Антропософский форум > Разное

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. СМЕНА МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.

(1/2) > >>

Галина:
       "...У всех детей примерно в одно и то же время начинают прорезаться молочные зубы и в одно и то же время выпадать. "Падение" молочных и появление вторых, основных зубов говорит нам о важных изменениях в физической организации ребёнка, делающих его способным осваивать принципиально новые задачи и выдерживать принципиально новые нагрузки. Эти изменения связаны с тем, что жизненные силы ребёнка, формировавшие его внутренние органы, отныне высвобождаются и для внешней деятельности. Только теперь ребёнок готов к школе, и готов к нагрузке на память. Эта особенность была всеми давно подмечена, и потому не случайно даже у разных народов, школьное обучение начинается с семи лет..." (Ганелин)

        "...По сравнению с физическим рождением событие, завершающее первые семь лет жизни - смена молочных зубов постоянными, - кажется менее значительным. Однако, хотя при этом видимый результат - лишь появление постоянных зубов, в это время происходят другие, не менее важные изменения, в организме ребенка, которые можно сравнить разве что с тем моментом в жизни растения, когда на нем среди обычной зелени вдруг появляются завязи будущих цветов. В бутонах заявляет о себе новый цвет, благодаря чему растение становится более своеобразным.

            Точно так же со сменой зубов ребенок восходит на следующую ступень в процессе становления своей личности и тем самым, зачастую как бы рывком, отходит от более бессознательного мира образов раннего детства. В этом возрасте он должен покинуть узкий семейный круг и выйти во внешний мир, в общество - в школу. Свободные, произвольные игры сменяются регулярными занятиями. Веселые, свободные движения теперь должны подчиниться определенному школьному распорядку, расписанию уроков и, наконец, самим буквам, которые здесь приходится изучать.

          Выражением происходящего в ребенке переворота является шатание и выпадение мягких, лишенных корней молочных зубов, которые выталкиваются более сильными вторыми. Отныне определенные силы, которые до сих пор формировали детскую телесность, закончили свою физическую деятельность, зато тем самым они освободились для внутренней работы. Первая ступень в жизни пройдена. Примерно через семь лет после появления на свет ребенок покидает круг тех, кого евангелист Лука называет "младенцами"..." (Религия для маленького ребенка)

Галина:
"...Возьмем человека мало интересующегося окружающим физическим миром. Его еще может интересовать то, что непосредственно касается его телесного существования, например, то, хорошо или плохо будет он себя чувствовать в той или иной местности..., за пределы этого его интересы не выходят. Его душа остается бедной. Он не несет в себе окружающего мира.
           И когда он, пройдя через врата смерти, вступает с внутренним содержанием своей души в духовный мир, то он мало приносит с собой от того, что возвещали ему явления мира внешних чувств. Вследствие этого такому человеку трудно будет провести там надлежащую работу с духовными существами, пребывающими там. А последствием этого будет то, что он не обретет достаточно сил, энергии для созидания своего физического тела, наоборот, его душа впадает в своего рода бессилие.

           И после своего нового рождения на земле, модель, унаследованная от родителей, будет брать верх над ним. И борьба души с моделью выразится тогда во всевозможных детских заболеваниях, перенеся их, этот человек все же останется телесно слабым. Ибо у него образовалось хрупкое тело, подверженное всевозможным заболеваниям.

           В свою очередь душевно-духовный интерес человека к физически зримому миру кармически преобразуется в предрасположение к здоровью при его следующем рождении на Земле. Люди, преисполненные здоровья, в своей предыдущей жизни прежде всего имели живой интерес к физически зримому миру. В этом отношении конкретные факты земной жизни оказывают чрезвычайно сильное действие..."

"… мы в первые семь лет нашего земного существования имеем нашу субстанциональную фи¬зическую телесность, собственно, как унаследованную от ро¬дителей. Затем при смене зубов выталкиваются не только первые, молочные зубы: это есть лишь последний акт вытал¬кивания, — выталкивается первое физическое тело в целом. Второе тело, которое мы имеем до половой зрелости, таково, что мы строим его, уже исходя из нашего духовно-душевного существа, какое мы принесли с собой, когда спустились из духовного мира в физически-земное существование.

           Однако в период от рождения до смены зубов мы ведь восприняли великое множество впечатлений от окружающе¬го мира. Мы предавались всему тому, что вливалось в нас благодаря овладению языком, речью. Подумайте, сколь грандиозно то, что вливается тогда в нас вместе с речью! Кто наблюдает это непредвзято, тот наверняка согласится с Жан-Полем*(*Жан-Поль (1763-1825).), утверждавшим, что он за первые три года жизни на¬учился большему, чем за три академических, т. е. студенчес¬ких года..."


"…Мы знаем, что до начала смены зубов человек — преимущественно подражающее существо. Всему, что он видит вокруг себя, он подражает. Такой возможностью он обязан тому, что дух в его голове спит и может находиться вне тела. Своим духовно-душевным существом, спящим духом и грезящей душой, ребенок находится вне головы. Он пребывает с теми, кто его окружает, он живет их жизнью.

          Его грезящая душа преисполнена любви к ним и, прежде всего, к родителям. Когда человек проходит через смену зубов и получает вторые зубы, это означает завершение развития его головы. Будучи в телесном отношении вполне завершенной уже к моменту рождения, заключительную фазу развития голова проходит в первые семь лет жизни человека.
Формообразование завершено. В тело вошло то, что дает ему твердость, фиксирует форму. Можно сказать: когда у человека прорезываются вторые зубы, первый этап взаимодействия с миром завершен. Человек закончил то, что относится к его формообразованию, к построению его облика. Но пока, начиная с головы, привносилась форма, с человеком груди происходило нечто иное..."

Галина:
      "...Формообразование завершено. В тело вошло то, что дает ему твердость, фиксирует форму. Можно сказать: когда у человека прорезываются вторые зубы, первый этап взаимодействия с миром завершен. Человек закончил то, что относится к его формообразованию, к построению его облика. Но пока, начиная с головы, привносилась форма, с человеком груди происходило нечто иное.

      "...Но дальше происходит следующее: представим себе развитие, которое содержит в себе все, что сегодня является земным, а также то, что принадлежит развитию солнечному и лунному; позднее внеземное отделяется от земного. То, что принадлежит Земле, движется дальше по своему пути; оно ссыхается, отвердевает, переходит в физическое состояние, и это есть то, что мы обнаруживаем сегодня, — грубая форма в потоке наследственности.

          Приобретенное же человеком после отделения Солнца и Луны вы обнаружите в том, что возникает в нем благодаря воздействию сил из Космоса. Таково положение дел. Стало быть, в качестве модели для выработки второго человека вы получаете от отца и матери как бы древнейшее произведение искусства, которое могло возникнуть лишь тогда, когда Солнце и Луна еще были связаны с Землей. Именно тогда сформировались силы, придавшие человеку его земную конфигурацию. Ведь несложно понять, что человеческое строение принадлежит Земле: попробуйте мысленно оторвать себя в своем человеческом качестве от Земли. Что вы тогда будете с ним делать?

           Было бы величайшим несчастьем, если бы после смерти вам пришлось пользоваться чем-нибудь вроде ног. Ноги имеют смысл лишь тогда, когда через них проходят силы притяжения Земли, когда мы погружаем их в силы земного притяжения. Ноги, а также и руки имеют смысл только на Земле. Итак, большая часть нашей организации в том виде, в каком она сформировалась, имеет смысл лишь когда мы являемся земными людьми.

          Но в качестве земных людей мы лишены всякого смысла для Космоса. Поэтому, приходя на Землю в качестве духовно-душевных существ, мы стремимся как раз к тому, чтобы построить совершенно иную организацию. Мы стремимся построить окружность, мы хотим вызвать в этой окружности всевозможные формы, но создавать человека, с которым нечего делать в Космосе, мы не хотим. Такой человек дан нам в качестве модели, и мы строим нашего второго человека согласно этой модели..."

Галина:

       "...Такой человек дан нам в качестве модели, и мы строим нашего второго человека согласно этой модели.

         Поэтому в первый период жизни человека можно наблю¬дать, как постоянно происходит борьба между силами про¬шлой жизни и силами наследственности. Они борются друг с Другом, и эта борьба находит свое выражение в детских болез¬нях. Вот как тесно связано все внутреннее душевно-духовное бытие человека в раннем детстве с его физической организа¬цией.

         Итак, вы видите, как прорезываются вторые зубы, как второй зуб выталкивает первый, как они «обходятся» друг с другом. Точно так же обходится и второй человек с первым человеком. Сверхземной человек присутствует только внутри второго человека, в первом же действует чужеродная земная модель. Они работают друг в друге. И если наблюдать эту работу правильным образом, то вы увидите, как этот пребы¬вавший в доземном бытии в качестве духовно-душевного су¬щества внутренний человек вдруг на какое-то время берет верх, слишком интенсивно врабатывается в физическое, в модель, и, стремясь разрушить ее, говорит: я хочу избавиться от этой формы. Эта борьба вызывает скарлатину.
         
         Если же внутренний человек слишком слаб, если в своем сражении с моделью, стремясь придать усвоенным субстанциям свою фор¬му, он постоянно отступает, тогда эта борьба вызывает корь.

 Именно эта взаимная борьба и выражается в детских болез¬нях.

         И то, что наступает позднее, может быть правильно понято лишь в том случае, если будет учтено все сказанное.
Для материалиста, конечно, легче легкого сказать: «Да глупости все это! Ведь видно, что ребенок похож на своих родителей и на родителей своих родителей не только до смены зубов, но и после нее, он сохраняет сходство с ними еще очень долгое время».


          Это вздор. Есть более слабый тип, который в большей мере руководствуется силами наследственности и больше уподоб¬ляет своего второго человека модели. В этом случае его сходст¬во с родителями совершенно естественно, однако причиной этому является он сам, поскольку он в большей мере ориенти¬рован на модель. И напротив, есть люди, которые после смены зубов становятся совсем непохожими на то, чем они были до этой смены. В этом случае преобладает сила, идущая из доземной, духовно-душевной жизни человека, и такие люди не слишком зависят от модели.

            Таким образом, речь идет о том, чтобы просто уметь рассматривать эти вещи в правильной вза¬имосвязи. И это очевидно, поскольку все, что должно усваи¬ваться ребенком, сначала должно усваиваться и внутренне перерабатываться таким образом, чтобы Я и астральное тело оказались в теснейшем контакте с питательными веществами. Позднее в этом нет никакой необходимости.

          По истечении первых семи лет своей жизни человек никогда уже не будет в состоянии с той же интенсивностью вырабатывать что-то са¬мостоятельно, сообразуясь при этом с моделью. Все усваивае¬мое в это время он должен перерабатывать в своем Я и астраль¬ном теле таким образом, чтобы в результате получить копию модели. Поэтому здесь необходимо пойти ему навстречу, что мир и делает посредством молока, которое может участвовать во множестве процессов, вплоть до построения эфирного тела.

           Молоко является той субстанцией, которая обладает собствен¬ным эфирным телом, и, усвоенная ребенком, она действует организующим образом вплоть до эфирного тела. Поэтому его астральное, тело может скомпенсировать действие молока, и тогда может возникнуть теснейший контакт между усвоенны¬ми веществами, с одной стороны, и астральным телом и Я-организацией — с другой. Вот почему существует столь тесная, интимная связь между внутренней духовно-душевной органи¬зацией ребенка и внешними питательными веществами.

             И те¬перь вам как медикам необходимо тщательно проработать все то, о чем я сейчас говорил. Уже по самому тому, как выглядит ребенок, пьющий молоко, можно видеть, как его астральное тело и Я перехватывают молоко. Это действительно можно увидеть. Если вы медитируете над мантрами, позволяя им воздействовать на себя и высвобождать ваши душевные силы, то теперь попробуйте медитировать просто о ребенке.

            Пред¬ставьте себе, как нисшедшее духовно-душевное начало, выде¬лив модель, сразу же принимается за физические питательные вещества и как затем то, что происходит между духовно-ду¬шевным началом и питательными веществами, направляется формой модели. Если вы правильно представите себе это, а именно слишком интенсивную работу духовно-душевного на¬чала, то она уплотнится для вас в образ скарлатины. Слишком вялая работа духовно-душевного, отступающего перед мо¬делью, уплотняется для вас в образ кори. Если вы представля¬ете себе это медитативно, то от обычной медитации вы уже перешли к медитации медицинской..."

Галина:
"...Ужаснее всего то, что люди пытаются все понять посредством рассудка.

А в медицине вообще ничего нельзя понять при помощи рассудка. С его помощью в лучшем случае можно было бы понять болезни минералов, однако лечить их опять-таки было бы невозможно. Все относящееся к медицине долж¬но быть постигнуто в непосредственном созерцании, но внача-ле сама способность созерцания должна быть подготовлена к этому.


         У взрослого человека вы ничего подобного не заметите. Питательные вещества усваиваются пищеварительным трак¬том — это внутренний процесс-посредник, в то время, как у ребенка питательные вещества усваиваются астральным телом и Я; неготовые человеческие формы еще только должны быть образованы согласно модели.

        Медитируя о ребенке, вы видите, как разыгрывается величественная метаморфоза. Духовно-душевное как бы светится, вспыхивает, в то время как то, что попадает в организм в качестве питательных веществ, всегда приносит с собой тьму и тень. И вы можете видеть, как из света и тьмы здесь образуются как бы цвета, — это и есть то, что будет вторым человеком. Вы воочию можете увидеть, что светом в человеке является его доземное начало, тьмою же — то, что усваивается в качестве питательных веществ.

         В ребенке светлое преобладает над темным, оно происходит из доземного бытия, молоко же входит в него как тьма: вместе они образуют всевозможные цвета. Белое в физическом мире в духовном является черным. Тут всегда все наоборот. И это становится для вас доступным, когда ваше Я занято тем, чем оно в обычной жизни не занимается. Как жалко выглядят наши обыденные интеллектуальные акты!

        Интеллектуальная деятельность — это самая большая человеческая слабость. Она заключается лишь в перетасовывании понятий. Но когда вы наблюдаете за ребенком обрисованным мною образом, вы медитируете с полным вовлечением в работу вашей Я-организации. Это как раз то, на что в дальнейшем следует обратить внимание и в нашей педагогике.

          Наблюдая детей между седьмым и четырнадцатым годом жизни в школе, например, в Вальдорфской, мы видим, что здесь уже все меняется, здесь человек уже образовал своего второго человека. Вот передо мной ребенок, он смоделирован силами доземного бытия со¬гласно модели, которая теперь отбрасывается, но наследствен¬ные силы в ребенке, разумеется, остаются. Ведь они были вложены в модель, в имитацию модели. Теперь же, поскольку внеземное начало работает над ребенком особенно интенсив¬но, ребенок делается гораздо более неземным — маятник уже качнулся в противоположную сторону.

          То, что человек был продуктом наследственности, ранее было доступно и внешне¬му наблюдению, теперь же то, что видно снаружи, возникает исключительно изнутри. Теперь должен быть завоеван внеш¬ний мир. Существо, которое было сосредоточено на собствен¬ной человеческой модели и оставляло без внимания земной мир, начинает вести себя сообразно этому внешнему миру. Здесь вам надо учесть, что между седьмым и четырнадцатым годом астральное тело и Я-организация должны работать таким образом, чтобы это сверхземное существо вновь прино¬ровилось ко внешним земным условиям. Этот процесс завершается с наступлением половой зрелости.

          Так человек в полной мере включается в земные отношения, так он смиряется с тем, что он связан земными обстоятельствами, так вчленяется в него земное начало. Это, собственно, и есть самое главное в возникновении второго человека между седьмым и четырнад¬цатым годами — то, что он приносит с собой из своего дозем¬ного бытия, поскольку собственная карма человека начинает действовать только по достижении половой зрелости. И тогда вступает в действие земное начало. Все это приходит к завер¬шению с наступлением полового созревания, и теперь уже образуется третий человек..."

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии