Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

100 ЛЕТ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ПУТЬ В БУДУЩЕЕ!

<< < (2/11) > >>

Галина:
Дорогие, друзья, коллеги, единомышленники!

Приветствуем вас от имени инициативной группы, занимающейся подготовкой отечественного документального фильма к 100-летию вальдорфской педагогики. Эта инициатива родилась в феврале 2017 года, когда в ходе ежегодной конференции вальдорфских педагогов старших классов была проведена креативная сессия на тему всевозможных мероприятий в рамках празднования этого замечательного юбилея. Но не его достойная встреча сама по себе является целью создания фильма, и вовсе не популяризация вальдорфской педагогики для широких кругов общественности. Этот фильм - попытка объединить вальдорфское сообщество вокруг пережитого, общих ценностей и идеалов. По мере возможности авторы хотят отдать дань прошлому вальдорфского движения в России, исследовать его настоящее и представить вызовы из будущего. Удастся ли им это сделать, рассудит время.

Мы предлагаем вашему вниманию предварительные вопросы, которые помогут редакторам фильма собрать первичный материал для написания сценария:

- Как зарождалась ваша инициатива (школа, детский сад, семинар, поселение или др.)? Было ли в процессе этого зарождения что-то необычное?

- Какому событию в жизни вашей вальдорфской инициативы, вы особенно благодарны?

- Какие люди повлияли на развитие вашей инициативы? Каким образом? Пожалуйста, опишите конкретные случаи, когда влияние этих людей особенно ярко проявилось!

- Рабочее название планируемого фильма «Вальдорфская школа: всегда есть место чуду». Пожалуйста, опишите, случаи, когда вы чувствовали влияние, поддержку сил духовного мира с особой силой!
- Опишите, пожалуйста, самые глубокие откровения из тех, что вам довелось пережить в рамках соприкосновения с вальдорфской педагогикой!

- Какие феномены в вальдорфском мире вы можете наблюдать сегодня? Какие мысли и чувства вам приносит это наблюдение? Есть ли среди этих феноменов то, что по-настоящему греет душу?

- Нас всех естественным образом интересуют современные дети. Пожалуйста, поделитесь своим впечатлением от них! Вспомните конкретные случаи, которые могут характеризовать особенности современных детей!

- Вальдорфскому движению в России больше 25 лет. Что, вы бы назвали вызовом для него на последующие 25 лет? К чему нас призывает дух времени?

Если вы очень заняты или по каким-то другим причинам не можете ответить письменно на эти вопросы, но готовы это сделать в очной или телефонной беседе, дайте нам знать, пожалуйста! Кто-то из нашей рабочей группы обязательно выйдет на связь и вас проинтервьюирует. Если вы считаете, что кто-то из ваших коллег или знакомых может интересно ответить на наши вопросы, передайте ему копию этого обращения с опросником или пришлите нам контакты этого человека. Возможно, обсудив наш запрос с коллегией, вы выберете самого достойного для интервью представителя. А, может быть, и не одного.

Основную часть материала для фильма мы планируем собрать до 15 марта. Поэтому помощь с контентом нам нужна прямо сейчас.

Мы вынуждены сразу признать, что не все истории и откровения, содержащиеся в ваших ответах, попадут в фильм. Но большую часть из них мы бы хотели в перспективе издать в виде печатного издания – в своеобразных вальдорфских хрониках.

Для того, чтобы документальный фильм и печатное издание нашли своё воплощение, необходимо, чтобы сложилось множество факторов. Интересный материал, яркие истории и откровения из жизни вальдорфского сообщества – только один из них. В работе над упомянутыми проектами требуются также:
- компетентные люди в помощь,
- расходные материалы, оборудование,
- какое-то количество денег на командировки и другие расходы.
В настоящий момент мы дорабатываем функциональные описания и сметы обоих проектов. Все участники инициативной группы трудятся на общественных началах. В этой связи мы просим всех максимально способствовать распространению информации о нашей инициативе с тем, чтобы она могла привлечь добровольцев и материальные ресурсы. Если в вашей среде есть неравнодушные к вальдорфскому образованию профессионалы в сфере кино, телепроизводства, издательской деятельности, меценаты, спонсоры, просто волонтёры в помощь нашим продюсерам, мы будем рады знакомству и сотрудничеству с ними.

Заранее благодарим!

Татьяна Высогорец, Елена Огарёва, Елена Маковская, Дмитрий Сущевич, Алексей Чеботок

Наши контакты для обратной связи:

waldorf100russia@gmail.com

+79162631611

www.facebook.com/waldorf100russia/ (страничка, посвященная подготовке к 100-летию ВП в России)

Галина:

Шикарный,вдохновляющий фильм о вальдорфской педагогике в Италии.
Libera Scuola Steiner-Waldorf Novalis on Vimeo

https://vimeo.com/256757969

https://vk.com/video-36445111_456239032?list=a390cef009810f5092 тут с субтитрами на английском

Если вы не знаете, в совершенстве, итальянского языка (я его не знаю совсем) - просто смотрите: все видно. Все понятно! детям Т А М  ХОРОШО! Хорошо ТАМ и взрослым... Это - ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА.

Галина:

вальдорфская школа - Сульвик, Швеция
Коллеги из Германии по случаю 100-летия вальдорфской педагогики собирают "звучащее дерево" со всего мира.

https://www.facebook.com/waldorf100/videos/984396408365814/


--- Цитировать ---Поющее дерево
Дерево издревле является глубинным символом. Во многих культурах имеются тотемные деревья, их наделяют особым сакральным смыслом. Дерево в искусстве занимает особое место, воплощает род, мудрость, силу традиций, и обращенность в будущее. Поющее дерево это уникальное произведение искусства. Эта необычная скульптура установлена на одном из хребтов Ланкашира, Англия. Скульптура состоит из труб оцинкованной стали, и имеет высоту более трех метров. Закрученная по спирали конструкция из труб ловит ветер, и дерево поет. Тембр звучания дерева достигнут путем уменьшения длины труб к основанию скульптуры. Завершенное в 2006 году поющее дерево является одной из четырех скульптур в серии экологического искусства в Ланкашире. В пении дерева как будто слышатся голоса далеких предков, наверно древних бритов, которые ходили по этим пустошам и холмам. Песнь поющего дерева завораживает.
--- Конец цитаты ---



--- Цитировать ---Николай Сладков
Поющее дерево

Всю ночь скрипело в лесу дерево: скрип-скрип, скрип-скрип… И, ветер с шипеньем накатывался на вершины, как тяжёлая волна. И опять скрипело дерево о своей серой древесной жизни.

Сколько отшумело тысячелетий, пока в глухом лесу, рядом с мёртвым скрипом деревьев, родился настоящий, живой голосок? Сначала, наверное, и он был вот таким же нудным, робким и слабым, как этот скрип.

Волны накатывались и накатывались, а дерево всё скрипело и скрипело. И я уснул.

Проснулся я не от шума, а от тишины. Ветер утих, замолчало дерево, и стало слышно, как падают с ёлки сухие хвоинки.

И вдруг дерево запело! Сперва тихо и робко, а потом всё смелее и громче. Запело живым голосом, и звуки неслись не с ветвей, а изнутри ствола, из самой древесной сердцевины. Дерево верещало, стрекотало, что-то выкрикивало — дерево пело!

Это был не сон. Было утро, и я видел, как ленивым колечком поднимался с лесной полянки туман. Росинки стреляли в солнце синими и красными стрелами. А на сучке зевал и потягивался дятел.

Может, вот так когда-то и родился в лесу живой голос?.

Не хотелось вставать, а ещё больше не хотелось разрушать тайну поющего дерева.

Тайну разрушил дятел. Как волшебную палочку, поднял он вверх свой длинный нос, качнул головой и громко крикнул. И дерево в ответ на крик вдруг запищало, завопило отчаянно и нетерпеливо. Оно уже не пело: оно кричало, звало, торопило, просило и умоляло.

У каждой загадки — своя отгадка. В дереве дупло, в дупле — гнездо, а в гнезде — дятлята.

Всю ночь дерево качало их и баюкало, песни им лесные скрипело. Утром пришёл их черед, и понеслось из дерева настырное и голодное верещание.

Много тысячелетий слышался в лесу унылый скрип. Но когда-то зазвучал в нём первый живой голосок. И может, вот так же зазвучал на рассвете, в дупле, под надёжной защитой какого-то дерева.
--- Конец цитаты ---

Галина:

Друзья! Мы рады представить проект по созданию фильма о вальдорфской педагогике в России, приуроченного к празднованию 100-летия в 2019 году. Наша команда Алексей Чеботок, Дмитрий Сущевич, Елена Маковская, Elena Ogareva, Татьяна Высогорец много трудится, добывая и обрабатывая материал, выстраивая и организовывая процесс съемки. Мы мечтаем показать в фильме все самое интересное, ценное и чудесное, что произошло с вальдорфской педагогикой в России за последние 25 лет, и как проходит школьная жизнь в наши дни. Мы планируем съемки по всей стране и строим грандиозные планы по включению в фильм не только историй создания и жизни школ, но и новые тенденции в развитии вальдорфского движения в России.
Если у вас есть необыкновенная история, связанная со школой, людьми в вальдорфском сообществе, которую точно необходимо рассказать всем, или в вашей школе имеется уникальный видеоархив, пишите нам - waldorf100russia@gmail.com.

Галина:
фото группы в Томске, год примерно 1996...
ВАЛЬДОРФСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

ТОМСК.
Часть 1
1.
Год 1990…
Май. Видимо, май, так как в школе Академгородка еще идут занятия. И в Томск приехала солидная группа педагогов, ученых с миссией – РАССКАЗАТЬ! Показать о возможностях новых направлений в педагогической жизни. Это был выездной семинар родителей и учителей на базу отдыха на реке Обь.
   Монтессори и Роджерс-педагогика, педагогика Льва Толстого и развивающего обучения… Вальдорфская педагогика! Вот как к нам в Томск инкарнировалось это необыкновенное, ослепляющее и покоряющее направление. Это движение представляла ЭНЭ СИЛЬВИЯ САРВ – сама из Таллинна. Закончила вальдорфский педагогический семинар в ЭМЕРСОН – КОЛЛЕДЖЕ в Англии. Защитила диплом по теме «РАЗВИТИЕ ВАЛЬДОРФСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РОССИИ». И прямо из Сибири и пошли первые волны.
Уже через несколько месяцев пришло приглашение на ознакомительный семинар по вальдорфской педагогике, который и состоялся осенью в …КРАСНОДАРЕ! И приехало 350 человк! И педагоги Эмерсон –коледжа нам открывали волшебный мир, где – дети это – ДЕТИ!!! Где взрослые – волшебники… Волшебники, владеющие всем и многим… Из Томска нас приехало трое…
Далее семинары были два раза в год, по две недели. В Таллинне, в основном.  Дважды в Екатеринбурге… Так наш поток и доучили  (и выпустили в жизнь в 1995 году) педагоги из Англии. Педагоги из Германии, Швейцарии.
Мне, Галине Райниной, посчастливилось попасть в этот прекрасный, чудесный поток – в первую волну, в первый набор… В 1995 году  защищала диплом по теме «РАЗВИТИЕ ВАЛЬДОРФСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ГОРОДЕ ТОМСКЕ».  Далее в Таллинне учились многие друзья из Томска… Набор делали каждый год.
Надо уточнить такой момент. Нас, из России, закончивших вальдорфский семинар в Таллинне, в 1995 году было …12 человек…

2.
…В Томске, к тому времени, я вела авторскую программу,  как воспитатель. Получила сертификат «Воспитатель-методист», проводила семинары. С открытием вальдорфского мира – ТУТ ЖЕ – стала читать лекции, проводить практические занятия по вальдорфским методикам. Все – предстоящая часть моей педагогической жизни, ВНОВЬ, трансформировалась.
   Я приезжала из Таллинна и сразу же читала лекции и проводила  практичесие занятия по тем же творческим мастерским, которые только что освоила. Позднее, много позднее, я задумывалась – как такое было возможно…  Я вела живопись, рисование форм, лепку и …эвритмию. Мы шили кукол… Занимались рецитацией. Ботмаровской гимастикой… Господи! Как это получалось? Кто помогал мне как не духовные существа!?
   Отметить стоит тот факт, что у вальдорфской педагогики в Томске тогда (всегда?)
 Были покровители.
Тогда директором в школе Академгородка был Тузов Олег Леонидович! Он многие годы для развития вальдорфской педагогики создавал условия. Позднее, перейдя в институт усовершенствования учителей, открыл сообщество «»Пеленг – на базе которого какое-то время и шел процесс вхождения вальдорфской инициативы в городе и области…
Тогда создалась возможность при школе Академгородка ОТКРЫТЬ другое направление! Эксперементальное. Через год, отпочковавшееся и ставшее школой «ЭВРИКА РАЗВИТИЕ» - школой диалога культур. И вот она, неоценимая роль Татьяны Михайловны Ковалевой (ныне ПРОФЕССОР в Москве) – она была и инициатором, и движителем, и научным руководителем. Она отстаивала, защищала, представляла школу… Она благословляла вальдорфское направление… И школа «Эврика - развитие» действует до сих пор! И при этой муниципальной школе – несколько педагогических культур, в том числе, вальдорфское направление. И -10 классов вальдорфских…
Тогда… группы дошкольные создавались тут же, после первых лекций! Уже в 1991 году при  садике Академгородка открылась первая вальдорфская группа. Потом вторая. Потом – в городе, одна – вторая… Увлеченные родители ездили, учились, одновременно создавали условия для развития малышей в пространстве свободы духа. Те первые педагоги – Татьяна Иконникова, Татьяна Фишер - организовывают семинары и курсы в дошкольном направлении для России.
Тогда в институте повышения квалификации учителей руководителями, которые способствовали развитию направления ВАЛЬДОРФ, были дальнозоркие, мудрые люди. Зав. Кафедрой воспитания – Колесникова Нина Владимировна, умнейший человек и сильнейший организатор! А Ректор говаривал мне о том, что он сам не понимает основ антропософии. Не все ему ясно в методиках вальдорфских. Он съездил в вальдорфские школы Скадинавии с делегацией руководителей… Так вот он г о в а р и в а л так, мол, я не понимаю. Но! А что если  за этой методикой – будущее?! Существуй (только свечи на занятиях не зажигай!).
Тогда заведующим ОБЛОНО был невероятно мудрый, волевой  человек! И он не исключал возможности проведения семинаров по вальдорфской тематике в районах области. Я выезжала в десяток северных районов (Зырянский, Асиновский, Молчановский, Колпашевский, Чаинский, Первомайский, Томский…) – читала лекции о воспитании детей, о ПОДРАЖАНИИ и ПРИМЕРЕ, АВТОРИТЕТЕ и АВТОРИТАРНОСТИ, педагоге: СОБЕСЕДНИКЕ – НАСТАВНКЕ в старших классах… В Стрежевом неделю собирались аудитории под сто человек – всем нужны были такие знания!!!
…На какое-то время п о с о в е т о в а л и  называть в официальных бумагах не вальдорфская педагогика, а гуманная педагогика. Ладно! Она ж самая гуманная наша гуманная вальдорфская педагогика…

3.
1990 год,  поездки, семинары выездные. Муж Павел и мои родители, и моя сестра Наташа – помогали мне. В моей  семье к тому времени уже было ТРИ ДОЧЕРИ. Младшей на момент моего открытия вальдорфской педагогики было только два года. Подрастая, дети со мной, прозревающей и пытающейся слышать мир и себя, впитывали то, что есть ВАЛЬДОРФ. Позднее, когда старшая дочь уже  закончила университет, средняя училась на 3-ем курсе, они поехали учиться на вальдорфские семинары. Одна – в Москву, другая – в Санкт – Петербург. Заканчивали обучение обе в Кельне. Стали по сертификатам - учителями вальдорфских школ. Средняя – Варя – обосновалась в Москве, в школе «СЕМЕЙНЫЙ ЛАД», история. Наставником стал и продолжает быть  мудрейший человек – Евгений Николаевич Холяков. Старшая, Надя,  была приглашена для дальнейшего обучения в Гамбург, школа эвритмии. Где и получила диплом эвритмиста. И, по завершении, работала в г. Ярославле вместе с мужем – Кожуховым Константином, лечебным эвритмистом. В 2012 году они приглашены в созданную вальдорфскую школу г. Сочи. Где и работают в настоящее время. Младшая, Вера, поступив в Университет в Томске, переехала и доучивалась в Германи, Гамбурге и работает в вальдорфской школе на Альтоне социальным педагогом. Две старшие внучки и внук учатся в вальдорфских школах. В Сочи внук ходит в вальдорфский садик. Младшего внука Варя воспитывает до школы сама, как, впрочем, и двух других детей…

…В конце 90-х  стала писать брошюры по просьбе слушателей и друзей. И первые книги были как раз о том, о чем пело сердце – о вальдорфской методике. Они изданы в электронном виде на антропософском сайте «Библиотека духовной науки» http://www.bdn-steiner.ru/
«ВОСПИТАНИЕ к СВОБОДЕ» (1999 г., Томск) http://www.bdn-steiner.ru/modules/Books/files/Raynina.doc
«МЕСТО СТАРОЙ ГРУШИ. Соцально-педагогическое сочинение в 7 книгах» (2007 г., Сочи)  http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=4901 – книга первая «20 лет учиться (от рождения до 20 лет)» и т.д. – до ста лет…
Организатором и бессменным лидером антропософского сайта является Владимир Селицкий. Владимир с 2007 года предоставил мне возможность печататься на сайте. Там я, в рамках форума, вела разные темы, наиболее значимая для меня «РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ» http://predela.net/forums/index.php/topic,779.0.html
Эту тему я перенесла, позднее, на персональный сайт АНТРОПОСАРИЙ http://antroposarij.narod.ru/index/roditelskaja_akademija/0-5
Сейчас, на АНТРОПОСОФСКОМ сайте, в отделе форум, веду в основном, тему «КОНФЕРЕНЦИИ. СЕМИНАРЫ. ВСТРЕЧИ…» http://predela.net/forums/index.php/topic,931.msg12123.html#msg12123

Приложение:

Тузов Олег Леонидович:
ЧУ НОУ СИБИРО «ПЕЛЕНГ»
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ "ПЕЛЕНГ"
Регион: Томская область
Адрес: 634021, г. ТОМСК, ул. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, д. 39
Подготовка кадров с высшим образованием

Ковалева Татьяна Михайловна:
Москва.  МПГУ,  Факультет  ОК МПГУ,   кафедра педагогики.

 О.Г. Андрейко, М.П.Пальянов (тогда, в 90-е годы, светлая память)
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО)
Томск, Пирогова, 10

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии