Антропософский форум > Христология

Евангелия и София

<< < (4/6) > >>

Mari:
Давайте разберем немного лекции Доктора, библ. 137, «Человек в свете оккультизма, теософии и философии». Поймем, что такое оккультизм, теософия, религии, мистика, философия. Поймем, почему Доктор – оккультист, и что оккультизм действительно  один. «Оккультная точка зрения в своих результатах всегда одна и та же для всего человечества. Различных оккультных точек зрения, поистине, не существует. В действительности, различных оккультных точек зрения не существует, так же, как не существует разных математик. По какому-либо вопросу в оккультизме нужно иметь истинные средства, чтобы достигнуть познания; тогда достигают того же самого познания, которого, достигает всякий другой, кто имеет правильные средства. Таким образом, неверно, что в оккультизме могут существовать разные точки зрения в идеальном смысле, как не может быть разных точек зрения в математике», 1 лекция. Как оккультизм характеризует Доктор?  «Когда мы говорим об оккультизме, то мы говорим о том, что в настоящее время весьма мало известно в более широких кругах современного мира; и, нужно сказать, что для внешней жизни, для жизни каждого дня оккультизм, собственно, в его изначальном облике был в течение всего развития человечества до сих пор чем-то, некоторым образом, закрытым. Ибо оккультизм  исходит из того, что для познания своего истинного существа, - для того, чтобы пережить существ, — человек не может остановиться на обычном способе созерцания, — на способе созерцания, свойственном обычному сознанию, но должен перейти к другого рода созерцанию, к другого рода познанию», 1 лекция. И что «можно различать три ступени при подъеме к этому ясновидческому или оккультному познанию.   Первая ступень есть ступень имагинативного познания,  вторая – ступень инспиративного и третья — ступень интуитивного познания. Если бы мы хотели в общественной форме охарактеризовать то, что постигается путём этого самопознания, к которому приходят посредством имагинации, инспирации и интуиции, то мы должны были бы сказать: благодаря этому человек получает возможность созерцать вещи, которые ускользают от обычного сознания.   Достаточно только указать на противоположность междy бодрствованием и сном, и мы можем в общедоступной форме наглядно пояснить, что достигается человеком благодаря оккультному познанию, благодаря ясновидческому созерцанию. Во время бодрствования человек видит чувственный мир как своё окружение и судит о нём при помощи своего рассудка и других своих познавательных сил. Для обычного сознания наступает угасание сознания, когда человек переходит в состояние сна. Но человек не перестаёт существовать, когда он засыпает, и он также не возникает заново, когда пробуждается. Человек живёт также и в течение того времени, которое протекает между засыпанием и пробуждением. Но только человек не имеет достаточной внутренней силы, достаточной крепости и энергии душевной силы, чтобы воспринимать в состоянии сна то, что имеется тогда в его окружении. Можно сказать: познавательные силы человека таковы, что должны быть обострены действием физических органов, — органов чувств и нервной системы, — для того, чтобы в обычном сознании он что-нибудь видел в своём окружении», 1 лекция. Думаю, все согласятся, что Доктор – оккультист, ибо в «Познании высших миров» Он дал путь, или оккультный метод, который ведет человека к оккультному познанию Высших миров, к имагинации, инспирации, интуиции, а раз Он написал, то и владел этими методами.

Mari:
Первоначально  возникло оккультное знание, и немногие избранные могли  приниматься в мистерии.   «Потому необходимой предпосылкой было всегда, чтобы те, кому давались средства оккультного познания, обладали столь строго подготовленным характером, чтобы, несмотря ни на какие, даже сильнейшие соблазны мира, никогда не пожелать действовать в духе эгоизма. Это есть первое, глубоко значительное требование при подготовке к оккультному познанию: чтобы характер тех людей. которые допускались к этим познаниям, не позволял им злоупотреблять этими оккультными познаниями в эгоистическом  смысле. Этим, естественно, создавалось такое положение, что постепенно с ходом развития человечества только немногие могли быть избраны для  принятия  в те оккультные школы, которые в древние времена  назывались мистериями или ещё как-либо иначе, и что таким образом, только этим немногим давались средства к тому, чтобы подняться к такому оккультному познанию. Оккультные познания, которых достигли тогда эти немногие, имели совершено определённые свойства, совершенно определённые особенности», 1 лекция. «Ибо известного рода, хотя и более тонкий, можно сказать высокий, эгоизм всё-таки проникает в человека благодаря тому, что он пользуется словами, мыслями  и понятиями, которые употребляются во внешней жизни. Здссь вступают в силу все те же вещи, которые не позволяют человеку явиться человеком вообще, но заставляют  его быть членом определённого народа,— со всеми эгоизмами, которые свойственны ему именно потому, что он вполне правомерно для внешней жизни любит свой народ. Для внешнего сознания это вполне естественно, и так это должно быть, чтобы люди имели эти более тонкие высшие оттенки эгоизма; и в известном отношении, эти высшие эгоизмы суть даже нечто наиболее похвальное в жизни.
       Но для высших, всеобщих человеческих познаний, которые надлежит искать за пределами жизни обычного сознания, мы не смеем приносить также и этих высших, утончённых эгоизмов. Поэтому подготовка в оккультных школах происходила так, что сначала создавался, так сказать, общечеловеческий язык. В этих школах применяли не язык обыкновенной жизни, но такой язык, который действует на людей иначе, чем всякий другой язык, на каком говорят в том или другом месте. Это был язык, который действовал не в словах и мыслях, как преподают в обычной науке, а в символах», 1 лекция.

Mari:
«Однако, оккультное познание совсем не есть нечто, существующее лишь для того, чтобы быть знанием для некоторых любопытствующих людей, но он есть содержание того, что является в то же время самым необходимым, самым существенным для человечества. Оккультное познание есть переживание первооснов бытия, — первооснов человеческого бытия, прежде всего. Поэтому оккультное познание всегда должно было проникать в жизнь, должно было сообщаться жизни. Вследствие чего должны были быть изысканы способы делающие возможным внести оккультные познания в жизнь, делать понятной для людей их своеобразную природу.
       Первый способ сделать оккультные познания понятными для человека, — есть и всегда было то, что мы называем теперь теософией. Переводя оккультные познания в теософию, мы отказываемся от существенной особенности оккультных познаний, — а именно от того, чтобы говорить только с помощью самых возвышенных средств. Мы переходим к тому, чтобы облечь эти оккультные познания в обыкновенные человеческие слова и человеческие понятия. Поэтому в качестве теософии оккультизм выступает таким образом, что при сообщении его какому-либо народу берутся представления и понятия этого народа, чтобы облечь в них общечеловеческие оккультные познания. Но благодаря этому оккультное познание специализируется, так как тогда оно становится сообщениями, облечёнными в слова только одной части человечества. И, таким образом, произошло то, что те, которые в оккультных школах пришли к обладанию оккультным знанием, специфицировали и дифференцировали его именно потому, что они должны были облечь ого в обособленный язык данного народа, ибо они должны были облечь в язык народов то, что в оккультном познании является общим достоянием человечества.
       В мистериях, — при перенесении общего дли всего человечества достояния оккультизма в особые формы отдельного народного языка или отдельной народной души, — всегда сохранялась цель и намерение оставаться как можно более общечеловеческим.
    Но, в то же время, нужно было сделать себя понятным, нужно было высказываться на языке, которым говорит народ, нужно было высказываться в понятиях, которые образовал этот народ. Поэтому отдельные теософы, которые выступали в человечестве, должны были считаться с необходимостью быть понятыми для той специальной цели и в той специальной области, о которой они говорили», 1 лекция. Теперь вы поняли, что такое теософия – это оккультизм, выраженный словами какого-либо народа.

Mari:
       «Но существуют известные законы развития человечества, о которых мы будем ещё говорить, и которые с течением времени делают необходимым — можно было бы сказать — изменять, дифференцировать, в свою очередь, также и теософию», 1 лекция.  «Тогда теософская форма, — бывшая в древности почти единственной, в которой человек мог подняться до первопричин,— переходит в религиозную форму, которая всюду считается с тем, что хотя теософия и может быть понята здоровым человеческим умом,— если он будет достаточно широк, — но что с постепенным развитием исторической жизни люди не всегда смогут занять эту всеобъемлющую точку зрения здорового человеческого ума. Так что следовало позаботиться о тех человеческих душах, которые в силу самой внешней жизни, не имели возможности взять точку зрения здорового человеческого ума на той высоте, как это было в древности и как это необходимо для того, чтобы сделать оккультные истины понятными. Было необходимо для тех душ, которые не могли уже достигнуть до всеобъемлющей точки зрения, создать для познания ими первопричин бытия род познания через веру.
       Из своего рода познания через чувство, которое развивалось также в мистериях, вышла религиозная форма познания, которая со временем стала более популярной, более доступной, чем первоначальная теософская форма. Поэтому если мы вернёмся в прошлое развитие человечества, то в качестве древнейшей формы мировоззрения найдем, собственно, не то, что носило религиозный характер в том смысле, как её понимают теперь. Если мы вернёмся в первую послеатлантическую эпоху, в древнейшую индийскую эпоху, то найдём, в сущности, оккультное тайноведение, распространённое так широко, что народ мог принимать участие в этом познании в форме теософии. Для древнейшей индийской эпохи религия, в сущности, совпадает с теософией. Религия не является там чем-то отдельным, обособленным от теософии. Поэтому если мы проследим развитие религии в прошлом, то найдём в её исходной точке теософию. Но с ходом развития человечества всё больше должна была выступать религиозная форма и являлась необходимость отказаться также от того, чтобы человек понимал своим здоровым человеческим умом то, что может предложить теософия. Тогда теософские истины были переведены в истины веры», 1 лекция.

Mari:
«И когда от древнейших времён мы переходим к более поздним, то видим, что вместе с христианством происходит величайшее изменение,— изменение теософской формы в религиозную. Во внешних христианских исповеданиях, которые развивались в ряде столетии, очень мало заметна, прежде всего, теософия. Тогда древний характер теософии совсем отступает, и мы видим, что и развитии христианства рядом с верой появляется теология, а не теософия, которую теологи преследуют даже с известной ненавистью, во всяком случае — с антипатией и неприязнью. Таким образом, мы видим, что с течением времени христианство развивает, наряду с популярной верой, именно теологию, а не теософию, и, наоборот, отвращается от всего теософского», 1 лекция. Мы видим, что христианство первоначально выступило не как все остальные религии – из теософии, в начальной точке христианства Стоит не учитель, а Деяние, и христианин может сказать представителю другой религии: я стремлюсь познать то, чего ты не можешь найти в своём исповедании, — а именно, что в начале христианства стоит не учитель, а Деяние; «ибо оккультист ставит в исходный пункт христианства не Иисуса из Назарета, а Христа, и он ставит в исходный пункт Мистерию Голгофы», 1 лекция. Почему не была дана мудрость христианства? «Многое Я хотел бы вам сказать, но вы пока не можете вместить», приблизительно так в Евангелии, человечество не могло понять Христа во время Его Пришествия.  Как указывает Доктор в разборах Евангелий, Христа узнали бы в древнеиндийской, древнеперсидской и египетских эпохах, потому что эти эпохи имели правильное ясновидение. Четвертая эпоха утратила ясновидение, а разум человека еще не достаточно развился, окреп. «Тогда приступили к Нему ученики и спросили: почему Ты говоришь им притчами? Он ответил: вы обладаете даром понимать Мистерии Царства Небесного в мысли. У них же такого дара нет. Кто этот дар имеет, тому будет дано посредством мысли столько, что он обретет полноту» (МФ 13:10). Здесь мы видим, что Дух Илии пребывает и на Апостолах. После двух тысяч лет после Пришествия Христа разум человека окреп благодаря Импульсу Христа, который излился на все человечество, а не только на христиан, окрепли мыслительные способности человека. Потому стало возможным внести в человечество новые спиритуальные силы, спиритуальный интеллект, который и вносит Доктор через Духовную Науку, благодаря своему общению с людьми, ведь Доктор изливал Свои силы на своих учеников.  Иоанн Богослов заканчивает Евангелие от Иоанна словами: «Еще многие другие духовные деяния совершил Иисус. Однако, если бы все их последовательно описать, то, думаю, Вселенная не вместила бы всех книг, в которых это было бы написано» (ИН 21:25). Теперь в Духовной Науке мы имеем и теософию, как Антропософию , и оккультизм, как оккультный путь ученичества. Оккультные факты изложил Доктор, постепенно открывая понимание Христа.  Эти оккультные факты едины для всех религий, мы не можем их назвать христианскими, они – общечеловеческие, как Христос – общечеловеческий Макрокосмический Дух. Людям необходимо восстановить с помощью Доктора и своими собственными усилиями древнюю мудрость, как мы теперь понимаем – растерзанную Тифоном Изиду, Софию. Благодаря этому в человеке будет понемногу рождаться Христос, по капле. И когда только человек действительно воспримет в себе Христа, как Апостол Павел –« не я, но Христос во мне», только тогда начнется истинное христианство, тех людей, водителем которых непосредственно будет Христос «Это даёт нам понимание того факта, каким образом в предыдущем развитии человечества всеобщий оккультизм принял в теософии столь различные формы. Мы увидим, почему в наше время великий идеал должен заключаться не в том, чтобы одна религиозная форма одержала верх над другой, но чтобы различные религиозные формы поняли друг друга. Но предварительным условием для этого является взаимное действительное понимание,— понимание оккультных основ, которые являются одними и теми же во всех религиях», 1 лекция.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии