НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (18.05.1900, Чернигов - 12.11.1983. Москва).
Пианист, частный педагог.
Николай Павлович Станишевский родился в Чернигове 18(5) мая 1900 года. Учился в одной гимназии с Яковом Абрамовичем Мачеретом и единственный в гимназии играл на фортепиано. Высшее музыкальное образование он получил в Киевской консерватории, в классе профессора Ф.М.Блуменфельда и стал пианистом. Он совершенствовался в игре на фортепиано у М.Н.Бариновой в Петрограде. Она показала ему ряд оригинальных упражнений для пальцев, благодаря которым можно было быстро и без напряжения овладеть качеством извлечения звука и техникой игры.
Николай Павлович любил морские путешествия и в 20-30-е годы выступал с концертами в южньгх городах России. Кроме того, в довоенные годы он устраивал Klavirabend'br -концерты в семьях московской интеллигенции.
Большую часть жизни Николай Павлович проработал частным педагогом, называя себя странствующим учителем и давал уроки на дому. Он охотно занимался и с совсем маленькими детьми (начиная с 4-х лет) и с людьми преклонного возраста. У него не было специальной задачи по подготовке профессионалов в своей области, хотя три его ученика стали профессионалами: Михаил Черняк - композитором. Александр Сац -пианистом и педагогом, Иван Соколов - композитором и педагогом. Но Н.П.Станишевский мог привить вкус к музыке и свободному музицированию людям, совсем как будто бы не способным к музыке. Ему не дано было стать мировой знаменитостью, но тем не менее он был музыкантом очень высокого ранга - изумительным педагогом и великолепным пианистом, интерпретатором произведений Шопена, Брамса, Бетховена, Баха, транскрипций Листа к сочинениям Вагнера. Это отмечали такие крупные индивидуальности как А.Сац, Б.Л.Яворский, С.С.Прокофьев.
Большой знаток художественной литературы и тонкий ценитель поэзии, Николай Павлович особенно увлекался чтением философских и религиозных трудов, начиная с Махабхараты и Дхаммапады и кончая работами Павла Флоренского. На фоне глубоких переживаний и всестороннего осмысления сокровищ мировой культуры Н.П.Станишев-ский наибольшую ценность придавал сочинениям Рудольфа Штейнера, благодаря которым он смог наиболее полно осветить и упорядочить впечатления и опыты своей богато одаренной творческой натуры.
Я познакомился с ним, когда мне было 10 лет. Мой дед - композитор Лев Владимирович Шульгин - не смог, как ни старался, приучить меня к систематическим музыкальным занятиям и, в конце концов, после долгих поисков нашел мне частного педагога, методикой преподавания которого сам очень увлекся. (Николай Павлович Станишевский помог ему освободиться от напряжений в руках, возникших еще с юных лет.) С тех пор, то есть с 1954 года и вплоть до его ухода с физического плана в 1983 году, я регулярно, с некоторыми перерывами, встречался с ним -сначала в качестве ученика по фортепиано, а потом как счастливый слушатель его антропософских бесед. Мне очень повезло, что у меня был такой учитель. Николай Павлович стал для меня учителем в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Он всегда знал, в чем нуждается душа ученика, и только благодаря его усилиям я смог укрепить и развить мою внутреннюю жизнь и сделать рывок из атеистической и материалистической среды в область эзотерической христианской науки.
В силу своего характера и обстоятельств жизни Николай Павлович не стремился к общению с другими музыкантами и антропософами, за исключением своего старого знакомого со школьных лет - Я.А.Мачерета и семьи В.В.Леоновича. Он много играл, слушал музыку, читал, делал выписки и переписывал целиком понравившиеся ему сочинения. Например, он переписал шесть раз Бхагавадгиту. Он дарил переписанные им тетради своим ученикам. У меня сохранилась целая рукописная библиотека переводов на русский язык книг и циклов Рудольфа Штейнера, созданная усилиями Н.П.Станишевского. Он писал очень быстро, положив на колени большую доску, хотя по сравнению со скоростью чтения - это был темп Lento (медленно) - как он сам говорил, считая, что так лучше всего переживаются и усваиваются духовные истины.
По моему глубокому убеждению Николай Павлович несмотря на все жизненные невзгоды (он жил в Москве без прописки на мизерную пенсию в 48 рублей, беря за один урок не более 3 рублей) - был счастливым человеком. Во-первых, рядом с ним находилась любящая его жена, которая к его музыкальным и антропософским занятиям относилась с чувством трепетного благоговения. Во-вторых, он смог - и это редкий случай -свои знания из области антропософии творчески претворить в музыкальную практику и в жизненную мудрость, благодаря чему он оказал реальную помощь многим приходившим к нему людям. Незадолго до смерти (12 сентября 1983 года) он не раз говорил мне: «в следующей жизни я хочу стать хирургом».
Дмитрий Анатольевич Усачев
Ноябрь 2003 года, Москва