Автор Тема: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015  (Прочитано 64492 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #40 : 05 Янв. 2015, 14:54:09 »
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
       Новогодние чудеса - продолжаются!
Счастливейшая возможность - одна из авторов известной нам книги "РЕБЕНОК" - Михаэла Глеклер с 13 по 15 января проводит встречи в городе РОСТОВ на ДОНУ!
      НЕ надо лететь в ...Швейцарию, не надо ехать в ...Москву: тут, рядом эта возможность предоставлена нам!



Eсть люди, общение с которыми вдохновляет, есть врачи, после простого разговора с которыми становятся легче. Это в полной мере относится к антропософскому врачу, руководителю медицинской секции Гетеанума (Дорнах, Швейцария) Михаэле Глеклер. Приглашаем всех, кому интересны вопросы здоровья, а также личностного и социального развития, на встречи-лекции с Михаэлой Глеклер с 13 по 15 января.
Регистрация на сайте: www.anthropos-psycho.org

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
Семинар для родителей и всех интересующихся.

Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени.


20 Сентября – Понятие «Двенадцать чувств»
18 Октября – Пластицирование (лепка) в учебном плане вальдорфской школы
22 Ноября – Учение о цвете Гёте (живопись в вальдорфской школе)
24 Января – Музыка во втором семилетии (ребёнок от 7 до 14 лет)
21 Февраля – Эвритмия – искусство движения
21 Марта – Речь – Риторика – Логика (развитие речи)
18 Апреля – Социальное искусство

Все занятия планируются по субботам с 10 до 14 часов.
Предусмотрена чайная пауза. Наш адрес: ул. Земляничная д. 28, б
Стоимость одного дня – 500 р. (для семьи - 500 руб.)
По окончании полного курса выдаётся Сертификат.

По всем вопросам обращайтесь, пожалуйста, по телефону: 8-989-75-11-025 после 14 час

            Мы возвращаемся к теме, которая стала ведущей "нитью Ариадны" для слушателей этого семинара - ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ.
            ...человек направляет свои органы чувств на внешний мир; это его задача, для этого он и находится в этом мире. То, что воспринимают органы чувств сами по себе, могут быть лишь наивными, невинными; так воспринимают также и животные, в случае которых нельзя говорить о наличии долга, долженствования или отсутствии его. Но человек должен заходить дальше: он комбинирует то, что видит, что он воспринимает; он комбинирует. Какие обстоятельства возникают при этом комбинировании? На это уже отвечает сегодня физическая наука, но не ученые этой физической науки...(1)

        После переРыва - каникул своеобразных на ПОДГОТОВКУ к РОЖДЕСТВУ, РОЖДЕСТВО, ДВЕНАДЦАТЬ СВЯЩЕННЫХ ДНЕЙ и НОЧЕЙ, БОГОЯВЛЕНИЕ, период ИСКУШЕНИЯ В ПУСТЫНЕ, НАС НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ:
     ....Во-первых, мы имеем четыре чувства: осязание, чувство жизни, чувство движения, чувство равновесия. Они пронизаны по преимуществу деятельной волей, и в спектре этих чувств воля активно живет в восприятии. Постарайтесь почувствовать, как в восприятие движения, даже когда вы выполняете движения стоя на месте, вливается воля! Покоящаяся воля действует даже в восприятии равновесия. Она очень сильна в чувстве жизни и в осязании, ведь, когда вы к чему-нибудь прикасаетесь, происходит взаимодействие между вашей волей и окружающим. Чувство равновесия, чувство движения, чувство жизни и осязание — это собственно волящие восприятия. Осязая, человек внешним образом видит свое собственное движение: например, прикасаясь к чему-нибудь, он производит движение рукой — и так ему открывается, что он обладает этим чувством. Наличие у нас чувства жизни, чувства движения и равновесия не столь очевидно, но они волящие восприятия, и человек спит в них, как он спит в своей воле. В большинстве психологий эти чувства вовсе не рассматриваются, ибо вместе с периферией нашего организма наука погружена в сон и слишком многое уютно просыпает.
          Далее следуют: обоняние, чувство вкуса, зрение и чувство тепла — внешние чувства, которые суть переживающее восприятия. Для наивного сознания наиболее очевидна родственность внутреннему переживанию вкусовых и обонятельных восприятий. То, что эта родственность не столь заметна при зрительных и тепловых восприятиях, имеет свои причины. В отношении восприятия тепла не замечают, что оно весьма родственно внутреннему чувству, и смешивают его с осязанием. Неправильно сопоставляют — и неправильно различают. Осязание гораздо более сродни воле, а чувственное восприятие тепла ближе внутреннему переживанию...
     ...Нам открывается теперь глубинный смысл нашего отношения к миру. Если бы у нас не было двенадцати чувств, мы тупо глазели бы на окружающее, внутренне не приходя к какому бы то ни было суждению. Но, обладая двенадцатью чувствами, мы обладаем довольно большим числом возможностей соединить разделенное.
          Например, воспринятое чувством «я» мы можем соединить с воспринятым любым из одиннадцати прочих чувств. Число возможных сочетаний еще увеличится, если взаимодействовать будут три чувства — например, чувство «я», чувство мысли и чувство речи. Теперь мы видим, сколь таинственным образом мы связаны с миром. Посредством двенадцати чувств вещи разлагаются на части, и человек должен снова составлять их. Так приобщает он себя к внутренней жизни вещей.
         Вам должно быть понятно, как бесконечно важно, чтобы воспитание много и равномерно заботилось о развитии способностей чувственного восприятия; для этого нужно совершенно сознательно и систематически изучить связи между всеми двенадцатью чувствами.
           Обратим внимание также и на то, что чувство «я», чувство мысли, слух и чувство речи суть скорее познающие восприятия, — воля в них именно спит, действительно спит, вибрируя вместе с познавательной деятельностью.
 (2)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #42 : 23 Янв. 2015, 06:15:58 »
     Предлагая Вашему вниманию это своеобразное исследование, или путешествие в мире чувств, мы рассматриваем  литературу по основным вопросам темы. Не буду перемежать текст названиями, а лишь только стану вставлять номер ссылки на автора и название.
0.Рудольф Штейнер Мистериальные истины и импульс Рождества. 6 лекция. GA 180
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/180.doc
1.Рудольф Штейнер Человек как организм чувств. глава 2. (АНТРОПОСОФИЯ GA 45) http://predela.net/cat/Ga_Rus/045.pdf
2.Рудольф Штейнер Общее учение о человеке как основа педагогики. Глава 8. Из GA 293 http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Ga_Rus
3.Бондарев Г.А. 12 чувств (Триединый человек) http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books
4.Тыугу А. Чувство жизни, радость жизни и смысл жизни http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=2311
5.Глеклер М. (совместно с Лангхаммер С., Вихерт К.) - Воспитание и здоровье 
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books
6.В. Гебель Глеклер М. РЕБЕНОК (в школьной библиотеке)
7.Рождественский И. Социальное искусство и воспитание 12 чувств.
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1404
8.Кюлевинд Г. Мое тело и я http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1906
9. Рудольф Штейнер,«АНТРОПОСОФИЯ. ПСИХОСОФИЯ. ПНЕВМАТОСОФИЯ».GA 115
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/115.doc

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО ТЕПЛА.
« Ответ #43 : 23 Янв. 2015, 06:30:16 »

...


Значительно интимнее вводит нас в подосновы вещей чувство тепла.
        Когда мы осязаем предмет, то оказываемое им сопротивление мы переживаем в себе; пробуя что-то, мы также более заняты тем, что происходит в нас, а не вовне. 
       Но взяв в руки горячий или холодный предмет, мы переживаем нечто от его сути. В чувстве зрения от внешнего существа нашим "я" что-то берется вовнутрь и противопоставляется далее остальному, тому, что приходит в данной связи извне. В чувстве тепла посланное внешним внутрь человека заполняет в нем все я-переживание. При этом все внутреннее приобретает свойство внешнего, оставаясь тем не менее внутренним переживанием, в чем, несомненно, можно видеть восхождение предыдущей седмицы чувств к октаве.
Чувство тепла — это чувство жизни, взошедшее на новую ступень, где оно заполняется внешним переживанием. Тогда внешний мир открывается как нечто однородное с внутренним, что и переживается как чувство тепла. (3)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО ТЕПЛА.
« Ответ #44 : 23 Янв. 2015, 06:46:56 »
     ...Если человек преимущественно холодный или горячий в своей жизни, то у него не сформировано правильным образом осязание.
        Только огонь в природе всегда горячий, а лед - всегда холодный. Человеку же необходимо научиться переходить из состояния холода в состояние тепла и наоборот. Иначе ни он не сможет правильным образом осязать других, ни другие не смогут осязать его. Тогда встреча с таким человеком будет приводить к постоянным конфликтам, обидам, выяснению отношений. Чувство осязания без чувства тепла воспринимает только качества поверхностей. Чувство тепла помогает осязанию "пройти" за поверхность, в глубину.
         По-разному можно прикоснуться к другому человеку и даже к предмету. В мире высоко ценится ручная работа в искусстве. Руки человека отдают свое тепло безжизненной материи, а машина на это не способна. Поэтому настоящие произведения искусства, несущие тепло человеческих рук, хочется не только увидеть, но и потрогать, ощупать форму, оценить материал.
          Многие выражения в русском языке описывают внутреннее состояние человека с помощью тепловых переживаний: "сгорать от нетерпения", "гореть на работе", "охладеть к кому - либо", "мороз по коже", "холодный прием", "теплая встреча".
         Конечно, первичное переживание тепла и холода мы получаем из внешнего мира - снег холодный, а огонь горячий. В этом переживании чувство тепла и чувство осязания соединены.
         Но по мере взросления чувство тепла превращается из внешнего чувства во внутреннюю способность воспринимать тепло и холод в своей душе и в душах других людей.
         Горячий человек живет больше в своих симпатиях, а холодный - в антипатиях. Чувство тепла помогает найти баланс между симпатиями и антипатиями и подойти к непредвзятому суждению о людях и событиях. Для этого необходимо обратиться к осязанию и встать на "твердую почву" реальных фактов. Само по себе чувство тепла часто уводит нас в пламенную фантазию или в холодные абстракции и схемы... (7, раздел 9)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО СЛУХА.
« Ответ #45 : 23 Янв. 2015, 07:18:49 »
     ...Необходимо придерживаться точного различения отдельных областей чувств.
У каждого чувства отношение, в которое вступает человек с внешним объектом, другое, чем у остальных органов чувств.          Благодаря чувству жизни, чувству собственного движения и чувству равновесия человек погружается в собственную телесность и ощущает себя как существо внешнего мира.
Благодаря чувству обоняния, чувству вкуса и чувству зрения обнаруживается телесное, поскольку оно проявляется наружу.
Через чувство тепла оно обнаруживает внутреннюю сущность, однако ещё внешним образом.
С помощью чувства слуха, чувства речи и чувства понятия человек воспринимает чужую, внешнюю для него, внутреннюю жизнь.
Если принимают во внимание это различие в сфере чувств, то не будут пытаться слишком много говорить в общем и целом о том, чем является чувство, чувственное восприятие и так далее. Напротив, обратят внимание на особое отношение, в которое вступает человек с внешним миром благодаря каждому чувству...

       ...благодаря звуку собственная природа, индивидуальное вещей выступает вовне и сообщает о себе ощущению (1)

                                                  Суламифь Вульфинг

          ...Нам трудно представить себе наличие индивидуального в неодушевленных предметах. Но давайте послушаем музыкальные инструменты, колокола. Сколь много они говорят тонкому слуху. Не следует думать, будто колокол обладает индивидуальностью, но и недостаточно полагать, что все звучащее в нем исчерпывается физическими колебаниями. В древности, когда человек был теснее связан с духом в природе, умели в шуме ветра, в журчании вод слышать язык природы. Ныне даже крики животных, пение птиц мало что говорят людям... (3)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО СЛУХА.
« Ответ #46 : 23 Янв. 2015, 14:43:05 »

ЧУВСТВО СЛУХА передает:
Переживания звуков
Раскрытие внутреннего душевного пространства

Указания по его развитию:
Пение
Слушание классической музыки, в особенности Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта (по возможности в живом исполнении) и игра на музыкальных инструментах
При рассказывании и чтении историй изменять скорость речи в зависимости от способностей детей к восприятию
Выдерживать паузы, чтобы у ребенка могли возникнуть внутренние образы, музыкальная память и звуковые сочетания

Избегать:
Акустической перегрузки в особенности СМИ (слишком громко, слишком быстро, безличностно)
Поверхностных или лживых высказываний
Неестественных интонаций...
(5, 6)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #47 : 10 Фев. 2015, 08:46:49 »
24 января была новая встреча с родителями!
        Семинар. который организовала учительская коллегия вальдорфской школы в Сочи принес и открытия, и удивление...
        Тема лекции "ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ: ЧУВСТВО ТЕПЛА и ЧУВСТВО СЛУХА" была ожидаема - как раз к этому рубежу от чувств душевных подошли мы к чувствам более высокого прядка - чувствам духовным.
          Чувство ТЕПЛА как мостик, как связующее звено между ними. как чувство, без гармоничного развития которого невозможно правильное становление чувств в человекею И - ЧУВСТВО СЛУХА! Открывающее мир! особый орган слуха - необъяснимо таинственный дает шанс и возможность в постижении мира. Сначала это ШУМ. Ритмичность шума - это ЗВУК (шум моря, например). Душевное наполнение звука - это ГОЛОС! И музакальность, плавность голоса - это ТОН...
        ШУМ... ЗВУК.... ГОЛОС....  ТОН...

        Тема практического занятия "МУЗЫКА во ВТОРОМ СЕМИЛЕТИИ" прекрасно проиллюстрировала и тему лекции, и раскрыла поэтапность освоения ребенком музыкального в мире, и покорены были участники семинара мастерством педагога Финагиной Татьяны Александровны! Поражены были и тем, что в школе ЕСТЬ такие инструменты о которых и не слышали, которых и не видели...




Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ.
« Ответ #48 : 10 Фев. 2015, 09:05:46 »
РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР, GA 115  1 часть «АНТРОПОСОФИЯ…»

   Как я понимаю, именно в этом томе Рудольф Штейнер закладывает основы УЧЕНИЯ о ЧУВСТВАХ.
   Первая лекция – основы. Доступно. Вторая лекция – те же чувства, но в основании рассмотрения предложены взаимосвязи между отдельными сущностными телами человека. Причем, первые три чувства рассматриваются через участие высших сущностных составляющих человека: АТМА, БУДХИ и МАНАС. Далее – три чувства через три составляющих части ДУШИ: душу сознательную, душу рассудочную или характера и душу ощущающую. Чувство осязания выведено в отдельный ряд и рассмотрено в связи с этими чувствами.
А вот далее…

      "...Человеку нечего больше отдавать; он не имеет больше ничего такого, чтобы из себя самого развивать более высокое чувство, чем чувство тепла. И если бы здесь на этом месте в человека не вступало нечто особенное, то он вообще не смог бы прийти к более высокому чувству. Для этого в него должны проникнуть другие сущности. Это Ангелы… Их астральная субстанция вливается в нас и излучается из органа слуха навстречу тому, что приносит звук…
Более высоким чувством является чувство языка, слова, звука — девятое чувство. Также и для этого чувства человек не может ничего развить и отдать из самого себя. Для этого он нуждается в помощи сущностей, которые вступают в него и которые по своей субстанции родственны человеческому эфирному телу. Они родственны и по астральной субстанции, но в данном случае она вытесняется в окружающий мир. Это Архангелы… Так что, когда человек слышит звук, он может переживать внутреннее (содержание) звука… ступени Архангелов, которые вторгаются в человека вместе с чувством звука и сотрясают им всю его водную субстанцию…
Тональная сила обнаруживает свое преобладающее действие в воздухе,
звуковая сила — в жидкостном элементе.
…Только в жизни представлений впервые становится доступным познанию ХРИСТОС — ДУХ (человечества) в СВОЕМ ИСТИННОМ ОБЛИКЕ. Духовные сущности, которые возвещают и должны возвещать о НЕМ, ЕГО посланцы, воспринявшие от НЕГО свою миссию и задачи, — это Духи Народов отдельных народных индивидуальностей. Эта мысль прекрасно воплощена в гетевском фрагменте «Тайны». Таков образ чувства представления…"

Что же происходит дальше?
         А далее, при развитии астрального сущностного тела в г о л о в е образуется орган чувства – ДВУХЛЕПЕСТКОВЫЙ ЦВЕТОК ЛОТОСА! ИМАГИНАТИВНОЕ ЧУВСТВО.
         При дальнейшем развитии А.Т. в   г о р т а н и  ШЕСТНАДЦАТИЛЕПЕСТКОВЫЙ ЦВЕТОК ЛОТОСА. ИНСПИРАТИВНОЕ ЧУВСТВО.
         И, далее – в  районе с е р д  ц а ДВЕНАДЦАТИЛЕПЕСТКОВЫЙ ЦВЕТОК ЛОТОСА… ИНТУТИТИВНОЕ ЧУВСТВО.

"...Выше этого лежат еще более высокие чувства, чисто духовные, на которые здесь может быть только указано… мы придем к еще более высшим чувствам, которые уже трудно называть чувствами и которые соответствуют другим цветкам лотоса, и таким образом мы откроем взаимодействие высших сфер душевной жизни…" (9)


Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО РЕЧИ.
« Ответ #49 : 15 Фев. 2015, 11:39:00 »
        А мы приступаем к чувствам - высшим, духовным чувствам ЧУВСТВО СЛОВА, ЧУВСТВО МЫСЛИ, ЧУВСТВО "Я".
Конечно, надо признать, что духовные чувства и органы чувств имеют не столь определенные и локализованные. как предшествующие. Что же это за органы духовные? Это - не столь просто. Однако в особой лекции Рудольф Штейнер вполне определенно говорит о них, как о... ЦВЕТКАХ ЛОТОСА: это 2-х лепестковый в голове, 16-и лепестковый в гортани и 12 лепестковый в области сердца.

       ...Истина о сущности речи заключается в том, что в ее основе лежит действительное чувство, чувство слова. Речь возникает не из произвола — она есть духовный продукт; чтобы воспринять ее в ее духе, мы владеем чувством слова, столь же правомерным, как и другие чувства". Для чувства слова, речи чело¬век также не имеет в себе ничего, что он мог бы отдать. Ему помогают существа, имеющие в своей субстанции природу, подобную человеческому эф. телу. Они также имеют соответствующую астральную субстанцию. Это Архангелы. Они пронизывают человека своим эф. телом, давая ему устремиться вовне. Они дают человеку возможность слышать не только тон, лад (мажор, минор), но и звук, возможность переживать внутреннее звука. (9)


      ...С помощью осязания, зрения, слуха мы воспринимаем себя как чисто природное существо. И лишь когда звук обретает значение, мы начинаем воспринимать человека как индивидуальное душевно-духовное существо. И тогда дело не исчерпывается одним только слуховым восприятием. Благодаря чувству слова "ребенок, — говорит Рудольф Штайнер, — учится говорить или, по меньшей мере, понимать сказанное раньше, чем научается судить. Только через речь он научается образовывать суждения. Чувство речи (слова), как и слух, и зрение, является воспитателем в первые годы жизни" (9; 23.Х). В чувстве слова то индивидуальное (душевное), что присуще всем звучащим вещам (речь тут может идти о групповой душевности, например, о душе металла), "отделяется, освобождается от телесного, является с определенной самостоятельностью" (GA 45; с.36). Это особенно явно выступает в тех случаях, когда услышанное слово несет минимальную смысловую нагрузку, является междометием. Слыша: "ай!" "ох!" — мы ввергаемся в сопереживание прежде, чем успеем составить об услышанном суждение. Но слово может быть выражено с помощью мимики, жеста и быть правильно понято.(3)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО СЛОВА.
« Ответ #50 : 15 Фев. 2015, 11:44:43 »

УКАЗАНИЯ по РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА СЛОВА:
         Теплые, сердечные интонации
         Внешнее поведение, выражаемое жестами и телом
         Внутренние переживания согласовывать с высказываниями, поскольку иначе возникает ложное впечатление
         Развивать чувство индивидуального самовыражения


То, что необходимо убрать из жизни взрослых. То, что приносит вред ребенку при его развитии от рождения до ...21 года!!!
         Отвергающие жесты.
         Холодное, нейтральное поведение, когда ребенок никогда точно не знает,
                    радуются ли родители, грустят,    настроены общаться или же мысленно отсутствуют.
         Любая форма лжи; когда внутреннее и внешнее не совпадают.
(6)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО МЫСЛИ.
« Ответ #51 : 16 Фев. 2015, 17:02:44 »
       ...Другое чувство (восприятий. — Ред.), отличное от чувства «я» и от всех прочих чувств, я обозначаю как чувство мысли. Чувство мысли — это чувство не для восприятия собственных мыслей, а для восприятия мыслей других людей. В этой связи психологи строят весьма гротескные теории. Вообще люди настолько приучены к сопринадлежности языка и мышления, что считают, что вместе с речью всегда воспринимаются и мысли. Но это вздор. Ибо посредством вашего чувства мысли вы можете воспринимать мысли в пространственных жестах так же, как через речь. Фонетическая речь только опосредует мысли. С помощью соответствующего чувства вы могли бы воспринимать мысли сами по себе. И поскольку для всех звуков речи существуют эвритмические жесты, постольку достаточно выразить нечто эвритмически, чтобы вы по эвритмическим движениям восприняли мысли так же, как вы воспринимаете их посредством звучащей речи. Короче говоря, чувство мысли — это нечто иное, нежели то, что действует в фонетическом чувстве, в чувстве звуковой речи... (2)


     ...Еще больше наше восприятие человека углубляется в чувстве мысли, понятия. Оно подобно чувству тепла: в нем воспринимаемое обладает той же природой, что и воспринимающее. Но в чувстве тепла мы можем быть пассивны, внешний мир сам заполняет нас; в чувстве понятия мы должны обладать силой концентрации, позволяющей нам позабыть себя и всецело перенестись в слышимое, отождествиться с ним.
         Поэтому, развив чувство понятия, можно научиться понимать людей лучше, чем они понимают себя сами. В противном случае, слушая другого, мы слышим не его, а лишь самих себя. Мы тогда слушаем — что происходит довольно часто — по принципу осязания: слышим одно, а понимаем другое, поскольку чувство понятия — это все же не осязание. И грешат неразвитостью чувства понятия не только обычные люди, но и философы. Прийти с такими к взаимопониманию столь же трудно, сколь трудно слепому объясниться с глухим... Однако чувство понятия можно развить с помощью Духовной науки...
(3)

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0






      Вот мы какие! ЭВРИТМИЯ! Искусство духовное; а открылось нам через то, как приходит эвритмия к нашим детям. Через игровой элемент, через вязаные шары, через медные палочки, через разноцветные платки... Совершить простейшие передвижения в пространстве, доступные для третьеклассников, - не получилось! нам надо было ...договариваться, кому куда двигаться...  А, оказывается, говорить не стоит, надо БЫТЬ в движении... надо быть движением!
      ОКАЗАЛОСЬ, ЕСТЬ В НАШЕЙ ШКОЛЕ НЕРЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА: ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЭВРИТМИЕЙ НЕОБХОДИМ... АККОМПАНИАТОР! МУЗЫКАНТА НАЙТИ МОЖНО, АККОМПАНИАТОРА - СЛОЖНО...

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
Re: СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
« Ответ #53 : 27 Фев. 2015, 07:55:38 »
Здравствуйте!
Ознакомьтесь с конспектом встречи попечительского круга школы 24 февраля 2015 года

Активно обсуждались вопросы:
1. Участие родителей в обустройстве пространства школы.
2. Подготовка предпасхальной ярмарки
3. Летний семейный фестиваль на берегу моря

Основные решения.
1. В школе выделяется информационный стенд для сообщений попечительского круга
2. На стенде и через рассылку регулярно (раз в 2 недели)  публикуется список работ, в которых могут принять участие родители, в том числе и на условиях компенсации задолженности по оплате.
3. 8 марта желающие едут в парк "Южные культуры" (фото) с целью:
1)прогуляться,
2) посмотреть удивительно красивые "местные" растения,
3) снять маленький фильм - приглашение для жителей северных городов на летний семейный фестиваль (группа ВК https://plus.google.com/photos/115375853177156140849/albums/5988632350583979665 )
4. Собирается общее родительское собрание для подготовки дня открытых дверей и предпасхальной ярмарки. Время уточняется.
5. На встречи попечительского круга мы будем приносить печенья!:)

Уважаемые родители!
В школе, кроме педагогики, которой занимаются учителя, есть и другие интересные направления творческой работы! Можно сказать, школа - это наш общий спешный проект!

Знаете ли вы, что:

1. Инициативные родители (Воропаевы) организуют ВСЕРОССИЙСКИЙ семейный фестиваль на берегу моря. Вы можете не только участвовать, но и присоединиться к рабочей группе. Задавайте вопросы в группе (группа ВК https://vk.com/club87565900 )

2. Родители участвуют в обустройстве пространства школы, изготавливая стеллажи, шкафы, убирая территорию. Некоторые работы засчитываются в качестве погашения задолженности по оплате.

3. Родители готовят предпасхальную ярмарку, делают вещи своими руками, готовят угощения, проводят мастер-классы, а координирует из работу Екатерина Багишева (+79881537947)

4. Родители помогают создавать лавку настоящих игрушек и настоящей. чистой еды. Маленький магазин - это способ обеспечить наш круг полезными продуктами, хорошими игрушками и извлечь прибыль, которая идёт на развитие школы.

Я благодарю вас за то, что вы уделили внимание этому сообщению!
Следующая встреча попечительского круга 10 марта, с 17 до 19 часов. Я сделаю рассылку напоминание.

