ЛЕОПОЛЬД (04.07.1884, Санкт-Петербург - 07.02.1966, Дорнах). Полностью фамилия звучит как ван Гильзе ван дер Пальс Леопольд Генрихович.
Старший сын из шести детей голландско-русского промышленника Хендрика (Генриха Генриховича) ван Гильзe ван дер Пальса и его жены Люси. Леопольд ван дер Пальс провел свое детство в Санкт-Петербурге, в России, где его отец управлял фабрикой резиновых изделий. Отец был голланцем, а мать – датчанкой. Дед Леопольда по материнской линии Юлий Иванович — музыкальный теоретик, родился в Копенгагене в 1826 г. С 1856 г. жил в С-Петербурге. Он был профессором теории композиции петербургской консерватории, с 1871 г. ее инспектором, с 1891 г. — директором; на всех этих должностях выказал себя искусным педагогом и отличным администратором. Написал несколько романсов и массу фортепианных пьес. В возрасте 12 лет Леопольд стал импровизировать на рояле и сочинять музыку. Особенно сильно тогда он был под впечатлением творчества Густава Малера. В доме его родителей проводились вечера, где бывали такие знаменитости как композитор Антон Аренский, пианист и дирижер Виллем Менгельберг, Пабло Казальс, Петр Ильич Чайковский. В доме бывал философ Владимир Соловьев, и эти встречи оставили в душе Леопольда сильные впечатления. Уже в то время были заложены семена того, что позже вылилось в написание текстов его поздних опер, а также многочисленных стихов в качестве основы для собственных песен.
Отцу не очень нравилось, что Леопольд увлекся музыкой. Он видел в нем наследника своей коммерческой деятельности. Поэтому определил его в петербургский университет на юридический факультет. Но он там долго не проучился, решив обязательно продолжать творческую деятельность, и по совету Александра Глазунова поехал в Европу. В Лозанне он продолжал обучение музыке у Александра Денураза, двоюродного брата, профессора университета Лозанны и кантора в соборе. В 1906 году женился на немке русского происхождения Марусе фон Бехсе, племяннице лауреата Нобелевской премии Пауля Хейсе. В 1909 году рождилась единственная дочь пары Ли (или Лия), которая впоследствии стала известной эвритмисткой.
Отец Леопольда, много занимавшийся меценатством, в 1907 году финансировал легендарные «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Молодой Леопольд в качестве импресарио работал с С. Дягилевым. Таким образом ему предоставилась возможность познакомиться ближе с такими деятелями русской музыки как Н.А. Римский-Корсаков, Сергей Кусевицкий, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов. Рахманинов направил его для дальнейшего обучения композиции к уже тогда известному Рейнгольду Морисовичу Глиеру. Интересно, что тогда же вместе с Леопольдом ван дер Пальсом у Глиера занимался совсем юный Сергей Прокофьев. Именно под руководством Р.М. Глиера Леопольд написал Первую симфонию фа диез минор. Премьера состоялась в апреле 1910 года. Её исполнял берлинский филармонический оркестр под руководством Генриха Шульца.
Встреча Леопольда ван дер Пальса с Рудольфом Штейнером произошла при участии его друга, пианиста Владимира Папова (или Попова). Композитор посетил в Берлине, лекции Рудольфа Штейнера. Позже он стал изучать его труды и 1 января 1909 года стал членом Берлинской ветви Теософского общества, а вскоре и учеником эзотерической школы Р. Штейнера. При Берлинской ветви в 1910 году Леопольд организовал хор, которым руководил несколько лет. Рождественская песня, Op. 13 для сопрано, смешанного хора и фортепиано, была им написана специально для своего хора и поставлена 18 декабря 1910 года. В ходе мюнхенской постановки мистерии 1910 году Л. ванн дер Пальс несколько раз встречался с Эдуардом Шюре и написал песни на его тексты. Тогда же произошли весьма значимые для него встречи с художником Тадеушем Рихтером, историком искусства Трифоном Трапезниковым и врачом Феликсом Пиперсом.
Строительство первого Гетеанума стало поводом для переезда вместе с семьей Л. ван дер Пальса в Швейцарию. Он окончательно поселился в Арлесхайме в 1915 году. Только после смерти жены Маруси в 1934 году, он с дочерью Лией пербрался в Дорнах. В первые годы его участия в строительстве Гетеанума в основном были посвящены резьбе по дереву, где он был очень тесно связан с русскоговорящей общиной. Стоит выделить его лекцию «Музыка и ее отношение к народу", прочитанной на курсах высшей школы 9 апреля 1921 года.
Потом он работал в качестве композитора и предоставил себя для развивающейся эвритмии как искусства движения. Многочисленные сочинения были разработаны Леопольдом ван дер Пальсом в тесном сотрудничестве с Рудольфом Штейнером и Марией Штейнер, которые были интегрированы в эвритмии и других концертных программах связых с антропософией. Глубокая связь эвритмии со словом и музыкой, "они должны быть в мире", привело к многочисленным творениям композитора в этом направлении. Труды его и работы живы и сегодня, и все еще часто исполняются. Он также написал работы по антропософским текстам Рудольфа Штейнера, таких как Реквием, Op. 200, или празднование Михаила Op. 201, в память об умерших друзьях. Некоторые произведения Л. ван дер Пальс специально написал для дорнахских музыкантов: сюиты, симфонии и 8 опер на его собственные тексты.
Близкая дружба связывала Л. Ванн дер Пальса в период 1915/16 с поэтом-антропософом Андреем Белым, который жил в то время в Дорнахе вместе с женой Асей Тургеневой. Четыре стихотворения Андрея Белого положены на музыку ван дер Пальсом, Opus 31. Причем он сам сделал перевод с русского на немецкий язык.
С большой любовью заботилась о нём его дочь Лия, которая оставалась с ним вплоть до его смерти в 1966 году. Леопольд ван дер Пальс уединенно жил в Дорнахе, но не терял своего интереса к современным художественным событиям.
Произведения:
хоровые произведения (Антропософский Реквием ведических гимнов),
песни (около 500, на свои и на тексты других авторов),
8 опер (на свои тексты),
песни и хоры - Рождественские пьесы 1910 года,
оркестровые произведения (3 симфонии, сюиты, симфонические поэмы, музыка к «Фаусту», музыка к драмам-мистериям Рудольфа Штейнера и т.д.);
сольные концерты (для скрипки и оркестра, фортепиано и оркестра, саксофона и оркестра),
сольные сонаты и люксы (фортепиано, арфа, скрипка, альт, флейта), сонаты, сюиты и отдельные пьесы для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, камерная музыка, праздничная музыка.
Композиции в память об ушедших, шесть струнных квартетов, фортепианные пьесы (прелюдии и фуги, миниатюры, уникальные предметы, вариации и т.д.),
музыка к эвритмии;
другие различные произведения камерной музыки, и т.д.
Литература
Л. Ван дер Пальс. Воспоминания про первые дни рождественских встреч 1910 года, MAD 1948, № 6
Beltle Е., Vierl К. [ред]: Воспоминания о Рудольфе Штейнере, Штутгарт 1979 г Schroer, KJ: О Рождественских пьесах, Dornach 1998.
Baltz, К. В.: 80-летие Леопольда ван дер Пальса, N 1964, № 27;
Poppelbaum Х., Baltz, К. В.: Kremationsfeier для Леопольд ван дер Pals, N 1966, № 11;
Граф В. Леопольд ван дер Пальс и Шенберг в Берлине. Отчет о симпозиуме "Арнольд Шенберг в Берлине," Арнольд Шенберг центр в Вене, Вена 2001, того же автора: Леопольд ван дер Пальс - станций антропософского музыкант жизни, в: Mad 2001 г., № 216.
Граф В. Леопольд ван дер Пальс - Становление нового искусства, Dornach 2002.
По материалам В. Графа