Личные кабинеты пользователей > Раздел Г.А. Бондарева
О ступенях высшего познания
armen:
Вопрос.
В соответствующих разделах своих книг “Как достигнуть познания высших миров?”, “Очерк тайноведения” и “Ступени высшего познания” посвященных вопросам антропософской теории и практики познания, Р. Штейнер описывает процесс достижения 1-ой ступени сверхчувственного познания (в самом общем виде) следующим образом:
1. Соответствующее формирование астральных органов познания (“цветков лотоса”) слагающихся из субстанции астрального тела дает возможность достичь 1-ой ступени сверхчувственного познания, а именно - имагинативного (астрального) познания. Имагинация есть действительное переживание (вне трехмерного пространства) световых, цветовых и других явлений астрального мира.
Однако в своих последующих (из известных мне) книгах (“Путь к самопознанию человека в восьми медитациях”, ”Порог духовного мира”, а также ряде лекций 1923-1924”Теория и практика медитации”, Ереван, Лонгин, 2009) Р. Штейнер описывает процесс достижения имгинативной ступени познания (в самом общем виде) в несколько иной версии:
2. Имгинативное познание здесь понимается как способность познавать эфирный мир переживая его своим эфирным телом через органы сверхчувственного восприятия эфирного тела (cм. “Путь к самопознанию человека в восьми медитациях. Порог духовного мира” , Ереван, Ной, 1991, с. 27-47). Подобное эфирное познание как собственного эфирного тела так и окружающего нас эфирного мира Р. Штейнер обозначает как имагинативное познание и как первую ступень познания сверхчувственного мира (см. “ Теория и практика медитации ” Ереавн, Лонгин, 2009, с. 17-20). Таким образом в данной версии первая ступень сверхчувственного познания - имагинативное познание - носит уже не астральный, а эфирный характер.
Очевидно, что между версиями 1 и 2 процесса сверхчувственного познания (в частности в той, что изложена в “Очерке тайноведения” и в той, что изложена в “Пороге духовного мира”) существуют терминологические противоречия. По этому поводу сам Р. Штейнер пишет, что противоречие уничтожится если принять во внимание, что во 2-ой версии в отличие от 1-ой (например, от изложенной в “Очерке тайноведения”), “…названия даны применительно к переживаниям, свойственным ясновидческому сознанию при его вступлении в элементарный мир и духовные области” (см. “Путь к самопознанию человека в восьми медитациях. Порог духовного мира” , Ереван, Ной, 1991, с.155). Однако в соотвествующем разделе “Очерка тайноведения” (познание высших миров) как впрочем и в “Как достигнуть познания высших миров?”, рассматриваются именно переживания свойственные душе в процессе развития ясновидческого сознания и его вступления в сверхчувственный мир (в период от рождения до смерти). Так что данное пояснение Р. Штейнера на наш взгляд не снимает существующее терминологическое противоречие.
Просьба если возможно помочь мне в разъяснении данного вопроса.
Sergei:
--- Цитата: armen от 21 Июнь 2012, 18:07:40 --- Очевидно, что между версиями 1 и 2 процесса сверхчувственного познания (в частности в той, что изложена в “Очерке тайноведения” и в той, что изложена в “Пороге духовного мира”) существуют терминологические противоречия. По этому поводу сам Р. Штейнер пишет, что противоречие уничтожится если принять во внимание, что во 2-ой версии в отличие от 1-ой (например, от изложенной в “Очерке тайноведения”), “…названия даны применительно к переживаниям, свойственным ясновидческому сознанию при его вступлении в элементарный мир и духовные области” (см. “Путь к самопознанию человека в восьми медитациях. Порог духовного мира” , Ереван, Ной, 1991, с.155). Однако в соотвествующем разделе “Очерка тайноведения” (познание высших миров) как впрочем и в “Как достигнуть познания высших миров?”, рассматриваются именно переживания свойственные душе в процессе развития ясновидческого сознания и его вступления в сверхчувственный мир (в период от рождения до смерти). Так что данное пояснение Р. Штейнера на наш взгляд не снимает существующее терминологическое противоречие.
Просьба если возможно помочь мне в разъяснении данного вопроса.
--- Конец цитаты ---
Хороший вопрос.
Наглядный ответ имеем в архитектуре первого Гетеанума.
В росписи куполов видим первую версию имагинации, астральный план.
В образах витражей имеем вторую версию , назвал бы эфирной имагинацией Осириса.
Это связано с проявлением двойной природой человечества в наше время, макрокосмической (ангельской) и микрокосмической - человеческой
armen:
Уважаемый Sergei!
Простите но мне кажется, что Вы ответили не на мой вопрос.
У меня речь шла о том, что один и тот же имагинативный духовно-познавательный процесс до 1912г. квалифицируется как познание астральных образов, а начиная с 1912г. – как познание эфирных образов. В случае инспирации и интуиции подобных противоречий нет.
К.Д.А.:
--- Цитата: armen от 21 Июнь 2012, 20:21:24 ---У меня речь шла о том, что один и тот же имагинативный духовно-познавательный процесс до 1912г. квалифицируется как познание астральных образов, а начиная с 1912г. – как познание эфирных образов. В случае инспирации и интуиции подобных противоречий нет.
--- Конец цитаты ---
Приветствую, armen!
Рудольф Штайнер тоже проходил стадии своего развития и пробуждения в своём последнем воплощении, поэтому более поздние исследования, как я полагаю, более детализированы. Кроме этого, книги, писавшиеся Р.Шт., были ориентированы на общую публику, а лекции для антропософов - больше на узкий круг обучающихся.
С другой стороны, имагинация имеет своей базой именно эфирный план, однако на астральном, деваханическом и т.д. она также сохраняется, просто там она синтезируется с инспирацией (впервые появляющейся на астральном плане) и с интуицией (впервые появляющейся на деваханическом плане). То есть по мере всё большего проникновения в тонкие мiры отдельные способности начинают становиться аспектами единой способности.
Примерно так.
armen:
Уважаемый К.Д.А.!
Согласен с Вами, что базой для имагинации является эфирный план. В 1-ой версии Р. Штейнера имагинативное познание названо астральным терминологически неудачно т.к. такое название кроме всего прочего как бы исключает для ясновидческого сознания восприятие эфирного мира. 2-ая версия (имагинация как эфирное познание) терминологически также неудачна. Думаю, что имагинацию точнее будет определить как сверхчувственные ЯВЛЕНИЯ переживаемые ясновидческим сознанием. Другими словами имагинация – это сверхчувственные (в смысле духовной науки) знаки указывающие на некую реальность. Подобное определение имагинации уже не даст места для возникновения терминологической и фактической путаницы.
Согласен с Вами также в том, что имагинативные элементы присутствуют также и в инспирации (не исключена возможность заблуждения и принятия знака за значение). Однако думаю, что процесс интуиции как чисто духовное познание реальности как она есть сама по себе исключает имагинацию.
Навигация
Перейти к полной версии