Автор Тема: Вальдорфская педагогика и современное образование  (Прочитано 41359 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Галина

  • Гость
   
"Вальдорфская педагогика и современное образование"
 Семинар


В воскресение
18 декабря в 11-00
в школе 1060
 адрес
Москва, Стремяной пер № 34\1
от метро Серпуховская

Галина

  • Гость
Массовое школьное образование: будущее или прошлое?


“- Ну, ведь всё не так плохо, как вы говорите! – Конечно! На самом деле всё гораздо хуже!” – (реплика.)

В классе сидят двадцать пять (тридцать) учеников. И хотя в чём-то они могут быть похожи между собой, тем не менее каждый из них обладает своим, уникальным набором способностей; у каждого впереди – свой жизненный путь; каждый имеет личные задачи, которые предстоит решить; каждый учится осознавать и делать собственный выбор в жизни, и одновременно соотносить его с выбором других.  Тем не менее, учиться им предстоит по одной и той же программе, в которой знания разрознены и разделены на отдельные дисциплины, учить которые им придётся, пользуясь почти одинаковыми учебниками, и почти одни и те же учителя будут оценивать их способности по одинаковой шкале цифр.
 
При этом не соблюдается ни один из природных циклов (дни когда учиться продуктивно, а когда – лучше отдохнуть и т.д.), ни один из личных природных циклов каждого учащегося; и  с каждым черепашьим шагом, которым предлагает двигаться школьная программа, реальный мир и его возможности прыгают на десять шагов вперёд.  (Ничего, что интернет обнуляет всю значимость многих учебников и учебных курсов? И кстати, вам никогда не хотелось лично присутствовать на экзекуции человека, придумавшего заканчивать учебный год в конце мая? Заставившего нас всех сидеть в этих удушливых квадратурах, и смотреть как за окном дышит весенним воздухом настоящая жизнь? Сдавать неврастенические экзамены, когда и тело и душа просят, жаждут -  чего-то совершенно другого? А хотите посмотреть на тех, кто решал, что ваша учёба будет обстоять именно так? Сейчас вы их увидите.)

Итак, для начала, откуда это взялось? С каких пор возникла непоколебимая уверенность (при могучей поддержке государства) в том, что для воспитания всесторонне развитых уникальных индивидов вполне достаточно стандартной для всех учебной программы? Этот вопрос можно поставить ещё лучше: всесторонне ли развиваются индивиды, которые обучаются по стандартной для всех программе? И что это за индивиды вообще, и какое государство в них заинтересовано?

Как закалялась ”матрица”.


“Возможно, одно из крупнейших заблуждений школы состоит в  твёрдой уверенности, что её как социальный институт основали добрые дяди и тёти, с целью помочь обрести знания детям из обычных семей – так сказать, предоставить равные возможности.” – Джон Тейлор Гатто.
 
К. Ушинский
Официально принято считать основателями классно-урочной системы некоего И.Штурма, представителя “страсбургской школы”, затем Яна Коменского, и Константина Ушинского. Во всяком случае, так нам рассказывают в педагогических колледжах. (Дальше, после Ушинского, надо полагать “всё шло по накатанной.”)
Да только не тут-то было. В ходе изучения различных материалов по новой истории (от индустриальной революции и до наших дней) можно убедиться, что за созданием современной школьной системы корпели не только эти замечательные деятели-гуманитарии. Точнее, гуманитарии подкинули интересные идеи. А их воплощением вплотную занялись люди, которых мы знаем в связи с другими, не менее важными, мировыми свершениями: Генри Форд, Дж.Морган, Эндрю Карнеги, Джон Рокефеллер и так далее.
 
Эндрю Карнеги, сталелитейный барон.
О, эти люди умели думать. И они умели заглядывать в будущее. Поверьте, уж кто-кто,  а они в точности предвидели всё то, что мы, как цивилизованные люди, видим вокруг. Хотите знать, о чём они думали и думают всегда? О нас и вас, уважаемые дамы и господа потребители товаров и услуг. Эти умные люди ещё тогда, на заре промышленного века быстро составили цепочку логических умозаключений:
1) производство и распределение материальных благ – есть ни больше ни меньше чем ключ к владению миром.
2) для того, чтобы укрепить это владение – нужно просто позаботиться, чтобы у материальных благ всегда был потребитель, который будет исправно хотеть получить эти блага.
3) чтобы потребитель потреблял больше – следует заставить его хотеть больше.
4) чтобы человек хотел как можно больше – нужно чтобы кроме материальных благ он не знал никаких других.
То есть, выражаясь конкретнее, нужны люди, как можно более зависимые от этих материальных благ. Тогда цепочка “производства\улучшения” и “потребления\хотения”  замкнётся достаточно туго, чтобы из неё могли вырваться лишь очень-очень целеустремлённые.
Что ж, тогда встаёт самая главная задача: сделать так, чтобы человек ничего кроме материальных благ не знал и не хотел. Для этого нужно определённым образом направить его внимание, и делать это лучше в самом начале, когда сознание только формируется.
Таким образом, чтобы фабрика производства\потребления работала как часы, создавая широкие массы верноподданных Королевства Материальных Благ решили произнести одно волшебное слово – ЭФФЕКТИВНОСТЬ – и всё заработало.  Потому как эффективность – это очень здорово, но только смотря кто и для чего ею пользуется. В нашей общеобразовательной школе эффективность своеобразная, и выразить её можно примерно так: “НЕ ВАЖНО, КТО ТЫ И КАКИЕ У ТЕБЯ ТАЛАНТЫ, НО ТЫ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО МЫ СКАЖЕМ.”
 
Руководитель бизнеса или правительства знает, что его работа эффективна лишь в том случае, если подчинённые люди “подогнаны” под простые общие спецификации, главная из которых – исполнитель.  (мы позже увидим, откуда растут “ноги” этих спецификаций)  Поэтому многие на протяжении десятилетий могли вовсе не замечать, как школьная система постепенно (ре)формировалась, чтобы её “продукты” как можно больше соответсвовали нуждам тех, кому нужны исполнители. Да, родители хотят, чтобы чадо “выбилось в люди”, а чада хотят воплощать свои мечты (у кого они есть) или просто наслаждаться своим детством: – но в первую очередь массовое образование готовит, как это принято у нас называть ”будущие кадры” для промышленных сил, которые и тем и другим давно приготовили роли в увлекательной игре потребления\производства. И где-то класса с четвёртого (после более-менее гладкого периода младшей школы) дети поступают на “конвейер”.
Разумеется, учителя не обязательно видят в “конвейере” что-то плохое. Им дали – они взяли, и понесли. Можно сказать, что они вообще не посвящаются в истинную суть процесса (зачем этот конвейер) – им это знать ни к чему. Ведь педагоги в основном люди старательные и обязательные, поэтому их просто можно обязать выполнять определённую программу – и дело в шляпе. Кто не подчинится – тому дополнительной нагрузки подкинуть.
 Кстати, граждане учителя, а вы не пробовали потребовать себе вторую зарплату за свою бухгалтерскую должность? Ведь ведение журналов и документации – это именно бухгалтерия, которая отнимает у вас до 40% рабочего (а не успеваешь – то и личного) времени! Что-что? “Кто за нас это делать будет?” О, уверяю вас, люди, которые придумали школьную систему владели целой наукой об эффективном обустройстве труда, и если бы они действительно хотели, чтобы вы эффективно работали с детьми, то поверьте, они бы это предусмотрели.

Так хотите узнать, кто подкинул вам эту работёнку? И главное – зачем? Кто – вы сейчас узнаете. А зачем – как раз затем, чтоб вы поменьше это самое слово “зачем” себе задавали. И побольше заполняли таблиц и отчётов – вообще побольше шаблонов, статистики и усреднёнки, поменьше вникания в суть. Чем меньше у вас времени на живую работу с детьми и самосовершенствование – тем больше вы нуждаетесь в готовых “подпорках” в виде учебных программ, тестов и прочей усреднёнки. А за детей не волнуйтесь, они найдут чем заняться. Мы поможем.
А вот уж чего-чего, усреднёнки мы вам предоставим! Всё давно продумано.
 
Фредерик Тейлор, отец "научной организации труда".
Такие широко мыслящие люди, как, например, Фредерик Тейлор, придумали и вдохновили в начале 20-го века целую науку о “социальной эффективности”, давшую тогда Советскому Союзу начало “научной организации труда” (в последствии перенятую также фашистской Италией и Германией). Именно эти люди, и были настоящими создателями и вдохновителями теперешней общеобразовательной (”общепрозябательной”) школы.
Однако, начиналось всё несколько раньше..."


(продолжение следует.
Источник: the-insider.ru.   Разместил : Landgraf   19-09.2009)

Галина

  • Гость


Цитировать

Прусский след, или немного истории.

“Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы? Кто хочет сегодня поработать?” – из к\ф “Операция Ы”

           Можно смело сказать, что главный толчок, послуживший началом возникновения  ”общеобязаловки” во всенародном образовании, произошёл в Пруссии. Ну, многие знают сознательную, и, так сказать, “менталитетную” тягу пруссов к порядку. “Профессор Кугель, вы опять сидели на правом краешке дивана? Сидите в следующий раз на левом, пружины неравномерно изнашиваются!”

         Одним из настоящих “моментов истины” для пруссов стала известная в истории Йенская битва 1806-го года (которую иногда называют их “самым сокрушительным поражением”), когда огромное прусское войско, едва успев мобилизоваться (всего спустя 19 дней) было в пух и прах разгромлено не имевшей численного превосходства армией Наполеона. Почему? Да просто потому что прусское войско было набрано кое-как, и так же плохо обучено; в кромешном столпотворении кто-то вообще не понимал приказов, а кто-то понимал, но не исполнял так как следует. Минус харизматичный лидер. В общем, получился полный ахтунг.
Прусское правительство не на шутку всполошилось: да что же это такое, в самом деле? Неужели мы – мы! – не в состоянии обучить это дремучее стадо держать ружьё и слушать командира? А ну, свистать сюда наших самых мудрых советников! Думайте, сукины дети, чего делать дальше, а то всех на кёльнские колбасы перекрутим.
 
Йоганн Фихте, мыслитель
И вот, выдающийся прусский мыслитель Йоганн Фихте пишет “Обращение к нации”, в котором говорит о необходимости пересмотреть то, как и где вообще учится великий прусский народ. Что, дескать, у нас тут олухи да неучи кругом, аж стыдно, господа, перед Наполеоном даже, ей-богу. А посему мы, мол, как нация, уже не можем далее позволять себе роскошь оставлять детей на попечение родителей, и пора брать этих самых детей под более надёжную опеку. Поэтому отныне ваши отпрыски обязаны будут учиться, а заботу об этом возьмёт на себя наше достославное государство. (Напомним, что до этого обычно родители сами решали, куда пойдёт учиться отпрыск, и пойдёт ли вообще.)
 Вслед за задорным воззванием философа решено было взяться за разработку новой модели будущей школы. Собственно, от имени и по поручению за неё взялись с двух сторон два выдающихся деятеля: выдающийся профессор-гуманитарий Гумбольдт с одной стороны, и благородный ново-капиталист барон фон Штайн с другой. В течение десяти лет (на фоне политических  интриг и разборок с Францией) шла напряжённая и интересная работа над новой системой народного образования. По замыслу гуманитария Гумбольдта система должна была быть гибкой, с большим упором на свободный выбор профильной ориентации, причём родителям по сути предоставлялся ”конструктор” учебного курса согласно способностям ребёнка, с объединением в профильные группы и выбором вариантов программ обучения.
Фон Штайн же предлагал наоборот, жёстко установленные стандартные программы для всех, и стандартизованные школы повсеместно.
Теперь угадайте, чья система победила в итоге. Правильно. Сейчас посмотрим поближе, что это была за система, и для чего она служила.

Три кита, на которых до сих пор стоит черепаха.

Итак, в Пруссии впервые появляются три типа обязательных общеобразовательных школ:
Akadamiensschulen, (”Академ-школы”)  в которых готовили политиков, стратегов, способных мыслить масштабно и контекстно, и в которые набиралось не больше пол-процента учащихся из населения;
 далее следовали Realsschulen (”Реальные школы”), которые готовили т.н. профессиональный пролетариат (то есть, класс служащих), инженеров, докторов, архитекторов, адвокатов, менеджеров и т.п.
Ну, а основная “масса” учащегося населения,  процентов 92-94, отправлялась в Volksschulen, “народные школы”, где готовили “исполнителей”, и учили в основном повиноваться приказам, слаженно работать в коллективе, соблюдать субординацию, а также самой поверхностной грамотности и некоторым официальным мифам об истории.
 
Выполняла ли система поставленные перед ней задачи? Безусловно. Она выполняла их блестяще. Именно её эффективность в “производстве кадров” быстро привлекла внимание ”иностранных инвесторов” в виде политических деятелей и промышленников разных стран (да да, тех самых, что в начале статьи), которые, увидев блестящие результаты по “быстрому муштрованию нации”, в течение следующих десяти лет разнесли её как вирус (с разными модификациями в структуре, но неизменно одинаковой сутью) по своим пенатам, после чего система была принята в Америке, Британии, России и… в общем, этого уже было достаточно.
Ещё раз подчеркнём ключевые особенности этой системы:
1.   обязательность образования для всех
2.   утверждённые государством стандартные программы и графики обучения для всех
3.   цель образования - повышение “социальной эффективности” всех слоёв населения: умные стратеги наверху,  умелые менеджеры посредине, и послушные исполнители внизу.
Но прошло уже без малого двести лет, и хоть в классах появились телевизоры и компьютеры – давайте посмотрим, многое ли изменилось? А главное – изменились ли цели образования?.


Галина

  • Гость
Цитировать

Двести лет спустя: полёт нормальный.
“Муля, не нервируй меня!” – из к\ф “Подкидыш”

 В корридоре звенит звонок. Учитель (в принципе, совершенно чужой для детей человек) сообщает, что урок литературы окончен. Этот прозвеневший звонок означает, что можно перестать запоминать факты о литературе, и на некоторое время расслабиться. Сейчас дети перейдут в другой класс, где такой же чужой им человек будет говорить уже о математике;. при этом упоминание о литературе может быть расценено как ошибка. Вместо целостной картины мира у детей сложится ложное представление о раздельности наук и знаний, лишь некоторые из которых кое-где пересекаются.

И так каждый день, словно подопытные мыши, дети по звонку перебегают из помещения в помещения, где “впитывают” преподанную (читай: навязанную) им информацию. В последствии они должны будут предоставить своим “учителям” доказательства того, что “знания” достаточно хорошо “впитались” в их мозги, и как результат получить за свои старания ЦИФРУ, абстракцию почти ничего в реальности не значащую кроме субъективного мнения авторов этой самой абстракции.

Но дети примут эту игру, они полюбят абстракцию, научатся хотеть её, выпрашивать её. Они всерьёз поверят, что “математика” – это не “физика”, а “литература” – это не “история”. Некоторые успешно “забьют” на гонку за душецарапающими “оценками” и пойдут лучше мыть машины или разносить пиццу (или же их успеют “пригреть” менее позитивные круги), а некоторые – увлекутся собиранием баллов настолько, что начнут принимать их за чистую монету, и по итогу выйдя в реальный мир, будут жестоко дезориентированы, не найдя этих знакомых оценок вокруг (отсюда всем известная статистика об “успешных троечниках” и “потерянных отличниках”).

Я вовсе не хочу сказать, что прусская система была “чем-то плохим”. Нет, она какое-то время отвечала запросам и нуждам того времени. Но посмотрите вокруг: неужели не понятно, что кризис, которым страдает сейчас экономика, – это и есть тот захлебнувшийся механизм производства\потребления, которому школа до сих пор служит верой и правдой? Как правильно подмечают многие аналитики – “это кризис сознания, ориентированного на потребление.”  То есть, сознание “человека потребляющего” УЖЕ столкнулось с пониманием того, что “так жить дальше нельзя”, но школа тем не менее всё так же пытается по старинке штамповать свои “кадры”.

Директора школ обычно с неохотой говорят о переменах, если это не “утверждено свыше”. Учителей спрашивать о выходе из ситуации бесполезно. Нет, они-то конечно, в основной массе, люди по-настоящему добрые, отзывчивые, любящие. Но психопатичность самого института школы подчинила себе их волю. Они в общем-то “знают” и часто судачат о том, что мол ”систему надо менять”, но сами давно приняли пассивную позицию.  Мол, что они могут поделать? Ведь работать как-то надо.

Родители детей приводят – и ладно. А родителям – как же иначе? Ведь девать-то куда-то надо этих детей! Не тыняться же им по улицам. А в школе – хоть научатся чему-то (и не важно, что это “что-то” может обойтись дорогой ценой потери жизненной ориентации). Каждый родитель хочет, чтобы его чадо как-то выделилось. Некоторые учителя, конечно, постараются в меру своих сил, чтобы уделить время каждому в отдельности, но ведь “и программу выполнять надо!”. И пошла стрельба из пушки по воробьям.

А ТЕПЕРЬ ОГЛЯНИТЕСЬ ВОКРУГ, И ПОДУМАЙТЕ: ЧЬЮ ПРОГРАММУ МЫ ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВМЕСТЕ?

Теперь – о будущем. Точнее, о вашем будущем.

“Девочка, чего ты больше хочешь: чтобы тебе оторвали голову, или поехать на дачу?” – из к\ф. “Подкидыш”.

 Если вы вообще верите в своё будущее, как и в то, что оно в руках лично у вас, а не у кого-то другого.

Например, большинство директоров школ, учителей и администраторов, с которыми мне довелось говорить на эту тему, -  почему-то не особо верят, будто что-либо можно изменить собственноручно. “Что поделаешь – система!” – говорят они, как один, и разводят руками куда-то вверх. Учителя показывают на кипы журналов, которые надо заполнять; директора разводят руками вокруг стопок документов, которые приходят из “вышестоящих организаций”, как-будто все эти кипы и стопки содержат ответы на мои вопросы. “Да, это всё, конечно интересные мысли, но… Ведь программу выполнять как-то надо!“

А так ли надо на самом-то деле? Кому надо?

Нет, ну вот скажите честно, если вы родитель: чего вам больше хочется: чтобы ваш ребёнок жил и учился осознанно, или по чьей-то программе?А теперь ещё раз спросите себя то же самое.  И ещё раз. Ощутили, сколько страхов и опасений шевелится на дне?

Учителя измучены сами всей этой долбёжкой, и недовольство часто выливается на детей.
Самое смешное, что учителя – как никто другой – способны взять систему образования в свои руки! Ведь это ИХ работа. Почему они этого не делают? Не хотят. Другого объяснения нет. Все отговорки о потребностях “системы” и выполнению “программы” – это отвод глаз. Не потому ли школа как институт оказалась в роли ”вечного нищего”, что её деятельность проводится во всё более глубоком отрыве от реальности?

Беда в том, что у системы управления до сих пор остаётся привычка искать “универсальный рецепт для всех”. А его ведь нет. Это как бесплатный сыр – он сами знаете где.

Марк Твен говорил: “Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование.”

Список людей, которые в определённый момент послали к чертям формальное образование и стали жить, учась у своей собственной жизни – ничтожно мал по сравнению с остальной массой тех, кто, возможно, так и не узнал о своих способностях, так и не раскрыл свой уникальный талант. Но не благодаря ли таким “отщепенцам” как Марк Твен, Билл Гейтс, и др. наш мир до сих пор движется вперёд?

Поэтому настаёт время, когда решать будет уже не система (ибо она умеет решать только усредняя и подгоняя под общие рамки).

 Решать теперь будете вы, уважаемые дамы и господа учителя, и родители. А также вы, дорогие дети, юноши и девушки .

Да, да, поверьте в это! Если вы хотите по-настоящему освободить своё образование от закостенелости, рудиментарности, вернуть в засохший панцирь общеобразовательной школы дыхание живительные соки, то вам остаётся взять ситуацию в свои руки. Как Марк Твен, не позволяйте косности и страхам вмешиваться в ваше образование!

Хотите, чтобы ваш ребёнок стал счастливым творцом своего счастья?.

 Тогда не ждите, что рецепт успешного будущего уложится в “десять шагов к процветанию для всех”, или “пятилетний план к коммунизму всей страны”. Забудьте о массовом обучении счастью, ибо оно есть дело самих учащихся. Но в этом и вся прелесть!
Чем больше мы берём ситуацию в свои руки – тем ближе она к нам, и тем больше свободы для того, чтобы учиться. А учиться можно везде и во всём.

 Есть масса примеров тому, как сознательные учителя, ученики и родители организовывают на базе имеющихся школ альтернативные формы обучения, привлекая в процесс реальных людей с реальным опытом в различных областях, превращая учёбу в настоящую творческую работу.

Кто мешает нам поступать так же? Только отсутствие желания. Плюс чуточку смелости.
 Я знаю, что новая школа “прорастёт” сквозь железобетонные останки “цивилизации потребления”. Лично я уже создаю её. Пусть пока это всего лишь мои фантазии, но они приобретают всё более отчётливые формы. Я знаю, что найдутся люди, которые мечтают о том же, что и я. И тогда – всё в наших руках.

Вот что я предложил бы для новой школы лично от себя, как педагог и просто человек, который больше всего на свете любит учить(ся):
•   Обучение основано не на навязывании готовых знаний, а на умении ориентироваться, вести поиск нужных знаний.  Для этого вместо курса дисциплин учебный процесс вращается вокруг ПРОЕКТОВ, в ходе работе над которыми появляется стимул изучить определённый материал ряда дисциплин. Реальные цели, и реальные оценки (напр. голосования сверстников плюс самооценка, но главное – воплощённый проект, который останется реальным результатом усвоенных знаний). Минимум абстракций.
•   Кураторами коллективов выступает не один человек, а два; при этом это мужчина и женщина (социальная семья.) Ибо дети, у которых один классный руководитель – подсознательно чувствуют себя “сиротами”. Только подхват с двух сторон может дать реальную основу кураторства.
•   Соблюдение природных циклов. Это очень важно. Учебный процесс не находится на 100% в статичном расписании, а предполагает возможность его варьировать на ходу,  и само расписание опирается больше на естественные циклы в природе, нежели на некую “социально-эффективную” модель.
•   Классно-урочная модель подвергается полной  принципиальной модификации, и перестраивается в более гибкую, кластерную систему, с опорой на новейшие знания из области соционики и валеологии.
•   Учёба как равномерный баланс “академичности” и действительных реалий жизни. В учебном процессе задействованы не только “поставленные” учителя, но и “сторонние” люди, представители разнообразных профессий, делящиеся своим реальным опытом. Этот подход, кстати, уже опробован в некоторых европейских школах.
•   Учебный год структурирован иначе. Он не для всех идёт непрерывным потоком, перемежающимся короткими каникулами.  Учащиеся делятся на две основные группы: тех, кто успешно учится на протяжении длительных периодов с более длинными каникулами (стайеры), и тех, кто предпочитает “короткие перебежки” с коротким отдыхом между ними (спринтеры). При этом для всех общий учебный год начинается в августе, но не сразу, а постепенно.  Окончание учёбы – в апреле (тоже постепенно, с раскачкой).
•   Экзамены сдаются ПОСЛЕ каникул, но не ПЕРЕД ними.  Человек, придумавший оканчивать занятия в мае, подвергается всемирной анафеме. Его имя навсегда исключается из устного и письменного упоминания. (А, уже, кстати, исключили. Попробуйте спросить кого-нибудь: никто не вспомнит имени этого злодея.)

Источник: the-insider.ru.   Разместил : Landgraf   19-09.2009

Галина

  • Гость
Школа без компьютеров
 в Силиконовой долине

        Технический директор eBay отправил своих детей в школу, расположенную в Лос Альтос в Калифорнии. Так же поступили сотрудники и других гигантов Силиконовой долины, таких как Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard.
Однако, для обучения в этой школе используют привычные, не связанные с новейшими технологиями, инстрyменты: ручки, карандаши, швейные иглы,  иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.

        По всей стране школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого – просто глупо. Однако противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом эпицентре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры не совместимы.
Речь идет о Вальдорфской Школе Полуострова, одной из 160 вальдорфских школ страны, которые придерживаются философии обучения через физическую активность и творческие задания. Те, кто использует этот подход, считают, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность.
Вальдорфской педагогике уже почти сто лет, однако ее распространение здесь, в эпицентре развития цифровых технологий, вызвало активные дебаты о роли компьютеров в образовании.

          «Я полностью отрицаю идею о том, что помощь компьютера необходима в младшей школе», - говорит Алан Игл, 50 лет, чья дочь Энди, является одним из 196 учеников Вальдорфской начальной школы. Его сын Вильям, 13 лет, учится в соседней средней школе. «Идея о том, что iPad сможет лучше научить моих детей писать или считать, просто смешна».

           Мистер Игл на короткой ноге с технологиями. Он имеет ученую степень по информатике университета Дартмута и работает в компании Google, где пишет тексты выступлений для генерального директора Эрика Шмидта. У него есть iPad и смартфон. Но он утверждает, что его дочь, пятиклассница, «не знает, как пользоваться Google», а сын только учится это делать. (Начиная с восьмого класса, в школе разрешается ограниченное использование электронных устройств.)

          Родители большинства учеников имеют непосредственное отношение к высоким технологиям. Мистер Игл, как и другие родители, не видит в этом противоречия. «Технологиям свое время и место, - утверждает он. - Если бы я работал на студии Miramax и делал отличные фильмы для взрослых, я бы не хотел, чтобы мои дети смотрели их до того, как им исполнится 17».

         В то время как остальные школы региона гордятся своими оснащенными классами, вальдорфская школа имеет очень простой старомодный вид – доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами.
В прошлый вторник в 5 классе Энди Игл и ее одноклассники вязали на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа, помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает координацию. Но видимая конечная цель: связать носки.

            В 3 классе учительница упражняла  учеников в умножении, попросив их быть быстрыми, как  молнии. Она задавала им вопрос, сколько будет четырежды пять,  и они все вместе кричали «20» и сверкали своими пальчиками,  выводя нужное число на доске. Полная комната живых калькуляторов.

           Ученики второго класса, стоя в кругу, повторяли за учителем стихотворение,  одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью. Цель этого упражнения – синхронизировать тело и мозг. Здесь, как и в других классах, день может начаться со стихотворения о Боге, говорящем о Божественном без связи с какой-либо конфессией.

         Учительница Энди, Cathy Waheed, бывший компьютерный инженер, пытается сделать процесс обучения практическим и переживаемым до кончиков пальцев. В прошлом году дети изучали дроби, разрезая различные  продукты ( яблоки, пирожные ) на части:  половины, четверти, и шестнадцатые.
«В течение трех недель мы «проедали» наш путь к пониманию дроби», - говорит учительница. «Как вы думаете, удавалось ли мне удерживать их внимание пока  пирог не был разрезан так, чтобы хватило по куску на всех?»
Некоторые эксперты считают, что стремление оснастить классы компьютерами необоснованно, т.к. нет точных данных о том, что компьютеры повышают успеваемость.

          Дает ли обучение через дележ пирога и вязание лучшие результаты? Сравнить довольно сложно, отчасти потому, что, будучи частными школами, вальдорфские школы не проводят стандартных проверок  в младших классах. Сторонники вальдорфского метода первыми скажут, что их ученики младших классов могут и не показать высоких результатов, потому что их не натаскивают на стандартные задания по математике и чтению.

           Когда речь идет об эффективности вальдорфского образования, представители Ассоциации вальдорфских школ Северной Америки ссылаются на исследование, по данным которого 94 % выпускников вальдорфских школ в 1994-2004 гг. поступили в колледжи, в том числе и такие престижные заведения, как Оберлин, Беркли и Вассар.

           В этих цифрах нет ничего удивительного, если учитывать, что речь идет об учениках, в семьях которых высоко ценится образование, и родители ищут для своих детей особые частные школы и имеют возможность платить за них. При этом очень трудно дать оценку самому методу «низкотехнологичного» обучения без учета остальных факторов. Например, родители учеников вальдорфской школы в Лос Альтос  говорят, что в такую школу приходят хорошие учителя, которые прошли серьезную подготовку по вальдорфской методике. Этот факт объединяет их в  творческий круг единомышленников, чего в  других школах может и не быть.

           Поскольку  нет eдиной подтвержденной теории, то разговор сводится к субъективному суждению и родительскому выбору, основанным на разном понимании таких понятий как «вовлеченность детей в учебный процесс», «стремление к получению знаний», «пробуждение интереса к обучению». Сторонники оснащения школ новыми технологиями утверждают, что компьютеры помогают удерживать внимание ученика, делают обучение легче, и что дети, которые выросли с компьютерами и другими технологичными устройствами, не смогут без них сосредотачиваться и удерживать интерес.

           По мнению Энн Флин, директора по образовательным технологиям Национального совета по школьному образованию, компьютеры необходимы. «Если школы имеют доступ к новым технологиям и могут их себе позволить, но при этом не используют их, они лишают наших детей того, чего они могут быть достойны», - заявила Флин.
Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, написавший 12 книг об образовательных методиках в государственных учреждениях,  не соглашается с ней, утверждая, что для образовательного процесса лучше, если компьютеры используют  как можно меньше. «Образование – это, прежде всего, человеческое переживание, получение опыта - говорит Пол Томас. – Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить».

         А родители вальдорфских учеников утверждают, что удержать внимание ребенка может только настоящий учитель с интересным планом урока.

          «Вовлеченность в образовательный процесс – это, прежде всего, человеческий контакт, контакт c учителем, со сверстниками», - говорит Пьер Лорен, 50 лет, бывший сотрудник Intel и Microsoft. Трое его детей учатся в вальдорфской школе, а его жена Моника так прониклась вальдорфской системой образования, что в 2006 году сама пошла работать учителем.

            Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, вальдорфские родители удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить?

          «Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, - говорит мистер Игл. – В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше».

          В вальдорфских школах в Сан Франциско, в Гринвуд в Милл Вэлли  также много детей, родители которых стоят близко к производству высоких технологий.
 В Калифорнии 40 вальдорфских школ – довольно много, вероятно, из-за того, что распространение вальдорфского образование началось именно отсюда, считает Люси Вуртс. Она вместе со своим мужем Брэдом Вуртсом помогала в организации школы в Лос Альтос в 2007 г. Мистер  Брэд Вуртс - исполнительный директор компании Power Assure, помогающей компьютерным центрам снизить потребление электроэнергии.

            Вальдорфское образование недешево: ежегодная плата в школах Силиконовой долины составляет 17750 $ в год в детском саду и в средней школе  (до восьмого класса) и 24400 $ в год в старшой школе, хотя, по словам миссис Вуртс, родители могут рассчитывать на финансовую помощь. Она добавляет, что типичный родитель ученика вальдорфской школы - высокообразованный человек с либеральным образом мышления, имеет довольно большой выбор элитных частных и общественных школ и придает очень большое значение образованию. И такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.

           Сами же ученики не считают себя обделенными высокими технологиями. Энди Игл и другие ученики пятого класса время от времени смотрят фильмы. Другую девочку папа, инженер Apple, иногда просит протестировать новые игры. Еще один мальчик по выходным играет с программами-симуляторами полетов.

          Ученики говорят, что даже разочаровываются, когда видят своих родителей или родственников, опутанных разными устройствами. Орад Камкар, 11 лет, рассказал, что недавно ездил в гости к двоюродным братьям и сестрам и оказался в окружении пяти человек, которые играли со своими гаджетами, не обращая на него и друг друга никакого внимания. Ему пришлось трясти каждого из них за руку со словами: «Эй, ребята, я здесь!»

          Фин Хейлиг, 10 лет, отец которого работает в Google, говорит, что ему нравится учиться с карандашами и ручками больше, чем с компьютером, потому что он сможет увидеть свой прогресс в развитии спустя несколько лет.

          «Через несколько лет я смогу открыть свои первые тетради и увидеть, как я раньше плохо писал. А с компьютером это невозможно, там все буквы одинаковые, - говорит Фин. – Кроме того, если уметь писать на бумаге, то можно будет писать даже если на компьютер прольется вода или отключат электричество».


Эта статья была опубликована в печати 23 октября 2011г. на первой странице Приложения к Нью-Йорк Таймс с заголовком: A Silicon Valley School That Doesn’t Computer («Школа без компьютеров в Силиконовой Долине»).

http://www.nytimes.com/2011/10/23/technology/at-waldorf-school-in-silicon-valley-technology-can-wait.html?scp=1&sq=Waldorf%20school%20at%20silicon%20valley&st=cse

Галина

  • Гость
Центр современной педагогики "Живая Школа"

Стремянный пер., 33/35, школа 1060, ст.м.Серпуховская

 
"Педагогика - не наука, а искусство,
самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств."
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871)

Центр Современной педагогики
приглашает Вас
познакомиться с новаторским миром Вальдорфского образования.
В программе будет четыре темы - музыка, живопись, рисование форм и построение урока.

 Ведущие семинара:
• СТАРОДУБЦЕВ Михаил Леонидович – учитель музыки школы №1060, победитель конкурса «Учитель года России – 2008».
• ОВЧИННИКОВА Наталья Александровна – художник, педагог, преподаватель живописи в школе №1060.
• ВАРЛАМОВА Мария Григорьевна - вальдорфский учитель, методист МИОО.
• ЖЕЛЕЗНОВА Марина Евгеньевна - классный учитель школы №1060.

18 февраля 2012 г.

Начало в 11:00, продолжительность – 3 часа
Стоимость участия в семинаре - 500 руб. Вся прибыль от проведения семинара будет направлена на финансирование
Курса Современного педагога -
новой двухлетней программы подготовки учителей в рамках Центра Современной педагогики.

Доп.информация и регистрация - по телефону: 8-925-205-37-48

Приходите с детьми!
Во время семинара ваши дети смогут посетить "детский семинар", в программе которого сказка, лепка, рисование. 

Галина

  • Гость
А, между тем, в государственной школе что-то происходит...

Цитировать
Уроки религии введут в школах с осени
образование школа
3 Февраля 2012
Правительство России опубликовало на своем официальном сайте распоряжение, по которому с нового учебного года во всех школах страны начинают преподавать курс религиозной культуры.

Впрочем, это не означает, что с первого сентября школьников будут массово учить креститься и молиться, как боятся многие родители. На самом деле, курс состоит из 6 модулей: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Из них будет преподаваться только один модуль - тот, который выберут родители и сами дети.

Определиться с выбором надо до марта этого года - в период с февраля по август учителя будут повышать квалификацию, осваивая новый предмет. В ближайшее время откроется сайт с информацией и методическими рекомендациями по курсу.

В порядке эксперимента уроки религиозной культуры проводились с 2010 года в 21 регионе страны. В нем участвовали 10 тысяч школ и около 240 тысяч учеников 4-5-х классов.

...Эксперимент, стартующий в скором времени в школах России, вызывает много вопросов. Детям на выбор предложат изучать либо основы мировых религий, либо основы светской этики.
http://deti.mail.ru/roditeljam/religija_v_shkolah_vopros_dlja_diskussij/

          А размышлений и отзывов - очень много: как за, так и против.

Галина

  • Гость
Я не думаю, что предлагаемая статья о "СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ" решит чьи-то вопросы; предлагая для просмотра, я полагаю, что найдется такой посетитель форума, который умеет ВИДЕТЬ за событиями, статьями, проблемами - З А Д А Ч И для решения, и ПУТИ решения задач...

Цитировать
Версия для печати

Как Америка сводит своих детей с ума 03.02.12 06:13

 Наука, техника, образование
 
"AsiaTimesOnline" (Гонконг)
Дэвид Голдман

Вокруг Шпенглера

"Это равнозначно признанию того, что у психологов там, где должны быть мозги, находится поджелудочная железа"

Ныне мы знаем, что компьютеры не помогают детям учиться, а таблетки не помогают сконцентрироваться. А шишки из компаний, продававших нам компьютеры и таблетки, признали свой провал. 29 января в статье "Нью-Йорк таймс" известный профессор, специалист по развитию детей (1) объяснил, что таблетки против дефицита внимательности и расстройств лишь нанесли вред трём миллионам принимавших их детей. Каждому десятому американскому ученику поставлен диагноз так называемого дефицита внимательности/гиперактивность, и большинство из них получало медикаменты. (2)

Несколько месяцев назад "Таймс" сообщила, что в тех школьных районах, которые массово включились в компьютерное образование, баллы за тесты оказались провальными. (3) Кажется, шишкам так и не пришло в голову, что именно компьютеры вызывают дефицит внимательности и расстройства. В соответствии с устоявшейся просвещённой моделью наш мозг – машина, а так называемая наука о мозге учит нас настраивать его деятельность с помощью медикаментов или стимулировать его развитие с помощью цифровой аппроксимации логических способностей. Великолепный результат ценности применения науки о мозге в течение поколения: целое поколение школьников, непропорционально неграмотных, не знающих арифметики, тревожных, раздражённых и несчастных.

Разоблачение лечения таблетками ADD в "Нью-Йорк таймс" профессором Л.Аланом Сроуфом содержит такое признание:"Ещё в 1960-е гг. я, как и большинство психологов, полагал, что дети с трудностями концентрации внимательности страдают от проблем интеллекта, вызванными генетическими или другими врождёнными причинами. Подобно тому, как диабетики первого типа нуждаются в инсулине для корректировки проблем врождённого биохимического характера, так и эти дети считались нуждающимися в таблетках, корректирующих их дефицит внимательности. Как оказалось, доказательств в поддержку этой теории немного, если они вообще есть".

Это потрясающее заявление: господствовало мнение академических психологов, что мозг – всего лишь ещё одна железа, только функции её состоят в выделении мыслей вместо инсулина. Это равнозначно признанию того, что у психологов там, где должны быть мозги, находится поджелудочная железа.

 Кое-кто действительно желает взять в руки фонарик и отправиться в замок Франкенштейна – известное место профессиональной деятельности психолога. До принятия в 2005 г. "Закона о лицах с нетрудоспособностью" школы могли заставить детей принимать таблетки, а конкретно – амфетамины, и даже если родители возражали против такого лечения, имели право просто не пускать детей в класс. Я не знаю, скольким детям был нанесён вред "учениками волшебников", сидящих в школьных кабинетах психологов, но новые исследования могут обеспечить основания для ведения показательных судебных процессов. Оказалось, что господствующее мнение в психологии формировалось представителями культов и сумасшедшими. Религиозные дневные школы, домашнее обучение, альтернативные школы, вроде движения Вальдорфа, оказались островками здравомыслия в море бреда.

Психологи 1960-х гг. защищали принцип немедленного вознаграждения во всех аспектах жизни, особенно в сексе, основываясь на глупом допущении, что во всех личностных и школьных проблемах стоит винить исключительно сдерживание нашего стремления получить вознаграждение. Если существующие у детей неограниченные возможности получения вознаграждения поощряются более чем реалистичным (ещё более неистовым и развращённым) компьютерным моделированием, то по наблюдениям профессоров-психологов, интервал времени концентрации внимательности резко сокращается. Они осмелились предположить, что причина этого – генетические недостатки. Звучит, как плохая фантастика, но таков стандартный рабочий подход каждой государственной школы Соединённых Штатов.

Задача образования – научить учиться. Мы забудем огромное большинство частностей, которым нас учили: теорему Эвклида, теорему полиномов, римских императоров, французскую грамматику, атомные веса, стихи Браунинга и всё остальное, что вкладывалось в наши головы в школьные годы. Чему мы научились, если научились, – запоминать, анализировать и объяснять. Если мы сегодня знаем геометрию, алгебру или французский, то это не потому, что мы сохранили наши знания, а потому, что мы вновь и вновь изучаем предмет. Короче говоря, школа учила нас концентрироваться. Самые успешные люди – не самые умные в смысле чистой способности перерабатывать информацию, а те, кто умножает свой ум настойчивостью.

Психология, напротив, считает, что мозг – машина; и лучший способ её завести – использовать другую машину, а именно – компьютер. Наверняка компьютеры не убивают мозг, это люди убивают мозги с помощью компьютеров. Компьютеры в руках людей, полагающих, что вознаграждение есть величайшее стремление человека, и что чем скорее получено вознаграждение, тем лучше, опустошили наш ментальный пейзаж. Наши дети не читают, они скользят. Они не пишут, только набирают сообщения. Они не планируют и не разрабатывают стратегию в играх, – нанося фальшивое увечье, реагируют на визуальные и слуховые стимулы. Они не следят за сюжетом – они двигаются среди разрозненных образов в стиле рэп-видео. А когда они не могут сконцентрироваться, мы даём им аддеролл и риталин.

И вот это сумасшествие – с пеной у рта, с завываниями на луну – наша господствующая культура. Компьютерное подключение классов не сработало, поэтому наши управители образованием рекомендовали ещё больше того же шарлатанского лечения. В сентябре "Нью-Йорк таймс" сообщила, что компьютерное обучение не дало значимых результатов, разве что негативные (баллы за тесты упали после массовых вложений средств в компьютеризацию школ). И всё же гуру от образования никак не остановить. Бывший исполнительный директор отдела образования в организации Билла и Мелинды Гейтс Том Вандер Арк заявил "Таймс": "Данные крайне слабые. Очень трудно находиться под прессом предоставления убедительных данных". Репортёр Мэтт Ричтел писал: "И всё же, практически на одном дыхании, он заявил об изменениях исторической важности, неизбежно происходящих в классах в нашем десятилетии: "Это одно из трёх-четырёх самых крупных событий в мире на сегодня".

Одержимость компьютерным обеспечением классов началась при президенте Билле Клинтоне, призвавшем в 1997 г. к увеличению их количества в школах.15 лет неудач, – и сегодня администрация Барака Обамы в своём новом национальном плане технологий образования "призывает к применению во всей нашей системе образования передовых технологий с использованием в повседневной жизни (и дома, и на работе) персональных компьютеров для улучшения обучения студентов".(4)

Американская элита, конечно, собственных отпрысков не подвергает такого рода компьютерному воздействию. Наиболее привилегированные частные школы Нью-Йорка, где норма приёма ниже, чем в колледжах Ивовой лиги, ведут дела в старом добром стиле. Школа Брерли – иногда её считают лучшей частной школой для девочек – требует от каждого студента умения играть на музыкальном инструменте и соло, и в оркестре (вторая нью-йоркская школа с подобными требованиями – школа Рудольфа Штайнера). Школа Далтона учит каждого студента играть в шахматы. Акустические инструменты, классическая музыка и старые игры деревянными предметами учат концентрировать внимание.

В Силиконовой долине, как указал 22 октября репортёр "Таймс" Мэтт Ричтел, многие из тех, кто разрабатывает оружие массового слабоумия, отправляют своих детей в школу, где компьютеры запрещены до 9 класса:"Главный инспектор по технологиям eBay отправил своих детей в 9 класс именно этой школы. Так же поступают и работники гигантов Силиконовой долины, вроде Google, Apple, Yahoo и Hewlett-Packard. И главные обучающие инструменты школ – не высокие технологии, а ручка и бумага, спицы для вязания и, иногда, глина. Никаких компьютеров. Никаких экранов вообще. Они запрещены в классах, а школа даже не приветствует их использование дома. По всей стране школы рвутся обеспечить классы компьютерами, и многие политики считают глупым поступать иначе. А противоположную точку зрения можно обнаружить в самом эпицентре техно-экономики, где некоторые родители и преподаватели поставлены в известность: школу и компьютеры не надо смешивать".(5)Такова местная школа Вальдорфа, представляющая собой часть движения в образовании, основанного немецким математиком и мистиком Рудольфом Штейнером. Некоторые из идей Штейнера были странными, но его методика образования – учение через деятельность – вполне здравая. В нью-йоркской школе Штейнера, которую посещали мои дети, например, ученики 8 года обучения изучали Ренессанс, копируя научные инструменты 16 века, распевая вокальные произведения Ренессанса на 4 голоса и представляя на сцене пьесу о физике 17 века Иоганне Кеплере. В 9 классе они изучали Шекспира, поставив на сцене полностью "Двенадцатую ночь", причём состав участников менялся так, чтобы каждый ученик запомнил пару сотен строк. Школы Вальдорфа требуют от родителей обещания запретить детям смотреть что-либо по телевизору до окончания начальной школы.

По сообщениям Мэтта Ричтела в части Аризоны – самой насыщенной компьютерами – в показательном 7 классе школы учитель английского бродит среди учащихся (31 человек), сидящих на партах или группами на полу. Они изучают шекспировскую пьесу "Как вам это понравится", но не традиционным методом. В этом ориентированном на технологичность классе студенты склонились над портативными компьютерами: некоторые ведут блоги или создают страницы в Фейсбуке от лица шекспировских характеров. Один из студентов собирает список песен из Интернета, подбирая мелодию рэппера Кэнни Уэста для выражения эмоций шекспировского страдающего Сильвио. (6)

Почему-то я не думаю, что именно это имел в виду Шекспир под "как вам понравится". В данном случае доступ к сети просто отговорка для того, чтобы помочь студентам седьмого класса понизить Шекспира до своего уровня вместо того, чтобы позволить Шекспиру подтянуть студентов до его уровня.

Движение Вальдорфа радикально отличается от мейнстрима. Оно тяготеет к набору гибкой команды бунтарей против городской цивилизации, любящих акустические инструменты и рукоделие, и выпускников-философов основных университетов, глубоко увлечённых метафизикой. Некоторые из классических курсов немецкой гимназии столетней давности сохранены, словно в янтаре. А тот факт, что столь многие преподаватели университета компьютерной эры отправляют своих детей в такие атавизмы альтернативной культуры – истинный показатель деградации господствующего обучения.

Кстати, аддералл и риталин невозможно найти в китайских аптеках (хотя эмигранты могут обнаружить небольшое количество риталина в паре местечек Шанхая). Оказывается, китайские дети, которым надо запоминать несколько тысяч иероглифов в начальной школе, не страдают от расстройств и дефицита внимательности. Две трети китайских детей успешно оканчивают среднюю школу, осилив массу упражнений на запоминание. Как я уже писал раньше, 50 миллионов китайских детей изучают западную классическую музыку ("Преимущества Китая перед США: 6 к 1", "Эйша таймс" 2 декабря 2008 г.). Точно такое же количество детей в возрасте от 5 до 17 лет делают то же самое в Америке. Ничто не развивает внимательность лучше, чем исполнение классической музыки. Основная часть китайской системы образования ориентирована на механическое запоминание, большинство китайцев не могут получить высококачественного обучения и всё-таки количество китайских детей, обладающих навыками высокого уровня, во много раз превышает количество таких же американских детей по абсолютной величине.

Америка – величайшая страна мира, уникальная и благословенная, а Китай остаётся под управлением авторитарного режима, колеблющегося между добротой и жестокостью. Но мы, американцы поручили своих детей поставщикам чуждой идеологии (абсурдной доктрины о том, что мозг представляет собой машину), последствия которой столь разрушительны, что либеральные правящие круги не в состоянии защитить свою основную политику прошлого полувека. И что хуже всего – мы маскируем наш дефицит духовности, подмешивая миллионам наших детей амфетамины.

Если Китай займёт наше место превосходящей всех мировой державы, это произойдёт потому, что их дети умнее, более настойчивы, более амбициозны и последовательны, чем наши. И нам некого будет винить, кроме самих себя, за передачу наших детей в руки шарлатанов и продавцов пустышек.

Ссылки

1. Ritalin Gone Wrong, New York Times, Jan 29, 2012.

2. Centers for Disease Control and Prevention website.

3. In Classroom of Future, Stagnant Scores, New York Times, Sep 3, 2011.

4. Transforming American Education: Learning Powered by Technology, US Department of Education.

5. A Silicon Valley School That Doesn’t Compute, New York Times, Oct 22, 2011.

6. In Classroom of Future, Stagnant Scores, New York Times, Sep 3, 2011.

Шпенглер в передаче Дэвида П. Голдмана, президента Макростратегии. Его книга "Как умирают цивилизации (и почему ислам тоже умирает)" вышла в сентябре 2011 г. в "Регнери пресс". Собрник эссе о культуре, религии и экономике "Это не конец мира – это всего лишь ваш конец" недавно издана в "Ван праг пресс".

http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/66389/

Оффлайн Irina

  • Активный участник
  • Сообщений: 156
  • Karma: +0/-0
Цитировать
...Эксперимент, стартующий в скором времени в школах России, вызывает много вопросов. Детям на выбор предложат изучать либо основы мировых религий, либо основы светской этики.

Как это они все эти вещи разделяют:( 

Если не на религии, то на чем интересно собираются основывать светскую этику?

Галина

  • Гость
Вопросов о введении этих курсов, наверное, много больше!
             Например - каким образом ДЕТИ смогут выбирать курс? Петя выбрал ЭТО, и уважаю Петю, значит выбираю ЭТО же... Возраст-то - 4, 5, 6 классы, как я поняла. Т.е 9,10, 11 лет. Очень важно чье-то мнение. Не всегда родителей, кстати.
             Однако, более важный вопрос - КТО станет вести эти курсы? Священники говорят, что это не они. Значит - переучивать учителей. А это яснее ясного: ПЕРЕ - учивать.  Т.е. о ВЕРЕ в Бога разговор не идет! Идет разговор о методике и материале. Ну, как математика. Как, интересно, литератор может ПЕРЕ - учиться в математика? А в православного?!
             А если, к примеру, буддистский курс - один человек из 4 класса, один из шестого? Два человека ИМЕЮТ право иметь свой выбор?
             А если школа - малокомплектная?
А если учитель, который курс ведет - настоящий УЧИТЕЛЬ! и ведет, допустим иудаизм? так ведь к нему потекут детки! Просто потому, что он - ХОРОШИЙ! и при чем тут желание ребенка?..

Галина

  • Гость
Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

         "По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 600 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.
Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.

            Рудольф Штайнер (1861-1925) - пример Учителя как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 книгах и 6000 лекциях им затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал Антропософию (Человеко-знание), которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров.
В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

           Антропософия (от греческих слов "антропос" - "человек" и "софия" - "мудрость"). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).
Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка.

            Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.
Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы "Вальдорф Астория", которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако, сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, являющемуся для нее принципиальным, социологические исследования показывают, что наличие детей из среды рабочих и "низших слоев" населения довольно низок.

           "Вальдорфские родители" - это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие "заинтересованные" родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ, число которых за последние двадцать лет резко возросло.
Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

            Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

             Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.
Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность - отличительная особенность этих программ..."

Э.О. Скляренко


Галина

  • Гость


"Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.
В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

Характерные особенности вальдорфской школы:
•   1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
•   2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
•   3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.
•   4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе - в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.
•   5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
•   6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
•   7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
•   8. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки..."

Галина

  • Гость


Метод преподавания

Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.
Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.
Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.
Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.
Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.

Циклическая сущность программы

Чтобы привести пример и показать циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, давайте возьмем геометрию. В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке "Рисование форм". Таким образом первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Также это слово может не называться им и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что появляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. - "Да, это мы уже делали!", - говорят дети - "Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!" Наша цель - вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается".

Э.О. Скляренко

Галина

  • Гость


Подходы и методы Вальдорфских школ

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.

Да, в ребенке сохраняется непосредственность, детскость, да он будет учиться без страха. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с дет сада... Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей...

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы. 

Галина

  • Гость


        ПРОСМАТРИВАЯ МАТЕРИАЛЫ ФОРУМА И ОРАЩАЯ ВНИМАНИЕ НА ОБЩУЮ ТЕМАТИКУ ПО ВАЛЬДОРФСКОМУ ДВИЖЕНИЮ, ВОТ ЧТО ОТМЕТИЛА.

В теме: "Актуальность штейнеровской педагогики, вальдорфского образования?"

Цитировать
...В свете изложенного, imho, [/size]социум, скорее, стоит выгибать под вальсдорфскую педагогику, чем наоборот. Развивая данный посыл, стоит сместиться от педагогике (науки обучения детей, формирования их как индивидуальностей) к акмеологии (науке формирования "Я", достигаемому благодаря рефлексии жизненного опыта). Т.е. посмотреть, как взрослые программируют направляющее русло для своей судьбы и для детей.

Если это делать основательно, получается такой вывод: развивая свое "Я" правильным образом, взрослый дает ребенку несравненно большую опору, чем сам может себе представить. Почему? - потому что станет детей учить, исходя из интуиции и пробуждая интуицию детей, многократно усиливая ее собой. Существующее социальное клише делает все с точностью до наоборот. При совке это носило попросту вопиющие размеры - один "дедушка Ленин" чего стоил.

Взрослым людям стоит научиться учить себя. Это магистральное направление, чтобы адаптировать социум к вальдорфской педагогике. Во всяком случае, пересмотреть основание, на котором ты строишь сам себя, требует усилий и легко не достигается.

http://bdn-steiner.ru/forums/index.php?action=post;quote=3903;topic=495.0

          ВОТ ТАКОЙ МОМЕНТ:

Цитировать
...адаптировать социум к вальсдорфской педагогике...

ТАК КАК ТА ТЕМА ОСТАНОВИЛАСЬ, ТО, ВОЗМОЖНО, ЕСТЬ МЫСЛИ У ФОРУМЧАН ОБ ЭТОМ ТЕПЕРЬ?

Галина

  • Гость
Друзья!

          Просматривая темы форума нашего сайта столкнулась с таким явлением: тема – ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА – интересна для посетителей форума! Что радует, конечно! Особенно в свете публикации последних переводов Рудольфа Штайнера, где вновь обращается внимание на то, КАК будет воспитано приходящее поколение! И будут ли созданы особые условия для воспитания тем душам, которые ИДУТ СОЗНАТЕЛЬНО – а это возможно, практически, только через вальдорфские школы…
Так вот – просмотрев два раздела «Антропософские инициативы» и «Разное» отмечаю – таковых  тем по педагогике – образованию, воспитанию и др. набирается почти два десятка! Темы – повторяются… Вот некоторые:

          В разделе «АНТРОПОСОФСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ»

1.   Актуальность штайнеровской педагогики, вальдорфского образования? 
прочитано 2272 раз
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,495.0.html
2.   Проблемы образования в России прочитано 1137 раз
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,363.0.html
3.   Педагогика прочитано34 раза
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,845.0.html
4.   СТУДИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ прочитано 64 раза
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,844.0.html
5.   ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА В САМАРЕ. Круглая дата - 20 лет. Прочитано 1103 раза http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,818.0.html
6.   Воспитываем детей. Прочитано 1064 раза
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,489.0.html
7.   РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ прочитано 2723 раза
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,779.0.html
8.   ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА в г. СОЧИ прочитано 1773 раза
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,806.0.html
9.   Институт лечебной педагогики и социальной терапии прочитано 776 раз http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,819.0.html

           В разделе «РАЗНОЕ»

10.   Вальдорфская педагогика и современное образование прочитано 388 раз http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,837.0.html
11.   СМЕНА МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ прочитано 21 раз
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,851.0.html
12.   Почему добровольно уходят из жизни дети? Прочитано 85 раз 
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,849.0.html
13.   С П А С А Т Ь - ЯРОСЛАВЛЬ. ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. Прочитано 797 раз http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,817.0.html
14.   Еще одна премия в пользу вальдорфского движения! Прочитано 133 раза
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,825.0.html


Так вот – предлагаю сделать новый раздел и как-то обозначить его. Может быть дать название одной из уже заявленных тем. И туда перенести уже эти темы.
Ясно понимаю, что некоторые темы невозможно разделить! Можно сделать ссылки!