Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной
ПЕРВАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА в г. СОЧИ "В ДОБРЫЙ ПУТЬ" - ЮБИЛЕЙ! 2016 - 2017
Галина:
М У З Ы К А
ЕДИНЫЙ МИРОВОЙ ЯЗЫК...
ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ...
КОСМИЧЕСКИЕ РИТМЫ...
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ЗАВОРОЖИЛА ВСЕХ!
ПЕТЬ?
ГОЛОСА НЕТ? ДА ВОТ - НА 4 ГОЛОСА, СРАЗУ, ВСЕМ ВМЕСТЕ...
Галина:
Р Е Ц И Т А Ц И Я.
ГАРМОНИЯ СТИХОТВОРНЫХ РИТМОВ.
ЯМБ... ХОРЕЙ... АМФИБРАХИЙ... ДАКТИЛЬ... АНАПЕСТ...
тут же мы и прожили все эти ритмы притопывая, прихлопывая, декламируя, и участвуя в постановке "ВЕЩИЙ ОЛЕГ" -
А. С. ПУШКИН. ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА провела нас в ИСКУССТВЕ РЕЧИ через возможные рифы,
которые возникают при постановке голоса в школах и театральных институтах.
Ученику вальдорфская школа предлагает выбор и свободу в открытии и развитии СВОИХ речевых особенностей.
Из класса в класс, с 1 класса по выпускной - осваивает ученик красоту и культуру речи, магию общения и самовыражения.
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ БАСНИ О ЖИВОТНЫХ, ПРИТЧИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА, СКАНДИНАВСКИЙ ЭПОС, ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ, СРЕДНЕВЕКОВЫЕ БАЛЛАДЫ, РУССКИЕ ЛЕГЕНДЫ, ...
Галина:
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Пока ...суть да дело, пока наши родители занимаются своим увлекательным делом на РОДИТЕЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ - наша ШКОЛА прошла ритм недели!
Это - время СТАНОВЛЕНИЯ! РИТМ ЖИЗНИ только устанавливается. И если временной порядок еще можно как-то регулировать взрослым (Звонки! Которые наша милая Ксения неукоснительно дает,используя КОЛОКОЛЬЧИК!), то внутреннюю гармонию в ребенке, после долгого лета, еще придется устанавливать и на уроках, и во время приема пищи, и на переменах... ПРОЦЕСС.
И у нас уже ожидаются гости: приезжают коллеги из АССОЦИАЦИИ ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ РОССИИ - гости, лишь потому, что они из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Зеленограда, Самары. И мы встретим их, и покажем наш город, и море, и горы! На самом деле - это друзья! Коллеги - в чем-то более опытные, готовые к сотрудничеству и диалогу. Уже есть договренность с Сергеем Николаевичем Ивашкиным о том, что он выступит перед нашими родителями.
Знакомьтесь!
Ивашкин Сергей Петрович - педагог-психолог, дважды классный учитель вальдорфской школы, член Европейского Совета Вальдорфского Образования, создатель и зам. директора Самарской вальдорфской школы http://waldorf-samara.ru/. Спикер waldorftv.ru
Школа какой мы хотим ее видеть и какой она должна быть. Наша школа для наших детей.
- Школа и мир будущего. Взаимные ожидания.
- Задачи современной школы – в чем они? Кого и как воспитывает современная школа?
- Качество образования. Как оценить? Чем помочь?
- Школа. А при чем тут родители? Делим зоны ответственности.
- Родители и учителя. Вместе ради детей делаем что?
- Роль, задачи и формы организации родителей в школьной жизни
- Вопросы и ответы
Встреча с Сергеем Ивашкиным 16 сентября в 17,30
в нашей вальдорфской школе, в концертном зале
г. Сочи, район БЫТХА, ул. Земляничная 28-Б
т. 8 988 234 14 83
Галина:
Р О Д И Т Е Л Ь С К А Я А К А Д Е М И Я.
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА - УСЛОВИЯ ИВ ОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
- ПОГРУЖЕНИЕ В ОСНОВЫ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Физически-телесное развитие
Основами воспитания ребенка в детском возрасте является знание законов развития всего человека. Из этого знания следует, что до выпадения зубов можно говорить в основном о телесно-физическом развитии. Мы различаем здесь три последовательных эпохи: от рождения до 2,5 лет. Следующая - от 2,5 до 5 лет и, затем, от 5 до 7 лет.
Первый этап (с рождения до 2-3 лет).
В это время развивается нервно-чувственная система. Говоря о системе чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение, мы должны понимать, что малыш - единый орган чувств, без явной дифференциации от функций органов. Любой яркий цвет, резкий звук, сильную эмоцию он воспринимает всем своим существом, и это для него как микроконтузии. Последствия - непоправимы. В дальнейшем мы будем иметь предрасположенность именно к заболеваниям органов этой сферы. То же касается развития и нервной системы. Происходящее в это время в ребенке недоступно для посторонней воли. Ведь именно в эти годы ребенок встает, начинает ходить, говорить. У него и развивается таким образом душевное качество, которое мы называем ВОЛЕЙ. Поэтому так важно не навязывать волю взрослого!
Второй этап (с 2-3-х лет до 5).
Происходит развитие ритмической системы организма, то есть систем дыхания и кровообращения. Это является как особая подготовка живой детской памяти, которая проявляется в развитии детской фантазии (игры, игрушки). Ребенок опять-таки, по возможности, не должен чему-то принуждаться. Принуждая, заставляя его участвовать в чём-то, мы вносим в формирование органов свою волю и этим закладываем предрасположенность к заболеваниям в органах дыхания и кровообращения. В этом возрасте не стоит проделывать с ребенком ничего, напоминающего упражнения памяти! Напротив, активное действие, движение, не сдерживаемое условностями и стесняющей движения одеждой.
А так же - сбалансированное питание. Такое отношение убережет развивающийся организм от дисгармонии в развитии и не принесет хронических заболеваний легких и вегето-сосудистой системы к 30-35 годам.
Третий этап (приблизительно с 5 до 7 лет).
Здесь ведущую роль играет развитие системы обмена веществ и двигательного аппарата. Учитывая, что это весь желудочно-кишечный тракт, а так же иммунная и гормональная системы и системы выделения и размножения, ясно, что неправильное воспитание приведет к предрасположенности болезней этих органов и систем.
Если мы проявляем давление на ребенка, безудержно ограничиваем его, заставляем учиться чему-то, вводим свою волю, то последствия катастрофичны: частые болезни, ослабление жизненных сил, душевные надрывы.
То, что необходимо детям - это неограниченный двигательный режим, питание из высококачественных продуктов, и, кроме этого, радостная атмосфера, следующая из морального и грамотного отношения среди окружающих взрослых. В этом возрасте мы вносим элементы долженствования, обязанности и обязательства, учитывая его опыт подражания и любознательность.
Следует подчеркнуть, что до прорезывания зубов, воля становится как ведущее физически-телесное качество и, затем, душевное. После этого мы или имеем волю, или она отсутствует!
Детство делится на три явно различимые эпохи.
Первая эпоха начинается от рождения ребенка и оканчивается сменой зубов. Вступая в физический чувственный мир, физическое тело человек получает от родителей. Душевно-духовная часть человека, соединяющаяся с тем, что переходит от отца и матери, нисходит с духовно-душевного мира. Находясь в духовном мире, она прошла через определенного рода переживания, и в первые годы жизни сначала слабо связана с физической телесностью.
До смены зубов ребенок в целом представляет собой как орган чувств. В его организме струятся, звучат, резонируют впечатления окружающего мира, которые он вбирает в себя. От рождения до смены зубов человек выступает как чисто подражающее существо. Мы замечаем, как ребенок отзывается на каждое наше движение, как за каждым движением руки, за каждой переменой выражения лица, за каждым взглядом он чувствует то духовное, что несет в себе взрослый человек. Так мы видим, как из наследованной модели в течение первых семи лет формируется индивидуальное.
Восприятие ребенка в это время можно было бы назвать природно-религиозным, что означает благоговейное восприятие природы ребенком, когда он является его частью. Он отдается природе не душой, но кровообращением, дыханием, питанием. Так воспитание становится своего рода пробуждением к жизни человека, а сам воспитатель является проводником. Методику воспитания необходимо строить, основываясь не на интеллектуальном или рассудочном подходе, а на одушевленном.
Вторая эпоха длится от начала смены молочных зубов до наступления половой зрелости (пубертета). Подобно тому, как в первую эпоху жизни человек завоевывает себе второе тело при помощи того, что воплощается в его индивидуальности из чисто духовного существования между смертью и новым рождением, так во вторую эпоху происходит борьба между влияниями внешнего мира и тем, что человек хочет нести в себе как свою индивидуальность.
Влияние внешнего мира делается сильней, но и человек укрепляется внутренне; он уже не напоминает орган чувств, чувственное восприятие локализуется более на поверхности, на периферии. Органы чувств обретают самостоятельность. Новые отношения человека к миру можно назвать художественным восприятием жизни.
Ребенок испытывает потребность претворять приходящее извне в образы - он является художником. Поскольку ребенок стремится получить все знания о мире в виде художественных образов, постольку и педагог также должен быть творческой личностью, художником. И это требование является непременным условием искусства воспитания.
Художественно строить преподавание - вот к чему следует стремиться современной педагогике, и для этого преподавателю нужен артистизм, художественный элемент.
Когда ребенка в этом возрасте слишком нагружают интеллектуально, то на физическом уровне это проявляется в виде нарушения процесса дыхания, достаточно часты заболевания дыхательных путей, астмы. Если преподаватель пытается воздействовать на ребенка, исходя из своей воли, у ребенка развивается слабость органов пищеварения, последствия которой может обнаружить себя в более позднем возрасте.
И то, и другое недопустимо в воспитании: ни преувеличенный интеллектуализм, ни злоупотребление воли. То, что совершается в душе, когда воля учителя мягко переходит в поступки ребенка, и то, когда интеллект смягчается художественным подходом - вот искусство воспитания.
Учитель, воспитатель для ребенка представляет собой то, что ребенок в своем сердце называет истиной, красотой и добром.
Если я как педагог соответствую тому, в чем нуждается ребенок, то в нем постепенно развивается эстетическое чувство по отношению к моральному.
Добро нравится ему благодаря тому, что мы всем свои существом, правильным образом являем для него пример добра. Мы должны поставить воспитание так, чтобы могла развиться естественная потребность находить удовлетворение в добре и отвергать зло. Через учителя ребенок этого возраста воспринимает мир: то, что в мире является добрым и злым, красивым и безобразным, истинным и ложным, то есть развивается способность испытывать удовлетворение от морального и отвергать аморальное.
Третья эпоха: с наступлением половой зрелости до 21 года - социальной зрелости. В ребенке появляется способность к восприятию отвлеченных понятий, способность суждения и независимого разума. Если самостоятельное суждение развивать до пубертета, то ему будет недоставать основания.
Мыслить зрело в состоянии лишь тот, кто усвоил уважительное отношение к мыслям других людей. Не может быть здорового мышления, которое не предварялось бы чувством истины, опирающимся на веру, само собой разумеющиеся авторитеты. Для молодого человека должно быть естественным сначала изучать, а потом выносить суждение. И если до пубертета дети должны знакомиться с самими явлениями и непосредственно воспринимать их душой, то после пубертета мы говорим о том, что ребенок переживает могущество логики.
Внутренней склонностью молодого человека становится долг - тогда вся мораль рождается из чисто человеческого начала, когда можно воспользоваться словами Гете:
“Долг там, где мы любим, где мы сами себе повелеваем”.
В жизни все устроено так, что для всего есть свое время, и различные аномалии в жизни возникают от того, что то, что является нормальным для одного возраста, ненормальным образом действует в другом возрасте.
С половой зрелостью человек полностью выходит на связь с внешним миром (в дошкольном возрасте человек полностью эмансипирован в себе, в среднем школьном возрасте он прорабатывает себя через систему дыхания и кровообращения, выходит на свою человеческую периферию).
По сути дела, процесс в духовно-душевном существе, который начинается с половой зрелостью, еще совершенно не имеет отношения к полу ребенка. То, что имеет отношение к полу, развивается лишь тогда, когда человек совершил свой прорыв в мир, то есть когда он вступил во взаимосвязь с миром.
Те силы, которые высвобождаются в это время, можно назвать восприимчивостью к идеальным образам, к фантазии.
С половой зрелостью человек, можно сказать, выброшен из духовно-душевного мира и ввергается во внешний мир, который он может воспринимать лишь своим физическим телом, своим жизненным телом.
Особенно важную роль это играет в подсознании. В подсознании человек сравнивает тот мир, в который выходит, с миром, который он ранее имел в себе. Здесь имеются всевозможные препятствия, имеется желание преодолеть эти препятствия. Здесь мы видим всё то смятение, которое выступает в отношениях между миром и человеком в этом возрасте. Этот мятеж, это смятение должно иметь место, и надо на протяжении всего предшествующего воспитания всматриваться в это смятение, которое должно возникать необходимым образом. Люди якобы желающие добра могут верить, что хорошо, если они избавят человека от этого смятения. Но именно поэтому они станут его злейшими врагами.
Нельзя избавлять человека от этого смятения!
Нужно прежде так организовать воспитание, чтобы оно пришло теперь на помощь внутренней работе духовно-душевного в человеке.
Теперь надо принять, что человек этого возраста являет нам новое существо, которое возникает из его отношения к миру, что чувство авторитета уже не играет никакой роли. Человек, когда ему преподносят что-либо, требует
обоснования этого!
Из книги Г.В. Райниной "Воспитание к свободе" 1999 г. https://yadi.sk/d/iCLV5YsX6WI7Q
Галина:
Э В Р И Т М И Я
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - ЛЕЧЕБНАЯ.
УЧИТЕЛЬ - ГАЛИНА ВИКТОРОВНА.
АККОМПАНИАТОР - ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА.
Навигация
Перейти к полной версии