Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

ПЕРВАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА в г. СОЧИ "В ДОБРЫЙ ПУТЬ" - ЮБИЛЕЙ! 2016 - 2017

<< < (8/30) > >>

Галина:

Ассоциация вальдорфских школ России

http://waldorf-russia.ru/
Ассоциация создана вальдорфскими школами, семинарами по подготовке учителей и инициативами для совместной деятельности с целью содействовать здоровому и творческому  распространению и развитию педагогики Рудольфа Штайнера (вальдорфской педагогики) в России, создавая тем самым реальные условия для осуществления неотъемлемого права каждого человека на свободное образование.
 
В настоящий момент Ассоциация реализует ряд проектов: мониторинг и повышение качества образования в вальдорфских школах, электронная библиотека переводов учебной литературы,  создание программ по предметам, которые пройдут государственную аттестацию и могут послужить ориентиром для создания конкретных программ в каждой школе, подготовка учительских конференций, менеджмент в вальдорфской школе, проектная работа для старшеклассников, издательская деятельность.
 
Деятельность осуществляется посредством проведения собраний и конференций представителей школ, семинаров и инициатив, создания рабочих групп из числа добровольцев учителей, родителей, учеников, выпуска информационного листка «Здравствуйте».
 
Координирует работу Совет ассоциации и Информационный центр.
 
Ассоциация является членом Европейского Совета Вальдорфского Образования и Международной Ассоциации Вальдорфской Педагогики в странах Центральной и Восточной Европы.
 
Финансовое обеспечение создаётся из взносов членов ассоциации, благотворительных взносов, а так же другими, разрешёнными законом путями.
Чтобы вступить в Ассоциацию в качестве предварительного члена школе, семинару или инициативе, проработавшим в русле вальдорфской педагогики не менее одного года, достаточно написать заявление.
 
Действительными членами Ассоциации могут стать школы и семинары, проработавшие не менее пяти лет в русле вальдорфской педагогики. Для этого им необходимо подать заявление от педагогической коллегии и заручиться  рекомендациями двух Действительных членов Ассоциации. Решение о приеме в действительные члены принимается на общем собрании.
 
       Вот на это собрание от нашей вальдорфской школы г. Сочи "ДОБРЫЙ ПУТЬ" едет делегация учителей и родителей. Первым вопросом как раз стоит вопрос о приеме действительным членом ассоциации ШКОЛУ ВАЛЬДОРФСКУЮ в г. СОЧИ.

Галина:
ДОБРОЕ, ПРЕКРАСНОЕ УТРО ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
У нас  с Вами - впереди отличное времяяосени, удивлений, прозрений...
Это неделя важная для раскрытия души:
Двадцать девятая неделя
29                                ( 16 - 22 октября)

