Автор Тема: Живая педагогика  (Прочитано 46059 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Живая педагогика
« : 06 Нояб. 2011, 10:22:13 »
Станислав Кызьюров
 "Преобразования нужно начинать с образования"

Цитировать
Сыктывкарская общественная организация «Живая педагогика» отметила свое 10-летие. Членов этой организации объединяет уверенность в том, что традиционная система образования, когда-то избавившая мир от массовой безграмотности, сегодня перестает справляться с вызовами времени. В наши дни многие дети просто отсиживают уроки, получая при этом мало полезных знаний. Выход из положения – смелое внедрение альтернативных моделей школьного образования. О том, как видят это общественники
из «Живой педагогики», наш сегодняшний разговор с основателем и идейным вдохновителем организации Станиславом Кызьюровым.
– Станислав, по первой своей специальности вы агроном. Откуда появилось это желание – заниматься педагогикой?
– В середине 80-х, после окончания московской Тимирязевской академии я приехал работать в село Соколово Печорского района главным агрономом. В Соколово у нас сложилась команда из приехавших работать в село молодых специалистов, на досуге мы занимались всем подряд: ставили спектакли в местном клубе, организовывали соревнования по футболу… Тогда я и начал активно работать с детьми, привлекать их к нашим мероприятиям.
 Вскоре мне предложили работу освобожденного секретаря комитета комсомола, а через полгода, в 1988 году, выбрали секретарем Печорского горкома комсомола. Работать нужно было со школьниками и молодежью, а при полном отсутствии педагогических знаний это было совсем нелегко. Начал интересоваться работами известных педагогов, знакомиться с увлеченными людьми, ездить на специальные семинары, изучил методики, в основе которых лежит идея коллективного творчества. Комсомол тогда уже переживал не лучшие времена, все прежние формы работы себя изжили. Нужна была какая-то альтернатива чисто формальным организациям, которые привлекают членов, но никаких реальных дел предложить не могут. Возникла мысль создать комсомольскую организацию вне школы. Так в 1989 году возник Печорский союз коммунаров.
Мы проводили коммунарские сборы, организовывали летние лагеря, совершали творческие десанты в интернаты, детские дома. Это вызывало протест со стороны руководства школ, которые не хотели терять своих активистов. Но союз основывался на добровольных началах, и ребята шли туда, потому что им просто надоело выполнять обязанности, к которым не лежала душа. Когда мы провели очередной сбор пионерской молодежи, я предложил, чтобы дети в президиуме сидели вместе со взрослыми, если уж разговор идет о детских делах. За это меня тоже подвергли критике, вызвали на ковер к первому секретарю горкома партии, журили за то, что слишком много воли даю детям, слишком много самостоятельности проявляю.
В начале 90-х, после двухлетнего обучения в Институте молодежи в Москве, я получил специальность психолога-консультанта. И вот уже 20 лет занимаюсь гуманистической педагогикой, цель которой – воспитание свободной личности, умеющей брать на себя ответственность и отвечать за свои поступки.
. После коммунаров был клуб «София», программа «Теплый дом», которая реализовывалась на базе нескольких сыктывкарских детских садов. Мы проводили семинары, изучали опыт в других регионах. К концу 90-х у меня было уже достаточно много единомышленников в лице моих бывших воспитанников. Для нас стало очевидным, что пора целенаправленно продвигать идеи гуманистической педагогики, и в 2000 году мы зарегистрировались как общественная организация «Живая педагогика». Одной из задач организации было развитие молодежного педагогического движения из числа студентов КГПИ, СГУ и Сыктывкарского педколледжа. Второе направление работы – это работа с подростками, особенно сельскими, организация летнего отдыха детей. Есть китайская поговорка: глупый сеет лебеду, умный – рис, а мудрый готовит почву. Может, это и нескромно, но мы позиционировали себя мудрецами, которые готовят почву для будущих преобразований в сфере образования и воспитания.
– Но определение «живая педагогика» само по себе уже предполагает, что есть педагогика мертвая…
– Так категорично я, конечно, не стал бы заявлять. Тут правильней было бы исходить из самого понятия жизни как постоянно меняющегося процесса. Там, где заканчивается движение, поиск, творческое осмысление жизни, начинается застой. Работа с детьми не терпит никакой статичности и консервативности. С детьми нельзя работать по заготовленным шаблонам, по планам и конспектам. Нельзя сводить воспитательную работу к коллективным мероприятиям и акциям. Свободолюбивая натура ребенка все равно будет искать выхода, и, если он потеряет интерес к познанию, эту нишу быстро заполнят интересы другого рода. Не преувеличу, если скажу, что главная задача учителя – научить ребенка ориентироваться во внутреннем мире, понимать себя, адаптироваться к жизни. «Живая» в нашем случае – значит гибкая, подвижная, направленная на индивидуальность ребенка.


Цитировать
– Насколько мне известно, ваши собственные дети получали начальное образование дома. Это была ваша принципиальная позиция или стечение обстоятельств?
– Это не совсем так. У меня двое детей – сын Миша и дочь Маша. Первые два года на дому обучался только Миша. К семи годам я просто увидел, что к школе он еще не готов. А неготовность грозит неуспехом и психологическим надломом. Поэтому мы сами стали с ним заниматься. В течение двух лет мы его обучали, а потом, сдав экзамены, он поступил в третий класс. Сейчас он учится в 10-м классе. Без ложной скромности скажу, что классный руководитель характеризует его как сильную личность с независимыми суждениями, на которую всегда можно положиться.
А вообще, я убежден, что раннее интеллектуальное развитие вредно для ребенка. Это отвлекает его от физического развития, которое в этом возрасте как раз требует повышенного внимания. Ребенок больше должен играть, двигаться. Заметьте: вундеркинды, как правило, физически плохо развиты. Об этом много говорят, но почему-то мало кто берет на вооружение. Мои дети, например, к 7 годам не умели ни читать, ни писать. И ничего, оба учатся успешно. В отличие от брата Маша сама выбрала учебу в школе, и мы этому не противились. Если честно, то я иногда даже сожалею об этом. Потому что дома можно было фундамент посерьезнее заложить, ведь фундамент личности закладывается именно в дошкольные и младшие школьные годы.
– Вы считаете, что общеобразовательная школа с этим справляется хуже?
– Я вижу это по детям, с которыми мне приходится работать. Вижу, как дети быстро теряют интерес к учебе, угасают. Те, кто рано научился читать, вскоре вообще читать перестают. Вижу, что на выпуске здоровье у всех основательно расшатано, что тот интеллектуальный натиск, который ребенок испытывает в школе, делает его невротиком. Приход в первый класс, как это ни прискорбно, по сути означает окончание беззаботного детства. Ребенок резко погружается в интеллектуальную деятельность, хотя по природе своей до девяти лет он должен находиться в игровой деятельности. Поэтому это вносит очень сильный разлад в его личность. Почему мы за семейное воспитание в младшем школьном возрасте? Чтобы ребенок успел потверже встать на ноги в среде близких и любящих людей.
– Но ведь вы тоже получали образование в школе. Разве у вас не осталось о ней теплых воспоминаний?
– Я с чувством большой благодарности отношусь к тем учителям, которые сумели пробудить во мне интерес к учебе. Но, к сожалению, их не так много. Боюсь показаться несправедливым, но мне кажется, во времена нашего детства система образования была все-таки симпатичней. Нынешняя школа – это шум, хаос, низкий авторитет учителя. В таких условиях какая-то культурная трансляция мне вообще не представляется возможной. А мы говорим о том, чтобы выстроить такую связь между ребенком и учителем, чтобы учитель был интересен ученику. И самое главное – чтобы получаемые знания не были мертвым материалом для заучивания, который в последующем, может, никогда и не пригодится, а чтобы процесс получения знаний был прочно связан с жизнью.
Именно эти принципы положены в основу новых образовательных организаций, ответвившихся от «Живой педагогики», таких, как домашний детский сад «Подсолнух», который открыла у себя на дому Татьяна Постникова, и центр семейных инициатив «Преобразование», которым руковожу я. К примеру, сегодня на уроке математики мы говорили с детьми о диаграммах. И делали мы это, углубляясь в демографические проблемы мира, изучая диаграмму прироста населения с географическим атласом. Смотрели, что происходит с населением в мире, начиная со времен Колумба, рассуждали, анализировали. Изучая таким образом тему, ребенок параллельно осваивает и другие области, учится видеть, где это знание может быть применено.
– О детском саде «Подсолнух» уже много говорилось. А вот что представляет собой центр семейных инициатив?
– В этом центре мы работаем с детьми, которые не хотят или не могут учиться в школе в силу разных причин. Если говорить о том, по какой системе мы там занимаемся с детьми, я бы сказал словами Л.Толстого: «Моя система – это отсутствие всяких систем». Это не значит, что идет профанация образовательной деятельности, это значит, что мы определяем в ребенке индивидуальное начало и ведем его не знаниевым, а способностным путем, и под конкретную личность пытаемся организовать образовательное пространство. Так, чтобы у ребенка никогда не пропадал интерес к обучению. Часть наших детей учится в общеобразовательной школе и занимается с нашими педагогами в свободное время, а часть – только у нас.
– Но без государственной аттестации сегодня нельзя поступить ни в одно профессиональное учебное заведение. Им же будут нужны аттестаты…
– В законе об образовании есть статья о семейном образовании, которая подтверждает право на получение детьми семейного образования. В таких случаях заключается договор со школой, ребенка условно прикрепляют к какому-то классу, определяют порядок аттестации для него, и родитель может заниматься с ребенком сам, а может при необходимости привлекать каких-то педагогов.
– В начальных классах это еще возможно, а потом – столько предметов…
– Экстернат – достаточно распространенная форма обучения. Получают же образование спортсмены, которые вечно находятся на сборах и в разъездах. В США, например, очень большое количество детей получают семейное образование, потому что родители совершенно недовольны государственной системой образования. Просто над вопросами совершенства или несовершенства системы мы предпочитаем не задумываться до тех пор, пока гром не грянет. Интерес общества к системе образования появляется тогда, когда остро начинают обозначаться нравственные проблемы. Тогда государство вынуждено что-то менять. В Финляндии, например, именно общественные настроения и определили лицо нынешней школы. Сегодня приходишь в финскую школу и не поймешь, государственная это школа или частная, настолько все там переплелось, поскольку там широко применяются принципы гуманистической педагогики.
– Мне все-таки кажется, что корень зла не столько в самой системе образования, сколько в дефиците личностных качеств учителя. Каждый из нас наверняка назовет учителей, которые сумели привить любовь к предмету. Даже самый скучный предмет в подаче такого учителя превращается в увлекательное действо.
– А почему этот личностный ресурс так слабо сейчас представлен? В ряду других причин, породивших дефицит личности, образование стоит, на мой взгляд, если не на первом, то уж на втором после семьи месте точно. Поэт Андрей Белый еще в начале двадцатого века сказал: «Проблемы нашего общества кроются в кризисе сознания». Когда общество в основном сориентировано на потребление, вопросы духовно-нравственного развития уходят на задний план. Человек перестает замечать, что происходит вокруг, если это не касается его интересов. Отсюда все, что мы сегодня видим: хамство, бескультурье, равнодушное отношение к природе, наркомания, алкоголизм, рост числа детей-сирот… Поэтому если говорить о переменах к лучшему, то с чего еще начинать, как не с системы образования?
Беседовала Галина ГАЕВА. 10 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА Газета «Республика»
http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/33579
А вот он тебе подарочек, Галина
http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/14166.html

Галина

  • Гость
Re: Живая педагогика
« Ответ #1 : 06 Нояб. 2011, 12:04:51 »
Конечно, важно и приятно ВИДЕТЬ что вот - ДЕЛАЕТСЯ!
Это - СТАС???
Эдакий... Ян Амос Коменский...
Ну, и Эврика, в свое время, была для меня важным звеном в жизни... Так и существует в Томске школа "Эврика-развитие", которую когда-то начинали вместе... И вот, спустя лет 15, именно при этой школе стали работать вальдорфские классы в Томске. Теперь их - 4 класса! Т.е. - 4 года ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ...
И восприняла я что-то этот импульс не как подарочек... А как - вопоминание, немного ироничное и немного симпатичное, но - бывшее.
Я теперь в романе пишу как раз такую часть - о прошлом.
Прошлое - как прошлое;
прошлое - как настоящее;
прошлое - как будущее.
Меня занимает эта тема: влияние прошлого на настоящее и будущее... Но и, так же, влияние БУДУЩЕГО на прошлое и настоящее.
Совершенно сильно описано это в книге, которая вот - на столе:
"Каспар Хаузер или борьба за дух" - написал Петер Традовски.

... Своего рода, получается,  - наш Стас - Каспар Хаузер современности... Той современности, которая определяет будущее...

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Живая педагогика
« Ответ #2 : 07 Нояб. 2011, 09:41:14 »
"Живую педагогику" поздравили вторые лица
20.11.2010
Цитировать
Сыктывкарская молодежная организация "Живая педагогика" отметила сегодня свое 10-летие конференцией и концертом. Руководители заинтересованных министерств и ведомств, которые вплотную работают с "Живой педагогикой", не смогли поздравить ее членов лично, отправив на торжественные мероприятия своих замов и подчиненных.
"Живая педагогика" - первая в республике общественная организация педнаправленности. Она "выросла" из клуба студентов и молодых родителей "София" в 2000 году. С этого времени реализовано несколько серьезных проектов на уровне региона, члены "Живой педагогики" помогли открыть в Сыктывкаре частный детский сад "Подсолнух" и центр семейных инициатив "ПреОбразование".
В начале конференции, которая проходила в Гимназии искусств при главе Коми, председатель совета организации "Живая педагогика" Алексей Фролов удивил собравшихся сообщением о том, что чтение научных докладов и выступления по определенной проблематике не совсем подходят стилю общественной организации. Поэтому он предложил собравшимся спеть песню под гитару.
Затем он стал приглашать на сцену гостей. Руководители ключевых министерств и ведомств, которые сотрудничают с "Живой педагогикой", не пришли, отправив на конференцию своих подчиненных и коллег.
- Председатель госсовета Коми Марина Истиховская сожалеет, что не смогла прийти. Попросила меня вас навестить, - не скрывала радости депутат республиканского парламента Александра Бушуева. - От нее вам пламенное поздравление. 10 лет - это существенный срок. У меня есть сожаление, что я раньше только понаслышке о вас знала.
Не смог прийти на праздничную конференцию и руководитель агентства по социальному развитию Коми Илья Семяшкин. Поздравлять общественников он отправил своего заместителя Максима Ганова.
- Илья Васильевич должен был присутствовать на мероприятии. Но он, к сожалению, в командировке, - оправдал начальника Максим Ганов. - Мы уже 10 лет идем бок о бок. И готовы продолжить сотрудничество в главных направлениях - укрепление семейных ценностей и защита трудных подростков.
Также пропустила юбилей "Живой педагогики" и министр образования Коми Нелли Струтинская, делегировав на праздник специалиста отдела молодежной политики минобраза республики Ирину Казаковцеву.
- Наша совместная работа начиналась не с больших мероприятий, - отметила Ирина Казаковцева. - Но они всегда проходили на высоком уровне, с большой отдачей. Уже традиционными стали фотовыставка "Наркотик - убийца" и лагерь "Зарни шыдос". Он, кстати, получил поддержку министерства образования региона в 2011 году.
В летнем этнопедагогическом лагере-семинаре "Зарни шыдос" (Золотые зерна) участвуют молодые семьи финно-угорских народов. Его главная цель - пропаганда семейных ценностей.


Цитировать
В юбилейных мероприятиях принял участие и профессор Педагогического института Гамбурга Вольфганг Вюнш. В приветственном слове он отметил важность общественных организаций в развитии педагогики и в шуточной форме сравнил подходы к работе в Германии и России.
- В Германии национальное дерево - дуб, - стал рассказывать зарубежный гость. - Он крепкий, с хорошими корнями. Весной у этого дуба нет зеленых листьев. Хотя вроде и время пускать новые побеги. Но на дубе лишь старые листья. Это консерватизм. И такой консерватизм всегда присутствует в Германии. А у вас - по-другому. Здесь люди любят что-то менять, любят учиться.
Вольфганг Вюнш принял участие в работе мастерской "Опыт гуманистической педагогики", в рамках которой рассматривались идеи новаторов Штайнера и Монтессори.
Руководитель "Живой педагогики" Алексей Фролов отметил, что за 10 лет работы организация наладила сотрудничество с различными министерствами.
- Мы не гонимся за большими грантами. Это большая ответственность, так как это предполагает, что организация сможет освоить деньги, - рассказал Алексей Фролов. - У нас нет финансового голода, наши члены ежемесячно вносят взносы. Пока же мы заняты тем, что формируем околообразовательное пространство, рассказываем, что педагогика может быть другой, не такой, как в школе. Я помню, что в юности в каком-то из классов поймал себя на мысли, что педагогу все равно, усвоим мы знания, которые он нам дает, или нет. Такого не должно быть. Что касается непосредственно образовательных услуг - у нас нет такой задачи. Но мы помогаем членам "Живой педагогики", которые занялись частным предпринимательством. Это детский сад "Подсолнух" и центр семейных инициатив "ПреОбразование".
http://www.bnkomi.ru/data/news/6420/

Хорошо сказано, "а мудрый готовит почву", культура то Ожидающая. Тут на форуме много рецептов, как печь живой хлеб, но нет рецепта, как строить живое будущее? Как делать молодежную закваску?
А в Коми делают. 

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Живая педагогика
« Ответ #3 : 03 Дек. 2011, 13:06:47 »
Продолжим знакомиться с молодежным движением Республики Коми

Цитировать
Кто приведет ее в порядок?

Страны Европы в процессе своего развития сумели культивировать почву, на которой вызрела идея партнерства трех секторов - государственно-правового, экономического и культурно-общественного. Это стало возможным благодаря тому, что европейская цивилизация перестала отводить главенствующую роль одному из этих трех оснований человеческой жизни. При более или менее устойчивом равновесии между ними социальная проблематика оказалась равноудаленной от всех трех и одновременно одинаково близкой каждому. Если говорить о таком партнерстве в Республике Коми (а я так думаю, что здесь отражаются общероссийские тенденции), то у нас проблемы «соседнего двора» до сих пор остаются чужими.



Алексей ФРОЛОВ,
председатель совета молодежной общественной организации,
"Живая педагогика"

