Питерский блюз от Евгения Варшавского
Вместо интродукции.
Вот уже несколько лет плавая в глубоких экстерриториальных водах виртуальной художественной среды, сделала для себя однозначный вывод: этот, совсем не тютчевский, ирреальный «шевелящийся хаос» с его пестрой разноголосицей – мой мир. И я – его молекула. И пусть высокомерные умники говорят, что Интернет – не более чем забор, на котором можно написать что угодно. Никакие печатные издания, телевидение и радио сегодня не восполнят того, что дают нам сетевые ресурсы. Потому-то не только графоманствующие пенсионеры, но и любой из уважающих себя маститых авторов престижных «толстых» литературных журналов непременно имеют свои виртуальные странички. Частенько – на нескольких порталах одновременно. Да, кстати: разговор здесь пойдет о литературе – сетевой, разумеется, и о музыке. Которая отнюдь не служанка поэзии, как считали когда-то, а, скорее, ее подруга и деловой партнер.
Благодаря Интернету сегодня все мы, как никогда прежде, свободны в нашем выборе. Однако сориентироваться в этом «темно-синем лесу» довольно сложно. Если вы начнете без разбору читать авторов «Стихиры», а их более полумиллиона, вам станет дурно в первые же десять минут. Что ж, у всякой свободы есть своя оборотная, зачастую неприглядная сторона. Но к цензуре и Главлиту мы уже не вернемся. Никогда. И слава Богу. Помню, впервые открыв «Избу-читальню», была искренне изумлена, насколько же широк круг поющих и декламирующих свои и чужие вирши! Кого там только нет! От скучающих интеллигентных бабушек, которым любящие внуки подарили синтезатор с микрофоном, до настоящих профи. «Меню» практически на любой вкус. Лишь постепенно вживаясь в эту среду, можно обнаружить не одного, а многих по-настоящему талантливых авторов. Примерно вот так и родилась идея рубрики «Сетевые звезды», в которой некая представительница сетевой словесности изредка и ненавязчиво будет знакомить постоянных читателей «Акмолинских вестей» с открытыми ею именами.
Встреча первая…
Об авторской песне как своеобразном явлении на стыке искусств говорить можно много. Парадоксально, но Союз писателей в «самой читающей стране» СССР так называемых бардов на дух не переносил. И, напротив, Союз композиторов их поддерживал и помогал с выпуском пластинок и сборников. Казалось бы, странно. Однако причина – на поверхности. Дипломированные поэты видели конкуренцию в этих метафизически-глубоких, но доступных текстах. А профессиональные композиторы – в этих «непритязательных» мелодиях – видимо, нет. И напрасно. Счастлив и могуществен тот, кому дано свыше свои поэтические идеи и образы облечь в адекватную музыкальную форму. Вдвое счастливей те, кто плюс к стихотворному и композиторскому дару наделены и красивым голосом, и исполнительским мастерством музыканта-инструменталиста, и могут подать свое творение без посторонней помощи. Именно к таким редчайшим, универсальным по своей природе дарованиям принадлежит и мой сегодняшний герой.
Средь шумного бала…
Евгений Егоров, когда-то взявший себе творческий псевдоним «Варшавский» по названию улицы проживания, появился в моей виртуальной жизни как бы случайно. Начав знакомиться с его творчеством, сразу и бесповоротно записала себя в ряды поклонниц. Действительно, на фоне беспечного демократизма «Избушки» истинному гурману такие счастливые встречи представляются «цветущими оазисами в безводной пустыне».
Я бы был простаком, если б вымерло хищное племя...
Я бы жил для того, чтобы стать невесомым, как дым.
За оклады икон утекло православное время...
Мир растратил его, не желая казаться простым.
Без особых причин я брожу средь забытых мелодий.
Мне б в прыжке затяжном ухватить мимолётную тень.
Я сегодня один. Равнодушные годы уходят.
А за чёрным окном – начинается завтрашний день…
Согласитесь, одни только стихи пробирают до мурашек. А уж синтез словесного текста, мелодики, гитарного сопровождения, помноженный на качественную звукозапись буквально приковывают к компьютеру.
От чистого истока...
Разносторонность увлечений – от написания стихов и музыки до восточных единоборств с их философией – отличали Женю с ранних лет. Он – яркий представитель богатой традициями ленинградской творческой среды. Ценителям русского рока не надо ведь напоминать, из каких питерских кочегарок «растут ноги» российской рок-сцены. Как не надо напоминать любителям бардовской песни, откуда родом врач «Скорой помощи» Александр Розенбаум. В общем, все духовные предпосылки для становления и развития сильного и самобытного таланта Евгения наличествовали.
«Ты – музыкант, один из многих,
умеешь говорить на этом странном языке.
ты – музыкант, и в этот мир убогий
приходишь с багажом, уходишь налегке……», –
с мягкой иронической интонацией исповедуется он в одной из своих песен.
Старшая сестра, считавшая братишку гением, способствовала «раскрутке» его имени уже в отроческие годы. Так появилась пара передач на местном радио, и так в судьбу Жени ненадолго вошла редактор Магда Никитина, искренне заинтересованная талантливым пареньком и настоятельно советовавшая ему продолжать музыкальное образование. Однако в то время Евгению это казалось невозможным. Школьные и училищные ВИА, участие в армейской самодеятельности в период службы на флоте, а после – погружение в бурлящую питерскую музыкальную тусовку и при этом далекие от музыки основные источники средств к существованию – путь Евгения очень типичен для ищущего себя свободного художника.
