(псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (14 (26) октября 1880, Москва — 8 января 1934, Москва) — русский писатель, поэт, критик, стиховед, математик, антропософ. Один из ведущих деятелей русского символизма.
Борис Бугаев родился в семье известного профессора математики Московского университета. С 1891 по 1899 гг. учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова. В 1899 г. поступил на физико-математический факультет Московского университета. В 1903 г. Борис Бугаев с отличием окончил университет. Поступил на историко-филологический факультет (1904), в 1905 г. прекратил посещать занятия, в 1906 г. подал прошение об отчислении.
В 1901—1903 гг. вошёл в среду символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис) и «Гриф» (С. А. Соколов-Кречетов и Н. И. Петровская), знакомится с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. В 1903 вступил в переписку А. А. Блоком, в 1904 состоялось личное знакомство. В 1906—1907 жил в Мюнхене и Париже. По возвращении активно участвовал в литературной жизни. Выпустил ряд сборников стихов, роман, книги критических статей. С Э. К. Метнером и Эллисом (псевдоним Л. Л. Кобылинского) основал издательство «Мусагет» (1910). Сблизился и вступил в гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой. Совершил путешествие Сицилия — Тунис — Египет — Палестина (1910—1911; описано в «Путевых заметках», 1911—1922). В поездке по Западной Европе, в 7 мая 1912 г., в Кельне знакомится с Рудольфом Штейнером. Вскоре становится активным членом новообразованного антропософского Общества. Присутствует на большом количестве лекций Р. Штейнера. В 1914 — 1916 гг. в Дорнахе (Швейцария) участвует в строительстве Гётеанума. В это период А. Белым написана работа "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности". В связи с призывом на военную службу, 3 сентября 1916 года, возвращается в Россию . Ведет активную лекционную деятельность. В том числе и в образованном в России антропософском Обществе. В 1921 г. через Каунас выехал в Германию. С октября 1921 г. по октябрь 1923 г. жил в Германии, однако затем ему было разрешено вернуться в СССР.
Возвратившись в Россию, продолжает заниматься литературным трудом, в том числе пишет философско-антропософский трактат "История становления души самосознающей", а также "Воспоминания о Р. Штейнере". До конца дней своей жизни, остается верным последователем антропософии. Миф о том, что Белый в 1922 г. якобы порвал с антропософией и отвернулся от Р. Штейнера, распространялся преднамеренно определенными кругами, связанными с иезуитами, а также некомпетентными в оккультных вопросах литературоведами. Умер 8 января 1934 года в Москве.
В. Селицкий
* * *
Андрей Белый - наиболее яркий представитель младшего поколения русских символистов, благодаря которому это литературно-философское течение достигло в России наибольшего расцвета. Прозаик, поэт, культуролог, философ, мемуарист, литературный критик, блестящий оратор и символист.
Борис Бугаев родился в профессорской семье. Его отец, Николай Васильевич Бугаев, ученый-математик, был деканом физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна Егорова, талантливая пианистка, любительница музыки и литературы. Детские годы Бори прошли в интеллектуально и художественно на? сыщенной атмосфере «профессорской» Москвы, позднее неоднократно описанной писателем в своих мемуарных сочинениях. Противоположность между отцом, убежденным позитивистом, и импульсивной, идеалистически настроенной матерью, а также вызванные их идейной противоположностью напряженные отношения в семье, оказали значительное влияние на формирование характера и на круг интересов будущего поэта.
Окончив лучшую в Москве частную гимназию, Борис в 1899 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Закончив полный курс обучения в 1903 году, он в следующем году вторично поступил в университет, на этот раз на историко-филологический факультет, однако уже через год прервал занятия, чтобы полностью посвятить себя литературе.
Писать стихи и прозу Борис Бугаев начал с 16 лет, сначала в тайне от всех. Первые попытки показать свои юношеские произведения отцу натолкнулись на критику и насмешки, после чего он усомнился в своем призвании. Лишь духовная поддержка со стороны семьи Соловьевых помогла ему снова обрести доверие к себе. Михаил Соловьев, младший брат философа Владимира Соловьева, его жена и их сын Сергей были соседями семьи Бугаевых, они жили в том же доме на Арбате, этажом ниже. Соловьевы поддерживали интерес Бориса к искусству, философии, знакомили его с новыми идеями в литературе. В их доме в 1900 году Борис Бугаев присутствовал при чтении Вл.Соловьевым его только что законченной «Краткой повести об Антихристе», после чего они договорились о продолжении общения. Однако в том же году Вл.Соловьев умер, и встреча, произведшая на молодого Бориса неизгладимое впечатление, оказалась последней. Позднее в окружении Рудольфа Штейнера Андрей Белый был живым связующим звеном между основателем антропософии и русским духовидцем Софии.
Пройдя через кратковременное увлечение буддизмом и А.Шопенгауэром, Б.Бугаев окончательно признает своими главными «учителями» Вл.Соловьева и Фр.Ницше. Под влиянием их идей у него на рубеже столетий начинает складываться собственное мироощущение, в центре которого находится мистическое предчувствие и ожидание скорого наступления новой духовной эпохи. На этой основе возникают первые самостоятельные литературные произведения Андрея Белого, написанные в изобретенном им самим жанре «симфоний». Последние строятся по законам музыкального произведения со сквозными темами, повторяющимися лейтмотивами и произвольной линией сюжета. (Первая «героическая» симфония написана в 1901 году, за ней в том же году следует вторая - «драматическая»). Уже ранние «симфонии» Андрей Белый пишет своим неповторимым ритмизированным языком, которым он будет пользоваться во всех литературных жанрах вллоть до конца своей жизни.
В свете своих духовных и творческих исканий, Андрей Белый ~ особой интенсивностью ьстретил начало 20-го столетия. Особенно значительным стал для него 1901 год. «Единственный год в своем роде: переживался он максимальнейшим напряжением... В этом же году вкладываются основные ноты моего творчесва» (См. «Материал к биографии (интимный) 1923). В 1903 году происходит также первое знакомство Андрея Белого с теософией. Однако к этому течению он не примыкает.
Опубликование в 1902 году второй «симфонии» принесло А.Белому первый значительный литературный успех. Несмотря на отдельные критические отзывы, книга была высоко оценена особенно в кругах русских символистов, среди которых Андрей Белый сразу завоевал себе прочное место. (Две последующие «симфонии» были написаны им в 1902-03 гг.)
В это время Андрей Белый знакомится с такими ведущими литераторами как В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт и др. С 1903 года он вступает в переписку с Александром Блоком, а в январе 1904 года в Москве происходит их личная встреча. Дружба-вражда поэтов, включавшая два вызова на дуэль, несмотря на все ее кризисы, продолжалась вплоть до смерти Блока в 1921 году. Главной целью их общих духовных исканий была «Небесная София». Книга стихов «Золото в лазури» завершает этот юношеский период творчества Андрея Белого.
В 1904 году следует первый внутренний кризис. А.Белый разочаровывается во многих своих литературных друзьях и обращается к философии и «точному» знанию. Теперь он интенсивно изучает И.Канта и неокантианцев, интересуется психологией, работает над теоретическим обоснованием символизма, стремясь очистить его от «декадентских» влияний. Одновременно он активно печатается в журнале символистов «Весы». Ведущей темой его поэтического творчества становится теперь мистически-поэтический образ России, тема, к которой он будет возвращаться все снова и снова на протяжении всей жизни.
В этом же году в руки Андрея Белого попадает первая книга Рудольфа Штейнера «Христианство как мистический факт и мистерии древности». Знакомство с ней однако не производит на него большого впечатления. В 1906 году Андрей Белый впервые выезжает за границу. Он посещает Мюнхен и Париж. В Мюнхене он встречает Анну Рудольфовну Минцлову, известную в московских кругах оккультистку: она предлагает ему посетить лекцию Рудольфа Штейнера, но он отказывается. Тем не менее в последующие годы Андрей Белый со все возрастающим интересом начинает следить за известиями о Рудольфе Штейнере, доходящими до Москвы.
Важнейшими литературными достижениями А.Белого в последующие два года являются его стихотворные сборники «Пепел» и «Урна» и роман «Серебряный голубь».
С конца 1909 года в его творчестве начинают намечаться новые мотивы. Отчасти это связано со знакомством с талантливой художницей-графиком Анной (Асей) Тургеневой, которая впоследствии становится его женой. В 1910 году в только что основанном издательстве «Мусагет» Андрей Белый публикует свою программную работу «Символизм». В его понимании символизм является началом универсального творчества будущего, обладающего теургической силой, способной преобразить и одухотворить все бытие. В 1910— 1911 годах Андрей Белый с женой совершают большое заграничное путешествие. Они посещают Сицилию, Тунис, Египет и Палестину. Впервые Белый открывает для себя мир Востока. Свои впечатления о поездке он публикует в двух томах «Путевых заметок».
Осенью 1911 года А. Белый приступает к работе над самым значительным своим литературным произведением, романом «Петербург», который заканчивает осенью 1913 года. Этот роман, по праву считающийся одним из высших достижений русского символизма, сразу поставил Андрея Белого в один ряд с крупнейшими мастерами слова 20-го столетия, такими как Дж.Джойс и М.Пруст. Его продолжение в романах «Москва» и «Москва под ударом» имело меньший успех.
Весной 1912 года Андрей Белый с Асей Тургеневой живут в Брюсселе, где Ася берет уроки у известного графика М.Данса. После целого ряда «мистических» совпадений и предзнаменований они решаются искать совета у Рудольфа Штейнера. Знакомство происходит 7 мая 1912 года в Кёльне. Эта встреча полностью меняет судьбу А.Белого. Лишь теперь его духовно-мистические предчувствия и искания обретают прочную почву, а антропософия становится главным содержанием его жизни. В Антропософии он видит высшее осуществление символизма и конкретное воплощение своих духовных идеалов, а также достижение полной гармонии между мистическим и научным познанием. Вскоре он становится эзотерическим учеником Рудольфа Штейнера, усердно посещая его лекции и эзотерические уроки. «Учиться у Штейнера, ибо это не теория, а действительная школа» (из письма к М. Морозовой).
В дальнейшем А.Белый и Ася слушают лекции Рудольфа Штейнера в Мюнхене, Христиании (Осло) и Копенгагене, где под впечатлением прослушанного цикла лекций о «Пятом Евангелии» (Христиания, октябрь 1913 г.), Андрей Белый на пороге своего 33-летия пишет Рудольфу Штейнеру письмо, в котором приносит ему обет верности и клянется посвятить его делу всю свою жизнь. Отныне А.Белый и Ася Тургенева решают полностью связать свою судьбу с Антропософским движением. В августе 1912 и августе 1913 гг. они присутствуют в Мюнхене на постановке драм-мистерий Рудольфа Штейнера.
Следующим решающим переживанием для А.Белого явилось участие в лейпцигском цикле лекций «Христос и духовный мир. Из поисков Святого Грааля» (1913-14 гг.). Помимо самого содержания лекций, оказавшего на Андрея Белого неизгладимое впечатление, он впервые встретился на них с уже смертельно больным поэтом Христианом Моргенштерном. В последствии многие из его друзей стали ближайшими друзьями А.Белого: Михаэль Бауэр, Маргарета Моргенштерн (в 1914 году она организовала в Мюнхене первый перевод «Петербурга» на немецкий язык), Фридрих Риттельмейер. К ближайшим друзьям Андрея Белого среди антропософов принадлежали также К.Унгер, С.Штинде, М.Шоль, К.Вальтер, В.Зеллинг и др. Особенно глубокая дружба возникла у него с Марией Штейнер-фон Сивере, которую в своих воспоминаниях он описывает как совершенно необыкновенного человека.
В марте 1914 года Андрей Белый и Ася переезжают в Дорнах, где принимают участие в строительстве «Иоаннова Здания» (Гётеанума). В группе резчиков, возглавляемой Асей, Андрей Белый работает над капителью Марса и расположенным над ней архитравом. Начало Первой мировой войны А.Белый воспринимает как величайшее бедствие для всей европейской культуры и как символ глобального кризиса, переживаемого человечеством. Напротив, строительство духовного храма представителями всех враждующих наций воспринимается им как первое предвестие духовной культуры будущего.
В этот период Андрей Белый пишет книгу в защиту понимания Рудольфом Штейне-ром цветовой теории Гёте. (Поводом для ее написания явилась критика Э. Метнера). Книга выходит в Москве под названием «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» и высоко оценивается Рудольфом Штейнером. Автобиографический роман «Котик Летаев», написанный в тот же период, принадлежит к вершинам его прозы. В августе 1916 года, призванный на военную службу, Б.Н.Бугаев через Париж и Лондон возвращается в Россию. Всего им было прослушано около 400 лекций Рудольфа Штейнера.
В России Андрей Белый много пишет, читает лекции, сотрудничает во многих журналах. Революцию он воспринимает положительно, хотя и не в политическом смысле, а как необходимое проявление новых сил, способных смести все старое и косное и освободить новые пути для духа. Активную антропософскую деятельность он продолжает вести и в большевистской России. Особым успехом пользовались его антропософские лекции в московском Политехническом музее, собиравшие до нескольких сотен слушателей. В это время он также часто выступает и в Русском антропософическом обществе. Являясь сооснователем «Вольфилы» (Вольной философской академии), Андрей Белый лишь за два года делает в ней более 300 докладов. Осознание истинного лица большевистской революции и ее демонической сущности приходит к нему позднее.
Уже перед отъездом в Россию в личных отношениях А.Белого и А.Тургеневой возникают большие трудности. Чтобы встретиться с ней и прояснить мучительную для него ситуацию, он в 1921 году приезжает в Берлин. Однако их встреча приводит лишь к окончательному разрыву. Неудачной оказывается и короткая встреча с Рудольфом Штейнером. В результате Андрей Белый переживает самый глубокий кризис в своей жизни. В полном отчаянии, находясь на гране психического срыва, он разражается упреками даже в адрес Рудольфа Штейнера. Чтобы вывести его из этого состояния и возвратить на Родину, из Москвы к нему приезжает Клавдия Николаевна Васильева (1886-1970), антропософка, в свое время вместе с А.Белым находившаяся среди слушателей базельского цикла Рудольфа Штейнера, посвященного Евангелию от Марка (1912 г.). Ей удается уговорить Андрея Белого вернуться в Россию. Позднее она становится его женой. Перед отъездом из Германии происходит последняя встреча А.Белого с Рудольфом Штейнером, который дает ему целый ряд советов, касающихся его духовного развития, а на прощанье целует в лоб и благословляет на последующую работу в России.
Однако на этот раз жизнь А.Белого на Родине складывается иначе. Уже в 1923 году следует запрет большевиками Русского антропософического общества, а затем начинаются прямые репрессии против антропософов. Арестовывают К.Н.Васильеву. Ни о какой открытой антропософской деятельности больше не может быть и речи. В 1931 году Андрей Белый пишет мужественное письмо большевистскому правительству в защиту преследуемых антропософов, хорошо зная, чем это может кончиться.
Последующие годы Б.Н.Бугаев и его жена проводят в полной изоляции от внешнего мира. Как писатель, по мнению большевиков подпавший «буржуазно-декадентским влияниям», Андрей Белый практически лишен возможности печатать свои произведения. Однако именно этот период оказывается особенно плодотворным в смысле как писательской, так и антропософской работы. В 1928 году он пишет итоговую работу «Почему я стал символистом». В ней он оглядывается на пройденный им путь ведущего представителя русского символизма и говорит о глубокой закономерности своего прихода к антропософии, одновременно с этим он полемически и резко отрицательно отзывается об Антропософском обществе, где он, по его мнению, так и не получил должного признания. В это же время он приступает к своим монументальным «Воспоминаниям о Штейнере» (окончены в 1929 г.), в которых подводит итог своих отношений с Рудольфом Штейнером. Для Андрея Белого встреча с ним - главное событие его жизни, духовная кульминация, раскрывающая ее высший смысл. Именно это хочется ему донести в своих «Воспоминаниях» до своего еще несуществующего читателя: «Сквозь все, что я в нем понял и чего не понял, выступила основная тема: медленно разгорающихся - восхищения, любви, доверия, радости, что судьба сподобила меня его встретить, ибо он - главная «нечаяннаярадость» моей жизни...»2
Последние годы жизни А.Белого были заполнены работой над мемуарной трилогией и созданием двухтомной философско-культурологической монографии «История души самосознающей». Этот самый объемный труд из всего им когда-либо написанного должен был представить духовно-культурное развитие человечества и антропософию Рудольфа Штейнера как его кульминацию. Книга, правда лишь в черновом варианте, была закончена Андреем Белым незадолго до его смерти. По замыслу А.Белого ее последняя глава, посвященная антропософии, должна была стать главной. Но эта глава так и осталась ненаписанной. С мыслями о ее содержании Андрей Белый переступил порог смерти. Ему было всего 53 года.
Оставленное Андреем Белым литературное наследство настолько обширно, что полного собрания его сочинений до сих пор не существует.
Сергей Прокофьев
Литература:
1. Андрей Белый «История души самосознающей», Москва, 1999
2. Андрей Белый «Воспоминания о Штейнере», Москва, 2000
« Воспоминания» были впервые изданы в Париже в 1982 году Фр. Козликом.
3. Андрей Белый «Тайные записи» (нем.)
4. Андрей Белый «Воспоминания о Блоке», Москва, 1995
5. Андрей Белый «Петербург», Москва, 1994
6. Андрей Белый «Котик Летаев», Москва, 1997
7. Андрей Белый «Стихотворения и поэмы», Москва, 1994
8. К.Н.Бугаева «Воспоминания об Андрее Белом», СПб, 2001
« 9. Воспоминания об Андрее Белом», Москва, 1995
10. Фр. Козлик «Влияние антропософии на творчество Андрея Белого», Франкфурт-на-Майне, 1981, 1-3 тт. (франц.)
11. В.Б.Федюшин «Россия и стремление к духу. Теософия, антропософия и русские», Шафхаузен, 1988 (нем.)