Человеческий двойник
«Незадолго до нашего рождения нас пронизывает некое, как мы должны сказать в связи с нашей терминологией, ариманическое духовное существо. Оно пребывает в нас так же, как и наша душа. Это существо, которое обладает жизнью именно благодаря тому, что использует человека для того, чтобы попасть в сферу, в которую оно стремится; у этого существа исключительно высокая интеллигенция и очень значительно развитая воля, но оно лишено чувств, всего того, что называют человеческой душой или характером, нравом, чувством. - И так шествуем мы через нашу жизнь, обладая душой и таким вот двойником, который намного, намного умнее нас, очень интеллектуален, но его интеллектуальность мефистофельская, ариманическая, а к ней еще добавлена и ариманическая воля, очень сильная воля, такая воля, что она намного ближе стоит к природным силам, чем наша человеческая воля, регулируемая душой.
В XIX в. естествознание открыло, что нервная система пронизана электрическими силами. И в этом оно право. Но если естествоиспытатели при этом думают, что нервная сила, принадлежащая нам, служащая основой для жизни наших представлений, имеет какое-либо отношение к электрическим потокам, идущим через наши нервы, то они неправы. Ибо электрические потоки являются силами, исходящими от этого существа и не принадлежащими к нашему существу; мы носим в себе электрические потоки, но они чисто ариманической природы. ...
Эти существа хотят завоевать Землю и им нужны тела; собственных же тел у них нет, и они, насколько им это нужно, используют человеческие тела, поскольку человеческие души не могут наполнить их целиком. ...
Лишь одного они абсолютно не выносят в человеческой жизни, а именно - смерти. Поэтому человеческие тела, в которых они обитают, они вынуждены покидать прежде, чем их постигнет смерть». Но их целью остается удержаться в человеческих телах и после смерти.
«Не произойди Мистерии Голгофы, не пройди Христос через Мистерию Голгофы - и уже давно эти существа завоевали бы на Земле возможность оставаться в человеке и после того, как кармой ему предназначено умереть. ...Они стали бы господствовать над человеческим развитием».
«Двойник... он есть не более и не менее, как инициатор всех физических заболеваний, которые спонтанно возникают изнутри (не через внешние повреждения)... Эти болезни приходят не из человеческой души, а из этого существа. А его брат... люциферический брат, является инициатором всех неврастений, неврастенических болезней, всех тех болезней, которые болезнями вовсе не являются, которые лишь, как говорят, являются истерическими болезнями».
«Среди них есть существа, которым особенно нравится восточное полушарие, Европа, Азия, Африка; они выбирают людей, которые рождаются там, чтобы воспользоваться их телами. Другие избирают тела в западном полушарии, в Америке. И то, что мы, как слабое отображение этого, имеем географию, для этих существ является живым принципом их собственных переживаний». В связи с этим возникает географическая медицина. GA 178 (2)
Двойник смог бы войти в те миры, куда входит человек после смерти, если бы смог преодолеть страх - и не покинуть человека в момент смерти. GA 178 (7)
«Труп астр. тела высоко развитого человека, который переработал свои низшие потребности, быстро растворяется. Но у низко стоящего человека это растворение идет медленно, поскольку он давал свободу своим склонностям и вожделениям. Тогда может даже случиться, что старый сброшенный астральный труп не растворится к моменту нового воплощения его прежнего носителя. И тогда того ждет трудная судьбу. Может также случиться, что, в силу особых обстоятельств, человек вскоре снова возвращается (на Землю), а его астральный труп еще продолжает существовать; тогда этот труп испытывает сильное к нему притяжение и вползает в его новое астр. тело. Человек, т. обр., создал себе новое астр. тело, а с ним соединяется старое, и оба затем плетутся сквозь жизнь. Старое астр. тело тогда выступает в злых снах или видениях как второе «я» и обманывает, мучает, терзает человека. Это неправомерный, фальшивый «страж порога». Старый астральный труп легко выступает из человека потому, что он слабо связан с другими членами его существа, и является тогда как двойник». GA 95 (5)
Для нас является идеалом: стать вне нашего мышления, чувства и веления и рассматривать их как нечто внешнее по отношению к нам; наши мысли, чувства должны волновать нас не более, чем внешние предметы. "Однако нелегко идти через мир с настроением: я иду по миру и веду с собой еще товарища, который связан со мной... он является для меня неким двойником. Он мыслит, чувствует, волит рядом со мной. Но я — другой, я есть то, что есть в моем Я; я иду рядом с тем, что как троичность, как три мешка несу с собой, один из которых наполнен мышлением, другой — моими чувствами, третий — волей. И пока человек не пришел к практике этой "теории" трех мешков, он не может приобрести никакого понятия о противостоянии Я мышлению, чувствам, воле, как это было в первоначальном намерении божественных существ, до того как пришло влияние Люцифера на человека. К созерцанию самого себя предназначался человек, а не к вживанию в себя". Люцифер же сказал: "Посмотри, человек, это же скучно странствовать с одним только средоточием "Я-есмь", а все остальное лишь созерцать. Куда веселее погрузиться в астр. тело. Я дам тебе силу заглянуть в твое астр. тело, и ты не будешь односторонним со своим Я, созерцая лишь своего двойника, но погрузишься в него. И чтобы при этом ты не захлебнулся в своем астр. теле, я дам тебе нечто от моей силы. ...И этот дар Люцифера есть перевес Я над астр. телом, повышенная самость, собственно люциферичность". Так смешались мы своим Я с нашими мыслями, чувствами и волей. GA 134 (3) раздел
"Эдип должен быть победителем сфинкса. Каждый грек, серьезно принимавший свою народность, был в той или иной степени победителем сфинкса. Эдип должен был победить то, что жило в процессе дыхания и крови. Человеку, жившему в этом, он должен был противопоставить живущего с объединенными эфирными силами человека нервов. Как ему это удается? — Благодаря тому, что в собственной природе он использует силы, родственные нервному процессу, т.е. мефистофельские силы, и использует их здоровым образом, так, что они не просто сопровождают его (подобно двойнику), но пребывают в нем и помогают противостоять природе сфинкса. Так видим мы, как могут быть плодотворны Люцифер и Ариман, если они стоят на правильном месте".
Отцу Эдипа было предсказано, что ребенок принесет несчастье своему роду. Отец пожелал избавиться от него и проколол ему ноги, "...поэтому он и получил имя Эдип, т.е. косолапый. Так встречаемся мы с силой Мефистофеля в драме об Эдипе.
Если беднеют эфирные силы, то ... ноги не могут более развиваться, они должны ссохнуться, (получить тенденцию стать копытами). У Эдипа это вызывается искусственно. ... Он может стать "личностью", он есть представитель человека, в котором крепнет "я". Поднимаясь к голове, это "я" становится сильным, в то время как ноги окостеневают" ... Человек 5-й культуры должен проделать нечто противоположное тому, что сделал Эдип: Эдип в борьбе со сфинксом воспринял в себя Аримана, современный человек должен воспринять в себя Люцифера. "Он должен то, что накоплено "я" в голове, опустить вниз, в остальную человеческую природу".
