КАРЛ. (24 августа 1881 в Харьков - 6 августа 1957 в Базель)
Русский немец. Детсво и юность провел в Южной России. Природа русского ландшафта, психическая особенность ее людей, были те впечатления, которые врезались ему на весь срок его жизни. В 1900 г. поехал учиться в Берлин архитектуре. Потом он переселялся в Мюнхен, где он обращется к живописи. Отсюда он предпринимал путешествование во Францию, Италию и Венгрию. Поселившись в Мюнхене образовал ателье - место встречи молодых художников, которые, как и он сам, искали новые дороги в исскустве. В 1910 г при ходатайстве Софии Штинде он прослушал цикл Р. Штейнера «Тайны библейской истории сотворения мира», прежде чем он был еще членом тогдашнего теософского общества». Когда он увидел модель первого Гетеанума на фотографии в январе 1911 в докладе Рудольф Штайнера, он решал предоставить себя в егораспоряжение, как сотрудник в строительстве. В марте 1914 он прибыл в Дорнах, после того, как он обучался еще раньше в Мюнхене у скульптора по дереву.
Жил на стройке с русской диаспорой и входил в круг русских антропософов, часто являясь переводчиком и помогая им обустраиваться. Имел прекрасный голос и в кругу русских любил петь русские и украинские песни. Андрей Белый писал о Карле Кемпере, что он обладал большой физической силой и хорошим знанием всех столярных работ. Вскоре он стал бригадиром и вошел в творческий штаб наряду с Эдит Марион, скульптором Мани Кетчер. Он резал в архитравах, до тех пор пока он не призвался в 1916 к военной службе, которую он мог отрабатывать благодаря его владению русского языка как переводчик. При его возвращении в Дорнах в 1919 Рудольф Штайнер обосновывал заявление вокруг разрешения на проживание собственноручной отметкой: «Работа Карла Кемпера незаменима для Гетеанума».
О Карле Кемпере художница Маргарита Волошина написала статью в Германии в июне в 1958 г. опубликованную в «Антропософском вестнике». Она пишет: «Можно говорить без какой-либо оговорки, что содержание его жизни - всех мыслей и художественной работы - было Гетеанум. И, все же, очень немногие знают, чем мы обязаны всех этому человеку. Так как его услуги в первом, а также во втором Гетеануме, взнос для понимания строительства - как олицетворение антропософии - остались анонимными большей частью; ему только произведение Рудольфа Штайнера было важно».
Библиография: CarlKemper, «DerBau. Исследования к архитектуре и пластику первого Goetheanum», изданного Хильдой Раске под сотрудничеством Альберта фон Барафалле, Фридриха Хойслера и Георга Унгера. Доктор Шмид-Куртиус: О Карле Кемпере.