«И когда от древнейших времён мы переходим к более поздним, то видим, что вместе с христианством происходит величайшее изменение,— изменение теософской формы в религиозную. Во внешних христианских исповеданиях, которые развивались в ряде столетии, очень мало заметна, прежде всего, теософия. Тогда древний характер теософии совсем отступает, и мы видим, что и развитии христианства рядом с верой появляется теология, а не теософия, которую теологи преследуют даже с известной ненавистью, во всяком случае — с антипатией и неприязнью. Таким образом, мы видим, что с течением времени христианство развивает, наряду с популярной верой, именно теологию, а не теософию, и, наоборот, отвращается от всего теософского», 1 лекция. Мы видим, что христианство первоначально выступило не как все остальные религии – из теософии, в начальной точке христианства Стоит не учитель, а Деяние, и христианин может сказать представителю другой религии: я стремлюсь познать то, чего ты не можешь найти в своём исповедании, — а именно, что в начале христианства стоит не учитель, а Деяние; «ибо оккультист ставит в исходный пункт христианства не Иисуса из Назарета, а Христа, и он ставит в исходный пункт Мистерию Голгофы», 1 лекция. Почему не была дана мудрость христианства? «Многое Я хотел бы вам сказать, но вы пока не можете вместить», приблизительно так в Евангелии, человечество не могло понять Христа во время Его Пришествия. Как указывает Доктор в разборах Евангелий, Христа узнали бы в древнеиндийской, древнеперсидской и египетских эпохах, потому что эти эпохи имели правильное ясновидение. Четвертая эпоха утратила ясновидение, а разум человека еще не достаточно развился, окреп. «Тогда приступили к Нему ученики и спросили: почему Ты говоришь им притчами? Он ответил: вы обладаете даром понимать Мистерии Царства Небесного в мысли. У них же такого дара нет. Кто этот дар имеет, тому будет дано посредством мысли столько, что он обретет полноту» (МФ 13:10). Здесь мы видим, что Дух Илии пребывает и на Апостолах. После двух тысяч лет после Пришествия Христа разум человека окреп благодаря Импульсу Христа, который излился на все человечество, а не только на христиан, окрепли мыслительные способности человека. Потому стало возможным внести в человечество новые спиритуальные силы, спиритуальный интеллект, который и вносит Доктор через Духовную Науку, благодаря своему общению с людьми, ведь Доктор изливал Свои силы на своих учеников. Иоанн Богослов заканчивает Евангелие от Иоанна словами: «Еще многие другие духовные деяния совершил Иисус. Однако, если бы все их последовательно описать, то, думаю, Вселенная не вместила бы всех книг, в которых это было бы написано» (ИН 21:25). Теперь в Духовной Науке мы имеем и теософию, как Антропософию , и оккультизм, как оккультный путь ученичества. Оккультные факты изложил Доктор, постепенно открывая понимание Христа. Эти оккультные факты едины для всех религий, мы не можем их назвать христианскими, они – общечеловеческие, как Христос – общечеловеческий Макрокосмический Дух. Людям необходимо восстановить с помощью Доктора и своими собственными усилиями древнюю мудрость, как мы теперь понимаем – растерзанную Тифоном Изиду, Софию. Благодаря этому в человеке будет понемногу рождаться Христос, по капле. И когда только человек действительно воспримет в себе Христа, как Апостол Павел –« не я, но Христос во мне», только тогда начнется истинное христианство, тех людей, водителем которых непосредственно будет Христос «Это даёт нам понимание того факта, каким образом в предыдущем развитии человечества всеобщий оккультизм принял в теософии столь различные формы. Мы увидим, почему в наше время великий идеал должен заключаться не в том, чтобы одна религиозная форма одержала верх над другой, но чтобы различные религиозные формы поняли друг друга. Но предварительным условием для этого является взаимное действительное понимание,— понимание оккультных основ, которые являются одними и теми же во всех религиях», 1 лекция.