Цитировать
Педагоги стали строителями
В деревне Мельничный Ыб Усть-Вымского района Республики Коми появился новый дом. Это двухэтажное строение из бруса - результат работы активистов Сыктывкарской молодежной общественной организации «Живая педагогика». Цель постройки - расширение возможностей организации в проведении социально-педагогической работы с молодежью. Этот дом станет постоянной базой для летних палаточных и трудовых лагерей, а также для проведения семинаров различной тематической направленности.
Созданная в 1999 году Сыктывкарская молодежная общественная организация «Живая педагогика» широко известна в республике и далеко за ее пределами. Она выросла в результате деятельности и реализации социально-значимых инициатив подростков, студентов, родителей и педагогов и стала первой в республике молодежной организацией педагогической направленности.
Работа «Живой педагогики» неоднократно отмечалась дипломами Министерства образования Российской Федерации, Национального совета молодежных и детских объединений России, Комитета по делам молодежи Республики Коми и республиканского Министерства образования, дипломами крупных общественных организаций. В 2004 году организация была включена в межведомственную комиссию по проблемам профилактики наркомании при главе Республики Коми, ее специалисты были приглашены к участию в работе республиканской комиссии по проблемам молодой семьи при Министерстве труда и социального развития. Несколько лет назад проектная деятельность «Живой педагогики» удостаивалась грантов на республиканской «Ярмарке молодежных социальных инициатив».
Сегодня «Живая педагогика», исходя из потребностей общества, ставит перед собой такие цели: формирование социального заказа на педагогическую деятельность гуманистической направленности, моделирование здоровых социальных отношений в обществе, помощь молодым людям в достижении социальной зрелости посредством самореализации личности, развитие и расширение молодежной гражданской инициативы, реализация комплексного подхода в популяризации здорового образа жизни.
На практике эти цели достигаются путем педагогической работы с детьми с применением форм и методов народного воспитания, через популяризацию идей гуманистической педагогики, привитие родителям чувства ответственности за воспитание собственных детей и ознакомление их с минимальным педагогическим инструментарием путем сохранения и пропаганды народных традиций, оздоровления социальной среды. В арсенале организации - первичная профилактика зависимого поведения в молодежной среде, экологические десанты по уборке мусора, популяризация социально активной жизненной позиции, распространение современных идей преобразования социального устройства общества (в том числе - идеи социального партнерства).
«Живая педагогика» ведет издательскую деятельность, содействует обучению и подготовке специалистов, проводит благотворительные акции, сотрудничает со СМИ, учреждениями образования, общественными организациями, органами исполнительной власти.
При таком объеме работы, ее многовекторности организация давно должна была иметь собственную базу. И вот - свершилось. Несмотря на минимальный опыт в подобных делах педагоги стали строителями, да и решение всех финансовых вопросов, связанных со строительством, «Живая педагогика» взяла на себя. Конечно, не оттого, что у общественной организации есть для этого необходимые средства - она бы с радостью приняла любую помощь. Быть самостоятельной, чего бы то ни стоило, вынуждает «Живую педагогику» неразвитость партнерских отношений с государственными органами и бизнесом.
Таков закон
В недавнем прошлом в налоговом законодательстве нашей страны (пусть далеко не совершенном) существовала строка, которая позволяла бизнесменам безболезненно для своего предприятия оказывать финансовую поддержку любой импонирующей им социально значимой деятельности, в том числе спонсорскую помощь общественным организациям. Сегодня такой возможности у них нет, благотворительность оказалась «вне закона» и мало кому по силам. Законодатели по невысказанной вслух причине решили усложнить общественникам и без того несладкую жизнь, «вычеркнув» спонсорскую помощь из их жизни вместе со строкой закона. Более того, рядом новых предписаний усложнена схема юридической регистрации общественных объединений, а «цена вопроса» взлетела в несколько раз. Само же государство (прежде всего в лице правительства), гордящееся возрастающим профицитом бюджета, теперь, оказывается, не в состоянии поддерживать осуществление таких программ, как «Молодежь России». Регионы, естественно, в своих решениях тянутся за федеральным центром. И общественники уже поговаривают о том, что программа «Молодежь Республики Коми» в 2006 году финансироваться из республиканской казны не будет.
Кто должен?
Если государство отказывается от программы формирования социальной молодежной политики, то закономерно возникает вопрос: кто и каким образом должен теперь заботиться об этом? Может быть, в духе новой российской демократии, дабы все упростить, создать одну на всех молодежную общественную организацию? Правда, есть одна загвоздка: мы это уже когда-то проходили.
Кто должен думать о «нашем будущем», о российской молодежи? Кто должен заботиться о вашем ребенке? До сих пор самыми популярными ответами остаются: государство и школа. Но непонятное это доверие с каждым годом всей своей безосновательностью все больше напоминает собой надежду на мифическое «авось». Все мы (и ваш ребенок тоже!) живем на одной большой улице, и ее благоустройство - это только наша общая забота. Существующие общественные организации - всего лишь одинокие, выбивающиеся из сил строители на обочине. Вам нравится то, что мы делаем, иногда даже хотите помочь… Однако все как-то некогда, да и страшно сойти с колеи…
г. Сыктывкар, Республика Коми
Алексей ФРОЛОВ №4, 2005
http://www.oilru.com/sp/9/394/