Антропософский форум > В потоках времени

Жизненные периоды

(1/16) > >>

urga:
Рассмотрим, как может пролить свет на развитие человека через жизненные периоды астрология и антропософия вместе.
Для начала отметим один факт: астрология делит Зодиак на три сектора – созидательный, развивающий и разрушающий. Первый сектор охватывает первые созвездия: от Овна до Рака включительно, второй – от Льва до Скорпиона, третий – от Стрельца до Рыб. Так астрология показывает, что четыре члена человеческого существа проходят созидание, развитие и разрушение в колесе сансары.
Этапы созидания предшествуют фактическому рождению на свет. Физическое тело явственно дает о себе знать еще с момента зачатия. Затем человек рождается, и начинается семилетний период, на протяжении которого эфирное тело работает над физическим, овладевает им, преодолевая наследственные тенденции. Внешним индикатором данного процесса служит смена молочных зубов на постоянные.
Следующее семилетие «подключает» к работе над телом астральный член. Нельзя при этом говорить, что эфирные силы высвобождаются и становятся самостоятельными (как это сказал Р.Ш.). В человеке эфирное всегда жестко связано с плотским, и только астральное периодически освобождается от них, что и характеризует смену состояний бодрствования и сна. Какие силы развивает астральный член в ребенке, будет сказано ниже.
Третье семилетие «запускает» в трансформирующую работу мыслящее начало, но такое, которое исходит из наследственного потока, из внешнего мышления. Только теперь наступает настоящий сон, поскольку астральное больше не тратит сил на преобразование физического тела, а приспосабливается под мышление. Важнейшая способность, приходящая к человеку в этом возрасте, это размножение.
Но до 21 года идет лишь повторение развития. Настоящее пробуждение личности происходит после 21 года, в период молодости от 21 до 35 лет. Пробуждение Я приводит не только к тому,  что человек начинает думать самостоятельно, но и к тому, что Я человека обуздывает астральное начало. Если же общее развитие какого-нибудь отдельно взятого человека не дошло до самостоятельности мысли,, до творческого самовыражения, то довольно самостоятельное астральное начало несет отпечаток «индивидуализма» и способно на необузданное буйство.
Можно сравнить каждый из описанных периодов с тем, как поэтапно развивалась вся Солнечная система и сделать некоторые выводы. Период внутриутробного развития соответствует первому кругу развития Системы, носившему характер Духа Воли. Первое семилетие детства напоминает о Духах Мудрости и Архангелах, второе семилетие о Духах Движения и Ангелах, третье – о Духах Формы и собственно людях. Как говорил Р.Ш., до наступления половой зрелости ребенок в большей степени является Ангельским существом, нежели человеческим. Однако есть смысл поговорить совсем о других Духах, которые называются отстающими – о Духах Расы, Речи и Мышления.
Духи Речи это Духи, приотставшие в период существования эфирно-физического космоса. Значит, их работу можно отследить уже в самом раннем детстве. И действительно, речь осваивается уже в первой семилетке, также как и прямохождение. А Духи Мышления связаны с появлением астрального элемента, поэтому их работу мы находим в возрасте с 7 до 14 лет, когда мы обучаем детей письму, счету, измерению, чтобы пользоваться накопленным обществом багажом информации. Не так просто определить место Духов Расы. Их связь с размножением указывает как на момент зачатия, так и на тот период, когда подростки попадают под власть эроса со всеми вытекающими последствиями.
Дальнейшее развитие (после 21 года) направлено на то, чтобы перейти от того, что дали эти расово-народные Духи, к тому, что дают человеческому развитию Ангелы, Архангелы и Архаи (мораль и религию). Но среди этих новых Духов тоже есть отсталые, влияние которых накладывается очень рано, ведь они не идут в ногу с человеком.
Отсталые Духи Тьмы, которые именуются ариманическими, появляются уже тогда, когда есть физическое и эфирное начала. Поэтому проблема ариманического начала в человеке действует уже с самого момента рождения. Люциферические Духи (Духи Огня отсталого развития) могут дать о себе знать уже с 7 до 14 лет. Как это проявляется во взрослой жизни, будет рассмотрено отдельной главой.

Галина:
Рудольф Штайнер
ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДУХОВНОЙ НАУКИИз GA 034

       "О будущем человека можно многое сказать, если рассматри¬вать не поверхность, а само существо его природы. Предлагае¬мые в наши дни реформы будут плодотворными и оправдают се¬бя на практике лишь при том условии, что они станут прово¬диться исходя из такого углубленного изучения жизни.

         В силу своей ориентации, задачу дать подход к практическо¬му осмыслению мира, всесторонне охватывающего существо че¬ловеческой жизни, должна принять на себя духовная наука (Geisteswissenschaft). Вопрос о том, в состоянии ли то, что сегод¬ня называют этим именем, данную задачу разрешить, мы пока оставим в стороне.
         
         Речь пойдет о самой сущности духовной нау¬ки и о том, чем она, сообразно своей сущности, может стать. Она должна быть не сухой теорией, отвечающей потребностям абстрактной любознательности, и не средством для тех, кто ради самих себя стремится к высшему развитию. Она может плодо¬творно участвовать в решении главнейших задач современного человечества на его пути к общему благу...

      ...Чтобы познать это существо развивающегося человека, нуж¬но исходить из знания сокровенной природы человека вообще.
То, что чувственному наблюдению открывается в человеке, то, что материалистическое воззрение на жизнь считает в нем единственной реальностью — для духовного исследования пред-ставляет собой лишь часть, лишь один из членов человеческого существа: мы называем его физическим телом (physischer Leib).

          Физическое тело подчинено законам физической жизни и за-ключает в себе такие же вещества и силы, как и вся остальная, так называемая «неживая» природа. Говоря, что физическое те¬ло принадлежит минеральному царству, духовная наука отно¬сит к физическому в человеке лишь то, что представлено в нем веществами, вступающими в процессы смешения, соединения, формообразования и разложения по тем же законам, по которым такие же вещества взаимодействуют в минеральном царстве.

         Помимо физического тела человека, объектом познания для духовной науки является еще и другой член его существа: жиз¬ненное или эфирное тело (Lebenslcib oder Aetherleib). Термин «эфирное тело» не должен смущать ученых-физиков. Слово «эфир» обозначает здесь нечто совсем иное, нежели гипотетический эфир в физике. Его можно принять просто как наименова¬ние для того, что будет описано ниже...

        ...Эфирным телом обладают люди, растения и животные. Бла¬годаря ему вещества и силы физического тела проявляют себя в процессах роста, размножения, внутреннего движения соков и т. п. Оно — строитель и обитатель физического тела. Поэтому физическое тело можно было бы назвать отображением или вы¬ражением эфирного тела. В отношении формы и величины они подобны друг другу, но все же не одинаковы. У животных, а еще более у растений эфирное тело по форме и размеру значительно отличается от физического.

          Третьим членом существа человека является так называемое тело ощущений или астральное тело (Empfindungs-oder Astralleib). Оно — носитель страдания и радости, стремлений, вожделений и страстей и т. п. Ничего подобного нет у существ, состоящих только из физического и эфирного тел. У них нет ощущений.

      .... Определяющим здесь является не то, что существо внешним образом реагирует на пришедшее извне раздражение, а то, что внешнее раз-дражение вызывает такие внутренние процессы, как радость, страдание, стремление, вожделение и т. п. Тем, кто думает иначе, должны казаться вполне достоверными умозаключения о том, что лакмусовая бумага «ощущает» прикосновение некото¬рых веществ, — ведь она при этом краснеет(2).
Помимо человека астральным телом обладают только существа, принадлежащие к животному царству. Оно — носитель жизни ощущений (Empfindungsleben).

      ....  По форме и по величине астральное тело значительно отлича¬ется от физического. У человека оно напоминает собой продол¬говатое яйцо, в которое заключены эфирное и физическое тела. Оно окружает их подобно просторной, сотканной из света обо¬лочке.

         К существу человека принадлежит также еще один, четвер¬тый, член — такого члена нет у других живущих на земле су¬ществ. Это — носитель человеческого «Я». Слово «Я» — как оно употребляется, например, в немецком языке — представляет собой имя, отличное от всех других имен. Тому, кто надлежа¬щим образом размышляет о свойствах этого имени, открывается доступ к познанию природы человека. Прочими именами все люди могут, в равной степени правомерно, называть соответст¬вующие данным именам объекты.

         Каждый может стол назвать «столом», а стул «стулом». И только имя «Я» не таково. Слово «Я» никогда не прозвучит для меня извне в качестве обозначе¬ния меня самого. Обозначая себя как «Я», человек именует себя в себе самом. Существо, которое может само себе сказать «Я», представляет собой мир для самого себя. Все религии, построен¬ные на познании духа, всегда это сознавали. Поэтому в них речь шла о том, что посредством «Я» в самом человеке начинает гово¬рить тот «бог», который для существ, стоящих на более низкой ступени развития, открывается лишь в явлениях внешнего ми¬ра. Носителя такой способности, четвертый член существа чело¬века, можно было бы назвать «Я — телом» (Ich-Leib)
...."

urga:
О женском и мужском
Если мы введем в наше рассмотрение астрологическую символику, то увидим, что женское начало описывается всем тем, что характерно для возраста 14-21 лет. Судьба женщины напрямую зависит от способности рожать детей, а таковая наступает уже в этом возрасте.
Женщинам, так сказать, простительно отсутствие контроля над эмоциями со стороны их мыслящего Я. Это приводит к следующему: женщины более эгоистичны, в них сильнее дает о себе знать космическая ненависть, заставляющая людей обособляться друг от друга. Мышление женщин больше проистекает от Духов Формы, а потому страдает штампами и формальностью.
В то же время борьба, которую человечество неизбежно ведет против отсталых Ангелов, разворачивается именно внутри женщин. Способность к правильному поведению внутри человеческих групп и коллективов, отсутствие противоестественной сексуальной жизни важно для развития каждой женщины. В возрасте 21 года люди имеют возможность использовать силы нормальных Духов Времени (Архаи). Это означает способность усвоить общечеловеческие ценности, а также получить соответствующее уровню культуры и цивилизации образование.
Всё это символизируется в астрологии знаком Весов. Мужское же развитие ближе Скорпиону. Для мужчины важно стать личностью (с большой буквы), имея самообладание. Мужчина использует взаимодействие мысли с желанием, порождающее творческую активность. Для мужчины важно уметь расширять свой эгоизм на окружающих, принимая их как часть себя (потому что важнейшая способность нашего Я это способность отождествлять себя с чем угодно). Возраст самостоятельности наступает позже 21 года, когда приходит время черпать нечто для своей жизни из существа Архангелов. В первую очередь мужчины обращаются к своему Народному Духу, погружаясь в общественную деятельность. Те мужчины, которые не развились в Личность, остаются во власти космической ненависти и потому любят воевать и убивать. Конечно, если говорить в подобном ключе и о женщинах, то никто и ничто не запрещает им тоже становиться самостоятельно мыслящими и социально активными людьми. Но, если рассматривать женщин в целом и мужчин тоже всей массой, то как среди мужчин окажется меньше негодяев и убийц, так и среди женщин будет меньше тех, кто достигнет максимально возможного в нашем «земном» круге уровня развития.

Галина:
Доброе утро, г. URGA!
Вы уже успели изложить свое мнение... Отрадно. Что ж - я УСПЕЛА поработать в саду - обихаживала ... ПАЛЬМЫ! Я ж на юге - у меня в саду - 5 пальм...
Так вот - жизненные периоды... Мужчины и женщины...
Знаете, как-то годы занятия антропософией отвыкла


--- Цитировать ---рассматривать женщин в целом и мужчин тоже всей массой
--- Конец цитаты ---

Как-то это ближе к стаду... Или - к стае... Или - рою, что ли.
Тк вот:


"... мужчина и женщина в своем духовном развитии, то есть в формировании своего "Я", равноправны. Они являются людьми и как таковые обладают индивидуальностью, которая все интенсивнее определяет путь развития в ходе жизни.
       И все же надо быть слепым, чтобы отрицать биологические различия между полами. Мужчина и женщина биологически дополняют друг друга, они нуждаются друг в друге для сохранения вида, как это имеет место у всех высокоорганизованных существ. Там, где содержание душевного переживания находится под влиянием биологического или одновременно биологических и духовных сил, мужчина и женщина будут и психически реагировать по-разному.

        На психику мужчины и женщины воздействует два различных силовых поля. Различные импульсы и стремления проникают из области биологических инстинктов в душу, а из духовных устремлений у обоих полов следуют те же проблемы индивидуальности. Так как человек представляет собой единство трех аспектов - а именно, тела, души и духа - то и духовный путь становления индивидуума будет протекать у мужчины и женщины с различными нюансами.

          Каждая индивидуальность единственна в своем роде и все же равноценна, даже если бы уровень духовного развития и моральные качества были различными. Ценность индивидуальности зависит в конце концов не от того, в каком месте своего пути развития находится человек, почему и старец не более и не менее важен, чем ребенок. Кто приобрел больше благоразумия, тот и несет большую ответственность в своей борьбе за решение моральных и социальных проблем или вопросов знания. Поэтому я подчеркиваю, что каждый индивидуум равноценен как человек, имеющий стремления...

...Общая характеристика, которую я дал двадцатым годам: зондирование почвы, "временность" в форме и содержании человеческих отношений, эмоциональная реакция на успех и неудачу, "ликование до небес и печаль до смерти" ..."

Но, это у нас -
БЕРНАРД ЛИВЕХУД "КРИЗИСЫ  ЖИЗНИ ШАНСЫ  ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ  ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУ  ДЕТСТВОМ И  СТАРОСТЬЮ"


           Не ныстро ли ушли от темы "Жизненные периоды" к теме - различия между мужчиной и женщиной?
По этому поводу Доктор совершенно точно излагает духовно-научный подход к жизненным периодам.

"... Согласно основанному на духовном исследовании пониманию мира, совершилось рождение только физического тела, но отнюдь не эфирного тела. До своего физического рождения человек окружен физической материнской оболочкой, а в период от рождения до смены зубов — т. е. приблизительно до семилетнего возраста — он окружен эфирной и астральной оболочками. Лишь с наступлением смены зубов эфирное тело отделяется от эфирной оболочки. Астральная оболочка сохраняется вплоть до наступления возраста половой зрелости, когда астральное тело рождается так же, как это произошло с физическим телом при физическом рождении и с эфирном телом в возрасте смены зубов...

...Таким образом, духовная наука говорит о трех рождениях человека...

       ... В искусстве воспитания речь идет о конкретных знаниях в отношении членов существа человека и закономерностей их развития. Необходимо знать, в каком возрасте и каким образом следует воздействовать на тот или иной член организации человека. Конечно, подобное истинно реалистическое искусство воспитания лишь постепенно может проложить себе дорогу в жизнь. Это обусловлено присущим нашему времени мировоззрением, которое сообщения о фактах духовного мира еще долго будет расценивать как фантастические и бредовые, а общие, бессодержательные рассуждения — рассматривать как результат реалистического образа мыслей..."

Это Рудольф Штайнер "Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки".

Непонятно мне, что Вам у него непонятно!

urga:
Освещение темы через личность Р.Ш.
Гороскоп Р.Ш. показывает на созвездие Весов. Окрасили ли характеристики Весов личность Р.Ш. и его наследие? Безусловно. Скажем сразу, что массовое развитие человеческой личности идет параллельно с внутренним развитием духа. Степень развития оккультных способностей не зависит напрямую от общего развития. А Р.Ш. явно не демонстрировал собою интегрированной личности с ярким Я. Он очень мало смог сообщить, через свои оккультные исследования, о Я человека. В основном, все его описания даны с точки зрения астрального начала, взаимодействующего с эфирно-физическим. Посмотрите, как часто он обращается к механизмам сна, чтобы описать и объяснить что-либо! И даже три части Я (мыслящего Я!) он приписал астральному (!) телу.
Р.Ш. считал, что Манас это преображающее влияние Я на астральное начало! То есть, он принимал следующую ступень развития личности за духовное преображение в Манас. Это развитие он считал важнейшим. (Ошибочность воззрений Р.Ш. на Манас, Будхи и Атман будет рассмотрена отдельной главой.) У Р.Ш. можно найти подробное описание того, что надо делать с эгоизмом астрального тела.
«Мы можем задать себе вопрос: как правильно понять это свойство астрального тела: стремление быть в себе, при себе, через себя, то есть абсолютный эгоизм? Чтобы понять эгоизм, мы должны вспомнить, что есть случаи, когда эгоизм расширяет поле своего воздействия, например, любовь матери к ребенку; когда мы наблюдаем это чувство в народе, то мы видим, что мать подобно львице защищает своего ребенка и всякое покушение на него испытывает как опасность для собственного тела. Идеалом было бы, если бы эгоизм мог быть перенесен с одного существа на другие, то есть если бы одно существо считало другие существа принадлежащими к своему телу и в силу этого соображения распространяло на них сферу своего эгоизма.
Представьте себе человека, имеющего дом, поле и рабочих, трудящихся на поле; представим себе, что он так любит их, как свое собственное тело, как продолжение своего тела; его существо расширяется до пределов его окружения. Если забота этого человека о благе его окружения выражается в том, что он охраняет это окружение, как свое собственное тело, то такой эгоизм есть нечто положительное. Иногда любовь может быть очень эгоистичной; с другой стороны, эгоизм, расширенный далеко за пределы данной личности, эгоизм, защищающий и лелеющий то, с чем он даже отдаленно связан, может носить более или менее ярко выраженный характер альтруизма. Если же "альтруист" хочет навязать всем и каждому свои идеи, если он грозит: "или ты будешь мне братом, или я тебе проломлю череп", - тогда даже альтруизм может быть весьма эгоистичным. Большая часть того, что противопоставляет себя прогрессу человечества, заключена в том, что снова, и снова, и снова в незрелых головах и в незрелых душах возникает вера в то, что действительность позволит загнать себя в клетки мертвых понятий».
 Значение оккультного развития человека для его физического, эфирного, астрального тел и "я" GA 145 лекция 7.
Вот такой единственный практический совет того, как же нашему Я работать над астральным началом, дал Р.Ш. Конечно, Р.Ш. глубже других ощущал истоки ненависти и давал им самые четкие определения. И общий вектор всей антропософии лежит не в области морали (проистекающей из мира Архангелов), а в области Духов Времени и проистекающего от них общечеловеческого уровня развития.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии