МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (16(29) августа 1891, Петербург - 1 октября 1955, Беверли-хиллс, Калифорния,США) - выдающийся русский актер театра и кино, педагог, театральный деятель, антропософ.
Племянник А.П.Чехова (сын брата писателя, Александра Павловича). По окончании Театр. школы им. А. С. Суворина при Литературно-художественного общества театре (1910) работал в этом театре (до 1912), затем в Моск. Худож. театре, 1-й студии Моск. Худож. театра / Моск. Худож. акад. театре Втором (1912-28, с 1922 - худож. рук. студии / театра). После эмиграции (1928) играл и преподавал в разл. театрах, студиях, снимался на к/ст Европы и США. Осн. роли: Царь Федор Иоаннович в одноим. пьесе А. К. Толстого, Хлестаков, Гамлет, Аблеухов в "Петербурге" А. Белого, Муромский в "Деле" А. В. Сухово-Кобылина и др. Чехов объединил разные актерские специализации, расширив спектр индивидуальных исполнительских возможностей. Создал оригинальную систему подготовки актера и актерской игры, впервые опубликовано в США ("О технике актера". Нью-Йорк, 1946). Лит. наследие Чехова в 2 т., включает также 2 кн. его мемуаров и мн. статей и док-ты, дважды изд. в России (1986 и 1995гг.).
К антропософии пришел в 1921 году, читая теософскую и индийскую литературу, вместе со своим другом режиссером МХАТа В.Н. Татариновым. На первых парах был поддержан М.В. Сабашниковой, потом А. Белым. М.А. Чехов регулярно посещает РАО, вскоре становится его членом. В 1923 году во время зарубежных гастролей МХАТа М.А. Чехов посетил Дорнах и встречался с Рудольфом Штейнером. Тогда же подружился с М. Бауэром с которым в последствии имел долгую и теплую переписку. К 1923 году в студии 2-го МХАТа М.А. Чехов и В.Н. Татаринов вполне легально образовали антропософскую группу, куда входили кроме них М.А. Скрябина, С.Г. Бирман, Б.М. Сушкевич, А.И. Чебан, М.А. Дурасова, Н.Н. Бромлей и др. По другим сведениям М.А. Чехов увлек антропософией чуть ли не всех студийцев, кот. было около 25 человек. В 1924 году была поставлена пьеса Н.Н. Бромлей "Архангел Михаил" и в ноябре 1925 г. "Петербург"(реж. Бирман, Татаринов, Чебан) А. Белого. Первая пьеса выдержала всего несколько показов и была снята властями с репертуара, последняя шла при полнейшем аншлаге и была снята после 19-го показа. Чехов совершенно гениально играл Аблеухова. Антропософская группа просуществовала до 1928 года, когда М.А. Чехов был вынужден эмигрировать. В 1929 году М.А. Чехов посетил умирающего М. Бауэра, который жил тогда в доме вдовы Х. Моргенштерна, Маргарет Моргенштерн. Тремя годами раньше в этом же доме умирал Трифон Трапезников. М. А. Чехов оставался верен антропософии до конца своих дней. В основанной М.А. Чеховым методике преподования актерского мастерства, кроются корни познания актером эвритмии и всей духовной науки в целом.