если зимой холодно, то мы воспринимаем весь этот холод вокруг нас, каждый из нас как человек является единым органом чувств; это точно так же относится и к летней жаре…
… Тепловых рецепторов тут нет, поскольку тепло воспринимает весь человек в целом. Мы имеем только те рецепторы, которые служат для осязания твердого, для ощущения жидкого, то есть вкусовое чувство, и для ощущения газообразного, то есть для чувства обоняния. Там, где начинается орган теплового чувства, мы уже являемся в высшей степени легкочувствующим существом, а именно мы являемся тепловым фрагментом, который как раз и воспринимает наружное тепло. (З и Б)

Указания по развитию ЧУВСТВА ТЕПЛА
Забота о тепловом организме с помощью одежды, соответствующей возрасту ребенка
            Излучение душевного и духовного тепла
                     Избегать чрезмерного закаливания, жарких помещений, холодной, синтетической одежды
                              Создать условия, что бы вокруг ребенка не было холоднаой, безличностной атмосферы; показной и лживой «сердечности» (5)

Галина:
22 ноября прошел очередной семинар по теме "Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени".
Лекция  «Чувства души: обоняния, вкуса, зрения и тепла» - Райнина Галина Васильевна 
                                                                                             
         Презентация БИОГРАФИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  -  Миненко Татьяна Владимировна

Практика:  «Учение о цвете Гёте (живопись в вальдорфской школе)» - Берилко Наталья Анатольевна 
                                                                                         
         Презентация курса «РИСОВАНИЕ 12 ЗНАКОВ ЗОДИАКА» - Тараха Михаил Владимирович, Санкт-Петербург                                                                                 

            Прафеномен, определённый Гёте: "Свет, видимый сквозь мутную среду кажется нам жёлтым... если же сквозь мутную, освещённую падающим светом среду, будет видна темнота, то нам явится синий цвет"

          Книга Гёте "Учение о цвете". Прочтите те, кому интересно, к семинару 22 ноября "Учение о цвете Гёте (живопись в вальдорфской школе)". Вопросы по семинару вы можете задать в обсуждение http://vk.com/topic-53641698_30835764
Файл И.В. Гёте и его учение о цвете (Часть первая) -..
Polad Bederkhanov
https://vk.com/public53641698?z=photo-53641698_344053056%2Fwall-53641698_91

Татьяна:

     
Биографическое консультирование
             Мир, человечество и отдельный человек стремительно изменяются.
Это можно проследить даже на примере нескольких поколений в одной семье.
Взгляд человека теперь обращен не только на мир, но и на самого себя.
            Одной из наших главных ценностей становится осознание себя, самосознание. В ответ на это за последние сто лет появилась обширнейшая область знаний, направленная на психологическое исследование личности.

Человек все больше становится исследователем самого себя. Кто я? В чем смысл моей жизни? – это вопросы, которые каждый задает себе.
           Биографический метод, основанный на антропософии Рудольфа Штайнера, помогает человеку встретиться с этими вопросами и начать поиск ответов. Биографическое консультирование становится методом  исследования своей жизненной истории, нахождения ее смысла и принятия ответственности за свою биографию...
http://biographicalcounselling.ru/

            Биографическое консультирование проводит Татьяна Владимировна Миненко, социальный работник для педагогов, родителей и друзей вальдорфской школы г. Сочи.
            Биографическое консультирование это возможность каждому из Вас ответтиь на вопросы, которые звучат в душе; подойти к разрешению жизненных ситуаций в Вашей личной биографии. Это станет для Вас открытием творческого потенциала, получением дополнительных жизненных сил и приобретением  гармонии  на каждый день своей жизни.
       Я готова встретиться с Вами в среду и субботу. Часы консультаций 9,30; 11,00; 12,30.
Стоимость консультации - 500 руб.
Консультация проводится в помещении вальдорфской школы  (г. Сочи, район Бытха, ул Земляничная 28-Б), длится один час.
        Связаться со мной можно по телефону 8 928 233 84 94
       

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии