В «Тайноведении» Р.Штайнер характеризует имагинацию, инспирацию и интуицию. Астральными органами мы познаем эфирный мир, органами в эфирном теле – астральный мир, а при помощи выработанным органам в тонком физическом теле нам доступна интуиция, деваханический мир. В этой же книге можно найти, что физическое и эфирное тела могут быть и в астральном состоянии, и все же быть физическими и эфирными телами, потому что следуют законам физического или эфирного мира. Это и понятно – на Древнем Сатурне был заложен зачаток нынешнего физического тела, на Древнем Солнце -эфирного, но были эти тела в более тонком состоянии, конечно, чем сейчас. Деваханическое состояние – можно назвать астральным, но только более тонким. Мы знаем, что одна из характеристик Я – это воспоминания, если нет воспоминаний, человек теряет свое даже и земное «я», есть такие душевные заболевания. Поэтому, если мы вспомним, что познание – это воспоминание, то тогда нам станет понятно, каким образом могут быть описаны состояния Древнего Сатурна, Древнего Солнца и Древней Луны, и соответствующие им будущие состояния нашей планеты. Человек получил зачатки сознания – на Древнем Сатурне -Духочеловека, на Древнем Солнце – Жизнедуха и на Древней Луне – Самодух. После смерти все земные оболочки принимаются Космосом, человек сохраняет только экстракт физического, эфирного и астрального тел – постепенно разрабатывает сознание Духочеловека, Жизнедуха и Самодуха. В «Тайноведении» можно узнать, что состояние Древней Луны описывается из сознания Самодуха, пробужденного сознания со сновидениями, Древнего Солнца – из сознания Жизнедуха, пробужденного сознания без сновидений, и Древнего Сатурна – из сознания Духочеловека, пробужденного трансового сознания. Потому у Р.Штайнера все эти состояния сознания были выработаны, такой мы должны сделать вывод, и не только эти состояния сознания, но и более высокие, ибо развитие бесконечно, на эти, высшие состояния сознания, доступные Бодхисатвам, указывал Р.Штайнер. «Имагинативное познание достигается благодаря выработке в астральном теле цветков лотоса. Через упражнения, совершаемые для достижения инспирации и интуиции, в человеческом эфирном, или жизненном, теле появляются особые движения, образования и течения, которых прежде не было. Они и суть те органы, посредством которых человек вводит в круг своих способностей «чтение сокровенного письма» и то, что лежит за пределами его». «При этом цветки лотоса служат ему орудиями, посредством которых он приводит в движение эфирное тело. Но сначала нужно, чтобы во всей окружности эфирного тела образовались особые течения и излучения, которые подобно тонкой сети замыкали бы его в себе и делали бы его замкнутым в себе существом. Когда это произошло, то течения и движения, происходящие в эфирном теле, могут беспрепятственно соприкасаться с внешним душевно-духовным миром и соединяться с ним, так что внешний духовно-душевный процесс и внутренний (в человеческом эфирном теле) сливаются друг с другом. Когда это совершится, то для человека наступает момент сознательного восприятия мира инспирации. Это познание проявляется иным образом, чем познание, касающееся чувственно-физического мира. В последнем мы получаем восприятия посредством внешних чувств и затем составляем себе об этих восприятиях представления и понятия. При знании, получаемом через инспирацию, это не так. Познаваемое дается здесь непосредственно в одном и том же акте; здесь нет размышления после восприятия. То, что при чувственно-физическом познании достигается лишь впоследствии при помощи понятий, в инспирации дается одновременно с восприятием. Поэтому если бы человек не развил в эфирном теле описанной выше сети, он слился бы воедино с окружающим его душевно-духовным миром и не мог бы вовсе отличать себя от него». «Когда делают упражнения, ведущие к интуиции, то они влияют не только на эфирное тело, но и действуют вплоть до сверхчувственных сил физического тела. Конечно, не следует представлять себе, что при этом в физическом теле происходят действия, доступные обыкновенному наблюдению внешними чувствами. Это такие действия, о которых может судить только сверхчувственное познание. Они не имеют никакого отношения к внешнему познанию. Они наступают как результат зрелости сознания, когда оно может иметь переживания в интуиции несмотря на то, что удалило из себя все известные ему дотоле внешние и внутренние переживания. Но то, что мы испытываем в интуиции, — нежно, интимно и тонко; и по сравнению с этим физическое тело человека на современной ступени своего развития грубо». «На более высокой ступени сверхчувственного созерцания, чем была только что признана необходимой для познания Луны и Юпитера, становятся доступными восприятию сверхчувственные существа и вещи, которые являются более развитыми образами того, что уже существовало во время солнечного состояния, но в настоящее время живет на столь высоких ступенях бытия, что они вовсе не существуют для сознания, достигшего лишь восприятия лунных форм. Образ этого мира при внутреннем погружении расщепляется опять-таки надвое. Один из них ведет к познанию состояния Солнца в прошлом; другой представляет будущую форму Земли, а именно ту, в которую превратится Земля, когда в образы этого мира вольются результаты событий Земли и Юпитера. То, что наблюдается таким образом из этого будущего мира, может быть обозначено в смысле духовной науки как состояние Венеры. Подобным же образом для еще более высокого сверхчувственного сознания раскрывается будущее состояние развития, которое можно обозначить как состояние Вулкана и которое находится в таком же отношении к Сатурну, в каком состояние Венеры находится к Солнцу, а состояние Юпитера — к развитию Луны. Таким образом, при рассмотрении прошлого, настоящего и будущего развития Земли можно говорить о развитии Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера, Венеры и Вулкана. Таким же образом, как эти обширные условия земного развития, раскрываются для сознания и наблюдения над ближайшим будущим. Каждому образу прошлого соответствует образ будущего. Однако когда речь идет о подобных вещах, нужно подчеркнуть одну сторону этого вопроса, которую должно иметь как можно больше в виду. Если мы хотим познать что-либо о подобных вещах, необходимо совершенно отказаться от взгляда, будто можно прийти к каким-нибудь заключениям о них путем чисто философского размышления, обращенного на воспринимаемую чувственным образом действительность. Эти вещи никогда нельзя и не следует исследовать путем такого размышления. Если кто-нибудь, узнав из духовной науки о характере лунного состояния, подумает, что он путем размышления и сопоставления земных и лунных условий, сможет сделать заключение о том, каковы будут условия на Юпитере, то впадет в жестокую ошибку. Исследовать эти условия можно только восходя к наблюдению их сверхчувственным сознанием. Но будучи сообщено, исследованное становится понятным и без сверхчувственного сознания».