В эпоху Гавриила Вселенная пользуется духовным произведением человечества — земной плод превращается в небесное семя.
Штейнер Рудольф Праздники года.
Художник Невбат начинает свой образный ряд Габриэлем. Вначале у него представлены четные образы архангелов, затем нечетные.
С позиции сегодняшнего сознания, недельный календарный отсчет идет тоже с Лунного дня. И часто не задаемся вопросом, почему?, привычно просыпая такие мелочи. Фрагментарно ответ уже прозвучал в теме. Что-то сможем найти в зтих материалах.
Грандиозные мировые процессы умело переданы в плотнах предлгаемого художника. А спяший образ Габриэля вначале вызвал недоумение.
Но перечитывая разбросанные по форуму обширные материалы, посвященные деятельности хорошо известного всем архангела, начинаешь понимать глубокую обоснованность именно такого образа.
368а. Земля в констелляции Рождества подобна человеку в состоянии бодрствования. Она полностью вобрала в себя свое астральное тело и Я и стоит в Мироздании, воспринимая своей аурой его идеи — мыслит о Мироздании. Подобным образом ощущает себя и человек. Своим духом он опирается на свою "Землю", которой является его голова, (поскольку "духом", то, естественно, — "головой вверх"). Это состояние и следует назвать в истинном смысле слова стоянием на Земле, духовным выпрямлением. На Рождество человеку дано пережить его в наибольшей мере. Голова идеально выражает действие сил, идущих из макрокосмоса. Их индивидуальным духовным кореллятом является мышление. Поэтому зимой человек мыслит индивидуально из сил всего космоса. В остальном организме они метаморфизируются действием планет в формы органов ("карманы") и в жизненные процессы. В глубине зимы жизненные процессы сдвигаются к своему нижнему краю, в сферу лунных сил, управляющих репродукцией, регент которой Архангел Габриэль. Человек, собственно говоря, находится между двумя полюсами рождения: физического и духовного. Но чтобы и то и другое могло осуществляться, между Землей и Луной должно встать духовное Солнце. На Рождество его физическая сила ослаблена в наибольшей мере, что позволяет человеку без помех переживать его духовно. Он сквозь Землю переживает его в полночный рождественский час. В своем действии на эфирное тело человека Солнце четырехчастно, в действии на астральное тело Солнце нужно, конечно, рассматривать как двенадцатичастное. Я Солнца говорит к человеку совокупным действием планет и неподвижных звезд, говорит "внятной для внутреннего человека речью" и "в духовно воспринимаемом внутреннем слове отпечатлевает суть человека. ...Индивидуализированное мыслеобразование космоса открывает себя как индивидуализированный Логос" (224; с. 38—39).
В соответствии со строгой иерархической последовательностью расположения икон в Деисусном чине иконостаса архангел Гавриил представляется вторым справа от изображения Спаса Вседержителя (источник). Существует понятие “Ангельский деисус”, название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила.
Вместе с Архистратигом Михаилом он держит щит на Большом Гербе Российской Империи и “охраняет” императорский титул.
В иконографии и изобразительном искусстве архангел Гавриил изображается с цветущей ветвью, либо с зерцалом, символизирующим то, что он "есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого", а иногда со свечой внутри светильника. Например, в сценах Благовещения он передает Деве Марии цветущую лилию, символ непорочности.
655е. Габриэль вступил в свое правление с XVI века, и он тогда воздействовал особым образом на наш мозг, на форму лба. В голове путем управления наследственностью он выработал орган, который средствами материалистической науки открыть нельзя. Но с тех пор мозг стал отличаться от того, каким он был у людей в XIII-XIV столетии.
"С XVI столетия мозг изменился ясновидчески отчетливо воспринимаемым образом, и человек благодаря этому стал способен постепенно научиться понимать Христианство во всем его значении".
С помощью особого управления рождением Архангел Габриэль "... развил постепенно в человеке орган, расположенный в лобной пазухе над корнем носа. ... если бы было можно произвести анатомическое сравнение современного трупа с трупом человека, например, XII века, то можно бы было обнаружить различия в строении, в извилистости мозга в указанной части. Этот орган Архангел Габриэль готовил в человеке постепенно, чтобы тот смог воспринять весть Архангела Михаэля, сменившего правление Габриэля в 1879 году.
Габриэль действовал на людей в период между зачатием и рождением. Мозг человеческий прежде был иным; он, так сказать, получал свежие побуждения. Теперь он их не получает; вместо этого имеется новый орган, который человек должен развивать по собственной инициативе. ...
Те, кто не желают пользоваться этим органом, приводят его к иссыханию; он дегенерирует, если им не пользоваться".
Благодаря новому органу человек может в медитации выделять эфирную часть головы, и на нее тогда воздействует Михаэль. 266-1, с. 487-489
Орган для действия спиритуальной мудрости находится во лбу; он сформировался в эпоху Габриэля (до 1879 г.) и теперь им нужно воспользоваться, иначе он иссохнет, станет источником болезней, эпидемий.
Если бы господство Габриэля, преобразовавшего мозг так, что он стал пригоден для восприятия высшей науки, продлилось и далее, то мыслительная деятельность выродилась бы в арабесках.
"При Габриэле духовная наука должна была сохраняться в тайне; он есть ангел тайны. При Михаэле эта наука должна изливаться вовне открыто". 266-1, с.258-261
Эзотерическая жизнь с XIV столетия до ноября 1879 года протекала совсем иначе, чем в наше время. Тогда вся оккультная жизнь шла в величайшем покое и потаенно от внешнего мира... под водительством Архангела Габриэля".
Архангел Габриэль во время своего правления, влияя особым образом на рождение, выработал в мозгу у людей особый орган для понимания духовных истин. Еще в XVI веке его не было, и теософии тогда люди понять просто не могли. Если теперь этот орган остается без употребления, то человек попадает под влияние противника Михаэля — Маммона, бога препятствий; под его влиянием возникают бациллы болезней. В будущем это примет вид ужасных эпидемий нервных болезней. Дети будут приходить в мир с разрушенной нервной системой. 266-1, с.282, 414
"Все эфирные мозги людей более разнообразны, чем листья на дереве. Светящиеся точки в эфирном мозгу напоминают фотографию звездного неба". 266-2, с.111
Так что только начиная с этого времени, появилось такое человечество, которое могло быть внутренне проникнуто импульсом Христа уже через силы наследственности (хотя оно этого до сих пор еще и не осуществило). Ибо Габриэль правит в человечестве всем тем, что является физическими силами наследственности. Он именно тот из сверхчувственных Духов, который связан с последовательной сменой поколений; он, можно сказать, — великий всеобъемлющий Дух-хранитель матерей, поскольку эти матери приносят в мир детей. Габриэль имеет дело с рождением, с эмбриональным развитием человека. Силы Габриэля находятся во всем том, что как духовное заложено в основу физического продолжения рода. Так что, собственно, лишь начиная с последнего правления Габриэля, физическое размножение человечества пришло в связь с Христовым Импульсом.
Затем, с конца семидесятых годов прошлого столетия, начинается правление МихаэлЯ. Оно совершенно отлично от правления Габриэля. В то время как Архангельское правление в течение трех предыдущих столетий надо искать в духовных подосновах физического бытия — с тех пор, как стало распространяться правление Михаэля, — в нем надо видеть как раз того Архангела, который имеет отношение преимущественно к духовным, к мыслительным качествам человека, ко всему тому, что относится к умственному, духовному развитию человечества, к духовной культуре. И для рассмотрения всего земного развития человечества необычайно большое значение имеет тот факт, что правление Габриэля, охватывающее, можно сказать, наиболее физическое в духовном, всегда сменяется правлением Михаэля, который имеет дело со всем тем, что в культуре связано с так называемым “духовным”. Итак, когда мы хотим узреть Архангела, являющегося Божеством-Хранителем физического размножения, тогда мы поднимаем свой взор к Архангелу Габриэлю; когда же мы хотим лицезреть того Духа, который способствует в эпоху цивилизации развитию наук, расцвету искусств и т.д., то мы поднимаем свой взор к архангельскому существу, носящему по христианскому словоупотреблению имя Михаэля.
Но характеры этих водительств, продолжающихся каждое несколько дольше трехсот лет, существенно различаются между собой — не всегда так сильно, как правление Михаэля от правления Габриэля, но все же они различаются существенно. И мы можем сказать: во время Габриэля всегда подготовляется для будущего та эпоха, которая ведет народности к разделению, к дифференциации — к эпохе, когда народы становятся более националистичными.
Вы можете спросить: как же это получается, что в настоящее время, когда наступила эпоха Михаэля, на Земле проявляется такая сильная стихия национализма? Да, духовно это уже давно подготовлялось ранее, это продолжение прошлого; затем это постепенно отбрасывается, но еще долгое время сохраняются его отзвуки, которые зачастую еще хуже, чем сама породившая их эпоха. Ибо, лишь постепенно пробиваясь, внедряется импульс Михаэля в наследие, оставленное Габриэлем. Но всегда, когда начинается эпоха Михаэля, у людей возникает сильнейшее стремление преодолеть все национальные различия и распространить на различные народы, обитающие в это время на Земле, то, что возникло в данную эпоху как высшая культура, как высшее духовное содержание. Правление Михаэля характеризуется всегда значительным преобладанием принципа космополитизма; для него всегда характерно распространение наивозможно высокого духовного уровня среди всех народов Земли, безразлично от языка, на котором они говорят, — если только этот духовный уровень доступен им. Поэтому из всех семи Архангелов, посылающих свои импульсы в развитие человечества, как раз Михаэль является тем, кто дает человечеству импульс космополитизма и в то же время — импульс к распространению среди людей наиболее духовно ценного, существующего в то время.Карма Антропософского общества и содержание Антропософского движения. Лекция вторая (Арнхейм, 19 июля 1924 года).
David Newbatt
478. (Габриэль — Луна — фиолетовое — серебро)... 264 (с.192-193)
36а "Летний путь — это путь Общины Христиан, совершаемый в память об общине (до рождения) в духовном мире (путь Авеля).
Зимний путь — это путь антропософов через холодное одиночество к познанию (путь Каина)". 265, с. 458-460
http://bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=300361&level=667
Говоря о Уриэле, надо помнить о Габриэле
Следовательно, те силы, которые работают, подготовляя будущее, могут освобождаться; следовательно, то, что подготовляет будущее в одном из циклов, может сделаться видимым ясновидческому взгляду. Мы обозначаем это и по-другому, — ведь имена ничего не говорят — мы также могли бы те силы, которые в течение четырех столетий работают над преобразованием структуры человеческого мозга, назвать силами Гавриила. Мы говорим Гавриил, но дело здесь только в том, что на один момент человек получает прозрение в сверхчувственные миры. Он получает прозрение и созерцает духовную сущность, которая из сверхчувственного мира работает над человеческим организмом. Мы говорим, следовательно, о совокупности сил, управляемых сущностью из иерархии Архангелов, Гавриилом. Поэтому мы говорим: с 15-го столетия до последней трети 19-го столетия над человеческим организмом работала сила Гавриила. И поскольку духовная сила работала тогда в особенности над физическим, понимание спиритуального еще не проснулось, и этот сон понимания спиритуального привел к триумфу естествознания. Но теперь эта сила пробудилась. Спиритуальное начало свою работу. Начинается спиритуальная эпоха, когда освободились те силы, которые мы называем силами Гавриила, когда мы можем употреблять эти силы, работавшие прежде под черепным покровом над физическим построением нового органа и ставшие душевными силами. GA 146
Именно Гавриил сопровождает на пути Авеля.
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,517.msg9606.html#msg9606Только теперь, в наше время, снова действует такое влияние, прямая инспирация Михаила. Эта прямая инспирация Михаила подготавливалась с XVI века. В то время ближайший к Михаилу архангел давал человечеству инспирацию, которая привела к усовершенствованию естествознания в наше нынешнее время. Современное естествознание проистекает не из инспирации Михаила, но от одного из его собратьев — Гавриила. Эта научная инспирация питает склонность к созданию научного воззрения, которое дает понимание только материального мира и связано с физическим мозгом.GA 152