Антропософский форум > Антропософские инициативы

ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА В САМАРЕ. Круглая дата - 20 лет. СЕМИНАР.

<< < (2/9) > >>

Галина:
Праздник школы и международная конференция - это одна из важных вех в развитии школы.
А как же начиналась школа в г. Самара?


--- Цитировать ---НАЧАЛО.

В 1989 - 1990 году Елена Витальевна Ивашкина учитель физики и математики по образованию, свободный человек по призванию в поисках достойного образования для своего сына познакомилась с идеями вальдорфской педагогики и была вдохновлена ими. Особую роль в этом сыграли Саша Цвелик, Андрей Куцын и фестиваль искусств Идриарт.

После посещения Еленой Витальевной нескольких коротких курсов по вальдорфской педагогике в Педагогическом университете им. Герцина в Санкт-Петербурге несколько семей с детьми школьного возраста попросили её организовать класс вальдорфской педагогики в Самаре.

Весной 1991 года в Самаре по приглашению инициативной группы педагогом из Австрии Юргеном Тебератом были прочитаны первые открытые лекции по вальдорфской педагогике.

1 сентября 1991 года Елена Витальевна Ивашкина начала свою работу с классом вальдорфской педагогики. Дети и учителя нашли приют в репетиционном зале Театра оперы и балета.

Вскоре к работе с первоклассниками присоединился корреспондент «Волжского комсомольца» Сергей Ивашкин, так же вдохновлённый идеей свободной школы. Энтузиасты нашли понимание сначала у Владимира Ивановича Шамотина - заместителя заведующего городским отделом образования, а потом и у заведующего гороно - Виктора Демьяновича Лободина. Был получен статус экспериментального класса вальдорфской педагогики при школе № 110 и новое место жительства во Дворце пионеров Октябрьского района.

В декабре впервые силами родителей и учителей была поставлена Рождественская игра «Поклонении королей».

С самого начала и в течении нескольких первых лет созданию и развитию школы особенно помогали опытные вальдорфские педагоги: Юрген Теберат (Австрия), Колин Янг (США), Марианна Горге (Англия).

На второй учебный год первый класс взяла Халезина Нелли Владимировна.

Открылась так же и подготовительная группа для детей 4-6 лет. С малышами начали Работать Матвеева Ольга Алексеевна и Натапов Михаил Ефимович. Ольга Матвеева также училась на курсах вальдорфской педагогики в Петергурге.

Осенью 1992 года благодаря заведующему отделом образования Ленинского района большому энтузиасту развития образования в Самаре Владимиру Николаевичу Чупину был получен официальный статус «Самарская школа вальдорфской ориентации» и помещение на улице Бр. Коростелёвых, 284.
Начался ремонт помещения и его перепланировка под школу.

Директором школы стал Сергей Петрович Ивашкин. Школа управлялась коллегиально, хотя несомненным лидером была Елена Витальевна.

28 сентября вахтёр не дала нам больше ключей от классов во Дворце пионеров, школа была вынуждена искать новое место. В начале октября мы переехали в здание только что построенного МЖК (у ж/д вокзала), в котором работали родители нашего ученика Фёдора Стрыгина. Они-то и помогли найти это помещение. Рождественская игра «Поклонение пастухов» в том году была поставлена ребятами 2 класса.

СВОЙ ДОМ!

18 января 1992 года исторический день - въехали в свою школу на ул. Бр. Коростелёвых, 284.

В школе сложилась структура самоуправления: педагогическая коллегия, объединяющая всех учителей и принимающая решения по педагогическим вопросам, и внутренняя коллегия, отвечающая за развитие школы и принимающая ключевые стратегические решения Во внутреннюю коллегию вошли Елена Витальевна, Сергей Петрович и Нелли Владимировна.

На Пасху с учениками 1 и 2 классов поставили спектакль « Перышко Фениста – Красна солнышка».

Самиздатом вышла книга для чтения в начальной школе «Я - Радость Солнечного света». В неё вошли стихи, песни и истории для детей, собранные и переписанные от руки Еленой Витальевной. Она же сделала иллюстрации, которые родители класса раскрасили цветными мелками. Каждый третьеклассник получил свою первую книгу.

В сентябре 1993 года классным учителем нового первого класса стал Ивашкин Сергей Петрович.

Силами родителей и учителей был устроен школьный двор: сделан неповторимый деревянный забор, калитка и выложена дорожка из бутового камня. Камни собирали родители и учителя вместе с детьми на берегу Волги...



--- Конец цитаты ---

МАТЕРИАЛЫ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА ШКОЛЫ :  http://waldorf.samara.ru/

Sergei:

--- Цитата: Галина от 19 Окт. 2011, 13:34:39 ---Праздник школы и международная конференция - это одна из важных вех в развитии школы.

--- Конец цитаты ---


Приглашаем на мероприятия, посвящённые 20-летию Самарской вальдорфской школы
14 октября в 18.00 во Дворце культуры Железнодорожников состоится праздничный вечер.
14-15 октября пройдет международная конференция "Здоровое образование-здоровое общество".
http://waldorf.samara.ru/


--- Цитировать ---                                  «Здоровое образование - здоровое общество»

Сразу прошу прощения, если перепутаю имена и будут некоторые неточности в изложении. Уточняю, что это описание - моё личное, частное наблюдение неравнодушного участника, мамы выпускника этой школы 2010г.
Инициировала международную научно-практическую конференцию в первую очередь Самарская Вальдорфская школа, приурочив её к празднованию своего существования 20-ти летию, кроме того «Центр развития образования», Департамент образования администрации г. Самара при поддержке Европейского Совета Вальдорфского образования и Ассоциации Вальдорфских Школ России.
Первый день конференции проходил в помещении клуба ТТУ, ныне клуб Медико-технологического лицея г. Самары. По моему представлению по указанной теме «Здоровое образование – здоровое общество» желающих разобраться по этому вопросу должно было быть еще больше, зал должен бы был просто ломиться от нашествия общественности. Однако, моё представление оказалось ошибочным. Может это связано с пятницей – рабочим днём… Зал на 450 человек оказался полностью незаполненным. Как выяснилось на следующий день «Центр развития образования», соучредитель этого мероприятия, выдвинул на эту конференцию десять методистов! Для сопоставления масштабности короткая справка, международная научно-практическая конференция проходила в городе, где проживает порядка 1400 000 коренных, прописанных жителей. Однако, в противовес моему мнению соучредители от Образования выражали своё удивление по поводу обилия приглашенных гостей из других Вальдорфских школ, и особенно, гостям из-за рубежа. Всего на конференцию «слетелись» представители 11 российских городов и 5-х зарубежных. Всего приняли участие 5 стран. С особым уважением и благодарностью хочу отметить представителей вальдорфского российского движения, если можно так выразиться, побратимов нашей школы: школа №1060 г., «Путь Зерна», «Росток» г. Москва; «Центр искусства образования», «Педагогический семинар в Санкт-Петербурге» СПб; начальная школа г. Казань, старинная российская школа г. Смоленск, г. Зеленоград, г. Воронеж; г. Жуковский; г. Владимир; г. Нижний-Новгород; г. Уфа, растущая начальная школа – д/сад «Солнечная река» г. Самара – это та география, которая запомнилась. Кроме того на докладах и в работе конференции приняли участие и представители других антропософских инициатив, самая яркая из которых и из г. Никольск Пензенской области, свободная инициатива «Горка» Елены Животовской и Яны Голохвастовой и др. Кроме того присутствовали представители медико-педагогического центра «Вербена» г. Самара, Халезина Нелли Владимировна (классный учитель 2-х выпусков нашей школы), Уварова Елена Анатольевна (дипломированный эвритмист) и др., большей частью состоящая из бывших учителей самарской Вальдорфской школы (одного действующего) и бывших родителей. Принимали участие и экоинициатива «Добрая земля» из Владимирской области.
Из информационной сводки: «В конференции приняли участие около 100 учителей, методистов, психологов и руководителей школ г. Самара. Всего было около 300 человек». Теперь я  узнала ситуацию по количеству школ в Самаре: действуют 165 школ, из которых 2 – вальдорфские, что составляет 1,2%.
Конференцию открыл Ивашкин Сергей Петрович, председатель Ассоциации вальдорфских школ России, действующий учитель самарской Вальдорфской школы, за плечами которого 2 выпуска и работа директором школы. С приветствием ко всему сообществу выступили Лапшова Татьяна Евгеньевна, начальник отд. начального, общего и среднего образования Департамента образования г.о. Самара и Розмари Блюдер (Австрия) член Европейского Совета Вальдорфского образования в г. Брюссель, одна из 26 представителей от каждой страны в этом совете.
Розмари Блюдер рассказала о работе совета, который собирается 3 раза в год на заседания в Европе, на которых озвучиваются все новости, успехи и неудачи, проблемы и идеи от каждого представителя всех стран имеющих Вальдорфские школы. Мне показалось, как важно, чтобы этот представитель мог освещать ситуацию по всем школам, взявших курс на продолжение развития Вальдорфского движения. Здесь действительно необходимо братство, взаимопомощь, понимание и честность представителей школ внутри российского пространства. Речь не должна идти о первенстве между собой, в получении материальных или иных выгод, впереди всегда должна сиять высокая цель, ради чего была задумана эта система образования, чтобы не дискредитировать её в корне. На этом посту может удержаться большинством уважаемый, честный человек, не только владеющий «подвешенным» языком /языками, но при этом высоко духовный представитель своей страны.
Олейникова Татьяна Ивановна
--- Конец цитаты ---



Олимпиада. Пятые классы.
https://picasaweb.google.com/111476990991190322692/502?authkey=Gv1sRgCM7mmofm86eWYg&feat=flashalbum#slideshow/5619561975199332354

Галина:

--- Цитировать ---«Здоровое образование-здоровое общество»
2 часть
***
Из докладов заполнилось следующее.
        Мария Эммануиловна Шаскольская, ст. преподаватель Института филологии и истории РГГУ г. Москва рассказала, что про Вальдорфское образование она узнала первой из всего российского пространства. Она проводила мастер-класс «Детско-родительские отношения». После конференции за круглым итоговым столом по теме «Здоровая образовательная среда: что возможно?» она высказала мысль, мной понятой так, что выпускники Вальдорфских школ России могли / должны взвалить на свои неокрепшие несовершеннолетние плечи развитие этого педагогического опыта, испытанного на них же самих. Ярких личностей – новых учителей, нестандартно мыслящих с подвижным умом и фантазией (вот золотой фонд, которых и переучивать не надо) следует искать среди этих выпускников!

        Надо сказать, что в нашу школу уже стали поступать такие кадры. Но, по моему мнению, педагогический костяк школы составляют те люди, которые имеют за собой солидный и жизненный, и преподавательский опыт, и опыт родительства. А самое главное, являются профессионалами по своим предметам, что гарантируется высокими показателями результатов ЕГЭ и как следствие этого ближайшее пятилетнее будущее выпускников. На это указывает и состав учителей – профессионалов: на 2-й день конференции одновременно проводили открытые уроки
           Ильич Случ - «Учитель года 2010» урок геометрии, 9 класс;
          Михаил Леонидович Стародубцев - «Учитель года 2008» продемонстрировавший урок музыки, 10 класс;
         Петер Гуттенхофер – преподаватель вальдорфской школы в г. Кассель, Германия и Кассельских курсов повышения квалификации учителей, который блестяще провёл открытый урок истории архитектуры с 11 классом на котором и мне посчастливилось присутствовать.
          В итоге колоссально повезло не только родителям, учителям, взрослой публике, но и нашим старшеклассникам! За что этим Учителям выражаем большое спасибо.
         Мастер-классы проводили по физике 6-9 класс «От наблюдения к самостоятельному мышлению» Галина Валерьевна Щербатенко, учитель школы, Почётный работник образования (её работу в секции высоко оценил Михаил ИльичСлуч);
         «Значение базовых телесных чувств в развитии малыша и ребёнка – дошкольника. Пути становления, средства укрепления, результаты помощи» Елена Александровна Абдулаева, вед. специалист Центра экспертизы игрушек МГППУ, г. Москва.

           Так вот, все эти уважаемые люди, далеко оставили юношеский пылкий возраст и их пышные шевелюры уже убелены сединами. Хотя в рассуждениях М. И. Шаскольской есть созвучие с мнением юного поколения нашей школы. Так, например, есть мнение старшеклассников, что своих будущих детей, все в один голос заверяют, они бы хотели отдать только в эту же систему образования, но для этого нужны Учителя, а не экспериментаторы на человеческих душах. И просто из-за вакуума, безвыходного положения, сама жизнь заставляет задуматься о будущем – самим становиться такими Учителями. Кто как не мы должны спасать МИР, рассуждают они (девочки). Вот такие сознательные юные души…

          В выступлении Харма Пашена, докт. пед. наук, проф. кафедры педагогики университета г. Билефельда, ФРГ по теме «Школа и здоровье» прозвучало, как колокол, предупреждение, что 20% учащихся уже к 8-му классу в Германии являются нездоровыми. Оратор представился, как хорошо поживший человек, следовательно, хороший эксперт в области здоровья. В своём выступлении он отметил, что дети очень много времени проводят в школе. Какое воздействие там на них оказывается? Для него было открытием (десятилетней давности), что стрессам подвержены не только взрослые, но и дети. Администрация школ готовит к глобальной конкуренции. Последние 10-20 лет в мире работают с новой системой оценивания знаний. До этого качество обучения гарантировалось тем, что вкладывали в этот процесс. Системы оценки знаний в виде тестирования с однозначным ответом, качество образования не продвинуло в лучшую сторону, впрочем, как и здоровье детей.

         Лектор привёз в подарок книгу на немецком языке Томаса  Здразила чешского педагога, доцента из Германии по вальдорфскому образованию, который написал диссертацию на тему сравнения учащихся обычных и вальдорфских школ. Дети в скором будущем не будут ассоциировать предметы обучения с собой, со своим дальнейшем будущем. Современные школьники ежедневно сталкиваются с графической информацией (иконической), что непозволяет развиваться воображению. В этой связи в школе возвращаются к старинному способу – рассказыванию историй из источников, которые имеют важное значение (Библия, легенды, сказания).

          Вальдорфские школы не изолируют друг от друга разные области знаний. Искусство здесь имеет функцию продвижения идей социального и эмоционального образования. Здоровье ребёнка – это лучший индикатор качества школы. Был приведён пример, для тестироавания качества воды помещалась маленькая живая рыбка, и та вода, в которой она хорошо себя чувствовала и была самой лучшей.
                                                                                                                            (продолжение следует)

--- Конец цитаты ---

Галина:

--- Цитировать ---       Петер Гуттенхофер, докт. пед. наук, учитель истории, литературы, истории искусств, основатель вальдорфского семинара в Кассель и в Санкт-Петербурге, член Педагогического исследовательского института Союза Свободных вальдорфских школ Германии, международный куратор консультант по вальдорфской педагогике доцент основатель Кассельского вальдорфского семинара повышения квалификации учителей старших классов, ФРГ выступал по теме «Образоваине как искусство».

         В своём докладе он копнул в саму основу слов Образование и Воспитание. Первое предполагает в своём корне создание образа, обучение через образы, высокие духовные, второе – питание человека, возвышеннее питание его чувств, человеческого Я.

         Затем был приведён образ материнского молока, включающего порядка 100 различных жиров, 40 солей. Молоко – есть произведение искусства и при этом оно ежедневно разное. Р.Штайнер говорил, что до 18 лет каждый урок должен быть как материнское молоко.

          Любое обучение должно содержать в себе типа этой субстанции. Жиры питают мозг. Эта композиция в молоке подготавливает ребёнка к восприятию, подготавливает мозг, как орган познания. Это мышление, дух. Чувственная сфера ребёнка формируется молоком матери. Это чувствование, душа. Ребёнок пробуждается, двигается, хочет чего-то, есть зачатки воления, физическое тело. Из этих трёх частей состоит ЧЕЛОВЕК.

          Основной урок вальдорфской школы поделён на эти три фазы. Через основной урок создаётся зерно, он служит концентрации ребёнка и учителя, 4 недели подряд, эпохами идёт обучение. Это маленький период жизни. И так с первого до двенадцатого (на Западе) класса. Самое плохое для ребёнка, если учитель 100 мин. подряд только говорит. Тогда ребёнок заболевает.

         Мы (учителя) должны начинать  с того, что преподносим что-то новое (это середина основного урока). Новое стоит в середине интереса. Новое всегда внезапно и от этого присутствует напряжение. Имеется в виду, что чувства ребёнка готовы воспринимать это новое. В начале стоит ощущение, затем желание над этим подумать. Учитель вызывает в учениках процессы суждения. Возникают вопросы к этой теме, к себе.

         В 14 лет в ребёнке развивается жизнь воли. С маленькими детьми рисуют картины после рассказа учителя, не для того, чтобы все стали художниками, а для того чтобы развить чувство эмпатии к тому, что происходило.

          Третья часть урока состоит в том, чтобы то новое до конца продумать, учитель с учениками должны вместе подумать и подойти к понятию, которое только что получили. Учитель обращается к мышлению.

           Послеобеденное время должно быть свободное, где ученик может ощутить себя ребёнком. Затем он спит 12 часов. В старшей школе ученики и учителя порою спят не более 4 часов. Распорядок дня – сознательное отношение родителей.

          Наутро ребёнок приходит в школу. Если можно так выразиться  чуть-чуть умнее, чем он был вчера. Р. Штайнер интересовался сном. Ночной сон является частью основного урока. Что мы делаем, когда спим? Неврологи нашли орган, который ночью горит, как маячок. Он особенно возбуждён, когда я что-то переживаю. Это гипоталамус. Мы за ночь прорабатываем полученные переживания. При этом всё неважное осыпается. Возрождается только квинсистенция того, что мы пережили днём.

         Урок в классе должен заканчиваться вопросом, загадкой, должно быть раздражение, что ты чего-то еще не узнал. Тогда ребёнок думает, я пойду в школу, чтобы узнать! Школа – это не обязанность ученика, это его право. Урок похож на классическую сонату (иногда бывает и четвёртая часть – скерцо).  За весь урок минимум один раз мы вместе с учениками должны посмеяться или поплакать.
          Петер Гуттенхофер вывел своё определение здоровья – как способность учиться! Человек может быть здоров, но если он ничему не учится, то это уже опасно. 30-ти летний человек, если у него нет фантазии – ничего не может. А этого не достаточно для будущего Земли. Педагогическая цель Вальдорфской школы – здоровье, знание, умение. Много людей, которые много знают, но ничего не могут...
Весь его доклад был просто пронизан блестящим владением темой и аудиторией, что по окончании его на кофе- паузу народ устремился в возбуждённо-радостном праздничном настроении.
       
Следует с особой благодарностью отметить щедрость родителей и их самопожертвование. Ведь во время всей конференции класс за классом брал на себя ответственность за питание всей публики. С какой любовью и изяществом всё было приготовлено!


        Потрудились не только родители, но и учителя, которые накануне украсили стены холла картинами «Культурно-исторические эпохи» собственными произведениями и работами учеников 11 класса (Бражникова Наталья Вадимовна – живопись). Кроме того, витрины при входе в школу были обновлены экспозицией игрушек и детскими поделками (Чайникова Элла Юрьевна – рукоделие).

         
После перерыва скоростной доклад по теме «О некоторых тенденциях формирования образовательной среды в учебных заведениях России» провёл Владимир Чупин, кандидат пед. наук, доцент ПСГА, г. Самара, который проводил независимые исследования в различных школах (кроме Вальдорфской). В своей презентации на схемах лектор показал факторы влияние на формирование ребёнка: школа, улица, социум, мира увлечений, семья. Он отметил рост интереса родителей к школе и развитию ребёнка. Все школы лектор разделил на 4 основных типа: школа- дом, школа – приют, школа – малина, школа – казарма. Высказал утверждение, что в школьном образовании фактически существует конфликт между должным и сущим. Затронул аспекты психосоматического состояния ребёнка при получении образования. Рассмотрел взаимодействия трёх школьных сообществ: учительского коллектива, ученического коллектива и родительского сообщества. Отметал, как положительный фактор, наличие совместной деятельной среды, как причинного поля взаимодействия. Подчеркнул, что в образовании учащиеся ориентированы на индивидуальную деятельность. Основная часть учащихся не вовлечена в различные виды деятельности (25%).

          Из личного опыта он поделился, что многие родители поначалу на эмоциональном уровне желают отвести своего чадо в Вальдорфскую школу, но узнав, что теперь и они должны активно вовлекаться в совместные действия школьной жизни и сообщества, делают шаг назад, ищут что-нибудь менее хлопотное, более спокойное.
Татьяна Олейникова (Самара)

--- Конец цитаты ---

Галина:
ДРУЗЬЯ, НАПОМИНАЮ:

Базовое 4–годичное модульное образование в Самаре
для  педагогов вальдорфской школы

с 31 октября по 5 ноября 2011 - 1 сессия

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии