Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

100 ЛЕТ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ПУТЬ В БУДУЩЕЕ!

<< < (3/11) > >>

Галина:

Продолжаем знакомство с вальдорфскими детскими садами по всему миру. "Маленькие львы" - ясли и детский сад в северо-восточном Онтарио - вдохновляет и рассказывает об основных принципах вальдорфского подхода.

https://youtu.be/M3EVaRW2lh0 (на английском языке)

источник: https://vk.com/waldorfsadorel

Галина:
ВАЛЬДОРФСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

ТОМСК.
Часть 2.

Судьбе было угодно…

90-е годы. …Несколько раз подряд в Томск приезжала Татьяна Николаевна Дунаева – математик! Педагог, психолог… И проводила встречи, тренинги с группой интересующихся самосознанием, самоопределением… Мне, как организатору встреч, спуску не было.
   …Говорили о новом подходе в воспитании, обучении… Конечно, о вальдорфской методике… Рисовали, танцевали… И вот он, вопрос, что называется «в лоб»: « Галина, когда ты, лично ТЫ – откроешь такую школу? Когда ты, лично ТЫ, станешь учителем такой школы?…» Это был подвох. У меня другая ситуация. У меня своя …миссия. И все же… было так, что я ответила – через несколько лет. Пепред пытливыми, внимательными взглядами друзей. «А конкретнее?» …к 1999 году!!!
   Это было еще очень далеко…
И летом 1998 года  «судьбе было угодно…» - после ряда переговоров мне предложили ШКОЛУ. Это была Загородняя школа-гимназия, которая осталась без ряда учителей и «командования». И предложили – создать Программу. Так, Программа-то есть – вальдорфская методика! Вот и ладно. Работайте… Адаптируйте под наши условия.
   Это было просто какое-то состояние взлета! Рядом оказались люди – единомышленники… И учащиеся на вальдорфских семинарах, и у меня на курсах… Мы месяц буквально жили в этом здании бывшего детского садика. Подбирали краску для окраски стен в классах… Занимались мебелью. Планировали – адаптировали. Продлевали лицензию… Да, классы, т.е. дети – уже были. Оставшиеся в наследство… С 1-го по 9-ый… Я ежедневно для педагогов читала лекции по вальдорфской педагогике и проводила занятия по рисованию форм, живописи, лепке… Для тех педагогов, которые не ушли, остались… Слушали с удовольствием, - интерес был. Позднее проводила встречи для родителей «Родительская академия»….
   …Первое сентября справляли на теплоходе! Путешествием по реке Томи. С родителями и детьми.
   Так я стала по штату – научным руководителем школы в основу Программы которой была положена вальдорфская методика.
И это не все.
Дедушка привел в школу внучку… Возьмите! Девочка Аленка – ангелочек такой. С ожиданием в глазах… Первый класс их 5-и человек был набран ранее и подготовлен. Эта Аленушка не вписывалась и была меньше по возрасту. Вот, мы создаем для нее другой – первый класс! Подготовительный (нулевой). Я становлюсь учителем этого класса. У нас шикарные условия – раздевалка на …12 человек. Классная комната… Спальная комната… И работаю по методике первого класса вальдорфской школы с одним ч е л о в е к о м – Аленкой.
Вот он – ответ, что год открытия вальдорфской школы будет к 1999…  Конечно, тгда уже было ясно, что это год в духовном плане особенный…
Я вела дневник моего наблюдения-развития в первом классе – прилагаю сохранившийся фрагмент.
А школа – просуществовала – полгода… Мы справили прекрасный НОВЫЙ ГОД!!!  Мы начали третью четверть… И, (как это?) – обвал доллара. Родители наши могли платить за обучение детей в школе. Но – не в таком эквиваленте. Начали устраивать детей по  месту жительства. Кого-то учили-доучивали… Но к лету вопрос был решен – наш завод, от которого существовала и школа, и помещения, и проплаты коммунальные и зарплата педагогам, и поварам и всему персоналу  – был не в состоянии решать наши вопросы: самим бы выжить…
   Да…
И только лет через  десять в Томске вновь открылся первый класс, при школе «Эврика - Развитие».

Приложение.

Дневник наблюдений Галины Райниной (фрагмент) - 1 вальдорфский класс в негосударственной загородной школе-гимназии г. Томска 1998-1999 учебный год

Галина:

Семейная клиника "Митера". Антропософия

История формирования Вальдорфсого образования

Первый настоящий преподавательский опыт Рудольф Штайнер получил, будучи учителем в семье венского коммерсанта Ладислава Шпехта, где ему было поручено подготовить к начальной школе трех детей. Четвёртого мальчика воспитателю отдали на полное попечение, т.к. тот страдал гидроцефалией, был физически и умственно отсталым и, по мнению, знаменитого семейного врача Байера (учителя Зигмунда Фрейда), был совершенно не способен учиться. Сам же Рудольф Штайнер видел в ребенке скрытые большие духовные возможности.

В качестве учителя в этой семье он пробыл шесть лет, и в результате его усилий мальчик не только полностью излечился от болезни, но более того окончил обучение в гимназии, затем институт и стал врачом.

Вдохновленный успехом своей методики преподавания, в 1907 году Руддольф Штайнер пишет свою первую книгу в сфере педагогики - «Образование ребенка». В своих публичных выступлениях он в красках описывает школы нового типа. Его лекции произвели такое впечатление на рабочих табачной фабрики "Вальдорф-Астория", что они попросили своего директора Эмиля Мольта создать подобную школу при фабрике, что собственно и послужило источником имени «Вальдорфская». Так, 25 апреля 1919 года была создана первая школа нового образца.

Сейчас вальдорфское образование практикуется по всему Миру в более чем 2500 признанных свободных учебных заведениях и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Галина:
ВАЛЬДОРФСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Часть 3.

СОЧИ.



Свободная общеобразовательная вальдорфская школа "Добрый путь" города СОЧИ.

20 Июнь 2011, 08:00:3
 (РЕТРОСПЕКТИВА)
          …Мы только что приехали...
                      Ездили в Сочи!
   Как группа поддержки в… ВАЛЬДОРФСКУЮ ШКОЛУ!                                                                   
                Первый класс будет с первого сентября 2011 года!
Жили там три дня - это мы: Варя, СРЕДНЯЯ ДОЧЬ, с детьми и ... мама Вари, и ..., она же, бабушка. Это я - Галина Васильевна.
                  Хотя отправлялись на несколько часов: туда и обратно. Познакомиться…
Провела я там небольшие занятия для родителей садика (ВАЛЬДОРФСКИЙ садик уже пару лет) и учителей класса.
У них очень много дел по оформлению. У них - много задумок...  И у них ЕСТЬ лидер - Федор Федорович. И – Юленька, его супруга  – душа детей и проекта.
Есть для первого класса учительница – Татьяна Анатольевна, она сделала уже два выпуска  (начальные классы) в вальдорфской школе   во Владимире…  но – все по порядку…
                                                   
  1 сентября 2011

  Михайлович Федор Федорович.
Сибиряк, затем – москвич, а с 2009 года – сочинец. Получив диплом инженера водного транспорта в Новосибирске, он сделал блестящую карьеру в Москве, создав в конце 80-х прошлого столетия Международную строительно-промышленную ассоциацию «МОССИБ», занимавшуюся строительством и реставрацией объектов более чем в 75 странах мира – в том числе дворцов, правительственных резиденций, Новосибирского театра оперы и балета, гостиницы «Националь» в Москве. В 2001 году он стал Президентом Ассоциации строительных компаний «Росзарубежстрой» и президентским указом был удостоен звания «Почетный строитель России». В 2006 году журнал «Политика» назвал его «Человеком года»  – «За большой вклад в возрождение России».
Казалось бы, о чем еще мечтать человеку, у которого есть и связи, и деньги, и солидная репутация в строительном бизнесе, причем не только в России? А он и не мечтал, а действовал, причем в разных сферах, порой весьма далеких от строительных: стал одним из основателей Международного клуба «Атлант», почетным профессором Европейского университета Международной академии наук о природе и обществе, а за свои научные труды по здоровому образу жизни был награжден Золотой Медалью имени Петра Первого.
И чем же, думаете, он занимается сегодня в Сочи – с его-то бесценным опытом строителя? Конечно, снова строит! Только на этот раз – собственную школу вальдорфской педагогики «Добрый путь», где, если
верить гимну школы, дети, родители и педагоги собрались, чтобы вместе учиться и при этом дарить друг другу радость.

Федор Федорович, с чего Вы, известный строитель, успешный человек, решили податься в педагогику?
– С того, что и у строителей есть дети, а у меня их трое. Началось все с детского сада при московской школе «Семейный лад», куда ходила моя старшая дочь Настя, а следом подрастала Полина... Можно сказать, именно тогда вальдорфский «вирус» поразил нашу семью, и когда 7 лет назад мы переехали в Сочи, начали искать здесь единомышленников – вальдорфских педагогов, неравнодушных родителей.
Родители нашлись: как и мы с женой, они были не согласны с той методикой обучения, которую сегодня предлагают государственные школы. В первую очередь это касается самих программ, а также системы отчетности, в жесткие рамки которой загнаны и учителя, и дети.
Наконец, мы не можем согласиться с ЕГЭ, который приучает детей не познавать мир и самих себя в этом мире, а правильно нажимать нужные кнопки. И таких родителей, обеспокоенных будущим своих детей, огромное количество! Другое дело, что многие возмущаются, но выхода из этой ситуации не видят: поди поспорь с чиновниками нашего обязательного образования... Но некоторые все-таки берут на себя ответственность и переводят детей на семейную форму образования.
В помощь таким родителям и появились организации, подобные нашей. Мы понимали: если хотим чего-то добиться, одним родителям не справиться, да и дети не должны чувствовать себя обособленными. И 5 лет назад мы организовали такую школу, но с учетом того, что создана она по инициативе родителей и имеет статус частной, возникает проблема с получением лицензии.
Возможно, тех, кто ее выдает, настораживает не всем понятное название Вашей школы?
– На самом деле все гораздо прозаичнее: мы не могли купить в Сочи большой участок земли и на нем затеять глобальное строительство, а вынуждены были приобрести уже существующие помещения, достроить их и переоборудовать под классы, мастерские, обустроить территорию, сделать спортивную площадку, возвести спортивно-концертный зал. Осталось все это перевести из статуса жилых помещений в нежилые, что, поверьте, сделать в Сочи не проще, чем построить. Но мы над этим работаем: проект готов, бумаги на подписях, все предписания пожарных выполнены. Так что лицензию надеемся получить в ближайшее время. Следующий этап – аккредитация, но по закону мы имеем право подавать на нее только через четыре года после получения лицензии. Вот такой получается замкнутый круг.
Но пока движетесь по нему, школа Ваша все-таки работает?
– И еще как работает! Сегодня у нас уже 8 классов и 100 детей, которые находятся на семейной форме обучения. А мы помогаем им не ощущать себя в изоляции, вне школы. Дети ходят в школу, вместе с ними учатся и родители. Вот такой у нас симбиоз, который, я убежден, вообще должен стать приоритетом в нашей стране. Родители не должны сдавать ребенка в школу, как какую-то казенную вещь – они должны осознанно приводить его именно в эту школу, понимая, зачем сюда привели, что с ним здесь и как происходит. 
Активные и заинтересованные родители – существенная часть концепции вальдорфской педагогики. Наши родители обязательно участвуют в воспитательном и образовательном процессах: в праздниках, походах, поездках. Постоянный диалог с родителями делает нас не просто образовательным учреждением, но местом жизни и культурным пространством.
И как происходит обучение в вальдорфской школе?
– Особенность вальдорфской педагогики состоит в том, что она рассматривает человека как целостность его физической, душевной и духовной сути. Наш учебный план составлен с учетом развития природных способностей каждого ребенка и укрепления его веры в собственные силы. Подача материала начинается с восприятия: увидеть, пережить, удивиться – и на основе этого делать выводы, строить теории. Многогранность мира помогает раскрыть ребенку и творчество – через предметы эстетического цикла: эвритмию, музыку, ритмику, театр, живопись, скульптуру, садоводство, а также иностранные языки.
Кстати, при оборудовании вальдорфских школ отдается предпочтение натуральным материалам и самодельным игрушкам и пособиям, которые развивают фантазию детей.
А правда, что Вы не признаете оценок? И как тогда понять, каких успехов достиг ученик?
– В начальной школе мы действительно не выставляем оценок. Такая безоценочная система обучения, отсутствие соревнования не вызывает у ребёнка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достижений является сравнение его собственных успехов сегодня с тем, что он мог вчера. Индивидуальный подход избавляет ребёнка от лишних стрессов, исключает обесценивание его личности. Что же касается оценки успехов, в конце учебного года учитель пишет детальный отчет-характеристику на каждого ученика и анализирует его вместе с родителями.
А вообще методики работы вальдорфских школ очень интересные и разнообразные, можно найти массу источников. Коротко, расскажу о некоторых. Например, принцип «неопережения» развития ребёнка и одновременно предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. Учебный материал подается не темами, а большими учебными периодами – эпохами, каждая из которых длится 3-4 недели. Благодаря такому распределению материала ребёнок имеет возможность полностью вжиться в него. На всех этапах обучения день разделён на три части: духовную, где преобладает активное мышление, душевную – обучение музыке и эвритмическому танцу и креативно-практическую, во время которой дети учатся лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить.
Основу вальдорфской педагогики составляет метод «душевной экономии»: он заключается в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на каждом этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребёнка, апеллируют к чувствам, а не к интеллекту. В младшей школе на уроках рукоделия и во время подвижных игр развиваются мелкая и общая моторика, индивидуальная и групповая координация, что очень важно для интеллектуального и социального развития. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребёнка.
Индивидуальность может развиваться свободно только в том случае, если ничто её не подавляет – думаю, с этим никто не поспорит. Но, положа руку на сердце, всегда ли в наших общеобразовательных школах вокруг детей создается здоровая социальная среда? Другое дело – вальдорфская школа, где особое внимание уделяется именно душевному комфорту ребёнка. Этому способствует и дружная атмосфера в классе. Наши дети объединяются на занятиях эвритмией. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Совместные спектакли учат действовать сообща, уважать друг друга, помогают в дальнейшем избежать неудачного социального опыта.
Но кто же Ваши педагоги, которые должны на практике осуществлять все эти принципы и методики? Где находите специалистов – или готовите их сами?
– Сегодня у нас в штате 30 человек, все учителя имеют профильное высшее образование, есть заслуженные педагоги, но главное – они ежегодно посещают соответствующие курсы и обязательно проходят обучение по вальдорфской методике, которая по подходу к ребенку, к изучаемым предметам, на мой взгляд, сегодня является лучшей в мире.
Одной из первых начала работать по вальдорфской программе с малышами в частной студии «Тропинка» г. Уфы Альбина Ринатовна Мамедова. В начале 2011 года наши пути пересеклись с Татьяной Анатольевной Качаловой, за плечами которой уже был опыт создания вальдорфской школы в качестве родителя и 10 лет работы классным учителем такой школы во Владимире. Как раз тогда и пришло решение открыть вальдорфскую школу в Сочи. А мне пришлось стать главным меценатом проекта, взвалив на себя ответственность за материальное обеспечение и финансирование проекта. Ну, а дальше – на одном из вальдорфских семинаров для учителей познакомились с Марией Георгиевной Сухомлиновой, работавшей классным учителем в «Новой школе» г. Жуковского. Под руководством Галины Васильевны Райниной, бывшего вальдорфского учителя из Томска, начала работать Родительская Академия. Нашлись и первые учителя-предметники: учитель музыки из Адлера Надежда Харлампиевна Евграфова, которая впоследствии стала автором нашего школьного гимна, учителя физкультуры, иностранных языков... Из Ярославля приехали эвритмисты Константин Юрьевич и Надежда Павловна Кожуховы.
Не скрою: первые учебные годы дались школе нелегко. Сменилось несколько учителей английского языка, не все приезжие учителя оказались готовы к особым трудностям, не всем удалось установить контакт с родителями. С другой стороны, и не все родители хотели активно участвовать в школьной жизни своих детей. При этом ни управление по образованию и науке, ни администрацию города идея вальдорфской школы не заинтересовала. На помощь государства рассчитывать не приходилось. Но всё же школа выжила! Да, у нас не было лицензии, аккредитации, но на помощь нам пришла известная московская школа «Путь зерна», которая подставила нам своё юридическое «крыло».
Сегодня в Первой вальдорфской школе г. Сочи «Добрый путь» работают вальдорфские педагоги из Санкт-Петербурга, Ярославля, Красноярска, Иркутска, Томска. Чтобы создать им комфортные условия для жизни и работы, пришлось построить для сотрудников общежитие, гостиницу, жилой дом на 8 семей – здесь же, рядом со школой. Нашлись и сочинские учителя, для которых вальдорфская педагогика стала делом всей жизни. Появился у школы куратор из Германии, где и родилось это движение. Школа готовится стать членом Российской Ассоциации вальдорфских школ.
Федор Федорович, даже короткая экскурсия по Вашим «владениям» впечатляет: уютные светлые классы, мебель из натурального дерева, в каждом классе умывальники и душевые кабины на этажах, уж не говоря о роскошном спортивно-концертном зале... При этом Вы говорите, что от государства не видели ни копейки. Возникает вопрос: откуда деньги на все это? Возможно, только местные олигархи могут финансировать здесь учебу своих детей?
– Наши родители – отнюдь не олигархи. Ключевое слово другое – они неравнодушные к судьбе своего ребенка и осознанные. Проще отдать свое чадо в обычную школу – и потом голова не боли, там за тебя все уже придумано. А здесь надо думать самим. Поэтому прежде, чем отдать нам своих детей, родители приходят, смотрят, разговаривают, ходят на семинары. Пока таких думающих родителей в Сочи не слишком много – в том же Иркутске, к примеру, в такую школу не попасть: там в 1-й класс могут записать 30 ребят, а приходят 150.
Если же называть конкретные цифры – пожалуйста: месячная плата у нас составляет для родителей 15 тысяч рублей. И вот тут у меня возникает вопрос: если Конституцией России закреплено право каждого гражданина на бесплатное образование, почему родители, которые взяли на себя ответственность домашнего образования ребенка, не могут получить на эти цели какие-то минимальные деньги? Допустим, есть норматив: 5 тысяч рублей выделяется на одного ребенка в государственной школе – так отдайте эти деньги родителям, чтобы они, если есть на то желание и возможности, смогли обучать своих детей дома или в такой частной школе, как наша. Но это будет уже не «обязаловка», а их осознанный выбор. Кстати, в Москве несколько семей подали в суд иск с требованием помощи от государства на финансирование образовательного процесса по семейной форме и сейчас получают пособия!
Кстати, я сам работаю, можно сказать, на общественных началах, без зарплаты. И за своих детей, которые ходят в нашу школу, плачу побольше других – по 25 тысяч рублей.
Потому что на мне коллектив из 30 человек и 100 детей. Плюс 12 дошколят, которые посещают наш детский сад, а потом, будем надеяться, плавно перейдут в школу.
Сейчас у нас 8 классов. На следующий год будет 9, потом 10 – то есть школа растет! С этого учебного года при ней начинает работать Центр творческого и физического развития ребенка, то есть во второй половине дня дети смогут ходить в различные кружки: это и танцы, и пение, и хор, и спорт, и рукоделие, а могут факультативно заниматься учебными предметами. Могут переключаться с творчества на спорт. Делать уроки под присмотром педагогов. Причем в этот центр могут приходить дети и со стороны.
Вы же видите: таких столярных, гончарных мастерских, таких секций живописи, такой сцены, где мы ставим настоящие спектакли – другой такой базы при школе в городе нет!
Мне нравится высказывание Франсуа Рабле: «Ребёнок – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». В глобальном смысле наша задача – поднять флаг, зажечь искру, из которой потом возгорится пламя!
Интервью вела Нина Булычёва, журнал "ОГНИ СОЧИ", 2016 г.

Все 7 репортажей о школе показывают ПУТЬ!

ПЕРВАЯ ЭПОХА: 2011 - 2012 учебный год: один первый класс, одна группа дошкольников,  «Родительская Академия» - смотреть здесь
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,806.0.html
 
ВТОРАЯ ЭПОХА: 2012 - 2013 учебный год. ТРИ КЛАССА! Две группы дошкольников, студия "Мама и малыш", "РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ", семинары по интересам,  страничка в фейсбуке... Смотреть тут:
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,872.0.html

ТРЕТЬЯ ЭПОХА: 2013 - 2014 учебный год. ЧЕТЫРЕ КЛАССА! Группа дошкольного развития. Семинары. Походы. Праздники... Все здесь, на сайте школы: www.waldorfsochi.ru

ЧЕТВЕРТАЯ ЭПОХА: 2014 - 2015 учебный год. ПЯТЬ КЛАССОВ! Пять к л а с с н ы х  УЧИТЕЛЕЙ! Новое перестроенное здание для школы, отдельное здание для ДЕТСКОЙ СТУДИИ... Этот репортаж - http://predela.net/forums/index.php/topic,782.0.html

ПЯТАЯ ЭПОХА!!! Год 2015 - 2016 ШЕСТЬ КЛАССОВ! Шесть классных учителей! Две группы детского садика. Около десяти направлений д о п о л н и т е л ь н о г о   образования. Построено здание для школьных учителей, большой современный спортивный зал...
http://predela.net/forums/index.php/topic,941.0.html

ШЕСТАЯ ЭПОХА!!! ГОД 2016 - 2017. ВОСЕМЬ КЛАССОВ! Здания для младшей школы и старших классов, добавилось отдельное помещение для мастерских и эвритмии. Прекрасно функционирует ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. родительская академия. библиотека...
http://predela.net/forums/index.php/topic,946.msg11657/topicseen.html#msg11657

СЕДЬМАЯ ЭПОХА!!! ГОД 2017 - 2018. ДЕВЯТЬ КЛАССОВ! ТРИ группы дошколят! Полностью перестроены помещения в школе для освоения необходимых Программ.  Пришли новые педагоги и приглашен Директор школы...
http://predela.net/forums/index.php/topic,949.msg11893/topicseen.html#msg11893 .

Репортажи о школе создавала и размещала на антропософском сайте БДН - Райнина Галина.



Галина:

"Вальдорфская школа". Документальны фильм 1992 года.
О школе им. Пинского (1060), о начале вальдорфского движения в России, о вальдорфской педагогике.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=MbxsDxX8Myw

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии