Обратимся к этой интересной цитате. Она помогает понять важность поставленного вопроса.ЦитироватьТаким образом, мы находимся внутри седьмого малого цикла, который, в свою очередь, находится внутри пятого большого цикла. Выражаясь современным языком, можно было бы сказать, что мы живем в эпоху «пять/семь»: в пятую послеатлантическую культурную эпоху, то есть, в пятом большом цикле развития человечества, и в соответствии с эпохами господства Архангелов — в седьмом малом цикле, который пересекается с пятым большим циклом.
Седьмой цикл, мои дорогие друзья, знаменует собой некое конечное состояние. Современному, седьмому циклу предшествовал шестой цикл, связанный с господством Архангела Габриэля. Шестой цикл всегда является определяющим, ибо именно в нем подготавливается то, что должно произойти в конце. Но на этот шестой цикл все еще оказывает влияние пятый цикл, предшествующий ему. Цикл, связанный с господством Архангела Михаэля, начался приблизительно в 1879 году, цикл, связанный с господством Архангела Габриэля, — приблизительно в 1471 году. Этому циклу предшествовал пятый цикл, связанный с господством Самаэля, — Архангела, который получает свои импульсы от Марса.
В то время, когда начинается пятая послеатлантическая эпоха, продолжается господство Архангела пятого малого цикла — Архангела Самаэля. Но период его правления начался за три-четыре столетия до начала пятого послеатлантического цикла. Таким образом, малый цикл совпадает с началом большого цикла. Но это означает не что иное, как следующее. Большие циклы определяются Духами средней Иерархии. Третья Иерархия, к которой принадлежат также и Архангелы, находится на службе у более высоких Иерархий. Следовательно, закон числа действует так, что в начале пятого большого цикла период основной деятельности пятого Архангела совпадает с периодом деятельности более высоких Существ, принадлежащих ко Второй Иерархии и определяющих пятую послеатлантическую культурную эпоху.
Архангелу Самаэлю, воинственному Духу. Воинственные стихии нисходят на Землю из духовного мира. Этим началом эпохи души сознательной нам указывается на характер всей пятой культурной эпохи и также на то, что эта эпоха несет в себе предвестие, пророческое предвестие того, чем завершится, — после того как за пятой культурной эпохой пройдут шестая и седьмая культурные эпохи, — большой культурный период.
Если прислушаться к тому, о чем говорили люди на рубеже XIV и XV столетий, — люди, которые имели знание о процессах, протекающих позади внешних явлений, но говорили о них лишь в намеках, — можно обнаружить следующее. Можно обнаружить, мои дорогие друзья, уже в то время — именно в период правления Архангела Самаэля, находящегося под воздействием сил Марса, — указания на конец нашей большой эпохи. Таким образом, приводя число в связь с мировым свершением, овладевают апокалиптическим мышлением, учатся, так сказать, апокалиптически читать Вселенную (apokalyptisch das Weltall lesen). Для того, кто способен апокалиптически рассматривать мир, спадает покров с бесчисленных тайн.
…
После эпохи Рафаэля следует эпоха Архангела Самаэля, получающая свои основные импульсы от Марса. Человечеству прививаются воинственные силы. Число «пять» оказывается в оппозиции числу «четыре». Своеобразие перехода от «четырех» к «пяти» заключается в том, что число «пять» всегда оказывается в оппозиции числу «четыре». Если мы обратимся к древним мистериям, в которых ученики, адепты в течение долгого времени посвящались в тайну чисел, мы увидим, что они выносили из этого обучения глубокое убеждение, которое они облекали в следующие слова: «Отныне я знаю число зла, это — число «пять». Везде, где во Вселенной согласно тайне чисел вершит число «пять», имеют дело с миром зла (mit der Welt des B?sen). Число «пять» восстает против числа «четыре». Здесь принимаются великие решения, от которых, собственно, и зависит, в добре или во зле произойдет восхождение к числу «шесть».
Рудольф Штайнер Апокалипсис
Почему в низшую точку материализации человечество опустилось в пятой (послеатлантической, континентальной) эпохе, а не в четвёртой (атлантической) эпохе (исходя из того, что всего предполагается семь эпох в эоне Земли)?
На древнем Сатурне в жертве Престолов сущностно звучал зародыш нашей планетной системы. Шедшее навстречу его звучанию от Херувимов, Духов Гармонии, или Полноты Софии, ныне свой слабый отзвук находит в согласных нашей речи. В космосе субстанционально согласные звучат от знаков Зодиака, формируя человека и как телесное, и как душевно-духовное существо. На древнем Сатурне в сущностном звучании Херувимов творился мир неподвижных звезд, мир физического пространства. Их звучанием жертва Престолов была преобразована в существ времени, или личности. Слово стало Личностью иным, чем все вышестоящие Иерархии, образом. И бытие Времени-Личности побудило все Иерархии встать в особое отношение к творению: явить запредельное пространство в откровении, пойти на разделение мира и его существ, подчиниться закону возникновения в ином и прехождения. Бытию — вечному внепространственному — противостало небытие — временное, пространственное. А между ними простерлось становление. Становление вызвало нисхождение бытия по ступеням: состояний жизни, формы и т. д., которые стали развиваться во времени. Потребовалась организация этого развития, благодаря которому от циклов инобытия стал образовываться некий "остаток" — личность, "овеществленное" время, как сущность. Для этой цели из взаимодействия Херувимов и Престолов и изошли, упомянутые выше, особые служебные духи — Духи кругооборота времен. Они не являются иерархическими существами, а отпрысками Иерархий. Позже, подобно им, возникли отпрыски второй Иерархии — групповые души животных, отпрыски третьей Иерархии — элементарные духи природы.И вот человечество с этим внеиерархическим и подприродным остатком в Атлантическом периоде оказывается неспособным самостоятельно развиваться.
Рудольф Штайнер характеризует Духов кругооборота времен следующим образом: "Все, что совершается ритмически, что основано на повторении событий, — направляется Духами кругооборота времен, отпрысками существ первой Иерархии" (136; 7.III). В другой лекции он говорит, что они также прошли через человеческую ступень и в настоящее время в разной мере стоят выше человека. Все они могут оглянуться на свою прежнюю человеческую ступень и понять становящегося человека; а это значит, что и они прошли через ступень предметного сознания. Образовалось их по семь в каждом планетарном воплощении и три — в истекшем отрезке земного развития. Таким образом, продолжает Рудольф Штайнер, "двадцать четыре "человека" смотрят вниз на современного человека. Это существа, которых мы можем в хорошем смысле слова назвать регуляторами развития, регуляторами времени. Время связано с развитием. Это те 24 старца, которых мы встречаем в Апокалипсисе Иоанна" (104; 22.VI). Они распределяют работу элементарных духов Земли "...по временам года, т.е. вызывают смену времен года в разных частях Земли. Они представляют собой то, что мы могли бы назвать астральным телом Земли. ...с этими существами связаны все виды распределения времени (в том числе смена дня и ночи), упорядочение временных и пространственных отношений. ...Они подлинные носители сил, вращающих Землю вокруг оси" (136: 4.III).
Бондарев Г. А., Триединый человек тела, души и духа: Опыт осмысления методологии науки о духе.
Оставленные комментарии, естественно, интересны и полезны в своём роде, но, мне кажется, заострение внимания на конкретных деталях немного уводить от понимания сущности обозначенного мной вопроса. Особенно что касается невнятной мифологии нумерологии. Чтобы было понятно, что именно я имел в виду, я попробую пояснить некоторые аспекты обозначенной мной темы. Вкратце суть состоит в том, чтобы сфокусировать свои рассмотрения на "вертикальном" развитии, совершающемся через качественное изменение сознания, а не на "горизонтальном", протекающем во времени.
Вариант 1.
...По сути, в некотором смысле произошёл саботаж изначального плана духовной эволюции, заданного Свыше. Теперь мы задерживаемся на целую эпоху (а вернее даже - на две, так как провалились на ступень ниже четвёртой), и теперь необходимо навёрстывать упущенное.
Существуют ли не провалившиеся после четвёртой эпохи души? Полагаю, да. Очевидно, это те немногие посвящённые и их ученики, что смогли удержать себя от скверны и греха падшего земного мiра. Как в своё время ученики Ману после гибели Атлантиды были теми немногими, кто полноценно прошёл атлантический этап развития и гармонично вошёл в постатлантический.
Вариант 2. ...
Вариант 3. ...
Вас отлично поняли. На форуме много внимания было уделено развитию макрокосмического Человека, у которого свои горизонтали и вертикали, и без их учета не сможем иметь полной картины Мира.
Поднятая Вами "проблема" лишнее доказательство более сложного устройства Мира.
Вариантов много еще можно найти и на этом спекулировать, но не надо забывать и о доверии к Духовному Миру и не самообольщаться в своей прозорливости.
153. … Выделение Луны произошло в середине Лемурийской эпохи. До того у человека органы чувств не были открыты... он мог тогда пространство своего сознания наполнить различными чувствами и тепловыми явлениями изнутри; они обладали реальной ценностью и что-то означали. Но предметов в пространстве он тогда не воспринимал. Это началось только после выделения Луны". В связи со сказанным становится также очевидным, что сердце является исходным пунктом земного человека.102 (5)http://bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=2371&level=1370
Иногда живой диалог и серьёзное обсуждение не заменить копированием цитат, сколь бы глубокими сами по себе они ни были.Продуктивный, серьезный живой диалог строится на твердой почве, а усилия участников, плодотворны в совместном и согласованном действии, в сотрудничестве.
(_lector)Влияние люциферических духов на астральное тело людей, которое вы все время притягиваете в качестве доказательства, имело место перед выхождением Луны, а не теперь. Вы не понимаете элементарного: в каждой рунде есть две половины - в первой живут отстающие духи предыдущей рунды, затем они уступают место "новому человечеству". Прежде чем появился хомо сапиенс, телами пользовались отставшие Ангелы. Много ли сейчас людей, одержимых люциферическими ангелами? Вы так настойчивы в этом, что меня уже терзают смутные сомнения... (_vamp)
Чтобы было понятно об отставших существах – это именно они «остатки», остатки предыдущей эволюции, а не Божественные Иерархии, которые правильным образом ведут развитие мира и человека. Эти «остатки» необходимо возвышать, потому человек, рожденный из божественного, является посланником, представителем Божественных Иерархий, которые сами не могут жить на Земле, для возвышения «остатков», и одновременно для своего собственного развития, как новой Десятой Иерархии.
Поймем азуров, их характер, тогда легче будет. Они отстали на Сатурне, а на Сатурне человеческую стадию проходили Духи Личности, Начала, состояние древнего Сатурна – теплота, вначале душевная. Духи личности – у них было астральное тело, и Я. У Азуров нет никакого Я, а хоть какое «я» – это любовь, хоть к чему-нибудь. Например, наше земное «я» любит все обывательское, преходящее, но все же любит. Азуры вообще не имеют никакого понятия о любви, нет у них этого понятия. Азуры отстали – нет Я, нет любви, значит, нет и человеческих чувств, а мышление есть, есть минус Я, ведь должно быть равновесие. Идея внешнего пространства – полного безразличия, есть в нем кто-то, или нет – пространству безразлично. Посмотрите на проявление гравитации – ускорение свободного падения – все падают одинаково в вакууме, хоть гиря в 100 кг, хоть перышко, безразличие, нет даже личности – без-раз личие.
«И так же, как человек рождается из макрокосмоса как микрокосмос, как самосознающее Я- существо, так он проходит и обратный путь, когда своим Я-сознанием он постепенно вновь вживается в макрокосмос. Духовные власти постепенно отошли от человека после того, как все принесли ему свои жертвенные дары, дабы теперь он сам нашел путь к духовному восхождению, чтобы, сознавая себя и по доброй воле, он вновь вживался в духовное», библ.265, Р.Штайнер, стр. 322-323.
Что писать о гномах, азурах, иных вещах, если нет понимания, даже когда тексты Доктора приводишь. Познание – там, где равновесие в чувствах по крайней мере есть.
Теперь читаем у Бондарева: «Душа является тем местом, где человек развивает низшее «я» и, уже пользуясь им, пытается совершить акты творения из ничего, т.е. воссоединиться индивидуально с высшим Я» стр.153, « «Философия свободы» Р.Штайнера как основание логики…». «Низшее "я" приходит как вор, чтобы лишь грабить и убивать, и разрушать», Евангелие от Иоанна, 10 глава. Так какое творчество из ничего будет у этого низшего «я»? Разве я в своих мыслях руководствуюсь своим мнением? Не об Импульсе Христа говорит Бондарев, а о низшем «я». Найдите где-нибудь у Доктора, чтобы Он так заботился о низшем «я». Доктор более того говорит, что обыватель, т.е. человек исходя только из своего низшего «я» – самое страшное существо – «человеческое, слишком человеческое». Про это «слишком человеческое» слышим в Евангелии от Матфея, 19 глава: «Услышав это, ученики весьма устрашились и говорили: кто же тогда вообще сможет найти спасение? Тогда Иисус взглянул вверх и сказал: человеческому это невозможно, но Божественному в вас возможно всё». Какая может быть борьба? – никакой, если точно знаешь. Борьба там, где не признают истину, которая, как известна, одна. Хорошо Бондареву говорить о будущих Вулкане, Венере, Юпитере, - проверить не можем пока, а вот о нынешней Земле – это никак, потому что проверить все могут. Главный вопрос не о Вулкане и т.д. , хотя и это важно, эти состояния Земли будут, и они уже формируются, они – есть, а главное – будем ли мы там, на них?
...Спуск до глубочайшего пункта и последующий подъем не противоречат друг другу.
Мы можем наблюдать это повсюду [в пределах четвертой подрасы].
Личностное действительно должно было вначале проявиться так, как это представлено в сказании об Исаве и сказании об Иакове, а затем уже пройти очищение в гуманизме греков и величии римлян. В Одиссее лукавство и хитрость еще преодолевают культуру старосвященничества. Только из этих культур могло вырасти христианство, которое содержало в себе фактически все древние культуры, и потому было способно принять в себя и их.
По своему происхождению Иисус Христос считается галилеянином. "Галилеянин" означает "чужак" — тот, кто, собственно, никак сюда не относится; Галилея означала небольшой анклав, где мог быть воспитан тот, кто воспринял из своего социального окружения не только еврейскую, но и другие древние культуры.
В результате столкновения римлянства с северными народами возникла пятая подраса, в которой живем мы. Она подверглась также воздействию импульсов со стороны древних инициационных школ в нашествии мавров и арабов, пришедших из Азии. Все это происходит под влиянием тех же самых инициационных школ.
Мы можем проследить, как ирладские монахи, также как и все прочие, использующие научные методы, полностью инспирируются наукой мавров и арабов. Основной характер остается прежний, хотя и проявляется в новых формах. Только здесь, в пятой подрасе, христианство действительно получает возможность себя выразить. Оно минует эллинизм, пока подготавливается пятая культура, затем находит здесь для себя твердую почву и разветвляется в ряде наций. Все было тогда пронизано и инспирировано христианством. Наше материалистическое время является последним радикальным проявлением того, что было инаугурировано тогда...
Рудольф Штейнер
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЗОТЕРИКИ
В конце концов на ошибках учатся, если люди сознательные и рассудительные, а не ослепленные собственными неправомерными чувствами. Тогда эти ошибки, допущенные умными людьми, может, и гениальными, послужат предостережением другим, и обратятся во благо.
1.
…за всем тем, что имеет четкую форму, что может быть воспринято органами чувств, стоит Дух-Отец, Первый Логос. Нашим восприятием мы все это не изменяем. Но изменение происходит, когда мы действуем. Тогда мы изменяем не только окружающий нас внешний мир, но и действующие там силы. В тот момент, когда мы совершаем какой-либо поступок, происходит изменение на физическом плане.
2.
Второй областью, в которой человек сегодня также не самостоятелен, и соучаствует другой Дух, является речь. С помощью последней мы оказываем воздействие на мир, за которым стоит уже не только физическое, за которым стоит живое. В этом мире жизни остаются имагинации того, о чем мы говорим, формирующие силы, которые создают новые расы. Наша теперешняя раса образовалась из того, что стояло за словами прошлых рас. Эти силы встроены в нашу расу. Кроме того, в рассмотрение входят также имагинации сами по себе. Все это указывает на то, что нашими словами мы вызываем отклик в царстве Сына, царстве Второго Логоса.
3.
Мышлению в окружающем мире соответствует все, что может ощущать, сознавать. Все это имеет с нами нечто общее: восприятие…
…Законы природы есть не что иное, как мысли; созидающее, это Святой Дух. Восприятие представляет собой границу между обоими, где наши мысли соприкасаются с внешними созидающими мыслями. Таким образом, нашими мыслями мы можем воздействовать не на жизнь саму, а на все то сознательное, что вовне является мыслями как таковыми.
Рудольф Штейнер
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЗОТЕРИКИ
Религиозность необходимо обновить спиритуальными импульсами. А те религиозные учреждения, которые существуют, они необходимы отставшим душам, ведь и они должны получать хоть какую-то духовную пищу для своей души, какое-то утешение и надежду. Иначе произойдет хаос. С усилением личного эгоизма, а процесс этот будет углубляться, это материализм заканчивается, а война всех против всех – впереди, церковные учреждения постепенно отомрут сами по себе, ибо все поймут, что истинной пищи для души эти учреждения не дают.Не разделяю вашего оптимизма. В ветхие мехи не наливают молодое вино. Вы запамятовали, наверное, что спуск сознания не останавливается на минеральном=физическом - он продолжается в подфизическое и инфернальное...
...Р.Штайнер в «Философии свободы» доказал несостоятельность всех гениальных философов...
…надо обратиться к ответу, который был дан одним из Админов данного форума:
"…
Наш форум получил свое тело, это уже самостоятельный организм, и как он будет наполняться внутренне, как он будет одухотворяться, - уже на совести людей сюда заходящих. Поэтому будем объективны и толерантны, дорогие пользователи! "
От себя мне хотелось бы только добавить, что главное достоинство антропософского форума и сайта в том, что тут расматривается конкретное антропософское содержание. Поскольку у участников форума разные научные и эстетические ценности, разные, порой диаметрально противоположные политические взгляды, они воспитывались в разных религиозных или национальных традициях -и антропософию восприняли по-разному, для них исключительно важно не опускаться до низкопробного тона, низкопробных, порочащих высказываний в адрес ведущих государственных деятелей, (странно, когда это делают люди по 50-70 лет прожившие в полицейском в общем-то государстве, подставить что-ли хотят?)в адрес отдельных пользователей, не скатываться до обсуждения проблем, как говорят, ниже пояса, не подливать к антропософской тематике лоджку черномагического оккультного дёгтя итп. А истерия по поводу того, что всё плохо приводит только к демотивации, а положения не исправляет. Хотелось бы дополнить сказанное цитатой из лекции 1 174 а тома:
"Наше Общество объединяет в некий общий духовный поток принадлежащих к самым разным расам, народам, которые сегодня настроены враждебно по отношению друг к другу. Пусть же это приносит некоторое утешение! …
…»
Так и у нас кто-то придерживается запаных или американских ценностей, кто-то- общероссийских, но за этими отличиями хорошо бы помнить, что всё мы -антропософы.
Большая часть проблем с которыми сталкивается человек связана с отсутствием осознанности - невнимательному отношению к жизни. Чаще всего бытие в полной мере человек переживает пред ликом смерти - если конечно у него нет страха. В результате основная часть наших решений и действий носит половинчатый характер.
...Смерть, если взглянуть на нее из духовного мира, ясно доказывает, что дух всегда побеждает недуховное, что дух есть вечно живое, непреходящее, есть неиссякаемая жизнь. Смерть является доказательством того, что в действительности ее нет. Смерть есть только нечто кажущееся, майя. В этом огромная разница между жизнью, происходящей от смерти до нового рождения, и жизнью здесь, на Земле, от рождения до смерти.
Видите ли, ни один человек не в силах припомнить собственное рождение обычными физическими средствами познания. Своего собственного рождения никто не может доказать, сославшись на свой опыт, поскольку собственного рождения никто не видел собственными глазами. Рождение есть нечто, что не может быть наблюдаемо самим рождающим¬ся здесь в физическом мире.
Для человека рождение предшествует тому моменту, начиная с которого человек помнит себя. И само рождение не находится перед нами.
А смерть — и этим она отличается от рождения в своем значении после смерти — всегда как самое значительное, великое, живое, совершенное событие возникает перед духовным взором в течение всего времени между смертью и новым рождением.
Потому что смерть есть именно то, о чем мы имеем наше «я»-сознание после смерти. И как в нашей земной жизни мы не можем вспомнить момент нашего рождения, так в период между смертью и новым рождением мы с необходимостью помним тот момент, когда дух вырвался из тела, и это воспоминание стоит перед нашим душевно-духовным взором в течение всего пребывания в духовном мире. Потому что из этой смерти в связи с тем, что мы пережили здесь, вытекает для нас сила, которая нужна нам, чтобы чувствовать себя в качестве «я».
Можно сказать, что если бы мы не могли умереть, то не могли бы пережить свое духовное «я». Потому что переживанием своего духовного «я» мы обязаны тому, что можем физически умереть. Так обстоит дело для нашего «я». Это «я» усилено и укреплено тем обстоятельством, что мы переживаем в первые дни после смерти, когда еще живем в эфирном теле. Затем это эфирное тело снимается, мы просматриваем свою жизнь в обратном порядке, можно назвать это прохождением души через духовный порог. Но эта жизнь длится уже гораздо дольше, чем короткая (длящаяся всего несколько дней) жизнь, следующая непосредственно за физической смертью.
Сейчас распространено мнение, что тот, кто может видеть в духовном мире, видит сразу все. Я часто исправлял это бытующее мнение. Ничто так не заставляет быть скромным, как возможность по-настоящему заглянуть в духовный мир. Потому что можно долго вглядываться в него, но исследования отдельных фактов духовного мира — это действительно большая и длительная работа, происходящая в духовном мире в отношении сил духовного мира.