"Как Христос является правомерно ставшим человеком Богом, так должны мы иметь Его противообраз — неправомерно ставшего богом человека, который странствует как бессмертный человек, воспринявший неправомерным образом божественную природу. ...и им является Агасфер... вечный еврей. Его, может быть, не всегда узнают и принимают за кого-то другого. Но, глядя в свое внутреннее, человеку может явиться вечный еврей, как может ему осветиться Христос". GA 211 (2)
"Есть формула, в которой может быть выражено то, чем стал Христос: для Земли Он стал праобразом человечества, через Него человечество обретает смысл. И если бы совершилось другое, если бы в то же самое время, в которое Бог стал человеком, также и человек получил бы тяготение стать Богом, т.е. больше не умирать, не подпадать законам земной жизни, то, естественно, в то время, как Бог стал совершеннейшим человеком, низойдя на Землю, человек стал бы наиболее жалким из богов. И такая полярная противоположность существует! Не зря стоит рядом с нисшедшим на Голгофу Христом Агасфер, человек, ставший богом, но халтурным богом, который утратил возможность умереть, который странствует через мир и не может умереть, бог, который живет на физическом плане, но на физическом плане развивает те свойства, которые должны бы развиваться только в стране снов.
Это неимоверно остроумно, что здесь встает перед нашей душой. Божественность придана человеку, и он становится богом, но, конечно, и это разумеется само собой, таким образом, что это причиняет ему страдание. Человек, ставший богом, получивший уже в пределах земного развития принцип, в силу которого Бог не должен сходить на физический план — таков иудаизм, ветхозаветное мировоззрение.
Здесь также Мистерия. Кто эти вещи понимает, тот знает: Агасфер — это действительное существо, и легенда об Агасфере основывается на реальном впечатлении от восприятия Агасфера, которое получали то там, то здесь, ибо Агасфер существует, и он является покровителем иудейства после того, как совершилась Мистерия Голгофы. Это человек, ставший богом. Нам должно быть ясно, что к полному пониманию исторического познания мы придем только через привлечение духовного.
Мы смотрим, с одной стороны, на вочеловечение Бога в событии Голгофы, мы смотрим на обожествление человека в Агасфере. И посвященный может знать, что Агасфер действительно существует. Его, естественно, нельзя видеть как человека. Он стал богом. Но он странствует повсюду. Он пребывает в земном бытии. И действительное изложение истории, постигающее полную реальность, делает необходимым бросить взгляд на то, что как духовная реальность проходит через историческое становление человечества. ...Агасфер как духовное существо идет через мировое развитие и постоянно мешает тому, чтобы человек тем способом, который заложен в развитии, через Христа снова возвратился в духовный мир, из которого исшел, когда потерял атавистическое ясновидение". GA 211 (1)