Себе свет мысли возжигать
Внутри себя со всею мощью,
И ясно пережить его
Истоком силы Мирового Духа -
Вот мне наследие лета,
Покой осенний и зимы надежда.
(из антропософского КАЛЕНДАРЯ ДУШИ Рудольфа Штейнера)
Стоит отметить, что этот год многие считают важным, настроены оптимистично и ...радостно.
С праздника ДЕНЬ ЗНАНИЙ - 1 сентября,
                      приезда Совета Ассоциации Вальдорфских иницитив России 16 - 18 сентября,
                                          Праздника Архангела Михаила 29 сентября,
                                                         ДНЯ УЧИТЕЛЯ 5 октября   -    получился  у нас  ЮБИЛЕЙНЫЙ НАСТРОЙ! Мы все знаем, что 1 сентября 2011 года вальдорфская школа в г. Сочи - родилась.
         И вот - нам ПЯТЬ ЛЕТ... Может быть осознание этого факта придает нам силы и уверенности? Может быть, сам год - учебный год 2016-2017 несет в себе особый настрой? Несомненно. Может быть ...подросли не только наши дети, УЧЕНИКИ, подросли и мы взрослые? Учителя, родители, те, кто осуществляют вальдорфские методики и обеспечивают, поддерживают школу...
         Наша РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ - стала центром просвещения родителей! ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ собирает группы по интересам: ботмаровская гимнастика, рукоделие, ораторское искусство, эвритмия, хор, киноклуб, занятие на флейте... На лекциях проявляются важные вопросы развития и воспитания детей... да и взрослых, вопросы здоровья и помощи при ...разных качествах здоровья! Консультации у социального педагога, доктора школы, постоянная связь с учителями. БИБЛИОТЕКА стала своеобразным РОДИТЕЛЬСКИМ КЛУБОМ!
          Родителям - интересно! Не у  всех, конечно, есть возможность бывать в школе почаще. Но многие родители видят по детям - в школу идут-бегут с удовольствием!
           Если провести аналогию развития школы с семилетним циклом развития ребенка, то ПЯТЬ лет - веха. Шаг... ШАНС! Что важно? По-прежнему, важен - РИТМ деятельности школы, класса, семьи, к чему и стремится коллектив школы, родители.   
         Важным для ребенка в следующие два года после пяти лет является ....КАЧЕСТВ ПИТАНИЯ! Питание должно быть - экологичным, живым, грамотным! Что же это будет для школы? МЕТОДИКИ! Наши методики - ВАЛЬДОРФСКИЕ МЕТОДИКИ выверены временем! В 2019 году Первой вальдорфской школе, созданной рудольфом Штейнером в г. Штутгарде исполнится СТО ЛЕТ! Солидный возраст.
          Важным и незаменимым для ребенка с 5 до 7 лет является - двигательная активность! Из внутренней потребности! Для школы - активность из внутреннего осознания и потребности к внутренней же активности! АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ всех участников педагогического процесса.
           Еще одно важное обстоятельство нашего пятилетия. У ребенка до 7 лет можно говрить о преимущественном формировании ВОЛИ! Да вот так - и потом, воля или есть, или ... воли нет. есть все что угодно... Как это рассматривать в отношении развития школы? Что нам еще предстоит? Проявление собственной инициативы! От импульса к действию до ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА!
           И, немаловажно помнить - именно в первом семилетии важно понимать то, что духовное качество СВОБОДА становится претворенным в эту самую ВОЛЮ! И, в рамках нашего исследования - взращивание в себе морального, человеческого отношения к происходящему, исходя из духовно-научного подхода к развитию мира и человека и становится нашей СВОБОДОЙ!

Галина:

Компетентность учителя и семь добродетелей в искусстве воспитания.

          Обосновывая искусство воспитания в «Общем учении о человеке», Рудольф Штейнер в качестве напутствия предложил первым учителям семь добродетелей, необходимых для профессии учителя.
          Сегодня много говорят об уровне развития, о профессиональной пригодности. В этой статье мы хотим рассмотреть добродетели, о которых говорил Рудольф Штейнер, определяющие компетентность учителя. Но сначала обратимся к дословному тексту:

«Наличие фантазии, чуткость к истине, чувство ответственности – три силы, три нерва педагогики. И тот, кто хочет понять педагогику, пусть запишет ее девиз:
Проникнись способностью к фантазии, имей мужество для истины, развивай в себе чувство душевной ответственности» (Р. Штейнер. Лекция 05.09.1919 г. ПСС 293).

Сегодня я еще раз укажу на то, о чем бы я хотел вас убедительно просить, а именно, придерживаться четырех вещей:
«Первое: учитель должен быть человеком, который проявляет инициативу в большом и малом».
«Второе: учитель должен быть человеком, который интересуется всем мировым и человеческим бытием».
«Третье: учитель должен быть человеком, который в своем внутреннем никогда не заключает компромисс с ложным».
«И затем нечто, что легче сказать, нежели сделать, но что также является золотым правилом в профессии учителя: учитель не должен костенеть и тупеть. Незакостеневшее, свежее настроение души!» (Р.Штейнер. Лекция 06.09.1919 г. ПСС 294)

          Первое, что бросается в глаза, – это членение, воспринимаемое как руническое.
Сначала говорится о трех способностях, но позже о четырех.
          Что это означает?
Когда при рассмотрении человека мы говорим о принципе «трех», а когда о принципе «четырех»? Всегда, когда речь идет о способностях души, главенствует число «три». Когда душа проявляется вместе с телесностью, мы имеем дело с числом «четыре».
           Если мы думаем о «пронизании себя способностью к фантазии», «обладании мужеством для истины» и «развитии чувства душевной ответственности», то ощущаем непосредственную связь с мышлением, чувством и волей как таковыми.
            Но это становится чем-то иным, если мы, соотносясь с гетевской «Сказкой», думаем о трех качествах: мудрости, красоте, силе, которые также присутствуют в процессе развития человека. Их последовательность в «Общем учении о человеке»: красота, мудрость, сила.

             Обратив внимание на глаголы, мы увидим двойственность: в пронизании себя, обладании мужеством и развитии чувства подчеркнут элемент воли. Здесь не сказано: «развивай себя в этом направлении», но отчетливо дан исходный пункт: мы все имеем в себе эти способности, «полномочия», которые стремятся лишь активизироваться. Они имеются в наличии и должны быть использованы. Если мы задействуем эти три способности, то душа разовьется к мудрости, красоте и силе. Тогда мы будем в процессе развития.
             Ребенок – формирующийся человек – воспринимает в учителе именно то, что учитель развивает в себе. Ребенок это охотно заимствует.
             Существует и другая попытка проникнуть в тайну числа «три», а именно, благодаря тому, что мы можем себя спросить, действительно ли эти три качества выявляют компетентность учителя?
             Мы можем поставить вопрос так: каким образом слова Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна, 14:6) применимы к учителю?

            Каждый учитель знает правильный, действенный, воодушевляющий путь в педагогике. Это вопрос дидактики, изобретательности в проведении урока. Каждый знает, что вопрос «каким образом» в педагогике имеет бесконечное число значений, и мы находим верный путь только тогда, когда к сообщаемому материалу сами имеем внутреннее стремление, любим его и освящаем. Это делает его изучение всегда новым, даже если материал остается тем же самым. Это дает новые силы, как учителю, так и ученику.
            Какое отношение это имеет к истине? Обладаю ли я мужеством смотреть правде в глаза? Что я могу, чего я не могу? Такой же ли я перед учениками и в кругу коллег по сравнению с тем, каким я являюсь в действительности? Не нахожусь ли я во власти своих собственных представлений о том, что должно быть, а чего быть не должно, когда хочу помочь другому?
            Если мы укрепляемся в этом стремлении, то можем побороть наше личностное.
Как в этой связи мы понимаем жизнь? Является ли моя работа учителя лишь местом, где я тружусь с 9 до 13 часов или я задействован намного дольше? Когда говорится о том, что профессия учителя не только интеллектуальна, но духовно–моральна, не означает ли это несение ответственности за всё, что примыкает к этой профессии? Может показаться, что это жизненная позиция. Обучение – это ответственность по отношению к жизни, то есть к людям.
           Возникает представление, что эти три компетенции, эти три добродетели происходят из одной основополагающей предпосылки. Если мудрость, красота и сила есть те понятия, которые произошли из мистериальной традиции, где эти силы развивались только для души, то мы можем уловить их отблеск в науке, искусстве и религии. (В той последовательности, как они упомянуты в «Общем учении о человеке» – это искусство, наука и религия). Для первых двух понятий: искусства и науки – их родство с первыми двумя добродетелями ощутить нетрудно. Вопрос состоит в том, несет ли «чувство душевной ответственности» в себе религиозность. Что такое душевная ответственность? Это значит, что человек, в данном случае ученик, мне никогда не может быть безразличен. Разве это не религиозная позиция – узнать человека и принять его с душевной ответственностью?
Кристоф Вихерт
Перевод с нем. М.К.

Галина:
РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ.
тема 5:

20 октября,  четверг, 8,30 - 10,00

По лекции Алексея Кащеева,
Прочитанной в Томске
 в Академгородке
год 2003

   СЕМЬЯ. В семье – два родителя: муж и жена и ребенок.
Муж и жена – они же супруги!
Муж и жена – они же родители!
Муж и жена – сами чьи-то дети. Чьи-то братья или сестры.
   Каждый созревший человек в семье выступает, как минимум, одновременно в трех ролях: супруга, родителя и ребенка. Это очень важно, когда человек имеет опыт одновременных переживаний своих ролей (или масок, как у Кенига). Такое переживание ролей родителями, несомненно, важно для развития детей! И, если, хотя бы один из родителей испытывает свои переживания в 3-х ролях, то ребенок взрастает в таком необходимом ему пространстве. Поэтому, вырастая в неполной семье достаточно трудно создать полноценную гармоничную семью… Однако, кое-что может восполнить учитель в школе. Учителя… надо иметь в виду, что детский садик – это вторая семья для ребенка и отношения строятся по принципу семейных… Такой опыт проживания в семейных условиях запечатлевается в физическое тело!
   Во взрослом состоянии есть возможность исправить последствия недополученного в семейном воспитании.
Чем можно восполнить жизненные силы?
… Человек имеет право не оказывать помощь самому себе! Кроме особых случаев, например,
- когда болен;
- когда оказывает помощь другому;
- если сопряжено с опасностью для здоровья и жизни врача.
Идеальная ситуация, когда  супруги владеют и меняются ролями. Тогда и интимные отношения более гармоничные.
Есть методики, продолжающие период стабилизации отношений лет на десять. В эти методики входят такие составляющие, как
- размеренный ритм жизни;
- отсутствие дополнительных раздражающих факторов…
- ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ…



   Можно сказать так – что бы стать молодым – нужно родиться! И после этого  - старение.
                           24                           37

Рождение

С помощью определенных мероприятий можно продлить промежуток стабилизации… Можно и сократить. Сокращение идет за счет, например, облучения, отравления (в т.ч. наркотики, алкоголь…), антибиотиков, обезболивающих, снимающих лихорадящие состояния…
   Итак, СемьЯ – ОСНОВА социального устройства общества (не ячейка, а именно основа. Сейчас.) В своем развитии СемьЯ проходит несколько этапов:
1.   Чувственная жизнь.
2.   Нервная жизнь.
3.   Жизнь дыхания.
4.   Циркуляционная жизнь.
5.   Жизнь обмена веществ.
6.   Жизнь движения.
7.   Репродукционная жизнь.
(Эти семь жизненных ступеней рассматриваются в книге Рудольфа Штайнера «Человек и звезды. Астрология в свете антропософии» в отношении развития человека… Здесь рассматриваются эти жизненные ступени по отношению к развитию семьи. Эти рассмотрения были предложена семейным антропософским врачом во время семинара в г. Томске в 2003 году)
1.   ЧУВСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ!
Семья, жизнь семьи, как это важно принять,
связана с … процессами отмирания. Что же умирает? – Индивидуальные чувства! Но! Вырабатывается ЕДИНОЕ ЧУВСТВО СЕМЬИ! И это необходимый переход для деятельности единого организма семьи. Это единение происходит постоянно в течении лет тридцати. Но активизировать его стоит в начале совместной жизни. Самый надежный и эффективный метод единения – НАХОЖДЕНИЕ ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ! Надо учесть, что считать семейную жизнь можно в то время, когда жить молодые начинают отдельно от родственников.
2.   ЖИЗНЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
(свойство сохранять, воспоминать то, что было раньше…) Вспоминается прежний семейный организм. У супругов предшествовали разные модели семьи. Есть уже и воспоминание их новой семьи. Обычно устанавливается, выбирается, наслаивается на новые отношения, та модель семьи, того супруга, который моложе (надо учесть разницу в развитии мужчины и женщины: это 2 – 3 года). Если начать исправлять складывающийся семейный организм, то будет происходить разрушение новой семьи.
Можно принять, что замуж выходить лучше после 24 лет, когда изживается предыдущая семейная карма.
Итак, муж и жена представляют единую нервную систему! Нервная система каждого возбуждается при возбуждении другого человека. Если этот период хорошо и грамотно выражен, то в будущем семьи нет проблем.
3.   ЖИЗНЬ ДЫХАНИЯ.
Начинается с рождением ребенка в семье. Теперь, единый семейный организм можно считать ВОПЛОЩЕННЫМ на ЗЕМЛЕ!  (искаженный случай, когда вместо ребенка … появляется … собачка). Семейный организм замыкается. Никакое влияние не может бесконтрольно вмешиваться. У семьи – свои ритмы: прием пищи, ритм отдыха и сна, развлечений… Это ДЫХАНИЕ СЕМЬИ! Что у нас? Дом! Квартира! Комната!? Это важно – для объединения, развития семьи. Часто есть «нарушители» - они без спроса внедряются в ритм семьи. Это плохо. А в удачном случае, с появлением «дыхания» - появляется избыток жизненных сил в семье. Даже когда один из семьи вне этого единения, ритм и жизненные силы семьи помогают ему.
Дети до 3-х лет, по возможности, должны быть изолированы от внешнего мира, т.е. быть только в жизненном пространстве семьи, только под присмотром родителей.
Про няню. ДА, возможно. Но – в том же ритме и полностью под контролем и живет в ДОМЕ! В няни берут человека, близкого по духу.
4.   ЦИРКУЛЯЦИОННАЯ ЖИЗНЬ.
Это время, когда налаживаются связи с окружением, углубляются контакты с людьми.  По сути – это распространение.
Происходят коммуникативные связи с другими семейными организмами. Если кому-то не хватает опыта семейных переживаний, то жизнь ЭТОЙ семьи может служить моделью…
Семья начинает извне вовнутрь привлекать материальные блага. Но и легко отдавать…
5.   ЖИЗНЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ.
Внутри семейного организма проявляется новый процесс. Можно определить – появляется «новый орган». Для социального организма этот новый «опухолевидный» орган не так страшен.
Это надо переварить или исторгнуть.
Получается, что семья должна резко активизировать «обменные процессы!» Внешне это так: семья резко начинает много потреблять и много расходовать. Это идет на «рост опухоли». Которая или переварится или выделится. Получается так, что семья (внешне) занимает свое место под солнцем. Это может быть новая квартира, другая страна…
Семья имеет достаточную силу СОХРАНИТЬСЯ! Или … развалиться. Если не были достойно пройдены все этапы развития семьи.
6.   ЖИЗНЬ ДВИЖЕНИЯ.
Это  - сила. Приемлем лозунг: «Мой дом там, где моя семья!» И здесь оправдана свобода перемещений.
Как раз в этом периоде развития семьи – дети находятся в возрасте выхода из семьи. Это не разрушает семейный организм, в организме семьи есть дополнительные силы, полученные на предыдущем этапе развития.
7.   РЕПРОДУКЦИОННАЯ ЖИЗНЬ.
Что это? «Почкование!»
Появление другого семейного организма.  Модель нашей семьи может отразиться на новой семье.
Семьи не рождаются и умирают, но трансформируются.
Любой период жизни в развивающейся семье может быть уменьшенным или увеличенным, проходить одновременно. Печально лишь, если семейный организм не прошел всех этапов развития семьи!  Семья «засыхает». Это состояние, затем, воздействует на новые встречи. Неблагоприятно для развития семьи «перескакивание» через этапы. Например, рождение детей, если не пройден 1 и 2 этапы. Или неоправданная задержка на одном из этапов без дальнейшего развития. В следствие чего семейный организм ослабляется. (И тут появляется та … «подруга!»)

   Если развитие семьи идет гармонично, если прошли этап «мой дом – моя семья»- то уже не страшны препятствия и испытания.
Еще раз - не обязательно, что у каждой семьи проходит проживание всех этапов. Важно понимать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ при создании семьи.
Надо так же учесть, что дети несут наследственную судьбу… В идеале, каждый 21- летний член семьи уже несет ответственность за происходящее в семье и влияет на общее развитие семьи. Последний ребенок меньше решает наследственную карму семьи. Первый ребенок решает часть кармических проблем. Если он сможет их разрешить, то на его собственной семье их, этих проблем, не будет. Девочки больше наследуют в области переживания.
   Можно отметить, что в России, в основном,  все наследованные модели семьи утеряны. Нам делать идеальную модель! И, самое важное – это создание единого семейного ритма – это войдет в детей! И они смогут далее развивать.
… По развитию семьи. Можно договариваться. Идеально, когда в семье супруги переживают все роли: отца – супруга – ребенка.
… Гражданские браки – это нормально до 3-его этапа. Прежде чем начать период «Жизнь дыхания» - необходимо семье … НАЗВАТЬСЯ СЕМЬЕЙ! Т.е. – зарегистрироваться в государстве. Регистрация – это не просто штамп в паспорте. А брак (СЕМЬЯ) воплощен на данной территории. Венчание через 3  - 3,5 года. Иначе возможны энергетические неприятности. Венчание – это ШАНС к гармоничному развитию семьи. Но – только шанс…

   Кульминация развития семейного организма – 6 этап. Свобода перемещений не умаляет ценности семьи.
   После репродуктивного периода, могут повториться все периоды с начала. Но в убыстренном ритме.
   Если создается новая семья в зрелом возрасте, то этапы проживаются все, но в убыстренном темпе.
   Если семья действует как здоровый семейный организм, то идет оздоровление окружающих.
   Важно понимать, что у каждого семейного организма есть не только Дух семьи, но и … свой демон. В виде демона семьи выступает или проблема или сущность. Эти сущности умереть не могут. Важно – не давать им … питания: они будут иссыхать и не будет сил переключаться на жизнь семьи. Если этого демона … разбудит другой, то эта сущность тут же привяжется к нему. Например, алкоголизм, усугубляет проблему. Алкоголик  кормит проблему, но с собой не заберет, а оставит детям. Или трагичный человек в семье. Иногда лучше маленького ребенка убрать из поля влияния проблемы. До семи лет развивается эфирное, жизненное тело и для ребенка лучше, что бы отрицательного влияния в это время не было.
   Физическое тело семьи – дом. ДОМ! Надо отметить, что в настоящее время это не так важно. Не надо на этом замыкаться. И создавать новые проблемы.
   Далее. Каждого человека ведет по судьбе Ангел.  Ангелы несут наше Высшее Я. Когда семья состоялась как  единый организм то, в один период в семье может быть ведущим Ангел супруги, а у нее – Ангел дочери… Могут собраться вместе и это – СОВЕТ АНГЕЛОВ! С развитием семьи, скажем, компетенция Ангелов возрастает. И на них возлагаются функции высших духовных существ – Архангелов.  Их семейная функция выходит на уровень народа…
   Смысл семейного организма, с одной стороны, ИСЦЕЛЕНИЕ индивидуальной судьбы.  С другой стороны – СОЗДАНИЕ ОСНОВ БУДУЩЕГО ГЛОБАЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ОРГАНИЗМА. Можно сравнить полярные случаи: американская семья и семья, допустим, китайская. Семья России – это иное. Мы можем начать исцеление судьбы человечества. И способствовать созданию будущего глобального семейного организма.
   Хорошим способом разобраться в вопросе развития семьи – это работать над биографией семьи (с момента отделения, отпочкования) в русле семи этапов развития…

Галина:
ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА «ДОБРЫЙ ПУТЬ»

ВРЕМЯ СОБЫТИЙ: конец октября - начало ноября 2016 г.

1.   Посадка семян и создание питомника саженцев плодовых деревьев  для нашего БУДУЩЕГО САДА!!! 24, 25 и 26 октября по графику. руководители: Александр и Полад.

2.   «Музыкальная открытка» – МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГРАММА – четверг, 27 октября в 14.00 в концертном зале. Отв. Т.А. Финагина

3.   ПРАЗДНИК ФОНАРИКОВ – пятница 28 в 17.00, начало в концертном зале. Ведущая . Инна Григорьевна.

4.   Каникулы осенние! 31 октября - 6 ноября включительно.

5.   Во время каникул* РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ – 3 октября с 8,30. Лекция Галины Васильевны (библиотека).

6.   Во время каникул* ХОР для взрослых  3 октября в 10, 30 (после лекции). Рук. Инна Григорьевна
   
7.   Во время каникул* КИНОКЛУБ – ПЯТНИЦА 4 ОКТЯБРЯ, С 16 ДО 18 ЧАСОВ. Фильм «ЗВЕЗДОЧКИ НА ЗЕМЛЕ» (библиотека).
(Во время событий в каникулы работает центр творческого и     физического развития – четверг и пятница)
Телефон для справок: 8 988 234 14 83[/size]

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии