Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Аудиотека

Музыка

Ансамбль "Норок" (1967-1985



На фото:
1970 год. Букву «Н» держит Борис Ершов, гитара. «О» - советский «Челентано» Ион Суручану, который с перерывами, но подолгу солировал в группе «Норок». Рядом с ним - Вячеслав Стадниченко, который играл на барабанах, пока Валентин Гога был в армии. Михаю Долгану досталась «Р». Еще одна «О» - у гитариста Александра Казаку, который сегодня музицирует, в основном, в Румынии. «К» и гитару держит Дмитрий Куцел.



***
Легендарный вокально-инструментальный ансамбль «Норок» был основан в 1967 году при молдавской национальной филармонии. Руководителем, композитором, аранжировщиком и главным идейным вдохновителем коллектива был Михай Долган.

Noroc в переводе с молдавского и румынского означает – счастье. Но это название с точностью до наоборот отразилось на судьбе детища Михая Долгана. Вряд ли кто еще претерпел столько неприятностей от чиновников как группа «Норок». Дважды группу на протяжении нескольких лет полностью расформировывали. Мало кто может похвастаться из эстрадных коллективов того времени таким количеством скандалов вокруг себя.

В 1968 и 1969 годах вышло несколько пластинок ансамбля с песнями, которые стали невероятно популярными в СССР. В то время состав ансамбля был следующим: М.Долган (руководитель, электроорган, аранжировка, фортепиано, вокал), А.Казаку (гитара-соло, вокал), В.Руснак (бас-гитара), Д.Куцела (ритм-гитара), Т.Горащ (тенор-саксофон, кларнет), И.Суручану, В.Искров, В.Кожокару, Ш.Петраке, О.Сорокина (соло, вокал), В.Гога и В. Стадниченко (ударные).

В 1970 году ВИА «Норок», как почётный гость, успешно принял участие на музыкальном фестивале «Братиславская Лира» в Чехословакии, где никому не известные музыканты из СССР поистине произвели фурор. На фестивале им был вручён приз зрительских симпатий за песню «De ce, de ce». Ансамбль участвовал в телесъёмках, получил приглашение на гастрольный тур по городам Западной Европы. Английская фирма «Триумф», проводившая на фестивале выставку-продажу своей продукции, пригласила их сыграть на выставочной аппаратуре. В последующем шлягер «Артист поет» (М.Долган - Е.Кримерман) был переведен на чешский язык и пополнил репертуар группы «Братья Гондолан». В это время в нашей стране очень популярной становится песня, рожденная в легендарном коллективе «Норок»: «Скажи, зачем и почему?» (М.Долган – Е.Кримерман), которая также вошла в репертуар многих отечественных исполнителей.

После этого события группа отправилась в турне по Украине и должна была поехать на гастроли в Южную Америку, но была расформирована и лишена права на дальнейшую деятельность, приказом № 477 от 16 сентября 1970 года, подписанным министром культуры Молдавии Леонидом Кулюком. В качестве мотивов были выдвинуты следующие причины: отсутствие дисциплины, отсутствие здоровой идеологической ориентации и пропаганда низкокачественных художественных ценностей.

Через некоторое время ВИА «Норок», потеряв нескольких музыкантов, часть из которых переехала работать в черкасскую филармонию, всё же возобновил свою музыкальную деятельность. В этот период к группе присоединяются Владимир Пресняков и его жена Елена, которые в будущем станут известными музыкантами «Самоцветов». В. Пресняков принимает участие в аранжировках и выступает с сольными номерами на саксофоне и кларнете.

В 1973 году вновь вспыхнул скандал. Слухи о бешеной популярности ансамбля дошли до министра культуры Екатерины Фурцевой. В Минкульте СССР сложилось мнение, что музыкальная культура ВИА "Норок" не соответствует моральным традициям СССР, лишена патриотизма, подражает западной культуре и пагубно отражается на воспитании современной молодежи, безобразна, аморальна, цинична, сопровождается нередкими массовыми беспорядками. Так писала в своей в разносной статье "Так о чем же поют эти гитары?" в газете "Правда" Валентина Терская - в то время рупор Минкульта. После этой статьи ансамбль «Норок» вторично расформировали.