Так Фауст, бросив философию, юриспруденцию и прочее, отдается люциферизированной жизни, не связанной с головой. "Фауст — это обратный Эдип". GA 158 (4)
"Особенно молодые люди, они ищут не библиотек, не научно-исследовательских институтов, но они ищут в библиотеках человека, а находят там — библиотекаря! В научно-исследовательских институтах они ищут мудрость для действительного познания одухотворeнного человека, а находят тех, кто заполняет лаборатории, НИИ, клиники". GA 217(2)
"Эмерсон был насквозь европейски образованным человеком. ... Люди, подобные Эмерсону, развиваются благодаря тому, что противопоставляют двойнику полноту человечности. В другом случае (как полярная противоположность) возникают люди, подобные Вудро Вильсону, являющемуся лишь оболочкой двойника, через которых совершенно по-особому действует сам двойник, которые в существенном воплощают собой то, чем является американская географическая природа". GA 178(2)
"В истинный духовный мир не проникнет тот, кто не в состоянии следовать принципу, что только тот человек может прийти к истине, который больше не имеет своего мнения, который, таким образом, в состоянии свое мнение рассматривать как нечто такое, о чем он мог бы сказать: я хочу однажды то или иное мое мнение поставить перед своей душой и спросить себя: разве я не могу установить, в какой период жизни я был склонен придерживаться именно этого мнения?... Как привела меня жизнь к этому мнению? Сколь иначе думал бы я, если бы карма указала мне то или другое место в жизни? — Нужно быть в состоянии задавать себе эти вопросы". Подобное упражнение дает человеку возможность сделать первый шаг из себя в макрокосмос. На пути в макрокосмос необходимо воспитать себя для задачи: "У меня одно мнение, у другого — другое; я хочу поставить себя на точку зрения, с которой мнение другого может обладать той же ценностью, что и мое. — Благодаря такому самовоспитанию мы можем стать способными внести в элементарный мир привычку, которая и там необходима: отличать себя от вещей".
В макрокосмосе человек встречает многих существ и среди них прежде всего себя. Он узнает, насколько он несовершенен по сравнению с миром, в который он должен врасти, как многие его свойства стоят препятствием на его пути. "Из всего этого, опять-таки, возникает широкая возможность потерять доверие к себе, уверенность в себе. Что здесь может уберечь человека от потери уверенности, доверия к себе — это предшествующее вступлению в духовный мир самовоспитание в области выработки зрелого суждения о том, что хотя он как таковой и не совершенен, но всегда существует возможность становиться все более и более способным врасти в духовный мир", что путем напряженной работы он сможет без стыда когда-нибудь взглянуть не только на себя, но и на существ, являющихся ему как чистый идеал. Для этого необходимо воспитать в себе силу преодоления жизненных трудностей, нужных в физическом мире, развить до вступления в духовный мир душевную силу преодоления боли, страдания. Если подготовление подобного рода пройдено, то, вступая в элементарный мир, человек встречает существ, родственных его темпераменту, выступающих как сам человек. Что человек имеет в себе — выработанное доверие к себе, — тому он родственен в духовном мире. Составленным из всех его элементов ему предстает его собственное существо, двойник. И если в нем силен импульс к совершенствованию, то эта встреча проходит спокойно. Если же импульс к совершенствованию слаб, то встреча с двойником потрясает душу. GA 119(7)
Если человек хотя бы немного в течение дня занимается медитациями, концентрациями и другими упражнениями, то это действует на его душу таким образом, что ночью его астр.тело, выделяясь из физ.тела, испытывает на себе действие этих упражнений, благодаря чему идет вслед за другой пластичностью, чем та, которой обладает физ.тело, и в результате преобразуется. "Первый опыт, который наступает через организацию астр.тела благодаря действию медитации, концентраций и т.д., можно назвать переживанием в чувствах, ощущениях, переживанием протекающего в полном сознании расщепления всей нашей личности. В этот момент говорят себе: теперь ты стал как бы двумя личностями; ты подобен мечу, вдетому в ножны", а ранее ты чувствовал себя сросшимся в одно со своими ножнами, с физ.телом. — Теперь человек как бы распространяется в мире, хотя вокруг еще темно. Это раздвоение личности не следует смешивать с известным патологическим состоянием. Ибо здесь Я ни в малейшей степени не теряет ничего из своей внутренней твердости и замкнутости. Здесь все предстоит ясному сознанию.
Второй опыт, получаемый благодаря развитию астр.тела, состоит в том, что вторая личность, вдетая в первую, мало-помалу овладевает способностью выступать из первой личности душевно-духовно. "Это переживание выражается в том, что, хотя и изредка, и на короткое время, человек начинает видеть как бы самого себя, как если бы он имел перед собой двойника". Выносить это переживание довольно трудно. GA 113(2)
"Мы выходим из тела с намерением познать человеческую внутреннюю жизнь, и первое, что нам встречается, — это образ самого человека. ... Мы видим сначала только внешний образ, однако измененный. Глаза, то, что было глазами, светят, можно сказать, как два Солнца, сверкающие, вспыхивающие и погасающие в блистании и разливающие лучистый свет, — такими являются глаза у измененного человеческого образа. Уши начинают, в известном смысле, звучать. Того, что мы видим в физическом мире как уши, больше нет, но мы чувствуем лишь определенное звучание. Вся кожа сияет в особых лучах, которые мы больше чувствуем, чем видим. ... Таково с духовной т.зр. физ.тело.
Если затем попытаться развить там, вне себя, вне тела, внутреннюю деятельность, которую можно сравнить с размышлением, (то)... мы видим эф.тело как подвижную мыслительную жизнь. Это как бы циркуляция темных волн, душевное кровообращение. ... темные волны в световом теле... Когда же там, вне тела, пробудится соответствующая чувству внутренняя способность души, тогда начнет раскрываться душевное знание. Это происходит так, как если бы пространство, где мы прежде только чувствовали себя, наполнилось неисчислимыми звездами, которые движутся и к которым принадлежим мы сами. И теперь мы знаем: мы переживаем себя в своем астр.теле; вне физ.тела мы переживаем себя так, что в своем содержании оживает то, что раньше только чувствовалось. ...
Ты можешь сосредоточиться на самом себе, тогда ты увидишь свое световое тело и свое мыслительное эф.тело; если же ты можешь сосредоточиться так, что в тебя начнет изливаться внутренний звездный мир ... тогда сияние может прекратиться, тогда прекращается течение мыслей... Но тогда возникает картина нашего собственного существа, которая предстает нам — иначе это и не назовешь — нашей олицетворенной кармой... мы знаем: это ты сам, но такой, каков ты есть в твоем моральном внутреннем существе ... Это ты, каким ты стоишь в мире как индивидуальность; это вполне ты сам.
И еще другое возникает сознание... мы видим эту олицетворенную судьбу так, что чувствуем ее в тесной связи со своей телесностью... Мировой порядок кристаллизовал нашу судьбу в нашей мышечной системе. И в нашей мышечной системе живет дух, кристаллизованный для внешнего физического плана, дух, который без нашего явного ведома ведет нас туда, куда мы должны прийти сообразно нашей карме.
И когда рост внутренней силы продолжается ... в человеке возникает то, что обычно в физической жизни, на физическом плане соответствует волевому импульсу. ... тогда человек чувствует себя не только как бы внутри звездной системы, но как бы внутри Солнца этой звездной системы, сознает себя единым с Солнцем своей планетной системы. Можно сказать, когда мы внутренне переживаем свое астр.тело, мы сознаем себя едиными с планетами нашей планетной системы; когда мы переживаем себя с нашим Я вне тела, мы сознаем себя едиными с Солнцем нашей Солнечной системы, к которому все направлено и все устремлено". GA 153(1)
"Постепенно человек начинает ощущать, что рядом с ним как будто бы идет еще кто-то, думает вместе с ним, слушает и даже, если человек внутренне слаб, говорит вместе с ним. Это второе "я", двойник, которого человек выделяет из себя. Чем серьезнее идут эзотерическим путем, тем больше вытесняют из себя старого человека; это напоминает сбрасывание змеей с себя одной кожи за другой. Кожи эти, образно выражаясь, становятся вторым телом, двойником, который уже никогда в жизни не оставляет человека". В древнем Египте человека, выделившего из себя двойника, называли "кха-человеком". "Двойник постоянно прикован к "кха-человеку", чтобы беспрерывно напоминать ему о том, какой была его прошлая жизнь и какова она теперь". Двойник необходим. Даже посвященным опасно хоть на миг забывать о нем. Чем сильнее выступает он, тем лучше, т.к. он оберегает нас от иллюзий.
"Мы должны знать, что чем более неприятным ощущаем мы его (двойника) присутствие, тем быстрее и основательнее шествуем мы вперед. ... очень хорошо, если в нас выступит чувство мучительной неловкости — благодаря ему мы быстрее всего освободимся от двойника. ... Самаэль является тем существом, которое доносит до нашего сознания существование двойника". GA 266-2, с. 275, 279-280