Антропософский форум > Антропософские инициативы
ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА В САМАРЕ. Круглая дата - 20 лет. СЕМИНАР.
Tatjana:
«Да, знай, что я пою не для забавы эха,
От песни я не жду ни славы, ни успеха.
Мне нужно, чтобы свет торжествовал над тьмой,
И в пенье - вера вся, и труд, и подвиг мой.
Я служу началу всех начал,
Великому, прекрасному светилу».
(«Шантеклер» Эдмон Ростан)Весна… Земля ещё покрыта толстым снежным покровом, однако, Солнце уже светит по-весеннему. Утром синицы трезвонят, ощущая всем своим существом начало нового жизненного витка в природе. Мы живём в ожидании Пасхи и не только…..
Я хочу поделиться с вами радостью: мы живём в ожидании премьеры спектакля «Шантеклер» Эдмона Ростана поставленного учителями, родителями, учениками и друзьями Самарской Вальдорфской школы.
Литературный критик А. Михайлов так охарактеризовал это произведение, увидевшее свет во Франции в 1910 г.: ««Шантеклер» - это поэтичнейшая аллегория в духе средневековых поэм и народных сказок. Действие пьесы разворачивается на птичьей ферме. Под видом птиц и зверей Ростан, выводит представителей различных слоёв современного ему общества». Библиографы Ростана отмечают: «Нет ничего человечнее этой пьесы, где человек совсем не появляется на сцене, а все актёры – животные. Однажды автор как-то случайно забрёл на двор фермы. И этот маленький куриный мирок показался ему прообразом нашего мира. Перед делами и раздорами птиц ему вспомнились дела и раздоры людей». «Шантеклер» Ростана весь пронизан радостным восприятием жизни (хотя в пьесе и есть печальные нотки), одухотворённым восторженным любованием щедрой природой, наполнен подлинным культом солнца, без которого погибло бы всё живое. Ростан стремился вернуться к драматургии сильных характеров и больших чувств. Шантеклер – «певец зари» - идеалист, верящий в добро и справедливость, стремящийся повсеместно утверждать её и оберегать. Он влюблён в окружающую природу, подлинный источник его вдохновения. Герой пьесы может петь лишь после того, как прикоснётся к земле. Это достаточно прозрачная аллегория отражает и собственные творческие позиции Ростана, неизменно подчёркивавшего живительность обращения к национальным поэтическим традициям. Петух Шантеклер, в переводе – звонкоголосый, взят автором из средневекового французского «Романа о Лисе». В средние века на юге Франции процветало искусство провансальских трубадуров – сочинителей песен. Странствующие певцы исполняли их в городах и при дворах знатных сеньоров. Как сказано в поэтическом трактате XIII, «…нет такого слова, каковое, ежели оно зарифмовано трубадуром, не осталось бы в памяти навсегда, ибо пением и трубадурским художеством управляет Любовь». Исследователь творчества Ростана В.А. Луков пишет: «В последней пьесе «Шантеклер» Ростан создал поэтическую аллегорию о силе и правде искусства, о его назначении в обществе. Под видом обитателей птичьей фермы в пьесе показаны различные типы литераторов, которым противостоит подлинный поэт – романтик». А. Михайлов пишет: «Жизнь драматурга протекала на зависть удачно и спокойно. Ростаны были банкирами, мэрами, поэтами и музыкантами. Их фамильный девиз гласил: «Действовали и пели». А это необычайная поэма могла бы иметь подзаголовок «Исповедь поэта». Таков сюжет пьесы, наиболее личной, в которой писатель даёт нам возможность проникнуть в секрет его творческой работы».
Моё восприятие этой пьесы отличается от восприятия критиков творчества Ростана. Я уверена, что каждый найдёт в ней что-то своё. Я увидела в образах этой пьесы образы Евангелия*. И поняла, что автор глубоко религиозный и талантливый человек. Я нашла этому подтверждение в его творчестве. Ещё в 29 лет он написал по библейскому сюжету пьесу «Самаритянка»**. Из критической статьи: «Иисус Христос приходит в дисгармоничный мир, чтобы открыть тайну великой гармонии. Впервые эту тайну он открывает своим ученикам. Согласно словам Иисуса, уничтожить все противоречия в мире может не изменение мира, а изменение взгляда на него. …Иисусу открыта будущая победа его учения о всеобщей любви. Первой из людей тайну Иисуса суждено постичь обыкновенной женщине, самаритянке Фатиме. Осознание того, что даже в грешной любви есть частица любви богу, позволило Фатиме познать неразделённость земного и небесного, идеального и материального и возвестить учение Христа жителям Сихемы. Ростан обращается к эпизоду, в котором ярко выражено торжество христианской морали. Воспевание христианских добродетелей свидетельствует об абстрактности гуманистического взгляда на человека, стремление утвердить в литературе яркую индивидуальность, цельный характер, носителя безусловных моральных ценностей». Напомню, что Ростан является автором бессмертного «Сирано де Бержерака».
В последствие, в 42 года, им написана пьеса «Шантеклер», где в заключении главный герой, попав в дикий лес (аллегория внешнего мира) восклицает:
«Здесь спала с глаз моих последняя завеса.
Он научил меня премудрости своей:
Когда увидишь смерть мечты желанной,
Ты должен умереть, иль стать ещё сильней».Автор библейской книги «Премудрости»*** говорит: «Премудрость… немногим открывается… сделавшись обладателем её, не покидай её, ибо наконец ты найдёшь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе».
Так давайте радоваться вместе тому, что в наше время, в XXI веке, в период колоссального внешнего давления на Человека лжеучений с подменой истинных нравственных ценностей, в стенах нашей любимой школы рождается живая инициатива от родителей, учителей, друзей школы, учеников, которая ложится на другую чашу мировых весов – на восхождение Человека к высшим духовным идеалам. И пусть энтузиазм актёров, режиссёров, музыкантов, декораторов, костюмеров, постановщиков не пройдёт даром, а отзовётся эхом в Ваших душах и душах ваших детей и знакомых, приглашённых на это священнодействие 19 апреля 2012 года. Средства на постановку спектакля – пожертвования родителей – актёров. Как и любое большое дело – акция носит благотворительный характер. Собранные средства будут направлены на целевое использование в школьный фонд на развитие СВШ и в г. Ростов - в фонд развития детей с нарушениями (ДЦП). Школа, как взрослый человек 21 года рождает своего первенца. Это символичный экзамен на зрелость. Школа уже способна не только принимать, но и отдавать Миру. Актёры призывают всё школьное сообщество вместе со знакомыми, родственниками, друзьями принять участие в этом большом совместном празднике!
Задумка о совместном творчестве с большим количеством участников возникла в 2010г, когда своим детям – выпускникам родители подарили на Рождество спектакль «Святая ночь» под руководством Н.В. Бражниковой. Деятельный импульс на большую творческую работу был получен от Курчугиной О.В., которая предложила совместно взяться за этот проект. Тогда они ещё и не подозревала о трудности и масштабности этой «авантюры»... Хотя в этом незнании вся прелесть первопроходцев. Начиная с сентября, еженедельно проводились вечерние репетиции, а с главными героями, кроме того, проводились утренние читки текста в 8-00. Какова же была гордость и радость Наталии Вадимовны за родителей своих бывших учеников, когда по первому зову они «подставили своё плечо» в плане помощи оформления сцены. Очень интересно было наблюдать, как за это время менялись актёры. Сначала это были обособленные, весёлые, очень индивидуальные люди. Были пробы голоса, настроения, поиск характера героя, поиск движений. При этом были смех, кривляние, позы, дурачества. Было непроизвольное самоутверждение в новом обществе через стиль в одежде, аксессуары, в манере общения и пр. Но вместе с этим, сколько внутренней работы было проделано людьми, в первую очередь над собой, особенно у главных персонажей. И, конечно же, изобилие прекрасного стихотворного текста, который следует запомнить наизусть и вовремя вставлять по ходу действия! А к 30-40 годам это уже не так - то просто, с непривычки. И все участники рекомендуют: «Дети, воспитывайте и тренируйте память с младенчества!!!» Но, какого, же было наше удивление, гордость, уважение и радость за этих достойных людей, так как каждое их восхождение на одну ступеньку – одержание маленькой победы над собой. А сколько нужно иметь энтузиазма и моральной зрелости тем, у кого по тексту две строчки или вообще слов нет – приходить, не пропускать, соучаствовать. Как-то услышала взгляд со стороны: «Да, вы в школе сами как в инкубаторе». А что ж, это верно, если бы не Школа, где бы мы росли в духовном плане?
3.03.2012г. Олейникова Татьяна.
Использованные источники из интернета.
* «Евангельский Иисус – это Бог, воплотившийся в теле земного человека, дабы показать человеку, что он, будучи образом Божиим, следуя указанным путём, может также обрести подлинное умиротворение и чувство нескончаемой радости, возвыситься над печалями и страданиями обыденной жизни» из «Путеводителя по Библии».
** Шведский ученый Магнус Бьеркенхейм выявил около двухсот параллелей между текстами пьесы и Библии. См.: Bj?rkenheim M. Studier i Edmond Rostand Sk?despel. Helsingfors, 1927. S. 53–58
*** Премудрости – часть Библейских текстов, автор Иисус, сын Сирхов, живший в Иерусалиме в IV – III вв. до н.э. (6:23, 2529).
Э.Ростан «Самаритянка».
Э.Ростан «Шантеклер».
Э. Ростан «Сирано де Бержекрак».
А.Михайлов «Драматургия Эдмона Ростана».
В.А. Луков «Идеальный герой в европейской драме XIX века».
«Путеводитель по Библии».
Большая советская энциклопедия.
Литературный энциклопедический словарь.
Всемирный библиографический энциклопедический словарь.
Tatjana:
Уважаемая Галина Райнина, я хочу поблагодарить Вас за создание нашей странички на антропософском сайте. И в эти весенние праздничные деньки, позвольте поместить Вашу осеннюю фото от 11.11.11, такую радостную и свежую. Мне кажется, что она очень символично отражает Вас и показывает, что даже глубокой осенью могут распускаться прекрасные розы, которыми Вы делитесь со всем остальным миром.
А кроме того, хочу пригласить всех желающих взрослых и молодёжь присоединиться к "Вечеру ИГР", который состоится 4 апреля 2012 г. в помещении МПЦ "ВЕРБЕНА" по адресу г. Самара, ул. Агибалова, 68 в 18-30 с Еленой Уваровой.
(Подвижные, детективные и др. игры. Тихо и громко, с беготнёй и спокойно, по правилам и без...). Вход = 150 руб.
Tatjana:
Хочу поделиться своими открытиями из чужих статей: почему нам всем стоит заниматься театром - искусством речи, эвритмией - искусством движения, пением - через искусство нотной грамотности, живописью и пр.
Удивительно, но занятия искусствами воздействует на человеческий организм оздоравливающе!
"Когда человек заболевает, то выступают субъективные симптомы, болезненные симптомы, симптомы самочувствия и т. д. Эти симптомы, которые явно проявляются при острых заболеваниях, при хронических заболеваниях преобразуются, выступает то, что делает духовно-душевный человек при повреждении какого-нибудь его органа: он выходит из этого органа. Боль есть не что иное, как то, что Я и астральное тело оттягивают себя из физического и эфирного тела, и она, естественно, связана с вытягиванием эфирного тела. Но существенное при ощущении боли лежит в астральном теле и в Я. Как правило, Я бывает еще настолько сильным, что оно в своем субъективном сознательном противопроцессе воспринимает то, что происходит в физических органах. Когда заболевание становится хроническим, то постепенно этот процесс в Я затухает, вследствие этого то, что происходит в душе, ограничивается астральным телом, то есть Я не участвует в том, что происходит в астральном теле совместно с эфирным телом. Тогда формируется хроническое заболевание органа: острая форма переходит в хроническую. Мы имеем дело с отступившим сознательным психическим симптомом.
...Но пока не знают, как посредством взаимодействия печени, селезенки и других органов нижней части тела поддерживается то, что в своей высшей душевной форме проявляется как человеческая воля, не будет найден и соответствующий физический отпечаток для патографии. Как раз при так называемых духовных заболеваниях нужно думать о том, чтобы проводить физическое лечение. Это кажется противоречием, что духовная наука должна при так называемых духовных заболеваниях указывать на физическое лечение, тогда как при физических заболеваниях она постоянно указывает на соучастие душевного в процессе лечения. Но это связано с кардинальной противоположностью между нижним и верхним человеком." http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,781.0.html
Из антропософского сайта http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,827.msg8295/topicseen.html#msg8295
"Где встречаем мы указание на сверхфизического человека во внешнем физическом человеке?
Только там, где человек воплощает Слово, что живет внутри него, где он говорит, где слово становится мудростью и молитвой не в обычном или сентиментальном значении этого слова, а в мудрости и в молитве, где слово, вверив себя человеческому телу, раскрывает мировую загадку! "
из статьи Татьяны Федюшиной «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ».
«…Звук человеческого голоса способен отразить и все оттенки интимных человеческих переживаний, и громаду внешнего мира.
Есть такая удивительная профессия – чтец. Чтецы – последние из могикан, оазис культуры, духовный родник. Профессия эта почти уничтожена суетой огромного мира. Но люди, которые и сегодня связывают свою ежедневную жизнь с этим видом творчества, сохраняют наш язык, нашу культуру и историю. Чтецы выполняют почти неосуществимую задачу – научить людей воспринимать слово, у них надо учиться грамотности, конкретности и выразительности.
Заметьте, что происходит с человеком в сегодняшнем мире: согнутая спина, руки скрючены от напряжения, стоять прямо не может – качается, подпрыгивает, когда разговаривает, задыхается, пыхтит и краснеет. Существует множество упражнений для развития речи…. русского актёра Михаила Чехова и немецкого философа доктора Рудольфа Штайнера по формированию речи в её художественном аспекте.
***
Смысл слова скрыт уже в звуках, это слово составляющих.
«Звучащая речь становится яркой, когда есть что выражать человеку, когда он знает, зачем он хочет это выразить, и когда он знает, какого он ждёт ответа от собеседника. Люди, прежде всего, хотят выразить себя, то есть реализовать, выявить своё отношение к миру, пытаясь добиться согласия. Важно отразить окружающий мир, чтобы преодолеть конфликт с ним и понять его… Разгадать авторский шифр, авторские иероглифы – вот задача, которую решает человек, работая над художественным текстом… Всё спрятано за словами. Это умение нужно формировать с самого детства. «Матери, читайте детям русские сказки» (В. Сухомлинский). Если не разговаривать с детьми, то ты не привьёшь им понимание слова. Родителям некогда разговаривать с детьми, поэтому дети не набирают ни художественный, ни творческий опыт, ни гуманное отношение к жизни» (А.Н.Петрова).
В наш век суеты и сумасшедших скоростей надо помнить о языке и культуре, о будущем человечества, скрытом в коммуникативной природе языка. Внимание к языку – это наше духовное здоровье и возможность сохранить человеческое обличье.»
(книга сборник статей художницы – Борониной Анастасии . из Санкт-Петербурга «Феноменология в современном искусстве», 2009 год., Ярославль)
Tatjana:
Приглашение на творческий концерт Оксаны Дружининой - "Песни моей души"
"А молодой гусар в Наталию влюблённый
Опят стоит пред ней коленопреклонённый..."
(из её песен)
Трогательная, нежная, с низким тембром голоса Оксана покорила многие сердца мужчин и женщин г. Самары, и моё в том числе. Знакомство с её творчеством состоялось в г. Никольск, на рождественских праздниках на "Горке" у Лены Животовской, где полночи напролёт мы завороженно слушали её Голос. Она великолепно аккомпонирует на гитаре и фортопиано. Препадаёт вокал для взрослых и детей. Мать троих детей в возрасте 8-20 лет, красивая, женственная, со жгучими черными глазами и волосами, обладательница необыкновенного дара.
С нетерпением и уже долго ждала её сольного концерта.
Концерт состоится 17 мая 2012г. в 19-00 в Самаре, в галереи "Новое пространство" , библиотека им. Ленина , д. 14а. Стоимость билета 300 руб.
Tatjana:
Пришло такое сообщение: в Самаре в собачьем питомнике идёт расформирование. Возможно, что кто-то откликнется!!!
Собак тоже жалко, особенно умненьких...
В связи с расформированием отдела охраны подлежат усыплению 20 воспитанных, ученых, умных овчарок. Отдадут даром! Звонить по телефонам: 274-20-85, 274-40-85, Котов Алексей Николаевич и Майоров Сергей Евгеньевич. Помогите, пожалуйста, разослать дальше. Возможно среди них есть чей-то будущий верный друг.
Навигация
Перейти к полной версии