«Повсюду в мире мы имеем троякое:
активное и пассивное мышление,
активную и пассивную жизнь,
активное и пассивное бытие.
Все, что для человека является пассивным бытием, называется физическим планом, это совокупность пассивного бытия.
Совокупность всей пассивной жизни называется астральным планом.
Совокупность всего пассивного мышления называется рупа-ментальным планом.
Совокупность всего активного мышления называется арупа-ментальным планом.
Совокупность всей активной жизни называется Буддхи-планом.
Совокупность всего активного бытия называется нирвана-планом.
Таковы шесть известных нам планов. Нирвана-план обладает интенсивнейшей деятельностью, ибо даже бытие создано на нем».
Мысль на нижнем ментальном плане рождает противообраз на высшем ментальном плане; чувство рождает противообраз на плане Буддхи; действие на физическом плане вызывает противообраз на плане Нирваны. Совокупность всех этих противо-мыслей, переживаний, действий называется Акаша-хроникой. D.71/72, с. 27
(23; 39-43) Преступник, распятый на Голгофе слева, не понимает, что Христос есть Существо неземного порядка: "Я от верхних, вы же от нижних". Преступник же, находившийся справа, "...имел предчувствие того, что Христос принадлежит к другому царству, где господствует совсем иная сила суждения, чем на Земле. ...Земное суждение, человеческое суждение, само собой разумеется, должно сказать: в отношении кармы как преступнику слева, так и преступнику справа придется искупать свою вину. Но для небесного суждения все обстоит иначе".
"Мы должны различать последствия греха для самих себя и последствия греха для объективного развития мира".
"Я могу сегодня встретить человека. И если мне высшей милостью будет дано нечто узнать о его карме, то, возможно, я обнаружу, что несчастье, удар судьбы, постигший его, стоит в его карме и необходим для покрытия прошлого долга. Но если в связи с этим фактом я перехожу к его прошлой инкар-нации и ищу, что же он там совершил, то я не нахожу этого факта записанным в Акаше-Хронике. Почему это происходит?
Это происходит благодаря тому, что Христос взял фактически на себя объективную вину. ... Необходимо видеть различия: кармическая справедливость остается, а действие вины в духовном мире, саму вину Христос берет на Себя и несет далее.
Христос, как Существо другого порядка, в состоянии наши долги, наши грехи погасить в мире, взять их на Себя. ...Преступнику слева Он говорит: содеянное тобой будет действовать и далее как в физическом, так и в духовном мире. Преступнику же справа Он говорит: ныне же будешь со Мной в Царстве Небесном. Это означает: благодаря своей карме ты совершил то, что означает для тебя твое деяние. Но значение твоего деяния для мира— если выразиться тривиально — это Мое дело! — говорит Христос".
"Это не легенда, что Христос после смерти низошел к умершим. Этим Он возложил вину и грехи душ, совершенные в прошлые времена, на Себя. Поэтому является ошибкой изучать в Акаше-Хронике времена земного развития до Мистерии Голгофы, не будучи проникнутым Христом. Человек в таком случае повсюду в Акаше-Хронике наталкивался бы на заблуждения". GA 155 (8)
На Девахане пребывает Акаша-хроника. "Нельзя сказать, что она рождается на Девахане — это происходит в более высокой сфере, — но здесь начинает становиться видимым то, что называется Акаша-хроникой. ...Она может простираться и ниже, вплоть до астрального мира, но там она ...обманчива".
"Вильям Скотт-Элиот описал не Атлантиду, а повторение ее событий в северогерманских областях, произошедшее задолго до христианской эпохи. В основе ошибки лежит переживание Акаша-хроники на астральном плане, где она обманчива". GA 99 (4)
Самое тонкое эфирное течение образует акашу. В виде эфирных колебаний она пронизывает человека. "Это субстанция, сотканная из наших мыслей". Ее форма имеет вид двух завихрений (крабовидная), постоянно переходящих друг в друга. У нее горький вкус и темносиний до черного цвет. 266-1, с. 176
С телесной смертью исчезает все вещественное. "Не так "исчезают" духовные силы, которые произвели из себя телесное. Они оставляют свои следы, свои точные отображения в духовной основе мира. И кто сквозь видимый мир может возвысить свое восприятие до невидимого, тот созерцает перед собою нечто такое, что можно сравнить с огромной духовной панорамой, в которой отмечены все прошлые события мира. Эти непреходящие следы всего духовного называются "Хроникой Акаши". Здесь словом Акаша обозначается все духовно-пребывающее в процессе мирового свершения, в противоположность преходящим формам бытия". GA 13 (4)
Физически-минеральное в человеке имеет оккультное отношение к корню носа, эф.тело — к печени, астр.тело — к желудку, Манас — к сердцу и крови, Буддхи — к гортани, Атма — к тому, что наполняет всего человека как Акаша. GA 93 (4)
"Человек между смертью и новым рождением в духовном мире живет в Акаша-субстанции точно так же, как, например, мы на Земле живем в атмосфере". GA 152 (1)
"Если человек, живущий на Земле, возбуждает в себе духовнонаучные мысли, идеи, так что они могут вписаться в Акаша-субстанцию, то он становится видим для других душ, живущих между смертью и новым рождением". У кого же этих мыслей нет, того они не видят. GA 152 (1)
"Сила этого (медитативного) слова заключена не только в мысли, выраженной им, но также в ритме и звучании слова. Мы должны слушать его, и если при этом нам удастся исключить все чувственное, то нужно сказать: мы должны уметь наслаждаться звучанием слова, с наслаждением предаваться ему. Тогда духовный мир звучит в нас. И поскольку так много связано со звучанием слов, то перевод медитаций на другие языки — дело сложное. Медитативные формулы, полученные нами на немецком, непосредственно таковыми принесены из духовного мира".
"Мантры рождают колебания слова, созвучные с колебаниями мысли в акаша-материи". GA 266-1, с. 197, 123
"Мантрам, медитация не есть понятие, а лишь внутреннее переживание звука речи. Мы прислушиваемся к себе самим, но до речи дело не доводим". GA 266-3, с. 67, 190
"Великие импульсы мировой истории не прочесть в астральном свете, ибо они были даны великими посвященными бесстрастно ... они записаны в эфире. ... Космические события, подобные атлантической катастрофе, стоят ещe выше, не в эфире, а в самой ... Акаше-хронике". GA 93-а(10)
"Итак, наша жизнь протекает на Земле, и она окружена лунной сферой. В Акашу-Хронику лунной сферы вписаны несовершенства на несовершенства, и среди них — несовершенства больших умов. Исключительно интересно в этой связи наблюдать ясновидчески Леонардо да Винчи. Это ум, или дух такой величины, такой всеобъемлющей мощи, что мало духов такого ранга бывало на Земле. Но что он действительно совершил внешне — это, в сравнении с тем, что он хотел совершить, осталось повсюду незаконченным. Ни один из подобных духов не оставил столько незаконченным, как Леонардо да Винчи. А в результате этого бесконечно много через него было погребено в лунной сфере. Там погребено столь много, что в ряде случаев можно сказать: вообще никогда не узнают на Земле, в какое совершенство это могло бы здесь развернуться!"
Возьмем, например, его "Тайную вечерю". Он рисовал ее 16 лет, часто подолгу просиживая перед ней, нанеся в конце концов лишь пару карандашных штрихов, часто страдая при этом от ужасных депрессий. Закончить картину, по сути, ему так и не удалось. Особенно трудным, как он сам говорил, для него было изобразить Христа и Иуду. Последнего он хотел дать не с помощью светотени, а так, чтобы тьма господствовала на его лице, идя изнутри. Христа он хотел изобразить так, чтобы свет жил на Его лице, приходя изнутри, чтобы было видно, что лицо освещается изнутри. Это открывается оккультному исследованию, поскольку внешне от картины теперь осталась только тень. Выполнить свой замысел Леонардо да Винчи не смог, и это было погребено в сфере Луны.
Леонардо да Винчи действовал затем в целом ряде своих последователей. В его сочинениях есть ряд вещей, содержащихся в позднейшем естествознании. Целая эпоха стоит под его влиянием, и при этом видно, что на его последователей действовали, инспирируя, погребенные несовершенства. "И здесь мы подходим к грандиозному противоречию: для последующих времен лучшими являются плодотворные несовершенства. ... Совершенное прошлых времен служит наслаждению; несовершенное — то несовершенное, что оставили позади себя великие духи — служит творчеству последующих времен". GA 140 (15)
Не будет преувеличением, если мы сообщения Акаши-хроники изложим т.обр., что скажем: культурные нации обладают таким телесным сложением и выражением, равно как и некоторыми основами телесно-душевной жизни, какие были напечатлены им женщиной". GA 11 (3)
"В слове, речи человек готовит свое будущее. Сказанное человеком остается в Акаше-хронике. Это — первый зачаток будущего человека. Речь — это половина будущей способности размножения. GA 93-а(7)
"В обруганных, как гностические, сочинениях и иных древних писаниях отцов церкви, бывших еще учениками апостолов или учениками их учеников, содержатся потрясающие эзотерические учения о Христианстве; они были искоренены церковью, поскольку она желала устранить то, что было связано с этими писаниями: космическое. Именно вещи колоссального значения были уничтожены церковью... но чтение в Акаше-хронике вновь восстанавливает их вплоть до последней точки над "i"... " GA 346, с. 129