Антропософский форум > Антропософские инициативы

ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА в г. СОЧИ

<< < (9/13) > >>

Галина:


--- Цитировать ---          Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.
В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

Характерные особенности вальдорфской школы:

•   1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
•   2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
•   3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.
•   4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе - в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.
•   5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
•   6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
•   7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
•   8. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

Метод преподавания:


Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.
Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.
Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.
Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.
Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.

--- Конец цитаты ---

Галина:

--- Цитировать ---
Циклическая сущность программы

Чтобы привести пример и показать циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, давайте возьмем геометрию. В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке "Рисование форм". Таким образом первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Также это слово может не называться им и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что появляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. - "Да, это мы уже делали!", - говорят дети - "Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!" Наша цель - вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается".

Подходы и методы Вальдорфских школ
Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.
От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.
В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.
Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.
Да, в ребенке сохраняется непосредственность, детскость, да он будет учиться без страха. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с дет сада... Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей...
Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы. 


--- Конец цитаты ---

Галина:
Дорогие друзья!

Наша встреча в субботу – 10 марта, в 11.30 . завершим общение , как всегда, в 13.30.
(откорректируем даты дальнейших встреч)

И, по-прежнему, нас с Вами ожидают открытия и размышления в теме
«РАННЯЯ ЗРЕЛОСТЬ ДУШИ».
Это 20-е годы жизни человека: там и открытые возможности в создании семьи, выстраивании карьеры, личностного роста.
До встречи –
Галина Васильевна.

Галина:
Райнина
Галина
Васильевна
социальный педагог
и
РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ
Город Сочи
2012 год

родителей и учителей вальдорфской школы,
 родителей и воспитателей вальдорфского детского садика,
родителей и педагогов  семейного центра "Счастливые родители",
детского центра "Северное сияние",
их друзей и знакомых.
в субботу, с 11.30 до 13.30
по адресу: г. Сочи, ул Комсомольская 11, офис 22
для связи телефоны:        8 918 619 37 73,          8 928 449 01 25,           8 988 506 01 57

 
 Программа:

Тема:       часы:       Дата проведения:

СЕМЬЯ: семь жизненных этапов   2   28.01
СЕМЬЯ: социальная трехчленность   2   04.02
РАННЯЯ ЗРЕЛОСТЬ ДУШИ:   2   10.03
РАННЯЯ ЗРЕЛОСТЬ ДУШИ:   2   17.03
ЮНОСТЬ:   2   24.03
ЮНОСТЬ:   2   31.03
ОТРОЧЕСТВО:   2   07.04
ОТРОЧЕСТВО:   2   21.04
ДЕТСТВО:   2   05.05
ДЕТСТВО:   2   25.05

Дорогие друзья,
Вы можете прочесть о воспитании и развитии ребенка: 
на сайте:
bdn-steiner.ru
(авторский раздел)1.   Рудольф Штайнер «Воспитание ребенка
                                                            с точки зрения духовной науки»
2.   Симонис В.К. «Ребенок до семи лет»
3.   Рудольф Хаушка  „Учение о питании”
4.   Карл Кениг «Три первых года ребенка»
5.   Бернард Ливехуд «Фазы развития ребенка»
6.   Михаэла Глёклер, Стефан Лангхаммер, Кристоф Вихерт «Воспитание и   здоровье»
7.   Королина фон Гейдебрандт «О душевной сущности ребенка»
8.   Ренсенбринк «Семь злаков питания человека».
9.   Грюнелиус Э.М. «Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста»
....

Галина:
Тема: Ю Н О С Т Ь

24 МАРТА и 31 МАРТА,  СУББОТА
С 11.30 ДО 13.30
 г. СОЧИ
ул.Комсомольская 11

Для всех, кому интересен этот возраст с 12-13 лет до 19-21 года.
Поищем ответы на возникающие вопросы...

"...Моей младшей дочери исполнилось 20 лет. И, конечно, не совпадение, что теперь она самостоятельно приняла одно важное решение.
   Значит, до того, пока учишься – решения принимать самостоятельно не стоит? Да, не стоит. Мало того, нельзя! И невозможно. Именно в таком порядке:
- в юности самостоятельно принимать решения – не стоит.
- В отрочестве – нельзя самостоятельно принимать решения, вредно для душевного здоровья.
- В детстве – невозможно принимать решения самостоятельно; наносится вред телесному развитию.
   Итак, в юности – не стоит принимать решения самостоятельно. И, значит, есть рядом тот, с кем можно посоветоваться; послушать его мнение. Ровесник? Нет, не ровесник. Желательно, человек… из другого поколения.
   А т.к. ни авторитет, ни восхищенное подражание уже не являются значимым для юного человека, то в основу сотрудничества поколений становится профессионализм, мастерство, талант.
   О, юность бывает всякая. Но всегда есть уважение, восхищение к профессионалу.

***…И вроде, низенький, худенький, с лысиной, в очочках – сидит в радиорубке… А желание попасть, в это важное в школе место, велико у юношей. «Николай считает…». «Николай разрешил…», а ВЕДЬ ПРОСТО МАСТЕР – РАДИОЛЮБИТЕЛЬ…

   Юность! Лет с 14 до 20-21 года.

Время, когда птенец учится летать. Птенец, но не птица! Вы посмотрите, на его полет некоторое время спустя – гармония, стремление, раскованность. Все это в юности.
   Общим для времени юности являются вопросы: «Зачем Я?», «Где мое место в мире?», «Кому Я нужен?».
   Основными духовными качествами в развитии являются: Вера, Любовь, Надежда.
Лет с 14 до 16 – Вера, 1 ступень роста;
с 16 до 18 лет – Любовь, 2 ступень роста;
и с 18 до 20-21 года – Надежда, 3 ступень роста.
   Пусть это будут ступени роста или уровни развития.
Следует учитывать эти три разные ступени развития в юности. Конечно, очень условно.

   …Где точно кончается речка и начинается море? Где, конкретно, море переходит в океан? На карте это можно показать. Находясь, допустим, в море - проблематично…
Так и с возрастом. И, тем ни менее, эти ступеньки есть.
   В моменты перехода со ступеньки на ступеньку возникает напряжение. Можно сказать, что это – кризис? Но нет, это нормальное усилие души для подъема..."
(Из лекции)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии