Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

ПЕРВАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА в г. СОЧИ "В ДОБРЫЙ ПУТЬ" - ЮБИЛЕЙ! 2016 - 2017

<< < (4/30) > >>

Галина:
СОЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

ДРАМА.

ОБРАЗ РЕБЕНКА...

(Фото Зенько Владимира)
ОБРАЗ ШКОЛЫ - ИНТУИТИВНАЯ ДРАМА.
      ИНТУИТИВНАЯ ДРАМА.
путь художественно-драматической образной постановки проблемы и поиска её решения
1-ый шаг - есть люди, которые, как бы, хотят активно участвовать в гармонизации поставленного вопроса,  - назовем их "Представителями".
   … какие необходимы душевные и духовные способности человека, - или они у него уже есть, или он должен их выработать, - который хочет быть посредником в такого рода вопросах… Как мы должны обращаться?... Что несет ДУХ вальдорфской школы?
Наш вопрос к миру ""ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА в Г. СОЧИ"

Первым шагом является пробуждение душевного мира. Процесс пробуждения к душевному миру образов, в котором также действуют михаэлические Ангелы, поддержали посредством того, что эти образы из душевной области мы приблизили в наше пространство вниз и спроецировали в видимом пространстве через художественную деятельность. Возникли связи и взаимодействия:
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ДУХОВНОСТЬ, РЕЛИГИЯ, КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ...
Расстановка в пространстве, чувствование пространство и взаимодействия оказалось настолько увлекательным делом, что все участники с восторгом переживали новый опыт...



      "...Попытка описать основу социального искусства как искусства действия, привела к осознанию задач, которые означают непосредственное обращение к человеческой природе. Для будущего будет иметь огромное значение занятие каждой из этих задач. При рассмотрении состояний вселенной - ввиду социальных трудностей нашего времени - нас может охватить уныние: Держит ли ещё человек своё будущее в своих руках, способен ли он формировать его? Ответ на этот вопрос может гласить: Да, человек имеет в руках нечто от будущей судьбы в такой степени, в какой для каждого отдельного человека описанные задачи находятся в области достижимого. Ибо искусство социального есть дело каждого.
Индивидуальный человек стоит в жизни   и поэтому непосредственно находится на поле социальных упражнений:
- Сознание для формирования устройств сегодня требуется от каждого; это требование ставит перед ним сама жизнь, если он хочет быть трезвым самоформирователем своей судьбы.
- Межчеловеческие проблемы могут стать плодотворными лишь посредством пробуждения при встрече с духовно-душевным другого человека.
- Единство внутри объединения - несмотря на огромную индивидуальную дифферен-циацию - может быть достигнуто лишь в стремлении и переживании общей духовной миссии.
- Сверхчувственное Может стать действенным в чувственном сообразно духу и времени посредством обращения к существу "Anthroposophie".
Несомненно, задачи обширны и серьёзны. Однако социальная нужда современности застав-ляет нас браться за них посредством социального искусства индивидуального и одновременно сов-местного действия в повседневной жизни. Нужно развить сознание о социальной жизни как о реальности сил, которая ускользает от обыденного сознания, потому что она зиждется в сверхчувственном.
Когда говорится о социальной жизни, чаще всего при этом имеют в виду то. что разыгрывается между людьми; о чём договариваются люди друг с другом; что возникает посредством того, что люди просто вступают в отношения друг с другом. О возникающем таким образом, как правило, судят так, что учитывают только то, что происходит между рождением и смертью. При рассмотрении социальных проблем - с точки зрения причин и следствий - взор исключительно направлен лишь на видимое состояние дел в пределах этих границ. Для оздоровления социальной жизни кругозор обязательно должен быть расширен за пределы этих границ. В образующие силы социальной жизни вливается многое из жизни до рождения; вливается многое из происходящего в духовном мире ночи: и в социальной жизни, действует многое, указывающее на действительность, которая существует в жизни после смерти. Если бы не существовало взгляда за эти пороги, человек был бы ограничен - отгорожен: граничащая с духовным миром сфера образовала бы плотную стену.
Человечество, между тем, имея коренные задатки сознания, начиная с прошлого столетия, шагает, проходя через опыты Порога, к пограничному духовному миру..."
Л. де ла Уссей
"Социальное искусство и его источники"

Галина:
РУКОДЕЛИЕ




(Фотографии занятий и лекций - Анечки Агороновой)

Галина:
ЛЕКЦИЯ О ТРЕХЧЛЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА.
Итак, вальдорфские школы в России. Возьмем ситуацию частной школы. Сколько заплатят, столько и …

Стоп.
Кто заплатит? А кто платит в частной школе? РОДИТЕЛИ детей, которых обучают ЭТИ учителя! Так в чем вопрос? Посчитали, сколько надо. Разделили на количество детей. Получилось, сколько надо платить родителям… Конечно! Надо учесть еще НАЛОГИ! Да, налоги. Хорошо, добавим налоги. Надо учесть еще плату за аренду помещения. Хорошо, добавим плату…
Нет!
Теперь получается ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА на родителей.
   Кстати, а как правильно определить нагрузку на родителей? Например, они могут платить… скажем, не более 15 тысяч рублей в месяц?
Так?
Хорошо, будем считать из этого.
   У нас сколько получилось  – 1 500 000 рублей надо для школы в месяц? Так и делим на 15 000 и получаем = 100 человек! Нам надо, что бы в школе было – 100 учеников! Сколько у нас классов. Пусть для удобства классов – 10. Т.е.,  в каждом классе должно быть …10 человек!? Всего?

   Так в чем проблема?
Их две … проблемы.
1.   НЕ все родители платят, у них нет денег.
Это невозможно, но … это есть! Родители имели один доход, определили ребенка в вальдорфскую школу. Доход – изменился, а забрать ребенка из ТАКОЙ ШКОЛЫ – это немыслимо! Ищут возможности, или – опускают руки и перекладывают свои проблемы на плечи… учителей. Потому, что это финансирование за ребенка в школу - идет на оплату учителя.
      Или достаточно детей имееют льготную форму оплаты обучения. Тоже вопрос.
2.   И … нет такого количества учеников!
   Быть не может!
- Что бы в вальдорфскую школу! Единственную в городе вальдорфскую школу! Не было очереди на поступление?
- ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!! По определению. ШКОЛ – мало! ИМДЖ – высок…
- Нет ИМИДЖА? В нашем городе у единственной вальдорфской школы нет детей достаточно потому…. Что … НЕТ ИМИДЖА?!
- А,  собственно, КТО в школе занимается этим вопросом: ИМДЖ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЫ и ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ?
   Все понемногу?
Как видим – результат налицо, т.к. его нет.

      … И вот ТОГДА мы начнем ... с самого начала.

С ТРЕХЧЛЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА. У Рудольфа Штейнера написано достаточно на эту тему, что бы здравомыслящий человек, понял – в этом есть и КЛЮЧ решению многих вопросов; есть и методика.

   Само выделение ТРЕХ ОБЛАСТЕЙ в развитии социальной структуры, какой бы она не была, уже является наиважнейшей. Итак – области социального организма.

ДУХОВНОСТЬ. Это пространство, где сущность человека – Я- самость. Не подвергается ни давлению, ни указке. Основные социальные пространства: ОБРАЗОВАНИЕ. МЕДИЦИНА. НАУКА. ИСКУССТВО. РЕЛИГИЯ. КУЛЬТУРА...

ПОЛИТИКА. Здесь идет разговор о том, что происходит между личностями. Между разными я. И где надо д о г о в а р и в а т ь с я. Основные социальные институты: ГОСУДАРСТВО. СУДОПРОИЗВОДСТВО. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. СОЦЗАЩИТА И СОЦОБЕСПЕЧЕНИЕ…

ЭКОНОМИКА. А вот тут пространство , где разговор не о личном или межличностном взаимодействии. Это пространство, где действуют законы производительных сил. И области: ПРОИЗВОДСТВО. ПОТРЕБЛЕНИЕ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА…


Так, от общего понимания соотношения трех областей в социальном пространстве: духовности, политики и экономики, мы оказались в пространстве конкретной вальдорфской школы. Да, и там должна быть уравновешенность в сочетании этих трех областей.

Что открывает нам духовность? Сам образовательный процесс, конечно. И поэтому нет в этом пространстве ни контроля, ни критики. Там – личная ответственность! И СВОБОДА в принятии решений. У учителя – методики и технологии. У ученика – в качество и темп постижения предлагаемого материала… Учительская коллегия является местом свободного волеизъявления. Членами коллегии являются, в основном, учителя и воспитатели.

Что стоит в области политики? Общие законы для школы. Согласование взаимодействия между учителями и родителями. Взаимоотношение школы и внешних структур… Мы тут можем говорить о РАВЕНСТВЕ! Учеников в классе. Учителей на учительской коллегии. Родителей на родительском собрании… Орган, который в этом пространстве регулирует взаимоотношения и устанавливает общие, уже договоренные ранее, правила – это СОВЕТ ШКОЛЫ. Входят в совет школы и учителя, и родители.От Учительской коллегии школы. От Родительского комитета школы.

Когда вопрос касается экономики, стоит понять, что тут нет личностных позиций или межличностных договоренностей. Тут действуют законы, скорее, логические. Основанные на знании экономических статусов. Ни равенство, ни свобода не требуются в постижении происходящих тут процессов. Тут действует духовное качество БРАТСТВА! Которое и дает возможность принимать правильные решения при грамотно экономически выстроенных ситуациях. Орган может называться финансовый совет, или финансовая группа. В которую, несомненно приглашаются профессионалы в области экономических процессов из числа родителей, учителей и, возможно, приглашенных специалистов…

   Что может происходить, представим …гипотетически, если в школе нет уравновешенности всех трех аспектов: духовности, экономики и политики.

- К примеру, не проработана экономическая сторона. Конечно, это отзывается на учебном процессе напрямую. К слову – мало получают учителя, должны искать дополнительную нагрузку, не успевают восстанавливать свои силы, приходит напряжение, болезни… Ученикам ставят учителя на замену – напряжение в классе… и т.д. На учительских коллегиях встают  «организационные» вопросы, которым в этой области не найти решения.   А у нас и аренда, и налоги, и ремонт школы, и праздники, и обеспечение учебного процесса, представительские расходы, усовершенствование мастерства педагогов  и … особые обстоятельства у родителей, непредвиденные траты. Совет школы экономические вопросы не имеет возможности ни решить, ни исправить положение дел одним только принятием закона: исправить положение дел. А экономические вопросы с самого начала были поставлены и решены непрофессионально…

- К примеру, при сильном учительском коллективе и стабильности в экономическом пространстве, в школе нет доброго отношения, нет непредвзятости. Законы, если и принимаются, не договорными способами. А «сверху». Нет стимула быть открытым и ответственным, потому, что это и не приветствуется… Обстановка осложняется, возникают «кулуары», группки и снова – напряжение. Далее – смотри выше. Учителя есть. Обеспечение есть. Жизни – нет. очень опасно для воспитания детей!

- К примеру, и экономический вопрос снят (такая вот удача!) И с позиции отношений в коллективе и между учителями и родителями – нет вопросов. …Духовность. А, собственно, в этой области и отследить невозможно, как дела обстоят. Только начинает назревать… верно! Напряжение! В духовном плане каждый участник  Ш К О Л Ы, будь то учитель, родитель, привлеченный специалист – САМ выстраивает свей процесс самообразование! ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ – это процесс непрерывный и творческий! Как сдклать, что бы появилась ПОТРЕБНОСТЬ? Если говорить о вальдорфской школе, мы не можем не говорить о том, что в основе находится такое отношение к миру и человеку, которое приносит нам АНТРОПОСОФИЯ Рудольфа Штейнера. Т.е., независимо от своего места в коллективе, КАЖДЫЙ сам ищет путь и метод постижения антропософии. ДРУГОГО  варианта нет.  Можно лишь позаботиться о С О З Д А Н И И   У С Л О В И Й! Как-то, антропософские группы, чтения, клубы и встречи по интересам, семинары и курсы… Родительские всеобучи…

Дети, взрастая в общем поле правильного отношения к миру, равновесной социальной трехчленности – эти дети вынесут в мир и уверенность, и способность к братству и неущемленность личностную…

АРХИТЕКТУРА.   

РЕМЕСЛО.

ВАЛЕРИЙ БОРИСОВИЧ
провел нас от первичных строений, жилищ,  прижимающихся к земле,  к шпилям храмов,  возносящихся вверх...


Галина:
ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН



--- Цитировать ---.....Здесь перед нами выступает педагогический закон, который справедлив для всей педагогики. Он заключается в том, что на тот или иной член человеческого существа, причем так происходит всегда, воздействует следующий высший член, и только благодаря этому данный член развивается.
         Для развития физического тела может быть действенно живущее в эфирном теле.
         Для развития эфирного тела может быть действенно только лишь живущее в астральном теле.
         Для развития астрального тела может быть действенно лишь живущее в "Я".
         И воздействовать на "Я" может лишь живущее в Самодухе.
Я мог бы следовать еще дальше за пределы Самодуха, но тогда бы мы уже вошли в учение об эзотерическом.
         Что все это значит? Если вы заметили, что эфирное тело в ребенке в том или ином отношении недоразвито, вы должны вашему собственному астральному телу придать такой вид, чтобы оно корректирующим образом могло действовать на эфирное тело ребенка. Мы должны прямо сказать, что в отношении схемы воспитания можно написать следующее:
          ребенок: физическое   тело      воспитатель: эфирное тело
                          эфирное тело                           астральное тело
                          астральное тело                           "Я"
                          "Я"                                                Самодух

        Собственное эфирное тело воспитателя должно - и этого следует достичь семинарскими занятиями - должно быть в состоянии воздействовать на физическое тело ребенка.
 Его собственное астральное тел» должно быть в состоянии воздействовать на эфирное тело ребенка.
 Собственное "Я" воспитателя должно быть в состоянии воздействовать на астральное тело ребенка.
И теперь вы внутренне испугаетесь, ибо здесь стоит Самодух воспитателя, о котором вы думаете, что он не развит.
           Он должен действовать на "Я" ребенка.
                                                         Но таков закон.
И я вам покажу, насколько, фактически, не только в идеальном воспитателе, но зачастую и в самом плохом воспитателе на "Я" ребенка воздействует Самодух воспитателя, которого он может даже не осознавать.
  Дело воспитания фактически окутано целым рядом мистерий.Но теперь речь у нас пойдет о том, что на недоразвитое эфирное тело ребенка должно воздействовать оздоравливающее астральное тело воспитателя. И как с учетом именно этих вещей может воспитываться астральное тело воспитателя, как может происходить самовоспитание, как это должно быть уже сегодня?

          Ведь антропософия сегодня может дать лишь побуждение, мы не можем по каждому вопросу тотчас основывать семинары.

Собственное астральное тело воспитателя должно быть таким,
чтобы оно обладало инстинктивным пониманием отклонений развития в эфирном теле ребенка.
Представим себе, что в области печени у ребенка недоразвито эфирное тело. Вследствие этого у ребенка наблюдается то, что в силу своего намерения он всегда производит воление, но это воление перед совершением действия всегда стопорится. Если же воспитатель может внутренне полностью вчувствоваться в это положение, для чего он должен втиснуться своей волей в требуемое действие, если он может проникнуться сочувствием этому застопориванию и в то же время может из своей собственной энергии развить сострадание к этому столь внутреннему переживанию, тогда в его собственном астральном теле образуется понимание этого состояния ребенка и он постепенно придет к тому, чтобы искоренить в себе любые следы симпатии или антипатии в отношении к этому явлению у ребенка.
         Благодаря тому, что воспитатель искоренил в себе симпатию и антипатию,
он действует воспитующе на свое собственное астральное тело.

И пока мы будем подходить с симпатией или антипатией, например, к такому проявлению у ребенка, что он хочет идти и не может ступить - это может доходить до патологического состояния которое может бросаться в глаза; он всегда входит в патологическое состояние, доходящее, я хотел бы сказать, до совершенно вызывающего патологического состояния, которое обозначают тем, что говорят, что ребенок не может научиться ходить - пока имеют при этом симпатию или антипатию, даже если они выступают в очень слабой степени, пока при этом могут входить в возбужденное состояние, до тех пор, в сущности, действенно воспитывать нельзя...[/size]
Рудольф Штейнер "ЛЕЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КУРС" GA 317 , http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Ga_Rus
 
--- Конец цитаты ---

Галина:
ВСТРЕЧА СЕРГЕЯ ПЕТРОВИЧА ИВАШКИНА С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЫ В СОЧИ

         Что могло сподвигнуть  наших родителей посетить эту встречу? Пятница. Вечер... Дети из школы и садика завершили свои занятия, а мы тут. в нашем уютном концертно - спортивном зале...   Сергей Петрович с того и начал "Напишите, что Вы, лично Вы ожидаете от встречи". И весь зал, это 58 человек (вначале) притих. Ну конечно, лично я... И задумались и родители, и учителя, педагоги...  А Сергей Петрович на часы так поглядывает... ПЯТЬ МИНУТ ДУМАЛИ! - Что ж, отложите Ваши записи, приглашаю Вас - в круг! Да еще и подшучивал, мол, что, вот это КРУГ у нас теперь?  Как -то пришлось раздвинуть пространство. Родители - развеселились! Хлопали-топали, менялись местами - узнавали друг друга, улыбались. А что: НАПРЯЖЕНИЕ СПАЛО. От трудного дня, от того, что дети там, за окнами, от вопросов, которые заставили напрячься... Вот, теперь - ВСЕ ДРУЗЬЯ! Ну, а теперь - поработаем.


ДОВЕРИЕ ВОЗНИКЛО! Разделиться на группы - пожалуйста! Давайте так: кто в родился в январе-феврале, обосновывайтесь здесь. Март-апрель - тут усаживайтесь... Сформированы шесть групп. И - первое задание: из восьми-девяти вопросов-ожиданий, от группы ...ВЫБРАТЬ ОДИН ВОПРОС!!! Да, задачка... ВРЕМЯ! перерыв. мы работаем ...полтора часа!
                                                               ВРЕМЯ НА ЧАЙ!


         И, после чаепития - сладкого застолья, работа продолжается. По сути, только тут идет тот процесс, который ожидался всеми: ответы на конкретные, важнейшие вопросы школьной жизни. Вот где перед нами раскрылся МАСТЕР! Вот где засияли грани возможностей Сергея Петровича - УЧИТЕЛЯ, УЧИТЕЛЯ и еще раз У Ч И Т Е ЛЯ!!! Неважных вопросов не было. Обстоятельно, профессионально, с юмором - артистически - велся разговор, который волновал всех.


     ...Вопрос о старшей школе. Наша молодая вальдорфская школа, пришла к своему ПЯТИЛЕТНЕМУ рубежу с восемью классами! Школа в Самаре, где учительствовал, директорствовал и преподавал родителям Сергей Петрович - подошла к ДВАДЦАТЬ ПЯТОЙ ГОДОВЩИНЕ! Наши вопросы обоснованы, наша забота понятна: КАК БУДУТ ДЕТИ ВСТУПАТЬ В МИР ВЗРОСЛЫХ?
         Однако, вопрос старшей школы волнует все вальдорфские школы России! И не только России, за рубежом так же эти вопросы и о качестве преподавания, и о структуре программ и о том, какой выходит выпускник из вальдорфской школы. эти вопросы стоят перед педагогами и родителями.


О чем мы не успели поговорить? О том, что происходит в подростке! С кем мы работаем в старших классах? Каково родителям современного подростка?  Какие силы воздействуют на его душу.

       Сергей Петрович подготовил несколько видео-рассуждений.

ПОДРОСТКИ. КАК СОХРАНИТЬ ИДЕНТИЧНОСТЬ? https://youtu.be/fQo19A5VPFs
     ...В нем еще семья, родители, окружение... Если это у подростка внутри есть основа, то он выстоит против соблазнов и искушений...
ПОДРОСТКИ: ЗАВИСИМОСТИ, АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. https://youtu.be/aWHbZj17Nz4
    Что такое зависимость? Переживание удовольствия без усилия. начинается с потакания его капризам.... Подсаживают на сладкое, которого много в белой муки.... Ребенок садится к компьютеру - самому напрягаться не надо...  Чай, кофе... Слабоалкогольные напитки... Как воспитать сопротивляемость?
ПОДРОСТКИ. РАННИЙ СЕКС, ЛЮБОВЬ, СУИЦИД. https://youtu.be/WQYLNb6uxmQ
      Что происходит между мальчиками и девочками? Это приходит из среды... Важно: совместные переживания!...
ПОДРОСТКИ. ЗАМЕЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫМ МИРОМ. https://youtu.be/uQ4XVnbpKyo
     Для того, что бы за интернет садится, нужно точно знать - зачем? Иметь - ЦЕЛЬ! ... Ребенок из субъекта, превращается в объект. Теперь он - цель...
ПОДРОСТКИ. КАК ПОМОЧЬ ОСОЗНАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ. https://youtu.be/5iuWtxrnpoc
    Он не знал, что так будет... Представить последствия. К 17-18 годам это качество может выработаться. Может и не выработаться.


      Вопрос религиозности. Как вальдорфская школа относится к религиям. Оно и понятно, духовное развитие изначально шло через церкви. Ответ однозначен: валдорфская школа - школа светская. Вопросы, например Ветхого Завета, рассматриваются в 3-ем классе через притчи в общекультурном аспекте. В 4-ом классе - это скандинавский эпос, в 5-классе - мифы древней Греции. Которые завершаются большим весенним проектом - ОЛИМПИЙСКИМИ ИГРАМИ....

Вновь пролетели полтора часа... Мы - торопились спрашивать. Сергей Петрович не спеша, аргументированно
отвечал...


Сергей Петрович! откуда Вы черпаете свою поразительную энергию, жизнерадостность,открытость? Неутомимость?
            А, это...   Да все там же - в мире ДУХА!


ВОТ И ПОГОВОРИЛИ! ДО ЗАВТРА!
(фотографии Женечки Ласточкиной)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии