Из воспоминаний Фридриха Риттельмайера о встречах с Рудольфом Штайнером:
В разгаре лета 1915 года, когда из близкого Эльзаса доносился грохот канонады, а по вечерам над ландшафтом играли прожекторы, я сидел в Дорнахе перед изображением Христа. Это был бюст из пластилина, смоделированный в конце концов самим Рудольфом Штайнером. Он предупредил скульпторшу, и она в любое время впускала в свою мастерскую и разрешала сидеть перед этим изображением. Я пользовался разрешением, стараясь не мешать хозяйке мастерской. Медитируя перед бюстом, я вживался в Евангелия. Иногда я сравнивал изображения с Евангелиями, иногда Евангелия с изображением Христа. А потом обсуждал свои впечатления с Рудольфом Штайнером:
- Но, я не вижу в этом портрете семитских черт, - говорил я.
- Вы ошибаетесь, - был ответ. – Линия рта и подбородка – семитские, а верхняя часть лица арийская.
- Так, значит, Чемберлен и прочие правы, когда утверждают, что в Христе есть нечто арийское?
- Конечно, в Нем есть оба начала.
В своих лекциях Штайнер развивал мысль о том, что в далеком прошлом берут свое начало два ниспосланных свыше человеческих потока. Один возник в среде арийских народов, которым суждено искать Божественное Откровение во внешних сферах бытия. Другой сохраняется семитскими народами, которые обращены к Божественному откровению своей внутренней сутью. Оба эти течения соединяются в Христианстве. Именно это и отразилось в смоделированном Штайнером образе Христа.
- Я долго рассматривал этот бюст и вполне допускаю, что так выглядел Христос Евангелий. Но все-таки одного мне не хватает: выражения доброты.
- Тут вы совершенно правы, - ответил Штайнер. – Я пытался изобразить Христа в момент искушения. Но доброту вообще не удается передать в скульптуре, из-за отсутствия глаз. Поэтому я попытался вложить выражение доброты в жест поднятой левой руки. Когда-нибудь люди поймут, что под впечатлением этой доброты Люцифер добровольно бросается в бездну.
И он рассказал мне, почему смоделировал этот бюст. Ему стоило больших усилий признаться самому себе, что в Христе Микеланджело проступают черты Люцифера. Поэтому он дерзнул создать новый образ Христа, больше соответствующий действительности, открытой его духовному взору.
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,329.msg3251.html#msg3251