Антропософский форум > Антропософские инициативы
НЕДЕЛЯ МИРА
Sergei:
Спасибо Галина!
За твои зарисовки таких важных событий. Это останется в истории, и ты дополняешь, освещаешь интересные детали, вносишь душу в духовные формы.
А нам даешь возможность быть сопричастными такому редкому событию.
Галина:
2.
На третий день во время пленума Армен говорил очень важные вещи. Я нашла некоторое созвучие в своей душе тому, о чем слышала.
В самом человеке существуют полярности: индивидуальное и групповое. Мы знаем из истории развития человечества в культуре, например, египетской мало было индивидуального проявления. Большая часть – это рупповое. Групповое Я, групповая душа – как целостность. Все остальные – как «пальцы». Такое положение вещей со временем противоречило развитию человека и полярностью является культура дикого Запада, где, наоборот, страдает групповая форма, но сильное Я…
В СОЦИАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ мы ставим вопрос, как эти две полярности могут прийти к синтезу. Такой путь указал рудольф Штайнер – ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ. И если индивидуальность приходит к истине – она становится свободной! И далее – истина порождает МИР! И эти две полярные тенденции можно достигнуть на одном пути.
К познанию истины есть препятствия. Препятствия существуют и для нашего времени, и наивно предполагать, что и группа достигнет состояния, когда есть и свобода и мир. Мы могли бы как цель поставить достижение именно этого состояния. Прежде чем кто-то станет говорить, следует достичь определенного состоянияЮ определенного медитативного состояния:
1 – человек должен быть уверен, что там нет вибрации того, что называется двойником;
2 – в сознании надо иметь не только то, что я говорю, но и к кому это обращение. Если к группе, то это СУЩЕСТВО ГРУППЫ. По сути, участвует четверо: Я; индивидуальный двойник; существо группы, двойник группового существа. И всегда надо знать, кто реально отвечает. Как все это различить?
Рудольф Штайнер предлагает – для того, что бы работа была продуктивной, люди должны освободиться от своих предубеждений! Или – от двойников. Это надо делать при обсуждении любой темы. Теперь вопрос не в содержании, т.е. что это, а в том – КАК!
Армен с Мариан вступают в дивлог и я вижу. КАК происходит взаимодействие между двумя сущностями. Это – МЕТОДИКА ДИАЛОГА.
Поступает предложение разделиться на несколько групп, которые и станут работать над группами вопросов. Ответственность состоит в том, что необходимо определить место; определиться с переводчиком; если нужна помощь, определить кто эту помощь может оказать. Есть и возможность свободы – свободное перемещение в группе и среди групп.
Важно, что бы кто-то один хотя бы взял на себя ответственность в группе, как ее представитель.
И у нас есть еще форма - ПЛЕНУМ, где можно ставить вопросы, с которыми группа не справляется.
После некоторого движения групп, поисков пространства и решения других вопросов – осталось 5 групп, и соответственно 5 тем:
1 тема: «Встреча с двойником и преобразование двойника».
2 тема: «Понятие встречи».
3 тема: «Создание нового сообщества».
4 тема: «Встреча с Духом русского народа».
5 тема: «Таинство освящения человека».
Таким образом, через пять тем, раскрывается сновная тема «Недели упраждений в мире» - «Таинство встречи с другими как путь к построению нового сообщества
вместе с духом русского народа».
Галина:
Листая записи, осмысливая, понимаю, как важна мне лекция Армена Тыугу «Элементы социального искусттва». И то наиважнейщее, что я там услышать. УСЛЫШАТЬ?!
Армен привел пример, который помог выстроить сам вопрос. НО пример предполагает действие 4-х человек, которые впоследствие и являют нам и человека и его сновидение.
Человек спал. Видел сновидение. Здесь допущение – человек видит сновидение и ПОНИМАЕТ, что он видит сновидение.
Когда человек спит, то его сновидение как бы окутывает его, окружает.
Когда человек проснулся и ПОНИМАЕТ, то теперь сновидение внутри, а человек со стороны. Тогда извне можно переставлять элементы сна, совершать внутри сна некоторые действия. И, логическим образом (сознанием), хотя и теперь, кое- что нельзя изменить. Вдруг получается, что внутри (в пространстве сна) находятся реальные существа, у которых есть своя самостоятельность.
Так вот – формирование сновидений извне – это ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС!
Если бы такие сновидческие существа были видимы, то мы смогли бы уяснить, что они бы воспринимали такое влияние извне как ЧУДО! И такое отступление из сна человека воспринимали как сверхестественное. Такого рода пробуждение многим знакомо.
И теперь в нашей реальности: да, мы тоже окружены каким-то миром: это и природа, и другие люди, и существа…
Есть такое состояние пробуждения к этому миру, как к миру сновидений? Есть! Похожее на этот опыт пробуждение называется ПОСВЯЩЕНИЕ! Происходит такое «ЧУДО» всегда при прохождении порога смерти. Сознание охватывает весь мир извне, а оболоча, физическое тело, лежит здесь. При ПОСВЯЩЕНИИ его оболочка становится орудием, инструментом и для посвященного есть то, с чем он может общаться. Может ли при этом влиять на законы мира? Ведь обнаруживаются в сверхчувственном мире еще существа, которые работают над этой реальностью. САМ МИР ЕСТЬ НЕКИЙ ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГИХ СУЩЕСТВ. Будет еще переживание, что есть ХОР АНГЕЛОВ, которые совместно творят эту действительность. Человек может творить или в гармонии со всеми существами. Или – против. Звучать это могло бы как фальшивая нота. Напротив было бы – СОЗВУЧИЕ!
То, что звучит как фальшивая нота – называют «грехами». Они выпадают из общего хора Ангелов; они преследуют самого того человека.
При таком пробуждении речь идет о творческой деятельности…
Вот мое восприятия начала лекции Армена. И затем я просмотрела его работы на сайте и направляю Ваш взор на одну работу:
А. Тыугу «Сообщества третьего поколения»
http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=2301
И, тут же предлагаю некоторые выдержки:
«… Едва ли найдётся сегодня нечто более волнующее мысли и чувства наших современников, чем межчеловеческие связи, совместная жизнь и совместная работа. С этим связан и вопрос «хлеба насущного», который для многих является вопросом существования.
Возвращаясь к вопросу о новых, соответствующих нашему времени, сообществах, мы видим, что наряду с ним встаёт вопрос о новом способе совместной работы с Ангелами. Итак, мы сформулировали три вопроса: Какой должна быть соответствующая нашему времени ступень внутренней свободы отдельного человека? Какой должна быть соответствующая времени форма межчеловеческой совместной работы? Какой должна быть соответствующая времени форма совместной работы людей и Ангелов?
Сообщества третьего поколения представляют для современных людей здоровую, взаимоукрепляющую и вдохновляющую форму совместного существования. Такую форму Рудольф Штейнер хотел в своё время внести через Рождественское собрание…
Существуют различные методические пути, которые могут помочь участникам работать, принимать решения, прорабатывать и вести проекты совместно с Ангелами по типу третьих сообществ:
- Первым шагом является пробуждение душевного мира. Можно, к примеру, процесс пробуждения к душевному миру образов, в котором также действуют михаэлические Ангелы, поддержать посредством того, что эти образы из душевной области будут опущены вниз и спроецированы в видимом пространстве через художественную деятельность.
- Следующая ступень такого сотрудничества заключается в том, что внутренние образы больше не проецируются в пространстве, а изображаются участниками по определенным внутренним и внешним методическим правилам. Такой метод требует всё же опыта работы первой ступени, и может быть плодотворно применённым только тогда, когда будет собрано достаточно опыта в обхождении с проецируемыми в пространстве образами, их толкованием и пониманием.
- Наступает этап понимания и перевода воспринятого на человеческий язык, что является непременным в этой работе, иначе образы исчезают из сознания, как исчезают после пробуждения воспоминания сновидений. При этом важнейшим принципом всей работы является то, что при поиске гармоничного решения поставленной задачи решение только тогда может и должно быть признано действительным, когда оно будет ощущаться и признаваться гармоничным всеми участниками.
Мы указали на три важных особенности совместной работы в сообществах третьего поколения: во-первых, это внутренняя свобода и беспристрастность каждого в отдельности в течение совместной работы; во-вторых, пробуждение участников к душевному миру других членов группы, то есть восприятие невидимых, высших тел участников; в-третьих, достижение гармоничного результата для каждого в отдельности благодаря мудрой помощи Ангела. Это, однако, идеальные образы, которые постоянно строятся Ангелами в астральных телах людей, и которые должны быть сознательно поняты людьми. В этом отношении можно также сказать, что такие сообщества имеют своей задачей обратить внимание людей на эту деятельность Ангелов.(См. доклад Рудольфа Штейнера «Что делает Ангел в нашем астральном теле?» GA 182, 09.10.1918) …»
Галина:
«НЕДЕЛЯ МИРА», Санкт – Петербург, 23 – 30 июля 2011.
Репортаж третий.1.
… Это – ВЕЧЕРНЯЯ СЛУЖБА.
Это - слова ЕВАНГЕЛИЯ, которые уйдут со мной в ночь…
Это – минестранты – наши девушки из Самары! Это их – посвящение.
Всю неделю группа «ТАИНСТВО ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА» под водительством Диттера Хонермана работала в ритме посвящения минестрантов. Это великое дело – Диттер готовил минестрантов! И два человека из Самары. Из Самары приехала крепкая группа – они активно участвуют во всех рабочих группах. И сегодня – праздник! Вот они – Настя и Наташа проводят вечернее таинство вместе с Диттером. Волнительно! Волнительно и то, что сам Диттер завтра утром уезжает. Да! Он спешит – там, где ждет его ОБЩИНА ХРИСТИАН, там идет подготовка к событию - «СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА ОЮЩИНЫ ХРИСТИАН!» Это его группе прихожан теперь – 25 лет!
Да, друзья мои, все что происходит в рамках «НЕДЕЛИ МИРА» носит феноменологический характер и это событие можно рассматривать как еще один самоцвет в ожерелье СУЩНОСТИ «НЕДЕЛИ МИРА».
Вечерняя служба – завершает день. В 22 часа спускаемя мы, умиротвренные и успокоенные, в свои комнаты. Надо отметить, что наши хозяева – вальдорфская школа, создали прекрасные условия для работы и отдыха. О школе стоит написать отдельно.
Так вот, мы спускаемся – и это так: зал для таинства нахлдится на пятом этаже, мы размещаемся, в основном, на первом и втором этажах. Но! Не спит СУЩЕСТВО «НЕДЕЛИ УПРАЖНЕНИЙ В МИРЕ» - Оно охраняет и освящает наш сон. Начиная с 22 часов вечера и до 8 утра проходит новое таинство – чтение Евангелия. Эта перманентность в чтении, смена друг друга, слушание другого и свечи, и тишина – все это создает настрой душевного волнения и ожидания.
Так как сама я по ночам… сплю, то выбрала для себя, дополнительно, такой опыт. Первый раз читала Евангелие с 7 до 8 утра. Затем с 6 до 7 утра. На третий день, вернее ночь с 5 до 6 утра. Далее, ясно, с 4 до 5 утра, потом с 3 до 4, в предпоследний день с 2 до 3 и сегодня – последняя ночь с 1 до 2. Ясно и то, что уж сегодня я еще и спать не ложилась. А использовала на то, что бы сделать, вместе с друзьями, банк данных фотоснимков. Так как было несколько фотоаппаратов, то БАНК получается огромаднейший! Желающие получат диски. Может найдется особо заботливый, кто может создать сайт… Мой интерес – украсить репортажи фотографиями.
Буду ли я сейчас размышлять над вопросом, который поставили мне организаторы? Два понятия «НЕДЕЛЯ МИРА» и «НЕДЕЛЯ УПРАЖНЕНИЙ В МИРЕ». Не задумывалась; оказывается за этими понятиями стоят два совершенно разных … СУЩЕСТВА! И если существо, которое представлено понятием «НЕДЕЛЯ МИРА» является существом люцефирическим, фиерическим даже, беззаботным и не предполагающим дальнейшей работы в направлении упражнений для души, то! Существо, которое стоит за понятием «НЕДЕЛЯ УПРАЖНЕНИЙ В МИРЕ» руководствуется другими основаниями. Ясное мышление проявленное в деятельной воле вызывает переживания, ведущие к медитивныому пробуждению. И, соответственно, предполагающее прояснение собственного пути и облагораживание пространства.
Галина:
2.
Итак.
Когда определились темы групп, когда члушатели выбрали, в какой теме они участвуют, когда встал тот, кто почуствовал и взял на себя ОТВЕТСТВЕННОСТ быть водителем группы по работе над этой темой… ТОГДА и началась основная и серьезная работа над самим вопросом встречи
«Таинство встречи с другими как путь к построению нового сообщества
вместе с духом русского народа».
Группы работали утром полтора часа и вечером полтора часа… И на Пленуме существенная часть времени тоже оставлялась для обсуждения совместного работы групп, по выбранным вопросам, и определялись возможные пересения интересов, где необходима помощь и др. Это ж сколько врмени мы уделяли теме? Это получается – 20 часов! Это – ДОСТАТОЧНО времени для того, что бы открылись очи!
(я делала краткие записи по представлениям вопроса на пленуме. И пишу их только затем, что бы обозначить методологический подход и подход к результатам работы…)
Первая группа «Встреча с двойником и преобразование двойника».
… Внчале был … хаос!
Выбран представитель Духа группы, который определил три позиции, важных для дальнейшей работы.
… И вновь возник хаос.
Не знали что и делать-то. Создали группы из трех человек, которые, прежде чем работать над своми вопросами, с которыми приехали на встречу, сначала проясняют общий вопрос. Из трех человек группа:
Первый представлял самого себя;
Второй – был представителем Духа группы;
Третий был тем, кто отражал процесс.
И было так:
Первый – я хочу понять, почему мы не можем начать работу в группе!
Второй отвчал – мол, потому-то и потому – то.
И, затем, первый говорил, что он чувствует (например это было беспокойство или спазм в горле).
Этот разговор продолжался, пока человек не приходил к душевному равновесию и все могли двигаться дальше.
И в первый день работы с этим ушли в ночь, решив не делать рефлексию – ночью это и произойдет.
В центре был «посажен» МЕДВЕДЬ, как прообраз существа двойника.
Но для нормальной работы группы – надо достигнуть равновесия сил. Упражнение называется «ЛОГИКА СЕРДЦА». Это были З шаг.
Сначала поделились ощущениями: многие могли рассказать об этом.
Мы теперь ЗНАЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, когда поднимается агрессия!
Продолжили выделение своих чувсв через работу с цветом: это были рисунки.
Был опыт – вот не получается! И Марион помогала пройти этот рубеж.
Следующий этап – как можем мы упражнять себя что бы научиться.
На вопрос «Чему я хочу научиться» оказалось непросто ответить. Сложно определить, чего хочу «Я», чего хочет мой двойник и пр.
Н арисунках разделили лист на условных три части.
Слева рисовалось то, живет во мне сейчас.
Справа – уравновешивающее, комплиментарное чувство.
В центре – то, что в итоге возникает в нас после уравновешивания.
Однако, поставив вопрос «Чему я хочу научиться» вновь встретились с проблемой – сложно ответить на такой вопрос! Непросто определить чего «Я хочу», или чего хочет двойник, или чего «я хочу», или, опять – чего хочет двойник этого я…
Мы теперь ЗНАЛИ, что надо делать в жизни, когда подступает агрессия, непонимание, противоречие, т.е. активны силы двойника.
Результат работы всех дней встречи: Через возниконовение связи между ощущением и познанием приходит истиное познание! И это произойдет только тогда, когда кто-то может постич чистое звучание Души не как ощущение – тогда это станет ИСТИНОЙ! СВЕТОМ! И настенет следующий этап – высказать свои переживания. И это будет МОСТ! И тот, кто двигается в своем саморазвитии такими шагами – является Понтификом (строителем мостов).
Итак на вопрос – Где место? – Это СЕРДЦЕ! И ощущение стало – ПОЗНАНИЕМ ИСТИНЫ!
… После такого обзора группа представила реальное переживание, которое испытала через своего двойника одна из участниц.
И само это представление имело обучающий характер и принесло для всех чувство соучастия в процессе.
3.
Вторая группа работала над темой «Понятие встречи».
Небольшая группа проделала свою часть работы для всех участников. Что же это такое ВСТРЕЧА!?
Сначала пришли сложности. И чтобы понять то, что происходит мы воспользовались методом интуитивной драммы и, познее, методом диалога. Так же в нашей работе использовали мы упражнение «Логика сердца»… это стало как настрой. И, затем – книга Рудольфа Штайнера «Как достигнуть познания высших миров». Получалось так, что работать в смысле духовно исследовательской деятельности получится плодотворно тогда, когда проводится исследование ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ!
Нам также пришлось работать с двойником. Кроме этого необходимо было уточнить исходные понятия, что бы не «плавать» в душевном мире…
Итогом можно считать то, что
ВСТРЕЧА – ЭТО ГАРМОНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ!
А ГАРМОНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ЭТО И ЕСТЬ КЛЮЧ К ПОСТРОЕНИЮ НОВОГО СООБЩЕСТВА!
И самое важное –
ПРОЦЕСС! Который мы простраивали в групповой работе. Оказывается, что такая работа есть ПУТЬ К ИСЦЕЛЕНИЮ ЗЕМЛИ! НАШЕЙ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ТОМ ЧИСЛЕ! И ИМЕННО ОТ НАШЕГО НОВОГО ОТНОШЕНИЯ…
Надо отметить, что групповая работа занимала наши мысли. Где только можно было поговорить опо теме, или о процессах – мы собирались, подходили желающие – разговор продолжался. За помощью обращались к Армену или Диттеру; к участникам семинара; книги Рудольфа Штанера и «Священное писание» в переводе Эмиля Бока тоже были нам подспорьем.
Один из вопросов в теме нашей группы был вопрос о том чем отличается название «НЕДЕЛЯ МИРА, которое в основном звучит от имени семинара «НЕДЕЛЯ УПРАЖНЕНИЙ В МИРЕ».
……..
Вот что стало понятно. Два человека. У одного сложная жизненная ситуация, сильные переживания. И другой хочет помочь. Так вот – первый испытывает сильное давление! Испытывает от этого боль, страх и полное нежелание сотрудничать… Да, в группе мы встретились с реальной ситуацией и работали над этими состояниями. Была ли встреча?
Как метод использовали ИНТУИТИВНУЮ ДРАМУ, проводя параллели с книгой Рудольфа Штайнера «Как достигнуть познания высших миров" См:http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Steiner&go=page&pid=10
На итоговой встрече эта группа предложила всем вот такое упражнение. По двое. Один стоит спиной к другому и надо так сказать «ЭЙ!», что бы тот повернулся. Вот мы и покрикивали: «Эй». «ЭЙ!» «ЭЙ?» «Эй…»
И другая жизнь семинара продолжаласью Занятия по искусству – три основных потока: ЖИВОПИСЬ, ЭВРИТМИЯ и КЛОУНАДА!
ЖИВОПИСЬ –
это то место, где рождалась ВСТРЕЧА!
- Сначала делали индивидуальные работы – это было как выдох, предъявление во вне того, что чувствуешь внутри. Затем рисовали чувство комплиментарное – противостоящее, и затем достигали гармонии. Конечно, педагог Наталья – так сопереживала нашиму настроению, постижению себя, что это нам открывало и еще один настрой работы – участие педагога в такой деятельности.
- Следующий рисунок стал РОЖДЕНИЕМ! Мы его делали два дня – это представление всей своей сути миру. И уже не только как взаимодействие цвета – но через осознание и волю. И вновь возникло новое настроение у меня. Я могу делать рисунок сегодня! Это так. Но вернуться к нему завтра… Это было очень сложно – не знала как начать, что могу привнести – и топталась возле своего мольберта, пока не увидела, что внизу листа «сидит» какое-то маленькое нахохлившееся существо! Я так обрадовалась, что тут же внесла кое какие дополнительные цвета: вот так будет все. И Наташа говорит о том, да тут уже что-то видно. Это хорошо, конечно. Но, возможно, ты еще немного поработаешь? Возможно есть в твоей работе скрытые силы и ты хочешь их показать? Вот так и работала – и нашлись эти скрытые силы – и появился новый образ. Но как мне сложно было это делать! Под каким-то предлогом я ушла – и Наташа говорит, что и это важно – уйти, мол, завтра ты еще поработаешь. Где йж. Я вообще не смогла прикоснуться завтра к этому листу! Все, что уже должно быть – родилось. Сделать что-то еще, добавить? Нет!
- И – новая работа: вместе с кем-то делать еще одну работу. Ни единого слова, по очереди вносить в рисунок свои краски. Так я должна была работать с Элвиной. Однако она задерживалась. И Наташа начала это дело со мной: мы прикасались к большому чистому листу бумаги стараясь понять, что же несет другой – такие мысли были у меня. Элвина заменила Наталью, но ее импульс уже был в рисунке… Работа пошла быстрее. К ак-то увидела я, что Элвина очень ХОРОШО ЧУВСТВУЕТ ЦВЕТ! Она мне тоже сделала признание после занятия – что ты, Галина, ХОРОШО ДЕРЖИШЬ ФОРМУ! Вот так мы и сотрудничали… И это был ДИАЛОГ! Работали и на следующий день. Рассматривая полученные работы, а выставили предыдущие и эту, совместную – видели, как индивидуальное настроение перешло в совместную деятельности и стало таким диалогом… И серьезно поговорили и о процессе, и об ощущениях…
- Теперь делали ВСЕ ВМЕСТЕ одну работу! Семь человек – и это стало ВСТРЕЧЕЙ!
Навигация
Перейти к полной версии