Рудольф Штейнер,
GA 334 — От единого государства к трёхчленному социальному организму
PDF (2.3 Mb),
DOC (1.2 Mb)Перевод с немецкого — В. Гончаров
Только потому, что люди сегодня так непоследовательны и возвеличены, они не видят, что для того, чтобы спасти нравственные ценности человека, они должны решиться принять духовно-научное мировоззрение. Человечество не видит этого, поскольку оно хочет сохранить то мировоззрение, которое базируется только на воззрении на природу. Но тогда они должны были бы говорить так, как когда-то писала Молешотту, материалистическому естествоиспытателю, Матильда Райхардт: «Поэтому я должна сказать ещё раз: Человек, ставший вором, также принёс с собой право совершенствовать свою природу и делать её всесторонней, и, таким образом, может быть только сильной, нравственной натурой. И как это относится к вору, так это относится и ко всякому преступнику, в том числе и человеку, ставшему убийцей. Он может достичь совершенства своей человечности, только удовлетворив своё желание убивать». Либо надо говорить так, отдавая тем самым должное естествознанию как мировоззрению, отрицая всякие нравственные человеческие ценности, либо надо принять духовную науку.
Говорят: Все мировоззрения мне безразличны, я скорее предпочел бы инстинктивным образом проспать мировое бытие. Конечно, это третье тоже возможно. Многие люди сегодня так делают. Тот, кто хочет всерьёз прийти к ясности относительно самого себя и своего отношения к миру, может пойти только по одному из описанных путей. Так обстоят дела сегодня. Это решение есть. Естествознание выросло в мировоззрение. Уже не проповедуют теоретически, как это делали Матильда Райхардт, историк культуры Хельвальд и другие, что вор, убийца может стать полноценным человеком только в том случае, если он реализует себя, поскольку в нём природная причинность хозяйствует точно так же, как и в, так называемом, честном человеке. Это проповедуют не теоретически. Но то, что живёт в этом настрое, проходят через Европу. Оно обусловило последние пять-шесть лет. Оно будет действовать дальше. Европа скатывается в варварство; либо Европа должна осознать, что мировоззрение не может быть построено только на основе естественных наук…. Наше время нуждается в возможности понять, как нечто духовное может включить себя в этот физический мир.