Хотя, некоторое время ансамбль еще поработал в качестве ВИА «Норок», но при филармонии города Тамбова, в чем им помог администратор Э.М.Смольный.

Из воспоминаний В. Преснякова: «В «Нороке» я застал самое окончание, поскольку ансамбль был расформирован по приказу министра культуры Екатерины Фурцевой из-за “безобразий”, которые происходили на концертах. Ну, безобразия я сейчас могу смело в кавычки ставить. Какие безобразия? – Длинные волосы музыкантов, одежды, поведение на сцене, так сказать, слишком свободное, а также совершенно невиданное для тех времен поведение публики на концертах. Зрители свистели, хлопали, кричали или подпевали, всё, как на Западе. А у нас это не принято было. Публика должна была чинно на концертах сидеть. Тем более, что у «Норока» большинство песен было знаменитых, которые до сих пор живут.» Это была первая, настоящая, в западном стиле истерия вокруг группы и её творчества, которая была совершенно раскованной и несоветской. И это конечно не могло не пугать советских чиновников.

ВИА "Норок" периода 1967-1973 годов, оставил после себя совсем скромную по количеству, но отличную по качеству материала, фонотеку. Многие композиции этого коллектива перепели на молдавском и русском языках хорошо известные и в наше время исполнители такие как: София Ротару - песня "Иоане" у первоисполнителя имела разные названия "In gredina lui Ion", "Mei bedita, Petre mei", "Bedita Petre", "Doua manechine", Голубые гитары - "О чём плачут гитары", в первоистоке - "De ce pling chitarele". Песню с первоначальным названием "Васильковое лето" приходилось слышать как в исполнении ВИА Самоцветы под названием "Лето, лето, лето", так и в исполнении Людмилы Сенчиной под куда более коротким названием "Лето". Где-то рядом, на подобный манер звучали "Сумерки", "Для меня нет тебя прекрасней" от Поющих гитар , "Восточная песня" в исполнении Валерия Ободзинского и другие композиции.

Лишь год спустя в мае 1974-го года, даётся разрешение сверху на воссоединение ансамбля, но уже под другим названием – «Контемпоранул». В его состав вошли: Михай Долган, его жена и вокалистка Лидия Ботезату, братья Казаку, Валентин Гога, и Ион Суручану. В дальнейшие годы в ансамбле также выступали: Валериу Гэинэ, Юрие Садовник, Анатол Нямцу, Георге Цопа, Анатол Бивол, Рику Водэ, Нина Горбани, Ливиу Штирбу, Ион Алдя-Теодорович, Валериу Горгос и другие.

В 1980 году – «Контемпоранул» принимает участие в фестивале «Песня года» (СССР). На киностудии «Молдова-фильм» снимается 20-минутный документальный фильм «Контемпоранул».

В 1985 году ансамбль «Контемпоранул», вернулся к изначальному названию - «Норок».
Михаю Долгану было присвоено почётное звание Народного артиста (1988) и Кавалера Ордена Республики (2001).

В октябре 2007 года вышла книга под названием «Тайна моей жизни» о жизни и творчестве музыканта Михаила Долгана. В ней представлена история легендарной группы «Норок» и волнения, выпавшие на долю Михая Долгана.

В марте 2008 года в Кишиневе умер Михай Долган. Созданная им группа существует до сих пор, его песни продолжают завораживать нас, и по сей день.

2011 год отмечен возрождением группы «Норок»: 13 октября в Национальном дворце зрители встретили овациями любимый коллектив. Идея воссоздания принадлежит продюсеру Андрею Лозовану, который совместно с композитором и музыкантом Ливиу Штирбу разработали концепцию проекта. Она предусматривает воссоздание коллектива в его первоначальном количественном составе 10-11 человек, с четырьмя солистами.

В новом составе группы 11 человек - инструменталисты: Николай Горбатов, Джику Могылдя, Сергей Пуха, Влад Адриан, Сергей Лозован, Валерий Прадиденко, композитор Ливиу Штирбу, а также четверо солистов: прежние Лидия Ботезату и Раду Долган, Маргаретта (бывшая солистка ансамбля «Эдикт») и Серж Кузенков.

Вл. Селицкий











Дата выкладки: 14.07.2011,   Просмотрено: 28471 раз,   Скачано: 28471 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.10 секунды