Антропософский форум > Мастерские
Маленький Ханси
Sergei:
Мария Яковлевна фон Сиверс (Штейнер). Дочь русского генерала Я.Я. Сиверса,
Родилась во Влоцлавске (Польша) - 1867. Юность и молодость провела в С-Петербурге. В 1895-1997 гг. провела в Париже, где занималась искусством декламации. С 1900 г. член Теософского о-ва. С 1902 г. ближайшая ученица Р.Штейнера, а с 1914 г. его жена.
--- Цитировать ---То что Вы добавили двух великих женщин антропософии: Марию фон Сиверс и Иту Вегман в этот список, это тоже замечательно. Обе были Рыбами по Солнцу и окаймляли дату рождения Р. Штейнера. Но мы их дни рождения прошляпили.
До сих пор неясен ответ, кто же из них двух был сестринской душой Р. Штейнера. Если верить Левихуду, то это была Ита Вегман. Если верить другим источникам, то Марья Яковлевна.
Вклад Марии Яковлевны в дело антропософского движения огромен. В общем-то благодаря ее усилиям сохранен архив Р. Штейнера. И мы сейчас имеем возможность читать Штейнера. А то бы сгнило бы все Наследие где-нибудь под спудом, в тайных подвалах нового Гетеанума.
И еще очень приятно ощущать, что М.Я фон Сиверс родом из Российской империи. И род ее 200 лет был на службе императорского двора. Одних генералов было человек 20. Братья ее служили в императорской гвардии при дворе Николая II.
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php?topic=176.msg811#msg811
--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,791.msg7768.html#msg7768 - а здесь, на форуме, материал о могиле ее родителей. Род фон Сиверсов требует отдельного рассмотрения.
В этом доме жил Рудольф Штайнер (до 1925г.) и Мария Штайнер (до 1935г.), с 1936 года вплоть до своей смерти жил Альберт и Елизавета Стеффен
http://www.steffen-stiftung.ch/geschichte.html
--- Цитировать --- Административное Общество имело в своих статутах параграф об исключении, которым воспользовались, когда после смерти Штейнера конфликты в Форштанде разгорелись настолько, что антимихаилические демоны свободно царили в нем и могли разорвать его на части. Это помрачение сознания произошло и 14 апреля1935 года в ходе общего собрания, на котором Ита Вегман и Элизабет Вреде были исключены из Форштанда, голландское и английское национальные Общества и некоторые немецкие рабочие группы были исключены из Общества целиком, а также несколько отдельных членов. На этом общем собрании только Людвиг Польцер-Ходитц имел присутствие духа и мужество открыто выступить против этих исключений и напомнить о намерениях Рождественского собрания 1923 года. Большая трагедия Общества, которое может лишь духовно жить между людьми и теперь становится полностью "земным", звучит в его словах. Эта речь была вновь опубликована в 1986 году в журнале "Erde und Kosmos"("Земля и Космос").
Штеффен и Ваксмут, которые, согласно записке Штейнера Польцер-Ходитцу (11 ноября 1924 года) должны исполнять административные задачи в секциях Школы (вместе с Элизабет Вреде), после исключения Вегман и Вреде, и после того, как они Марию Штейнерфон Сивере также устранили от дел Форштанда, они прибрали к рукам все Общество.Форштанд стал полностью мужским, в то время, как предыдущий Форштанд состоял поровну из мужчин и женщин. 3 марта 1925 года Штейнер обратил внимание Польцер-Ходитца на то, что он считает это равенство решающим, чтобы парализовать иезуитизм, который сильно прослеживался в Обществе. Это был иезуитизм, который не следует отождествлять лишь с орденом иезуитов; имеется в виду течение, ведущее борьбу противдуха и с этой целью исключающее из развития женский элемент (культивирование души и переживаемого духовного опыта). В этом течении продолжает жить древнеримское правовое мышление, легко распознаваемое там, где люди хотят управлять и оценивать,судить и исключать друг друга в сфере духовной жизни.
http://www.bdn-steiner.ru/modules/Books/files/503.pdf
--- Конец цитаты ---
1935 год, год эфирного пришествия (по Бондареву), год раскола, год, когда Мария Штейнер оставила дом Ханси. Реализовалось предательство нашего времени.
Denken:
"С разрешения" маленького Ханси Гросхайнца доктор Штейнер назвал этот дом "Домом Ханси". А кто такой маленький Ханси? И почему тема названа именно так?
Sergei:
--- Цитата: Denken от 06 Авг. 2011, 22:20:09 ---"С разрешения" маленького Ханси Гросхайнца доктор Штейнер назвал этот дом "Домом Ханси". А кто такой маленький Ханси? И почему тема названа именно так?
--- Конец цитаты ---
Эмиль Гросхайнц -Лаваль (родился 22 февраля 1867 года в Париже
† 24 октября 1946 года в Аскона, Швейцария) был стоматологом и имел практику в Базеле.
Эмиль Гросхайнц еще на раннем этапе антропософской деятельности и теософского движения был связан с Рудольфом Штайнером и оценен за самоотверженную и добросовестную работу для всего антропософского движения. Его карьера в качестве стоматолога позволила ему сопровождать Штайнера во многих его лекционных поездках. Как лейтмотивом проходит через его жизнь участие в главных событиях антропософских начинаний, всегда присутствует в качестве свидетеля.
В 1906, Эмиль Гросхайнц - д-р медицины, стал одним из сооснователей в Базеле ветви Paracelsus. В 1907 году он принял участие в Мюнхенском Конгрессе вместе с женой, Нелли
(http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,514.msg4123.html#msg4123), а в 1908 - 1913 гг. был членом Правления Немецкой секции Теософского общества.
1912 года, во время визита Рудольфа Штайнера в Дорнах на его усадьбу, Гросхайнц решил передать земли дорнахского холма, принадлежащего ему по наследству, для строительства первого Гетеанума и организовал покупку и дарение участков, расположенных дальше на восток. В 1913 году он стал председателем Bauverein. Его превосходные организаторские способности и свой опыт в работе с агентствами широко использовал во время строительства.
На 20 Сентябре 1913 г. Эмиль Гросхайнц со своей женой Нелли Гросхайнц-Лаваль принимает участие в церемонии закладки Камня Основы в фундаменрт первого Гетеанума.
В том же году он переехал с женой и двумя сыновьями Ханси и Пьеро в предназначеный ему Рудольфом Штайнером в Дорнахе дом Duldeck на холме рядом с Гетеанумом.
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=205
http://biographien.kulturimpuls.org/detail.php?&id=281
(по другому источнику переезжает в 1919г http://biographien.kulturimpuls.org/detail.php?&id=281, вот такая духовная наука получается).
Дом Дульдек Этот частный дом был построен в 1915 году для человека, пожертвовавшего землю, Эмиля Грошайнтца и его семейства. http://www.obretenie.info/txt/sht/geteanum.htm
--- Цитировать ---В свободные минуты в особой комнате дома Гросхайнца он сам (Штейнер) отрабатывал детали модели здания (размером в добрую квадратную сажень); где фракции рабочих воссоединял вместе; эта модель была органом связи; к ней впоследствии и прибегали все мы, чтобы произведя то или иное измерение, или просто, наглядевшись, понять и линию своей работы в связи с другими.
Независимо от этого, он не ослабляет в себе внимания к деталям строительных работ: обход работающих, указания, разработка мотивов бетона, план дома Гросхайнца, решетки, мотивы лестниц, мотивы отопления; все - дело его рук; после Пасхи 15-го года он уезжает в Берлин, появляясь в Дорнахе уже в мае.
Доктор Гросхайнц, состоятельный врач, пренаивно в приемной повесивший Беклина; и - молодежь: футуристы и сверхфутуристы! Бывали средь них старики-бунтари (как старик Вегелин); эта публика с пылом работала, силилась выволокнуть Гетеанум из всяких ухабов; то - партия резчиков; нос суя всюду, наталкивалась на маститую публику (с выслугой лет, но без стажа в искусстве); но то - авансцена; подчас за кулисами разыгрывадася далекая линия; доктор Гросхайнц в эту пору кипел против немцев; военные "немцы", - бродя среди нас, незаметно науськивали молодежь на Гросхайнца, использовав "пороки" юности; и выдвигая предлог: дом Гросхайнца, к которому доктор модель уже дал, по их мнению слишком придвинувшийся к Гетеануму, будет его заслонять; им хотелось Гросхайнца с холма ССАДИТЬ по-просту. Искра - пала; был - взрыв; мы шумели: "Как, бюргер Гросхайнц заслоняет своим обиталищем бюргерским наш Гетеанум? - Нет, мы не позволим: и вырвем наш холм из лап "собственника"". Старики агитировали и созвали собрание резчиков; председательствовал Вегелин; резолюцию вынесли: "Мы, художники-резчики, требуем, чтобы частные постройки не строились около Гетеанума. Недопустимо, чтобы у храма культуры сушилось бы белье на веревках!"
Гросхайнц был смущен; он - молчал; а в центральном бюро нам сочувствовали.
И вот он приехал, узнав обо всем, он вскипел; и со всею горячностью он доказал: резолюция есть предрассудок; стиль дома Гросхайнца не портит стиль целого; а говорить, что веревки с бельем оскорбительны для Гетеанума - значит: не выяснить вовсе, что цель Гетеанума - выявить БЫТ новой жизни по-всячески; соединить "храм" и жизнь; и проект, выключающий ХРАМ из забот ежедневных, вполне человеческой жизни, - есть сантиментальность; антропософская новая жизнь осветит: и веревки с бельем вблизи здания; помнится, высказал он: "Пусть пеленки висят - тут!"
В разборе коллизии данной он не был политиком; ведь "молодежь" и Гросхайнцы при всем бытовом расхождении, служили действительному делу: без собственничества; Гросхайнц отдал дань свою: ЖЕРТВОЙ земли; молодежь - жертвой времени, сил и здоровья.
Интрига "политиков" - не удалась.
--- Конец цитаты ---
24 Декабрь 1914 Эмиль и Нелли Гросхайнц Лаваль были свидетелями на гражданском браке Марии и Рудольфа Штайнера.
С 1913 по 1915 год - второй, затем первый президент Союза Иоаннова здания.
С 1913 г председатель Bauveren. В 1924/25 гг он был рядом с Штейнером, зам председателя Bauveren. 12 Сентябрь 1920 соучредитель антропософского филиала Гетеанума и работал до 9 Май 1943 в качестве первого председателя и оставался до самой своей смерти в звании почетного председателя.
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=205
Может кто нибудь сможет перевести, мне кажется здесь интересный материал.
Mithilfe der Schenkungen von Alfred Gysi, Marie Schieb und Marie Hirter-Weber entstand so das heutige Goetheanum-Gelдnde. Das von Nelly Grosheintz ьberlieferte Gesprдch sei wegen seines Folgenreichtums wiedergegeben: „Dr. Steiner: ‚Was haben Sie eigentlich vor mit diesem Land zu machen?‘ Dr. Grosheintz: ‚Als ich es kaufte, sagte ich meiner Frau, es wird mir die Zukunft zeigen, warum ich so viel Land kaufen musste.‘ Ich: ‚Ich mцchte, dass wir dort ein Landerziehungsheim bauen, wo Kinder in richtiger Art aufwachsen kцnnen.‘ Wir wuЯten um die Mьnchener Hemmnisse und so antwortete mein Mann: ‚Dornach hat keine Baugesetze – ‘ ‚Und Basel hat ein gьnstiges theosophisches Karma‘, fьgte Dr. Steiner dazu. [...] ‚Nun‘, sagte mein Mann ‚wenn Sie das Land brauchen, ist es ja da‘.“ (Grosheintz-Laval 2001, S. 143)
Ваш вопрос, уважаемый Denken, помог понять, что давно пора выложить собираемый мной материал на форуме.
Удручает монополия на информацию, диктуемая из Гетеанума. Удивляет поверхностный подход. В таких условиях легко формируется и дезинформация.
Пришлось освоить художественную фотографию, для того чтобы уйти от претензий на права собственности, широко выдвигаемые официальным Гетеанумом.
Если же обратиться к маленькому Ханси, жалко, пока неизвестен его возраст, но земной возраст эфирной души, возможно воплотившейся в 1909г и созревшей к 1935г (как и 1900 с копейками лет назад) скорее соизмерим с возрастом Ханси, на это думаю и указывает имя дома.
Sergei:
А.П. Остроумова-Лебедева. Портрет Андрея Белого. Коктебель. 1924. Бум., акв.
http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Coppermine&file=displayimage&album=35&pos=25
--- Цитировать ---Неустроенность военной атмосферы неблагоприятно сказывалась на сверхчувствительности Бугаева. Быть может, именно по этой причине нас несколько раз приглашали в "Дом Ханси". Русский самовар, который ставила Миета Валлер, создавал в доме уютное настроение. На стол подавалось блюдо великолепной земляники. "Я не понимаю доктора Штейнера, - говорила госпожа Штейнер, - у нас никогда не бывало земляники, - ее никогда ему не хотелось, - и вдруг сегодня, когда мы шли через Арлесгейм, он врывается в лавку и покупает непривычную для нас землянику". Доктор Штейнер молча улыбался, я с трудом удерживалась от смеха. Дело в том, что Бугаев уже неоднократно справлялся в деревне относительно земляники, но еще ни разу не достал ее. Он страшно любил землянику. Доктор Штейнер, угощая меня миндальным молоком, указал бумажной салфеткой на палочку. "Если Вы и впредь будете так жить и есть так мало, то скоро станете вот такой", - сказал он мне. Я не обратила внимания на его предостережение.
Бугаев все вновь неловко пытался намекнуть господину доктору на некоторые свои проблемы. На это доктор Штейнер рассказал ему две древнеперсидские сказки. Первая была о принце, который ищет рубашку "счастливого человека", но у этого последнего рубашек вообще нет; а вторая - о человеке, которого преследует разъяренный верблюд, и он хочет спастись от него в колодце: две мыши грызут сук, за который он держится, а внизу его поджидает дракон. - Но где же тут спасение? - задать этот вопрос я не отважилась.
Однажды доктор попросил госпожу Штейнер рассказать о каком-нибудь происшествии из ее детства. Ей и ее брату обещали, что непременно возьмут их в цирк. Она из-за этого так разволновалась, что у нее поднялась температура и ей пришлось лежать в постели. Брат же, увидев во время прогулки в одном дворе козла, вернулся домой совершенно довольный, так как был убежден, что побывал в цирке. "Такими разными бывают темпераменты", - подытожил рассказ доктор Штейнер. [/i
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=7501
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---В заключение хотелось бы напомнить слова, полученные графиней Иоганной фон Кайзерлинг от Рудольфа Штейнера из духовного мира в утро его кремации. Они включены в книгу "Кобервитц, 1924", изданную ее сыном Адальбертом фон Кайзерлинг (стр. 177):
"Моя миссия - закончена."
"Что я мог дать для зрелости человека, я дал."
"Я ухожу, ибо не нашел ушей, которые могли бы воспринимать за словом - духовное Слово."
"Я ухожу, ибо не нашел глаз, которые могли бы видеть за земными образами - духовные образы"
"Я ухожу, ибо не нашел людей, которые могли бы осуществить мою волю,"
"Мистерии остаются сокрытыми, пока я не приду снова."
"Я приду снова и открою мистерии, если мне удастся заложить в духовном мире алтарь, храм для человеческих душ. Тогда я приду снова. Тогда я готов продолжать раскрытие мистерий."
"В моей смерти виновны те, кто препятствует культуре сердца."
"Если бы люди проникали в глубины через свое сердце, они нашли бы силы удовлетворить требованиям
времени."
http://www.bdn-steiner.ru/modules/Books/files/503.pdf
--- Конец цитаты ---
Sergei:
Rudolf Steiner 1911
Вот еще одна фотография в копилку нашего сайта.
--- Цитировать ---Если нам хотя бы немного доступен смысл того, что такое подлинная эзотерика, что такое Мистерии, то мы должны будем сказать себе: страшно подумать, что было бы, если бы перед своим уходом Рудольф Штайнер не упразднил Общество P.C. и Школу, если бы Ваксмут 8 февраля не произвел тех преобразований. Ибо и Общество, и Школа были к тому времени уже закрыты с той, с духовной стороны. Итак это остается по сей день.
Для тогдашнего руководства ВАО такое развитие событий было шоком. (Голгофа для апостолов тоже была шоком, несравненно большим шоком, хотя Спаситель разъяснял им, к чему приближается Мистерия.) Внешне взять, они, словно в "Сказке о рыбаке и рыбке", вдруг снова оказались в "старой избушке" и перед "разбитым корытом". А как же иначе? — Ход мировой эволюции — вещь крайне серьезная. Человечеству, хотя бы в некоторой части своих представителей, нужно всегда вовремя "сдавать экзамены" развития, не то всех ждут очень большие беды. Разве мало примеров того дала мировая история, особенно XX век?
В одной из лекций Рудольф Штайнер говорит, что когда христиане разрушили храм Сераписа, то при этом "обрушились небеса" эллинизма. С уходом Рудольфа Штайнера из мира ушла надежда благополучно выкарабкаться из пропасти, куда сползает вся цивилизация. Ужас первой мировой войны перерос в inferno большевизма и второй мировой войны. И мы до сих пор не знаем, когда и каким образом надежда снова вернется в мир.
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---Владимир: А как это связано с внутренним покоем?
Армен: Ну, я бы так сказал: мы все, как люди, находимся каждую секунду в каком-то окружении. И мы связаны с этой ситуацией силами элементарными, - это вот элементарные энергии, симпатии и антипатии. Пока они действуют в нашей душе, мы привязаны к этому миру. И, как говорит Евангелие от Иоанна, в этом мире будет только напряжение. Этот мир так устроен, он через силы симпатии и антипатии действует. Можно делать технику выделения, которую мы в первый день немножко представили. Тогда одновременно придешь к переживанию, что этот мир становится прозрачным, и ты, твое сознание, больше, чем он. Так же, как при пробуждении сновидение становится прозрачным, и другой мир вокруг тебя возникает. Но, опять, тут нужно состояние эмпатии или, как Штейнер его называет,внутренний покой. И, тоже, метод выделения, - моральная фантазия, - он позволяет этого достигнуть. Это путь. Но это только первый покой. Потом снова возникает беспокойство, потому что карма перед тобой встает. В групповых процессах я это наблюдал. Люди собирались. Сперва там было много беспокойства из-за того, что кто-то кому-то нравился или не нравился. Потом они с удовольствием выделяли эти свои симпатии или антипатии, находили первый мир со своим ближним. Потом, когда эта группа лет пять уже собиралась, возникали куда более глубокие напряжения - они даже не на уровне симпатий или антипатий переживались, а на уровне потери энергии, потери жизненных сил. Вдруг человек понимал: сколько я ни буду свои симпатии и антипатии выделять, он не изменится; каждый раз, когда я буду с ним встречаться, я должен буду это делать, всю жизнь! И когда это через 5-6 лет становится ясным, тогда человек познает немножко карму. И тогда он снова теряет покой. В основном, тогда группа распадается. Поэтому Штейнер говорил: для /антропософского/ общества, для президиума, или как его называли? Форштанда, - важно, чтобы они научились со своей кармой обращаться, не с симпатиями и антипатиями. Потому что на этом уровне все было уже спокойно, но потом, через 5-6 лет после его смерти, карма заработала и… Ну, вот так связаны. То есть, покой можно дальше и дальше искать.
--- Конец цитаты ---
http://www.predela.net/modules.php?name=Books&go=page&pid=2312
Навигация
Перейти к полной версии