Против течения…
Смутные времена, необходимость зарабатывать и обеспечивать семью – факторы, не очень благоприятствовавшие получению академического музыкального образования, однако неполный курс музыкального училища по классу гитары послужил необходимым фундаментом для дальнейшей профессионализации Евгения. Имя своего педагога по специальности и друга Сергея Зиновьевича Дыкмана Женя произносит с благодарностью и теплом. Вскоре появился первый сольный альбом с простым названием «Акустика», записанный при участии звукорежиссера Алексея Ипатова, а затем последовало создание группы «Урфин блюз», «генеральной линией» творчества которой было продвижение русского блюза. Женя с улыбкой вспоминает о том, как в конце 90-х «Урфин блюз» вдруг выиграл конкурс в рамках очередного питерского рок-фестиваля, где победитель премировался журнальной публикацией и телепередачей. Текст небольшой заметки о группе, самодельный малобюджетный клип, передача на 36-м телевизионном канале, вел которую продюсер группы «Король и Шут» Дмитрий Журавлев (Шумный) – вот, пожалуй, и весь сохранившийся в анналах истории «пиар», напоминающий о тех временах… Заниматься чистым творчеством вопреки эстрадной конъюнктуре, предписывающей музыкантам исполнение кавер-версий известных англоязычных хитов, без надежной руки продюсера или директора оказалось делом неблагодарным. После недолгой чересполосицы надежд и разочарований на сценах питерских блюзовых и рок-н-ролльных клубов «Урфин блюз» решительно прекратил свое существование, дав жизнь известной кавер-группе «Splash Point». Но Евгений пошел собственным путем. В своем становлении Евгений самостоятельно прошел многие ступени, от песни костров и подворотен к року и обратно, к осмысленной авторской песне. Увлечение стилем фламенко и страстная любовь к блюзу – вот еще две немаловажные составляющие его «университетов». «Стихира», а затем «Изба-читальня» стали новыми «сценами», с которых теперь звучит самобытный и независимый голос Евгения Варшавского. На вопрос о бардовских фестивалях типа «Грушинского» Женя отвечает однозначно: его они не влекут. Именно в Сети – его слушатель и почитатель, здесь друзья и товарищи по цеху – понимающие, способные дать объективную оценку, помочь словом и делом, с удовольствием откликающиеся на его идеи и замыслы. Возможность творческой самореализации, интересные заказы, своя публика – что еще нужно для счастья?
«Папа-блюзмен»…
Так называется одна из лучших автобиографических композиций Евгения Варшавского. Близнецы Мария и Алиса – его гордость и достойное продолжение – активно задействованы в ряде проектов папы-блюзмена как вокалистки. Особенно Маша, хотя отличное музыкальное образование и генетическая предрасположенность именно к этому виду деятельности есть и у Алисы. Занятия классическим вокалом, тяга к поэтическому творчеству, победы в международных конкурсах, огромный потенциал юной Маши Егоровой дают основание предполагать, что дело Варшавского будет жить. А желающим убедиться в справедливости сказанного достаточно послушать композицию «Псы» на стихи еще одного талантливейшего обитателя «Избушки», украинского поэта Андрея Писного. Назвать песней эту грандиозную вещь язык не поворачивается. Фолк-рок композиция, в которой глубокий символический смысл стихов обретает утроенную силу благодаря композиторскому дарованию Варшавского и великолепному дуэту Евгения и Марии. Русская лирическая протяжная песня, интонации славянского плача-причета и кельтские переливы в потрясающей красоты девичьем голосе контрастируют с гитарным рок-драйвом мужского соло. «Псы» – высокохудожественная и остросовременная вещь, которой все участники творческого трио гордятся по праву.
Она и музыка, и слово…
С какой именно песни лучше начать знакомство с творчеством Евгения Варшавского? И как в пределах газетного материала показать всё многообразие и мощь этого Таланта? Джаз, фламенко, блюз, рок, фолк, городской романс и крестьянская песня, шаманское камлание и горловое пение, Восток и Запад, Небо и Земля, классическая «акустика» и жужжащий дисторшн – здесь есть ВСЁ. Евгений не замыкается в каком-то определенном жанре, и этим он интересен. Аутентичное звучание инструментов, от алтайского комуса и русской жалейки до «ковбойской» губной гармошки, прозрачная аранжировка, берущие за душу мелодии и тонкие, искренние стихи – Варшавский не даст заскучать никому из посетителей своей странички. При всей несомненной талантливости собственно поэтических текстов – Евгения Варшавского мало просто читать. Голос, чарующий бархатный голос, богатый регистрами и оттенками, профессионально-изысканный аккомпанемент, студийная запись – синкретически-нераздельные составные его творческого образа. Основная «площадка» этого автора – в "Избушке". Просто наденьте наушники, зайдите и щелкните мышкой наугад. И вы непременно вернетесь. Это я вам гарантирую.
Рена Жуманова
Песни на собственные стихотворения
Песни на стихотворения других авторов