Полад Бедерханов

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ.
« Ответ #54 : 03 Март 2015, 08:00:22 »

Вальдорфская школа в Сочи "Добрый путь"
Приглашаем на день открытых дверей!
Приглашайте всех, кому будет интересно познакомиться со школой!




Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
Цитировать
1168. "При обыкновенном чувственном познании принимаются в соображение четыре элемента:
1. предмет, производящий впечатление на внешние чувства;
2. образ, который человек составляет себе об этом предмете;
3. понятие, благодаря которому человек приходит к духовному постиже­нию вещи или процесса;
4. Я, которое на основе впечатления от предмета образует себе образ и по­нятие".
     "Материальное познание" покоится на том, что человек через свои внешние чувства получает впечат­ления от вещей и представлений внешнего мира. Он обладает способностью ощущать. ... Получаемое из­вне впечатление называется также Sensatio (чувственное впечатление, чувственное восприятие). По­этому при материальном познании в соображение принимаются четыре элемента: sensatio, образ, поня­тие, Я.
     На следующей высшей ступени познания впечатление внешних чувств, sensatio, отпадает. Внешний чу­вственный предмет больше не существует. Т.обр., из элементов, привычных человеку при обыкновенном познании, остаются только три: образ, понятие и Я. ... Кто создает себе образы, которым должны со­ответствовать чувственные предметы, когда в действительности таких нет, тот живет в фантастике. Но ученик тайноведения приобретает именно способность создавать образы даже и тогда, когда не сущест­вует никаких чувственных предметов. Тогда место "внешнего предмета" у него должен занять другой. Он должен быть в состоянии иметь образы, хотя бы ни один внешний предмет не затрагивал его внешних чувств. Место sensatio должно заступить нечто другое. Это есть имагинация. У ученика тайноведения на этой ступени появляются образы совершенно так же, как если бы на него производил впечатление какой-нибудь чувственный предмет; они столь же жизненны и достоверны, как и образы чувственные, только происходят они не от материального, а от душевного и духовного. Внешние чувства остаются при этом совершенно бездеятельными. Ясно, что эту способность — иметь полные содержания образы без чувственных впечатлений — человек должен сначала приобрести. Это происходит через медитацию, через упражнения, описанные в книге "Как достигнуть познания выс­ших миров?"." "На третьей ступени познания отпадают и образы. Человек имеет дело только с "понятием" и Я".
     "Что для первой ступени — sensatio, для второй — имагинация, то для третьей есть инспирация. Инспирация дает впечатления, и Я образует понятия. Если непременно хочешь сравнить с этим миром что-нибудь чувственное, то можно взять для такого сравнения только мир звуков, слуха; но не звуков, с которыми имеешь дело в чувственной музыке, а чисто духовных звуков. Начинаешь слы­шать, что происходит во внутреннем вещей. Камень, растение и т.д. становятся духовными словами. Мир начинает выговаривать душе действительно саму свою сущность. Это звучит гротескно, но это букваль­но верно: на этой ступени познания духовно слышишь, как растет трава. Понимаешь форму кристалла как звук; раскрывающийся цветок говорит здесь человеку. Инспирируемый может возвещать внутреннюю сущность вещей; все вещи воскресают перед его душой в новом виде. Он говорит на языке, который ко­ренится в ином мире и который, однако, впервые делает понятным мир повседневный.
     Наконец, на четвертой ступени познания прекращается и инспирация. Из элементов, кото­рые мы привыкли рассматривать в повседневном познании, здесь принимается в расчет одно только Я. На совершенно определенном внутреннем опыте ученик тайноведения замечает, что он поднялся до этой ступени. Этот опыт выражается в том, что у ученика является чувство: теперь он находится уже не вне вещей и процессов, а внутри них. Образы — не предметы; они только выражают их. Также и то, что дает инспирация, не есть предмет. Она только высказывает его. Но живущее в душе теперь действительно есть самый предмет. Я излилось во все существа; оно слилось с ними. Жизнь вещей в душе и есть интуиция. И именно надо брать совсем буквально, ко­гда об интуиции говорят: через нее втекаешь во все вещи. В обыкновенной жизни у человека есть толь­ко одна интуиция — это интуиция самого Я. Ибо Я никоим образом не может быть воспринято извне, оно может быть пережито только во внутреннем".

GA 12 (1)Рудольф Штейнер Ступени высшего познания. (1905-1908) http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/012.doc


Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО МЫСЛИ.
« Ответ #56 : 09 Март 2015, 09:26:07 »
Цитировать
              Обратимся к рассмотрению мысли, то есть к тому, как мы думаем, будучи людьми. Мысли находятся в нашем сознании; но одновременно они находятся не только в нашем сознании, но и в сознании существ ближайшей высшей Иерархии Ангелов.
         В то время как мы думаем, весь наш мыслительный мир является мышлением Ангелов. Ангелы мыслят наше сознание. Отсюда вы можете увидеть, что подымаясь к ясновидению необходимо развить иное ощущение по отношению к созерцанию существ высших миров, чем в обычной внешней действительности.
         Мышлением, как оно происходит в физически-чувственном мире, в земном бытии, невозможно подняться к высшему зрению. Для этого надо не просто мыслить, но надо стать мыслимым и осознавать, что тебя мыслят. Нелегко точно охарактеризовать ощущение, потому что в наши дни слова людей еще не созданы для этого, которое имеешь по отношению к такому своему созерцанию. Но, прибегнув к сравнению, можно сказать приблизительно так: допустим, что человек производит различные движения, но самих этих движений он не замечает; но он смотрит в глаза другому человеку и, видя в них отражение собственных движений, говорит себе: вглядываясь в эти глаза, я знаю, что движения моих рук или выражение моего лица совершают то-то и то-то. Этим чувством обладаешь уже на следующей ступени духовного созерцания.
          Свое мышление сознаешь лишь вообще; но наблюдаешь себя в сознании существ ближайшей высшей Иерархии. Свои собственные мысли предоставляешь думать Ангелам. Надо знать, что в своем сознании ты не сам управляешь своими мыслями, но что этими мыслями управляют существа ближайшей высшей Иерархии. Надо чувствовать в себе прядение сознания Ангелов и пронизание струящимся сознанием Ангелов.
          Тогда достигаешь объяснения непрерывных импульсов развития, например, истины Христова импульса, действие которого, вступив однажды, продолжается и теперь. Ангелы могут мыслить эти импульсы; мы, люди, можем их мыслить и характеризовать, если наше мышление мы сумеем предоставить Ангелам, чтобы они думали в нас. Это достигается продолжительными упражнениями, изложенными в моей книге «Как достигнуть познания высших миров?» (GA 10 http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/010.doc )
           В какой-то момент со словами: «Теперь твоя душа больше не думает, она — мысль, которую мыслят Ангелы» — связываешь чувство, связываешь смысл. И в то время, когда в акте отдельного человеческого переживания это становится истиной, переживаешь в себе, скажем, общие истины Христа или другие мысли о мудром водительстве земной эволюции...
Р У Д О Л Ь Ф       Ш Т Е Й Н Е Р:    ПЯТОЕ   ЕВАНГЕЛИЕ. Из   исследований   хроники   Акаши.
GA 148 (18 лекций)  http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/148.doc
           МИСТЕРИЯ ГОЛГОФЫ. Вторая   лекция Кёльн, 18 декабря 1913 г., (стр. 200) 

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО РЕЧИ И
« Ответ #57 : 10 Март 2015, 19:32:53 »



И.В. Рождественский
Отражение 12 чувств человека в речи

http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1417

    ...Каждой части речи, а всего их можно найти 12, соответствует одно из 12 чувств человека.
Духовнонаучные исследования Р. Штайнера свидетельствуют, что в своей полноте человек обладает 12-ю чувствами: жизни, тепла, движения, равновесия, осязания, вкуса, обоняния, зрения, слуха, речи, мышления и чувством Я другого.
          Каждое чувство развивается постепенно, в течение долгого времени. Человек испытывает чувство благодаря органу чувств. Глаз дает нам возможность видеть окружающий внешний мир, но, в более глубоком смысле, мы можем увидеть и скрытое за внешней оболочкой. «Видеть насквозь», «пронзить взглядом», «видеть сердцем», - эти выражения свидетельствуют о мудрости, живущей в языке. Простое предметное зрение развивается до духовного видения. Наши уши слышат звуки в природе, голоса людей, шум техники. По мере же развития человек может научиться слышать музыку сфер и «шум, призыв, зов времени». Тогда он поднимается к духовному слышанию и обретает дар поэта и пророка. Так же развивается и орган вкуса, язык. Не случайно в языке живут выражения: «сладкая жизнь», «острый язык», «кислая мина», «горькое известие».
         Каждый человек изначально переживает звучащую речь как поток, нерасчлененное целое. Не сразу возникает деление речи на части и осознание смысла каждой из частей....   ... Обратимся к частям речи в русском языке. Расположим все 12 частей речи в таблице, в которой причастие и деепричастие также займут свои места как полноправные части речи...
      ...Традиционная школьная грамматика языка представляет собой достаточно жесткую интеллектуальную конструкцию, рамки которой сковывают творческие силы человека. Она обращается к интеллекту и не затрагивает волю и чувства. Грамматика речи подвижна, она воздействует на чувства и волю, способна к дальнейшему развитию. «Занятия грамматикой языка имеют отношение к развитию Я. И совсем не надо спрашивать, как развивают Я с помощью грамматики, грамматика делает это сама», - так выразил связь между Я и грамматикой Р. Штайнер в 1924 году.
        От события во внешнем или внутреннем мире мы двигаемся к высказыванию о событии и дальше, к правилам высказывания о событии, грамматике. Если идти этим путем, можно возвысить грамматику до науки о жизни людей, которая отражается в речи. Как протекает жизнь, идет ли она к революции, упадку, анархии или войне - понять это мы можем благодаря высшей грамматике. Но это уже другая тема, которую глубоко раскрыл в своих работах О. Розеншток-Хюсси. Нашей задачей было показать, как 12 чувств человека воплощаются в 12 частях речи, как постепенно идет развитие сознания, чувств и речи человека, как пережить грамматику в единстве с чувствами и волей".


Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ. ЧУВСТВО МЫСЛИ.
« Ответ #58 : 10 Март 2015, 19:48:25 »
И.В. Рождественский
«Думать или мыслить?»

http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1413

     "...Мышление даёт человеку переживание свободы - об этом пишет Р. Штейнер в "Философии свободы". "Как следует мыслить отдельному человеку - этого нельзя вывести ни из какого родового понятия. Это зависит исключительно от самого индивидуума".
         Опыт показывает нам, что мышление "строит мосты" между людьми, ведёт их к взаимопониманию и взаимодействию с одной стороны, а с другой - выстраивает стены и барьеры, оставляя каждого в тюрьме его собственных понятий. Ведь кто действительно мыслит в моём существе, чьи мысли я называю своими? А мыслит не только человек, но и Бог, и дьявол - не случайно мы говорим "Божий промысел", "дьявольские уловки".
         Может быть, не случайно в русском языке не говорят "я мыслю", чтобы, во-первых, не солгать, во-вторых, не взять на себя слишком большую ответственность за тех, кто ещё не мыслит, а только думает и остаётся в плену своего личного, эгоистического.
         В выражении "Божий промысел" можно увидеть указание на то, что мышление переживается гением языка как дар Божий, как то, что не может быть полностью присвоено человеком, но должно сохранять связь с духовным миром. Поэтому так сложно сказать по-русски "я мыслю", чаще говорят "у меня родилась, ко мне пришла мысль", ведь в процессе мышления русским открываются возвышенные смыслы, не всегда выразимые в словах. Как будто некий поток захватывает его в мышлении, и этому потоку он ничего не может противопоставить. Ведь силы Я, индивидуальности развиты у русских слабее, чем у немцев или англичан.
          Интересно, что немцы, говоря "denken" (мыслить), указывают на другие смыслы. Denkmal - "памятник", Denktafel- "мемориальная доска", gedenken - "помнить, вспоминать, намереваться". То есть, немцы переживают мышление в большей степени как воспоминание и намерение. Англичане говорят "thing" - "мыслить считать, полагать" и "think"-вещь, дело, факт". Английское мышление действительно практическое, деловое, основанное на фактах - сам гений языка говорит нам об этом. Немецкое мышление больше ориентируется на воспоминания, идеалы, которые живут либо в прошлом, либо в будущем. Русские же переживают мышление в большей степени как стремление соединиться с миром идей и существ духовного мира."

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 418
  • Karma: +0/-0
ЧУВСТВО "Я" ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
« Ответ #59 : 10 Март 2015, 20:01:30 »
И.В. Рождественский
Чувство Я и проблема диалога


        "Среди 12 чувств, которые называет Р. Штайнер, чувство Я другого человека является одним из самых непонятных и таинственных.
         Каждый здоровый человек говорит о себе "Я", но Я каждого уникально и неповторимо. Мое Я отличается от "Я" другого. У меня свой опыт, у тебя - свой. Но существует возможность, шанс поделиться своим опытом. Тогда можно обнаружить, что мой опыт чем-то похож на опыт другого человека, а в чем-то существенно отличается. Это взаимное деление опытом обогащает каждого во время встречи.
         Встречи бывают разные. С одним человеком приятно встречаться, с другим - не очень. После одних встреч переживаешь радость, вдохновение, творческий подъем, после других - усталость, разочарование, отчаяние. Во время встречи происходит диалог между людьми, через речь открывается личность другого. Поэтому к чувству Я другого можно подойти, обратив внимание на три предыдущих чувства - слуха, речи, мышления.
         Иногда нам приходится слышать, как один человек в раздражении говорит другому: "Замолчи! Я не хочу тебя слушать!" Чтобы другой человек начал говорить, необходимо создать атмосферу слушания и слышания, задействовать свое чувство слуха. Для этого необходимо волевое усилие. Воля нужна как для того, чтобы сделать что-нибудь руками, так и для того, чтобы ничего не делать, но активно слушать.
         У многих людей, к сожалению, нарушено равновесие между волей к высказыванию и волей к слушанию. А это мешает развитию чувства Я другого человека. Если бы я только слушал и не говорил, другие люди не смогли бы воспринять мое Я.
        "Будь послушным, слушай маму и папу”, - требуют от ребенка. Если бы ребенок тупо исполнял это требование, он никогда бы не смог развить свое Я. Если бы я только говорил, не умолкая, я не смог бы воспринять Я других людей. Итак, гармония между высказыванием и слушанием - первое условие, необходимое для восприятия Я другого. (Для русского человека слушание, может быть, более актуально, чем высказывание.)
         Речь человека - не только чередование гласных и согласных звуков, но и определенная интонация, и какой-то смысл. В чувстве речи я воспринимаю интонацию говорящего, эмоциональную наполненность его слов. Один говорит взволнованно, другой - спокойно, третий - льстиво, четвертый - уверенно, пятый - шутливо, шестой - серьезно и т.д.   Речь способна передать всё многообразие душевной жизни человека. Тот оратор, который владеет переходами от одной интонации к другой, играет на разных струнах моей души, Я могу пережить, что передо мной сильная личность. Я оратора поднимается над одним настроением и способно вызвать во мне улыбку, печаль, удивление, восторг в течение часа. И, наоборот, тягостное впечатление оставляет речь человека, звучащая в одной интонации. Он как будто играет на одной струне моей души. Это, в конце концов, начинает раздражать. Ведь жителю Европы непонятна заунывная и монотонная восточная музыка. Его Я от этого засыпает и не может воспринимать Я другого человека, а воспринимает только один тон. Итак, свободный переход в речи от одной интонации к другой - второе условие, необходимое для восприятия Я другого.
Теперь обратимся к смыслу, который может открыться мне через речь другого..."
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1407