Новая публикация. Книга
О.И. Рёснес -
400 лет эссе: борьба за человека
После ознакомления читателей с 1 главой произведения, мы выкладываем всю книгу, доктора филологических наук, члена Союза писателей России и Норвегии О.И. Рёснес - "400 лет эссе: борьба за человека".
"...Почти уже сто лет, начиная с рубежа ХIХ-ХХ веков, литературу "дожидается" такое спиритуальное знание о человеке, которое превосходит "абстрактную" составляющую мыслительного процесса, указывая к тому "началу", из которого проистекает собственно художественное. Эта спиритуальная "мудрость", антропософия, выявляет творящую сущность человека, в которой "мочь", "долженствовать" и "волить" сливаются воедино. Воля к одухотворенному слову, к такому миропониманию, в котором художественное, научное и культовое составляют единство, и есть воля к человеку; возможности литературы на этом пути безграничны.
Антропософия вступает в познавательную человеческую практику в противоречивое и грозное время: в трупном запахе окопов первой мировой войны предчувствуются катастрофы еще большего масштаба, разрушение становится движущей силой двадцатого столетия. В первое смутное двадцатилетие XX века, с его трагическими "великими" революциями и становлением фашизма, антропософия оказывается единственной утверждающей дух человеческой практикой, своего рода островом разума и души посреди демонического разгула страстей, стирающих в человеке его "видовую" сущность. Трезво и объективно реагируя на происходящее, оценивая события с точки зрения "космической судьбы" человечества, с точки зрения предназначенности человека к высокому духовному бытию, антропософия вносит в человеческое развитие сознательный самопознавательный импульс, духовное содержание которого отвечает импульсу Христа.
Создание так называемого "антропософского движения" было уступкой обстоятельствам, побуждавшим людей коммунизировать именно в "партии" и коллективе; и в этом виде "движение" выполнило свою единственную задачу: была накоплена обширная библиотека, представленная в значительной мере записями прочитанных Р.Штейнером докладов, а также его оригинальными сочинениями. Сознательно отстраняясь от "лидерства" в антропософском движении (если не считать кратковременного, накануне своей смерти, "председательствования"), Р. Штейнер видел свою задачу в том, чтобы выразить словесно, литературно, знание о "невидимой" части человека и научить современников этими знаниями пользоваться.
Историки распорядились считать Р. Штейнера "философским писателем", при этом заранее ставя клеймо "теории" на всю антропософскую сверхчувственную практику. Историческое мышление оказывается бессильным усмотреть в формировании антропософии новую человеческую потребность: потребность в знании о "таинственном" (в противоположность прежней "вере"). Что же касается литературы "антропософской", то это как раз то, чего сам Р. Штейнер менее всего желал: отведение антропософии определенной "ниши" в культурном, материалистически ориентированном процессе. Антропософское знание о человеке и о мире не есть "часть" мозаики знаний, не есть нечто по отношению к человеку внешнее, "нечеловеческое", но есть, напротив, проникающая во все сферы человеческой активности мудрость, говорящая из самого человека, от имени его космического Я. Рассмотренная в качестве "метода", антропософия есть духовное становление человека как существа самопознающего; самопознание есть "инструмент" антропософии, состояние "самопознания" - первое условие той "работы", которую человек совершает на пути к самодуху."