Антропософский форум > Антропософские инициативы

ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА В САМАРЕ. Круглая дата - 20 лет. СЕМИНАР.

<< < (3/9) > >>

Tatjana:
«Здоровое образование-здоровое общество»
3 часть (заключительная)
Следующий доклад «Архитектоника школы и её влияние на человеческое здоровье» принадлежал Луиджи Фъюмару, архитектору, члену швейцарского общества архитекторов и инженеров (SIA), секретарю международного форума «Человек и архитектура» (IFMA), почётному профессору Киевского национального университета строительства и архитектуры, Италия. Который уже несколько лет является желанным другом самарской Вальдорфской школы. В своём красочном докладе (с множеством примеров органической архитектуры) он заявил, что без архитектуры не может состояться изменения в воспитании. В своих проектах и эскизах он использует основной принцип органической архитектуры – метаморфозу. Он отметил, что в зданиях детсадов, школ, высших учебных заведений отсутствует жест любви, ощущения тепла, уюта. Вот некоторые цитаты из доклада. Архитектура имеет масштаб значительно больше человека. Сначала мы строим здание, потом здание строит нас. Органическая архитектура использует принцип разнообразия – изменения состояния во времени. Разнообразие пространства: форм, цвета. Человек должен чувствовать вокруг себя любовь, понимание; ощущение целостности – каждая часть должна находиться там, где она находится. Как выяснилось в проводимых в мире исследованиях, среди факторов, влияющих на здоровье -  60% относится к фактору духовности (идеальному), фактору внутренней невидимой жизни человека. Здоровое мышление – мышление абстрактное, которое работает не со связанными понятиями. Через переживание форм человек переживает изменение в мышлении. В архитектуре присутствие качества индивидуальности очень важно для ребёнка. Человек спонтанно ассоциируется с самим зданием. Округлые формы дают ощущение заботы и любви, в отличие от острых углов. Необходимо место в центре, которое связывает всех вместе. Это поддерживает духовные силы ребёнка. Цвет – является реакцией мозга. Цвет стимулирует различные функции в организме. В органической архитектуре используется принцип целостности с ландшафтом. В этой связи проекты всегда носят индивидуальный характер, с неповторимыми элементами. Здесь присутствует ощущение движения вокруг здания, с элементами метаморфозы (видоизменения, развития, превращения). Кроме того всегда используется принцип функциональности – назначения помещений в конкретной деятельности.
В продолжение этой темы я выбрала из предложенных шести секций/круглых столов секцию №5 «Влияние физического окружения на здоровье» с ведущим Луиджи Фьюмара и докладом Юрия Сыркова, архитектора и дизайнера, г. Москва. Было отмечено, что всё, что входит к человеку через глаза, то и в душе взращивается. Зло – является инструментом добра (это утверждение пока никак не уляжется в моей голове). Юрий рассказывал о принципах оформления детского пространсва. Они должны быть струящимися, просторными, светлыми, самодостаточными, не зависимо от объёма. Должно быть ощущение, когда ты входишь в пространство – Ах! Просторно! Сначала ищется жест, который должен быть в помещении. Все части детского пространства должны быть тёплыми и уютными.
Форма входа в помещение  детского сада желательно, чтобы выглядела, как вход в церковь, что выражает стремление человека к росту, развитию.


Вход с хорошими пропорциями, вызывает в душе чувство устойчивости и защищённости рис. 2.

Жест входа, должен иметь жест приглашения, это добивается с помощью округлых форм.

Когда мы видим такой жест Рис. 2, то возникает ощущение тяжести.



рис. 2.
А перевернутый жест – ощущение лёгкости рис. 3.


рис. 3.
Вертикальную симметрию душа воспринимает, как разговор земли с Богом. В то же время душа тяготеет к динамике, нарушенной симметрии. Хаос – это непростроенная динамика. В таком контексте добро – есть стремление к равновесию.
Каждому человеку необходимо вырабатывать внутренний взгляд, собственное впечатление для умения создания пространства. В этом поможет понимание композиции – соотношение частей с целым. Хороший вкус – сочетание частей и целого в гармонии, следует вырабатывать. Важно, как и каким цветом окрашены поверхности помещения. В Вальдорфских садах и школах применяют технику лассировки – послойного нанесения разбавленной краски на стены, создание дыхания, как в послойной живописи. И здесь благодаря сочетанию темного и светлого можно корректировать пространства. Так для тёмных узких коридоров более подходит сочетание светлый верх – тёмный низ. Для помощи в концентрации детей на уроке, создания закрытого пространства, следует низ оставлять более светлым, а верх – более тёмным.
Мы взрослые проделывали практическое упражнение в наблюдении за своими ощущениями в помещении 6 класса с голубовато-синими стенами. Сначала постарались войти в состояние эмпатии и уже после наблюдать, какое чувство рождается в душе при таком созерцании. И все переживания сводились к тому, что от  более плотного низа мы парили вверх, растворяясь в нежных тонах, как в облаках и возвращаться назад практически никому не хотелось. А это переживание приводит к расконцентрации и не годится для учебного класса, где сознание не должно расплываться. Луиджи Фъюмара предложил такое решение для корректировки небольшого помещения, где одновременно должны находиться до 27 детей – подростков 12 лет, заканчивать нежно- голубой цвет не на границе с белым потолком, а несколько сместив цвет стен на потолок, чтобы возникало ощущения замкнутого пространства, либо первое, что ему пришло, изменить направление сгущения цвета на противоположное. Для итальянских детей, с другим темпераментом – южным, он бы для такого возраста не создавал учебное пространство в этих холодных тонах. Что еще раз подчёркивает весьма индивидуальный подход в оформлении детских пространств. Он обратил наше внимание, как хорошо, что деревянная рейка занимает только незначительную часть стен. По его мнению, те помещения, которые полностью выполнены в одном материале – даже в натуральном, экологичном дереве -утомляет, что сразу же выливается в поведение маленьких детей в таких классах (пример другой школы). Человек не может там свободно дышать. Для корректировки такого класса необходим контраст. Одинаковость ведёт к нервности. Корректирующим шагом могла бы послужить, например, цветная ткань, либо окрашенные в яркий цвет часть поверхности помещения. Была выделена еще такая особенность, как сглаживание углов в наших стандартных прямоугольных типовых пространствах школ и садов. Выделение каких-либо сильных вертикальных элементов стен. Однако при этом не должна нарушаться гармония. Цвет должен быть связан с формой. Нельзя забывать закономерности: у сильной формы должен быть и  сильный цвет. В аудитории возник вопрос про красный цвет стен детских помещений. Луиджи сказал, что красный, как проявление личности. У ребёнка нет ещё внутри сильной личности, следовательно, нет и конфликта с этим цветом. В своём доме он выполнил гостиную, для проведения переговоров с заказчиками, в красном цвете, и в противовес общепринятому мнению, что красный возбуждает людей, делает их более агрессивными, он у себя этого не замечает, наоборот, красный очень торжественный. Он очень доволен этим.
В разговоре затронули тему чёрно-белого мира подростков, так оформила свою комнату на свой выбор молодая девушка, дочь, пришедшей на секцию мамы. ПК заменяет им реальные сильные переживания. Они испытывают их от игр с нереальными персонажами, ситуациями, пространствами. Безусловно, нужно как-то отвлекать их, нужна культурная программа для подростков. Однако у Луиджи появилось и дизайнерское решение, чтобы и самому не поглощаться миром иллюзий он под свой нотбук выбрал очень красивый по цвету и пластике линий массивный стол, на котором ПК уже не выглядит очень привлекательным…
Затронули тему двух ярусных кроватей. Для размещения детей посоветовали меланхоликов укладывать вниз, а сангвиников наверх, чтобы всем было комфортно спать.
В итоги оба дизайнера были убеждены, что масштабные проекты всё-таки должны выполнять специалисты, с опытным взглядом и и знаниями, и в этой связи нам оставили свои координаты, где можно посмотреть их архитектурно-дизайнерский решения и оставить заказ.
Юрий Сырков -  www.syrkov.com
jurasyrkov@yandex.ru
тел. в Москве •+7 (962) 987-62-55
Луиджи Фьюмара – www.ORGANIC-ARCHITECTURE.ORG
E-mail – INFO@ORGANIC-ARCHITECTURE.ORG
Для получения удовлетворяющих меня знаний в области архитектуры на следующее утро меня ждал открытый урок Петера Гуттенхофера «История архитектуры» 11 класс.
Свою презентацию он начал издалека, с природных чудес: равновесное сложение многотонных глыб одна на другую по всему миру, в разных частях света. Он проводил практический эксперимент с колоннами из пластичной глины и свёрнутыми в рулон колоннами из бумажных листов, сверху накладывая тяжелые чемоданы. К сожалению, всё быстро разваливалось. А природные нагромождения стоят тысячелетия. Он выразил мысль, что давить можно на то, что сопротивляется. Раньше Земля была мягкая, и людей на ней не могло быть. В итоге выяснилось, что камни важнее чем растения, чем животные. Затем мы рассматривали старинные греческие храмы, соотношение высоты колонн и тяжести архитравов, плотности колонн, их форм, жесты в местах их соединения, размеры сооружений. И тут он сделал для меня маленькое чудо – открытие! Греческие храмы в фундаменте и архитраве имеют выпуклости, следовательно, и колонны в основании стёсывались под разным углом. Разница между краевыми частями фундамента и центральной точкой вдоль фасада составляет 2 см. (храм Афины). Во всём храме нет прямых линий, все линии изогнуты. Угловые колонны несколько смещены к центру, от вертикали. От всего этого создаётся впечатление лёгкости и парения. (Я сама видела эти храмы в г. Афины и была восхищена даже оставшимися руинами, но не знала за счёт чего создаётся такое волшебство). Петер произнёс, что математически точные прямые линии в здании создавали бы тяжесть, давление. Он привёл пример строения свода человеческой стопы. Чем больше человек вытягивается ввысь, тем более изгибается стопа. Греческие храмы - как пример взаимодействия между духовным – вертикаль (колонны) и физическим – приподнятое основание и перекрытие.
Римляне внесли в архитектуру прямые и арки, которые позволяют построить внутреннее пространство. В куполах внутри есть некая субстанция, которая распирает его изнутри. Прямая доминирует в современных зданиях. Из великих архитекторов Курьбюзье только к концу своей жизни обратился к пластической архитектуре (знаменитая церковь в Равшане). В противовес римской архитектуре, процветающей в мире, является органическая архитектура, ярчайшим представителем которой явился и сам Р. Штайнер и его последователи (старое и новое здание Гётеанума и его окружающие постройки). В Гётеануме не одной прямой линии. Единственная прямая – это горизонтальный фундамент. Петер задался вопросом: «Что ждёт нас в будущем, какая архитектура?» Так вот и первый урок в Вальдорфской школе посвящён рисованию прямой и кривой.
Так на одном дыхании прошёл этот незабываемый урок. Я спросила одну старшеклассницу: «У Вас всегда так проходят уроки?». Она ничего не ответила…
В это время в других аудиториях разыгрывались другие истории из области человеческих знаний, где «Учителя - жрецы» отдавали эти знания детям – будущему нашей Земли. А я подумала, как много произошло за эти два дня. Но как еще много осталось несказанным. И полемика, завершающая это мероприятие за общим круглым столом и прекрасный концерт с показом эвритмического спектакля, подарком от школы №1060 г. Москва, и выступления учителей на сцене и детские такие «взрослые» поздравления, и мощный сводный хор старшеклассников. Всё было просто ВЕЛИКОЛЕПНО! Остаётся только восхищаться организаторами такого яркого неповторимого праздника.
PS Фото с органической архитектурой и подборкой статей расположены в книге «Антропософия и архитектура, 2003г.
(14-15 октября 2011г.) Олейникова Татьяна

Кроме того появились фото органической архитектуры на форуме:
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,827.msg8295/topicseen.html#msg8295

Tatjana:
Предлагаются тезисы выступления г-на Харма Пашена с конференции "Здоровое образование - здоровое общество"
Харм Пашен                                          Школа и здоровье                                      Тезисы
Я попытаюсь ответить на четыре вопроса о связи здоровья школьников и школ, в которых они учатся.

Первый вопрос: какая существует связь между ухудшением здоровья современной молодежи во многих странах и их обучением? Особенно на западе, и особенно в  связи со стрессом, избыточным весом и диабетом, а также в связи с увеличением процента детей-инвалидов?
В общем и целом, это возникает по причине множества факторов, по большей части связанных с особенностями современной жизни ( меньшая связь с природой, больше искусственного освещения, искусственная пища, тотальный поток информации, меньше движения, больше шумовых воздействий, родители в состоянии стресса, быстрые изменения и отсутствие надежного будущего и т.д.) – детство в опасности (Хониг). Но при этом большую часть времени дети проводят в школе, обучаясь.
С точки зрения салютогенеза атмосфера в школе, эмпатия учителей, содержание образования и методы обучения могут оказывать влияние на ощущение целостности, единства и связанную с ним выносливость - составляющие, которые в равной степени важны для благополучия школьников.

Материал
•   В статье за 2010 год Томас Здразил собрал множество случаев взаимсвязи между физиологическими и психологическими явлениями, между феноменом стресса и ослаблением иммунной системы, что открывает двери тяжелым болезням и различным заболеваниям.
А школьный стресс – который возникает вследствие давления сложнейших когнитивных задач, высокого темпа обучения, строгого контроля и оценивания, а также вследствие давления родителей и общества, чтобы дети как можно раньше были готовы к  глобальной конкуренции – школьный стресс, действующий в течение долгого времени разрушает все благие педагогические намерения воспитать здорового, уверенного в себе, креативного и когнитивно успешного ученика.

•   Поэтому мы считаем, что первые попытки учить тому, как жить в школе здорово, - в качестве специального курса в программе, но когда при этом одновременно существуют опасные проблемы социального и эмоционального характера (недостаток эмпатии, нападение толпой, насилие, иногда даже просто неконтролируемый выход из себя в стенах школы) – являются опасными как для индивидуального чувства целостности, так и и для целостности, единства общества. Очень часто эти действия  выглядят как последняя, отчаянная попытка ответить на то, как школа ведет себя по отношению к отчаявшимся ученикам.

•   Здоровье детей и школьников могло бы стать значимым показателем оценки полного, всеобъемлющего, интегрального качества обучения и образования, которые предлагает школа.

Второй вопрос: учитывая все эти возможные связи и влияния, являются ли  многочисленные специальные педагогические программы социального и эмоционального образования  адекватным педагогическим средством? Или есть какие-либо другие варианты или педагогические альтернативы? Существуют некие простые способы педагогической профилактики, интервенции, прямого научения, использования побочных эффектов, различные методы оценки, но всегда это программы, которые изолированы, оторваны от основной программы. Однако возможно, что основная программа сама является одним из источников недостаточности салютогенеза, чувства целостности и выносливости, которые так важны для здоровья и будущего последующих поколений.

•   Пример: замечательное мета-исследование образовательных программ, основанных на доказательствах, проведенное Рене Диекстра, которое показывает эффективность прямого научения, то есть специальных программ существующих параллельно основным программам, пришло к следующему образовательному заключению:
«Окончательный вывод из обоих отчетов совершенно ясен: систематическое, программное внимание к обучению социально-эмоциональным навыкам в системе школы имеет мировое значение. Оно способствует полному развитию детей и юношей, предотвращает возникновение проблем развития и способствует учебным достижениям».(259). Невозможность или отказ от внедрения  программ СЭО (социально-эмоционального обучения)  в рамках начального и среднего образования равноценны лишению детей и юношества решающей и научно-обоснованной возможности для их личностного, социального и академического развития. Это было бы вопиющим нарушением конвенции о правах ребенка ООН». (Диекстра 2008, 261).
Но на прошлой неделе на конференции в Мадриде он сказал следующее: подобные программы для тренеров не сработали в реальной ситуации футбольных соревнований. Также это еще не получило подтверждения относительно школьников - попадают ли они в неприятные ситуации со своими сверстниками вне школы или с какими-либо преступными группировками.

Третий вопрос: Если здоровье является значимым показателем состояния развития учащихся, то тогда разве не должен стать центральной и необходимой педагогической задачей поиск основополагающих форм обучения, образования и воспитания учащихся, которым нет необходимости прибегать к  специальным дополнительным образовательным программам развития  дополнительных  «мягких» навыков,  для того,чтобы смягчить пагубные последствия их собственной реализации? И не является ли вальдорфское образование таким педагогическим подходом, который интегрирует передачу знаний и воспитание человека с особым содержанием, особыми методами, и всей его атмосферой?
Здразил упомянул следующие педагогические действия, которые вальдорфская школа предлагает для укрепления физического, психологического и психического  здоровья детей и развития их выносливости, особо подчеркивая то, что они интегрированы во все обучение:
•   Развитие воображения через рассказывание историй
•   Рецитиции и пение
•   Спорт и эвритмия
Он подкрепляет положительный эффект данных интегрированных действий на здоровье, физическое, психичекое и даже когнитивное развитие  учащихся данными из научно- практических источников.

Четвертый вопрос: если вальдорфское образование могло бы быть такой интересной с этой точки зрения педагогикой, как можно было бы оценить ее эффект  в продолжении времени,  и каковы ее предпосылки и фундаментальные составляющие? Должно ли описание его подходов иметь научную природу, следуя всем современным догмам, и должно ли оно контролироваться государственными образовательными административными структурами?

Я думаю, что наилучшим и наиболее убедительным способом оценки являются так называемые «Follow - up studies» (отсроченные исследования – с бывшими учениками, которым в данный момент 30 лет), два из котрых, проведенные в Германии (в 1983 и 2008 году) показали более или менее соответствующие результаты.

Tatjana:
Предлагается авторский материал Е. Абдулаевой по использованию детских игрушек в возрасте от 5-6 лет.
ИГРЫ И ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТПять лет – это удивительный возраст, когда малыш взрослеет как будто на глазах. Это возраст, когда ребенок уже может отдавать себе отчет в своих впечатлениях, может осознавать, что он хочет, планировать свои действия, управлять собой. Несмотря на все перечисленные достижения, пятилетний возраст – это по-прежнему возраст игры. Более того, именно в этом возрасте игра достигает своего расцвета.
 Елена Абдулаева, 
Педагог-психолог высшей категории, методист учебно-методического Центра игры и игрушки
Московского государственного психолого-педагогического университета
Игра – дело серьезное
 Играть для ребенка не значит развлекаться. Это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых. Детская свободная игра может быть невероятно разнообразной, но при этом ее можно привести к трем видам: ролевая, режиссерская и игра-драматизация. Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети). Ребенок действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой. Совсем другой вид - режиссерские игры, т.е. игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются с удивительными подробностями. Дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов. Особый вид сюжетной игры – это игры-драматизации. В этом случае сюжет заимствован из сказок, историй, и теле- и видеосценариев. На первый план выступает стремление воспроизводить известный сюжет в точности, не отступая от него и не допуская вариаций. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. Итак – это период наивысшего расцвета сюжетных игр, для которых, естественно, нужны определенные игрушки.
Игрушки для сюжетных игр
Игрушки для ролевых игр
 В ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. А значит главные игрушки дошкольника – человеческие образы, т.е. куклы и соответствующие им атрибуты. Принято считать, что играть в куклы подобает только девочкам. Но это совсем не так! У мальчика, так же, как и у девочки, должны быть куклы, потому что любой ребенок – это, прежде всего, человек. Кукла помогает малышу в определении себя, познании и понимании, в преодолении своих страхов. Мальчику нужна кукла-мальчик, а девочке – девочка, и конечно хорошо, если у ребенка есть и куклы противоположного пола. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: усваивая мир человеческих отношений и представлений, он отражает свой опыт, строит и осознает самого себя. В этом возрасте игра выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, проигрывают сюжеты известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Для таких игр требуется не одна, а несколько кукол, причем, не только девочек, но и мальчиков. Выбор «хорошей» куклы – задача довольно сложная. Лучше, если это куклы с обликом ребенка дошкольного возраста, а не взрослого или подростка. Такие куклы в игре могут быть детьми в семье, пассажирами, пациентами, учениками, играть, путешествовать, проказничать. Кукла может быть изготовлена из резины или различного качества пластмассы, тогда ее можно купать. Мягкая тряпичная кукла (лучше, если они набиты овечьей шерстью) тоже может купаться, только дольше обсыхает. Она очень приятна на ощупь - малыш будет прижимать к себе теплое, «живое» тельце. Большой монстр или трансформер – это тоже кукла. Только вопрос, возможно ли о нем заботиться, учить его, кормить, лечить? А ведь именно это и есть содержание повседневной жизни, воплощаемое в ролевой игре. Для кукол необходимо свое кукольное хозяйство – такое по количеству, размеру и ассортименту, с которым ваш ребенок в состоянии справиться. Кровать, уютная удобная коляска и удобное в использовании постельное белье для каждой куклы. Обязательно нужна кукольная одежда по сезону, чтобы игрушечный ребенок не замерз на улице, и его можно было взять на прогулку или к врачу. Застежки помогают развитию мелкой моторики, но при этом по степени сложности для ребенка они не должны быть слишком трудны. Хороши в этом возрасте молнии и пуговицы среднего и малого размера. Необходима также посуда: тарелки, чашки, ложки, кастрюльки и сковородки. Но вовсе не обязательно эти игрушки должны быть реалистическими. В пять лет тарелками-кастрюльками дети делают песочные формочки, ореховые скорлупки и маленькие корзиночки, а ложками-поварешками – палочки и карандаши. После шести лет дети нуждаются для игры в более реалистичной, разнообразной и специализированной посуде – как у взрослых. Но это не значит, что необходимо покупать настоящий электрический миксер. Не лишайте малыша возможности самому вообразить, как включается мотор и переключаются скорости, озвучить замешивание густого теста для пирога или жидкого – для омлета. Кроме кукол для ролевых игр пригодятся наборы «Доктор», «Парикмахер» и тому подобные. Атрибуты костюмов (накидки, головные уборы и пр.) помогают ребенку обозначить роль. Не увлекайтесь излишними подробностями – пусть останется место для детских придумок и сотворения недостающего. В игре возникает необходимость в домиках и других сооружениях – больница, автомобиль или самолет. Большой популярностью пользуются готовые покупные домики или палатки. Поначалу дети с удовольствием сидят в таком домике, а потом зачастую из-за невозможности преобразовать его под конкретные нужды домик превращается в заброшенную, ненужную мебель, которая, между прочим, занимает немало места. В качестве строительного материала для разных сооружений лучше приобрести 1-2 ширмы, прочный деревянный детский стол, пару стульев и пару длинных, хорошо отшлифованных досок (шириной 9-12 см) для строительства мостов и перекрытий. Пригодятся также покрывала и диванные подушки. Пусть ребенок имеет возможность сам представить и сделать себе такой дом, машину или корабль, какой ему в этот раз нужен. В другой раз будет другой, не менее подходящий. Чем не пространственная геометрия в действии? А в повторении такого трудоемкого строительства упражняется воля ребенка. Несколько слов о транспорте. Конечно, машинки необходимы для игры как средства перевозки. Но не всякая машинка годится для игры. Сейчас очень популярны большие электромобили. Эта вещь не для игры, это развлечение. Ребенок получает взрослую «игрушку», от которой он зависит. Не от его действия зависит ее «жизнь», а наоборот, от ее действия зависит его настроение. Ведь все уже готово, нажал на кнопку и поехал, не прикладывая никаких усилий к передвижению.
Игрушки для режиссерских игр
 Для режиссерской игры нужно 5-6 маленьких кукол (высотой 8–15 см) - мужские, женские и детские образы. Хорошо, если они составляют семью. Они должны быть достаточно устойчивы, пропорциональны и не слишком детализированы, чтобы у ребенка осталось больше возможностей для развития фантазии Можно приобрести прочный кукольный дом с семьей, набором мебели и посуды. Пригодятся также домашние и дикие животные - медведь, волк, лиса, зайчик, лошадка, собака и др. Желательно, чтобы они были соразмерны между собой и с человеческими персонажами. Очень важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах). Дошкольник нуждается в формировании достоверной картины мира. Сатирические, утрированные и юмористические образы, которые так забавляют взрослых, будут более уместны и понятны позже, в школьном возрасте. Будучи реалистичными, игрушки не должны быть слишком подробными, детализированными. Для развития воображения необходимо и достаточно, если выделены характерные признаки того или иного персонажа: у ребенка - детские пропорции и прическа, у бабушки – цвет волос и костюма, у зайца - уши, у медведя – большое косматое неуклюжее тело и маленькая голова. Условность дает простор для воображения. Идеалом транспорта тоже является простота и незавершенность. Нужны 2-3 простые машины (подъемный кран, большегрузный самосвал и пр.), большие и прочные. Хорошо, если они могли бы достраиваться и приобретать черты той или иной модели. Важная деталь – это такая кабина, куда можно было бы поместить игрушечного водителя, чтобы он мог входить и выходить – словом, быть действующим персонажем игры. Поезд (паровоз с открытыми вагонами) тоже должен быть приспособлен для размещения пассажиров и груза. Не стоит покупать маленькие коллекционные копии, они непрочны и нефункциональны в игре. Изобилие узкоспециализированных механизмов нежелательно не только из соображений экономии места. Не стоит лишать возможности проявлять и развивать практическую смекалку - из простого автомобиля конструировать всякий раз такую машину, которая бы полностью отвечала замыслу. Такое конструирование по собственному замыслу из некой условной основы на колесах с использованием разных подручных средств – это очень важный мыслительный и волевой процесс. Для начала нужно вспомнить или представить конечное изделие. Затем придумать, из чего будут изготовлены те и другие детали (например, ковш – шкатулка с крышкой, стрела крана – палка-рогатина со шнуром, рекламный щит – мозаика и т.д.). Далее решить техническую задачу - как детали будут крепиться и, что самое главное, как сделать так, чтобы все было прочным и надежно работало. В отличие от любого конструктора, где все детали заданы и способ крепления известен, здесь требуются и одновременно развиваются гибкость ума, моторные навыки, образное мышление. Те же задачи решаются и при крупномасштабном строительстве самолета, дома или поезда. Конструированием является и сооружение места действия персонажей. Дети очень охотно сооружают целые города. Для изготовления домов и дворцов, мостов и тоннелей, бензозаправок и кафе хорошо подходят крупноблочные деревянные конструкторы. При выборе конструктора обратите внимание, чтобы в комплект наряду с кубиками входили длинные блоки, тонкие и длинные дощечки-перекрытия, колонны и шпили. Лучше, если детали будут неокрашенными, естественного древесного цвета. Готовые сооружения, построенные из одноцветного конструктора, зрительно воспринимаются более цельными, нежели постройки, созданные из разноцветных деталей, тем более что цвет не является определяющим в строительстве, гораздо важнее функциональность и целостность. Для игры-драматизации используются, как правило, те же игрушки, что и в режиссерской и ролевой игре. Правда, бывает необходим какой-то специальный аксессуар, например, печка для сказки «Гуси-лебеди», нос и колпачок для Буратино или какого-то особого вида одежда. С этим ребенку можно помочь, используя подручные материалы или изготовив на скорую руку то, что необходимо, из лоскутов ткани, бумаги, пластилина или дав во временное пользование что-то из домашнего хозяйства.
Игрушки не для игры
 Самым ценным качеством игрушек и игровых материалов для этого возраста можно считать открытость для превращений и разнообразного использования. Технически оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами говорят, поют и двигаются, препятствуют тому, чтобы игра стала развивающей. Между тем в настоящее время прилавки детских магазинов буквально наводнили такие машины и поезда, целые роботизированные заводы и конвейеры, электронные младенцы и роботы. Им не нужен ребенок, его творческое воображение и деятельность. Своим сомнительным «совершенством» они вытесняют настоящую игру и подавляют детскую фантазию. В результате не развивается внутренний план действия, способность создавать несуществующее, страдает воображение, не формируется способность к организации своей деятельности. Превращение одних предметов в другие, одного образа в другой – важнейший этап развития не только воображения, но и мышления в дошкольном возрасте. Не пропустите это удивительное время! Если взрослые не мешают, то дети охотно и очень изобретательно используют все, что не является собственно игрушками, – палки, коряги, камни, лоскуты ткани и пр. Кубик может стать мылом при купании куклы, пирожным на ее дне рождения, телефоном, скамеечкой, и пр. Кусок ткани – халатом врача, травянистой лужайкой, дремучим лесом, заплечной сумкой, стеной дома, подгузником или одеялом. Столы, стулья и ширмы, покрывала, лоскутки, коряги и чурбачки дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме. В связи с этим посмотрите новым взглядом на то, во что играет ваш ребенок, что он может использовать в игре из подручных средств. Желательно, чтобы в его хозяйстве были лоскуты, подушки, коряги, шишки, каштаны, желуди, камушки. Все это может храниться в корзинах и коробочках. Несомненным достоинством этих материалов является то, что они оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных превращений. И это самое главное. Игрушка не должна быть предметом обладания или гордости перед другими. Это, прежде всего, предмет игры, и свою ценность она приобретает в процессе действия с ней, в результате вложения фантазии и переживаний самого ребенка.
Итак, для сюжетной игры пятилетних детей нужны следующие игрушки:
 - 1-2 куклы (мальчик /девочка) 30-40 см с сезонной одеждой
 - кровать и коляска с бельем
 - посуда
 - прочный кукольный дом с куколками 8-15 см, мебелью и посудой
 - 2-3 больших машины, поезд с открытыми вагонами
 - маленькие фигурки домашних и диких животных
 - конструктор блочный типа «Архитектор»
 - ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и т.п.
 - 1-2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства
 - лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности
 - подушки мягкие и диванные
 - прочные деревянные столы и скамейки
 - предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки)
 - корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них, шнуры и прищепки

Tatjana:
Для раздумий, а лучше для активных действий всем, у кого в семье растут маленькие дети. Хотя многие идеи хороши для применения и всем остальным согражданам...
Юрий Сырков
Здоровье детской комнатыМноголетний опыт создания интерьеров для детей позволил сформулировать некоторые правила и положения, к которым стоит стремиться при создании детского интерьера и которыми я с удоволь-ствием поделюсь со всеми заинтересованными родителями.
Но прежде чем приступить к изложению «Свода рекоменда-ций», хочу коротко коснуться проблемы, которая, как показывает практика, все еще актуальна и представляет собой одну из самых рас-пространенных болезней жилья вообще и детских помещений в част-ности. Речь идет об элементарной захламленности пространства ве-щами, которые, как обыкновенно кажется владельцу, «необходимы», но при этом не используются годами. Если для взрослого такая ситуа-ция чревата обыкновенной депрессией, то для ребенка это неблаго-приятный фактор для развития чувств, формирования мышления и воспитания достойных волевых импульсов. Подробнее этой темы мы коснемся в других публикациях, а в рамках этой статьи хочу лишь ска-зать, что если не решена эта проблема, то нижеследующие правила абсолютно непригодны для использования.
Итак, первое из этих правил гласит: в пространстве главное пространство. Это означает, что независимо от физических размеров помещения, пространство должно вызывать ощущение целостности, света и простора. Поменьше громоздких предметов, и по возможно-сти оставьте самое светлое место у окна свободным. Когда душа ре-бенка слушает пространство, она не терпит тесноты.
Второе правило, на первый взгляд, противоречит первому: для детского восприятия крайне полезно четкое визуальное зонирование, которое превращает целостное пространство в комбинацию неболь-ших уютных уголков каждый из которых самодостаточен. Дети любят укромные домишки, но чуткий взрослый хорошо понимает, что слова «уютный» и «тесный» имеют мало общего.
Приводя в связь первые два правила, скажем:
Целое — должно дарить ощущение простора. Части целого — воплощение защищенности и уюта.
Если в нашем контексте представить Символически отношение целого и частей, то можно было бы обозначить его сочетанием «Мир — Дом». Это отношение воспитывает в ребенке, с одной стороны, от-крытость и доверие к миру (простор и свет), с другой — уверенность в себе и в своем ближайшем окружении (уют).
Третье правило я назову «правилом иероглифа». Что это озна-чает? Представьте себе некоторую полку, на которой лежат какие-то вещи. Если вещи свалены в кучу, иероглиф называется — «Бардак». Если вещи вызывают «квадратно-гнездовые» ассоциации, то иерог-лиф гласит — «Готовим в армию». Если на полке лежит бумага и мел-ки, он означает «Рисовать». Если к ним добавить молоток, носки и мячик, то Взгляд почувствуют то же что и лошадь, которой дали шпо-ры, сказав «вперед» и одновременно натянули за поводья, что озна-чает «стоп». В этом случае восприятие ребенка находится в состоянии парадокса. Если подобные иероглифы — «нормальная» практика ок-ружения, то восприятие «встает на дыбы» и о воспитании хороших привычек не может быть и речи. Иероглиф — это визуальная дирек-тива! Какие действия становятся последствиями неудачных «дирек-тив» можно наблюдать, оставив раз пять подряд неубранной комнату малыша. Хорошие «Визуальные иероглифы» — залог развития здоро-вой воли, инструменты воспитания чувств, а в будущем помощники в постановке продуктивного мышления ребёнка.
Правило «Иероглифа» восходит в искусству Композиции и его крайне сложно придерживаться, если не соблюдено следующее пра-вило — «Правило Хранения». Оно гласит, что каждая вещь храниться в той зоне, к которой она принадлежит и вещей должно быть ровно столько, сколько в состоянии охватить актив детского сознания. Также как человек не может качественно переварить съеденные зараз четы-ре обеда, также и детское восприятие затрудняется с качественным усвоением гор игрушек, книжек, одежды, старых рисунков, сувениров и подарков добрых родственников. Дети (из инстинкта самосохране-ния) просто перестают всем этим пользоваться. При планировании детской комнаты, каждой категории вещей отводится отдельное ме-сто и на этом месте «категория» живет в виде постепенно обновляю-щейся Коллекции. Эта коллекция сильна не количеством, а функцио-нальностью, целостностью, сочетаемостью экспонатов и обозримо-стью их для детского восприятия.
Чтобы было проще разобраться с «Иероглифами детского про-странства» и «Правилом Хранения» стоит при планировании детской соблюдать несколько «технических» правил:
Мебель, предметы интерьера, вещи, игрушки и пр. должны быть так расставлены, и их должно быть такое количество, чтобы в комнате было легко делать влажную уборку. Нужно проявить изобре-тательность, чтобы свести к минимуму места скопления пыли.
Войдя в комнату, с порога мы видим окно. Недопустимо, чтобы путь этому взгляду преграждал шкаф, кровать и т.п. Самое светлое место у окна лучше ничем не занимать и по возможности оставить свободным. К этой зоне примыкает стеллаж игрушек, и ребенок игра-ет «на площади».
Очень хорошо, когда в детской есть зона «гостиной» — кругло-го или еще лучше полукруглого стола, за кото-рым может уместиться насколько человек. Эта зона примыкает к «светлому месту» и при ней состоят иероглифы «Читать», «Рисовать», «Мастерить»
Спальное место, с примыкающим гардеробчиком, лучше рас-полагать в дальней от окна части комнаты. При этом неплохо, чтобы, просыпаясь утром, ребенок видел окно. Если детей больше одного, то у каждого должен быть персональный (невысокий) шкаф для одежды, в котором храниться хорошо обдуманный и обозримый для ребенка актив одежды. Вся другая одежда (пассив) хранится в другом месте.
Неплохо если появится возможность организовать достаточ-ную автономию таких зон, как «Кабинет» (учить уроки), «Мастерская» с верстачком и нехитрым инструментом, «Кукольный дом».
Функция, которую выполняет «спорткомплекс» необходимый атрибут детской. Сами же спорткомплексы лично я недолюбливаю т.к. все они отдают чем то «квадратно-гнездовым и пожарно-дрессировочным». Детскую потребность полазить, повисеть и пока-чаться я решаю другими средствами. Многоуровневое пространство со «скворечником» под потолком, куда не поместится ни один взрос-лый — предел мечтаний малыша.
Внимание! Я попробую в двух словах описать важное и непро-стое «Правило статико-динамического баланса». Визуальное воспри-ятие, помещенное в окружение статических форм, не сообщат душе подвижности. Последствия долгого пребывания в «статике» — недос-таток фантазии, привычка мыслить абстрактно и только в заданных рамках. Полярное этому состояние — хаос. Его динамика, напротив, лишает душу всякой опоры и равновесия, что впоследствии выража-ется в скрытой или явной неуверенности в себе и/или «безбашенной» фантазии. Поэтому для гармоничного развития, окружающие ребенка Формы, должны быть визуально динамичны, но, сохраняя подвижное равновесие (устойчивость), иметь хорошие Пропорции.
Последним и Главным правилом в этом списке рекомендаций стоит «Правило легкости исполнения» — всё, что вы делаете в дет-ской комнате должно быть исполнено с легкостью, удовольствием и в хорошем настроении. Работы в детском пространстве — это (лишен-ная излишней эмоциональности!) Игра, которая загадочным образом отпечатлевается на стенах, и еще долго продолжает звучать из про-странства, наполняя детскую комнату равновесием активности и спо-койствия.
В заключении хочу сознаться в отсутствии симпатии ко всякого рода «рецептам» — правил много, а педантизм — противник творче-ства. Спокойно понаблюдайте за поведением ребенка в детской ком-нате и в процессе наблюдения постарайтесь как можно дольше воз-держиваться от каких либо суждений и выводов (что чрезвычайно сложно). Дайте пожить этому переживанию до следующего дня, и детская комната предстанет перед вами в новом свете.
Творческих вам успехов.
Ю.С.   •jurasyrkov@yandex.ru
•+7 (962) 987-62-55
•Сообщество в контакте

Галина:
Tatiana представила свою статью - личное восприятие международного форума в Самарской вальдорфской школе. Это многого стоит.
Она же передала рефераты выступлений трех участников - и это многого стоит!
Способствует ли мама одного из выпускников развитию ВАЛЬДОРФСКОГО ДВИЖЕНИЯ в России? Несосмненно!

Из переписки:


--- Цитировать ---... Больше материала про нашу школу у меня нет, а администрация СВШ мой запрос проигнорировала, т.к. они свою информацию сами помещают на антропософский сайт. Видела своими глазами сообщение о 4-х годичном семинаре и конференции. Да к тому же на сайте школы всё, что им надо есть. Так что наверное эту тему "20 лет СВШ..." можно  и удалять - кто хотел, прочитал...
--- Конец цитаты ---



--- Цитировать ---... 2.   То, что мы привлекли внимание людей к Самарской вальдорфской школе, я полагаю, дело хорошее! Это – практическая инициатива – и она представлена. И это делали мы с тобой. Мы – приняли решение это сделать. Сделали. Надо уважать себя за принятые решения. Не каждый может констатировать, что он что-то конкретное делает, за что-то конкретное отвечает…
Что далее? Вряд ли стоит удалять тему. Пусть тема будет. Люди смотрят, интересуются. Посмотри в верхней начальной строчке – прочитано …307 раз!
3.   Ты же можешь там помещать свои размышления, суждения о воспитании или решении проблем своего сына. По-моему это важно. Важно то, что происходит у выпускников вальдорфской школы. Или открыть новую тему и делиться с людьми своими наблюдениями жизни!..


--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии