"...То же мы обнаружим, сравнивая животный мир и человека в их отношении к жизни инстинктов. Животное полностью подчинено своим инстинктам, импульсам.
Человек, в силу своего «Я», в состоянии им противостоять. Он имеет в себе «возможность» свободы; он может делать выбор в соответствии со своим идеалом морали. Эта свобода не является данностью (иначе она не была бы больше свободой!), но человек способен завоевать ее с помощью своей собственной воли. Страсти, влечения, инстинкты у нас общие со всеми другими людьми; отличаемся мы друг от друга тем, как управляем своими страстями и инстинктами.
Человеческая индивидуальность. В рамках одного вида животные являются взаимозаменяемыми, они не обладают индивидуальностью. Каждый человек, напротив, является единственным в своем роде существом. Это проявляется и в физическом строении, например, кровь одного человека никогда не бывает полностью идентичной по составу крови любого другого человека. Эта индивидуальность проявляется в мельчайших деталях, вплоть до состава белков. Тем не менее не физическое тело обеспечивает постоянство индивидуальных характеристик; оно лишь получает при посредничестве астрального и эфирного тел отпечаток «Я».
На самом деле, физическое тело полностью обновляет каждые семь лет весь свой минеральный состав; следовательно, невозможно поддержать структуру человека в ее совокупности без действия «Я» на физическое тело при посредстве астрального и эфирного тел. Это обновление субстанции каждые семь лет не раз подчеркивалось Р. Штейнером; и только недавно, благодаря искусственным радиоэлементам, были получены доказательства того, что подобное обновление действительно существует.
Несмотря на это обновление, мы сохраняем уверенность в нашей собственной идентичности. Наша субстанция изменяется, наш вид также мало-помалу меняется, психика также трансформируется, и несмотря на это, мы ни на минуту не сомневаемся в том, что мы остаемся тем же индивидуумом, богатым воспоминаниями, собранными в течение нашей жизни.
Связь между четырьмя элементами. Эти четыре составляющих элемента более или менее тесно связаны друг с другом. Физическое тело и эфирное тело тесно связаны и разделяются только в смерти. Они образуют нижний физико-эфирный комплекс.
Верхний комплекс — астральное тело и «Я» — также тесно связаны между собой, но здесь уже нельзя говорить о связи пространственного характера, которую мы имеем в виду в материальном мире, здесь речь идет уже о ступенях сознания. Связь между верхним комплексом, с одной стороны, и нижним комплексом, с другой, является менее прочной и подвержена различным изменениям.
Во время сна верхний комплекс отделяется от нижнего, и то, что остается в постели, можно сравнить с растением, с той, однако, разницей, что у человека верхние элементы производят остаточный импульс на эфирное тело. Постепенно этот импульс ослабевает и, поскольку человеческое существо не может жить без этого импульса, необходимо, чтобы «Я» и астральное тело вновь воплотились в нижнем комплексе, другими словами, чтобы человек проснулся.
Пробужденное сознание и самосознание в действительности связаны с присутствием «Я» и астрального тела в нижнем комплексе. В момент смерти эфирное тело покидает физическое тело, последнее возвращается в минеральный мир, где оно разлагается..."
Виктор Ботт "АНТРОПОСОФСКАЯ МЕДИЦИНА"