***
Александр Пантыкин - один из зачинателей русского рока, создатель группы "Урфин Джюс", основатель знаменитой "свердловской школы", закономерно получивший почетное звание "дедушки уральского рока", а ныне - глава Союза композиторов Свердловской области, автор балетов, мюзиклов, "лайт-опер", музыки к 70 кинофильмам, и к более чем 100 театральным спектаклям.
Александр Пантыкин окончил 6-ю музыкальную школу, по классу фортепиано. В 12 лет стал в Свердловске лауреатом конкурса пианистов, сыграв ля-минорный концерт Баланчивадзе со знаменитым струнным оркестром музыкальной школы-десятилетки. Тогда же начал писать музыку. Занимался композицией. Полупрофессионально, овладел инструментовкой и оркестровкой. Еще в школьные годы организовал рок-группу "Слепой музыкант", которая пользовалась популярностью. Вскоре в 1975 году он организовал группу "Сонанс", которая играла в стиле арт-рок, с использованием классических инструментов, где культивировалось и художественное чтение, и хоровое пение. Это был сплав симфонической музыки, джаза и рока.
Сам Александр вспоминал о том времени так: "Прошел кое-какой путь в рок-музыке: предтечей "Сонанса" была школьная рок-группа "Слепой музыкант". Так что рок-н-ролл в "Урфине Джюсе" был для меня не шагом вперед, а отступлением назад. Желание стать популярным для молодого человека, думаю, естественно. "Сонанс" же не мог обеспечить финансово и был очень труден организационно. Студии было трудно выживать в стране, где до сих пор живы традиции сталинских постановлений о современной музыке. Я уже хорошо знал, как обращались с такими духовно близкими нам композиторами, как Губайдулина, Сильвестров, Шнитке или Денисов. А в рок-музыке к тому времени наметилось потепление. И в 79-м "Сонанс" развалился, из его осколков собрались группы "Трек" и "Урфин Джюс". Тогда я и занялся рок-н-роллом в чистом виде. Мы активно выступали и в Свердловске и на гастролях, играли в Черноголовке с московскими группами "Виктория", "Машина времени"…"
В 70-е годы в Свердловске была потрясающая культурная ситуация. Город занимал одно из ведущих мест по числу студентов на душу населения. Студенты это особая аудитория. Активно проводились смотры, фестивали, конкурсы. В институтах и университетах, в училищах и в консерватории, на каждом факультете - свой конкурс. И они естественно подталкивали людей к творчеству. Особенно выделялся Архитектурный - он считался студенческим бомондом. Там учились самые отъявленные эстеты: Владимир Хотиненко, Вячеслав Бутусов, Александр Сычев.
Клуб Архитектурного института стоял от него отдельно - маленькое деревянное здание, которое в кино прославил Алексей Балабанов, он тогда снимал фильмы на Свердловской киностудии. Город был очень мощным котлом, где вываривалось творчество и регулярно появлялось что-то новенькое - студенческие театры, музыкальные группы…
Стоит вспомнить, что в эти же времена в свердловском университете учился Александр Башлачёв, который тоже варился в этом же котле. В УПИ возникли "Пилигримы" и первыми спели из репертуара Deep Purple - это была революция, их всех повыгоняли из института, но концерт помнят многие. В Архитектурном тогда наделала шуму группа "Каталог".
Сам Пантыкин окончил физтех УПИ, по профессии инженер-технолог. В 1981 году он поступил на джазовое отделение музыкального училища им. Чайковского, и окончил его за два года, всё это время играя на фортепиано в джазовом оркестре В. Турченко. И в 1985 году его приняли на композиторское отделение свердловской консерватории, учеба в котором длилась долгие 9 лет, что было связано с регулярными академотпусками.
***
И вот на этом благодатном фоне культурной жизни в декабре 1980 года Александр Пантыкин создает группу «Урфин Джюс». Эта группа просуществовала до июня 1986, и стала одним из самых ярких явлений в рок-музыке Свердловска. Можно смело сказать, что группа повлияла не только на становление уральского рока, но прогремев тогда на всю страну, повлияла на очень многих музыкантов всего Советского Союза. Это тем более удивительно, так как «Урфин Джюс» с Пантыкиным записали всего три магнитоальбома и совместно дали не больше 25 концертов, многие из которых заканчивались скандалами.
Был номинально записан А. Пантыкиным и четвертый альбом «Урфин Джюса», «Пять минут неба», вышедший на компакт-диске в 1996 году. Но все же это было большое индивидуальное творчество композитора.
Классическими тремя магнитоальбомами группы считаются «Путешествие»(1981), «15» (1982) (который сами музыканты ласково называли «Пятнадчик»), и «Жизнь в стиле HeavyMetal» (1984).
На первом альбоме группы, кроме А. Пантыкина (бас-гитара и клавишные), играют гитарист Юрий Богатиков и барабанщик Александр Плясунов. Последний сменил Игоря Савицкого, бывшего барабанщика «Сонанса», так как Пантыкин понял, что Игорь не откровенно не тянет его новую музыку. Это послужило предметом многолетней ссоры двух старых друзей. Но Пантыкин для пользы дела пожертвовал другом.
Этот состав музыкантов не продержался долго. К 1982 году в группе появились новый гитарист Игорь (Егор) Белкин, пришедший из «Р-клуба» и барабанщик Владимир Назимов из «Бумеранга». Этот состав «Урфин Джюса» стал классическим и просуществовал до самого конца. Именно в таком составе были записаны два последующих магнитоальбома группы.
Особая, наиважнейшая роль в группе была отведена молодому поэту Илье Кормильцеву, на стихи которого были написаны практически все композиции «Урфин Джюса». Илья был полноправным членом коллектива, активно участвовал в процессе записей и часто использовался как постановщик разных трюков на концертах.
Александр Пантыкин совершенно изводил новых музыкантов бесконечными репетициями, нежно и терпеливо подтягивая их к своей навороченной музыке, и в конце концов это принесло плоды в виде безумно-гениального альбома «15», где каждый музыкант выложился на 100 процентов и мог с завязанными глазами с любого места повторить любую часть всех 15 композиций. Для фоновой записи некоторых вещей альбома А. Пантыкин пригласил струнный коллектив из консерватории. Запись этого альбома была очень долгой в отличие от записи «Путешествия», который был записан в пожарном порядке за пару ночей. Она несла много элементов импровизации музыкантов, которые тут же записывались Пантыкиным на ноты в виде чётких музыкальных партий.
Успех альбома «15» был огромным еще потому что А. Пантыкин через почту растиражировал альбом по всей стране. Тогда же в 1982 году про группу написали острокритическую статью в "Литературной газете", которая называлась "Урфин Джюс" меняет имя". Эта статья только добавила группе популярности.
В первые годы своего существования, в 1981 и 1982 годах, «Урфин Джюс» стал победителем двух рок-фестивалей в Баку и Вильнюсе, и тогда о них уже стали говорить во всесоюзном масштабе.
Начиная с 1984 года группа как-то незаметно вошла в черную полосу. Она была связана с большой невостребованностью музыкантов, смертью и сменой генсеков, после которых начинали закручивать гайки. Несколько концертов группы прошли совершенно скандально, после чего посыпались всяческие запреты и санкции. Рокеров тогда душили голыми руками.
Правда был записан альбом «Жизнь в стиле HeavyMetal». Но сам Пантыкин потом вспоминал, что альбом получился усталый, хоть всё было многократно отрепетировано и сыграно на совесть.
К перестроечному времени «Урфин Джюс» совсем уже сдулся и сыграв 20 июня 1986 года последний концерт на фестивале свердловского рок-клуба, группа прекратила свое существование.
***
Распавшись до триумфального шествия рок-музыки в СССР, «Урфин Джюс» став уже легендарным, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие рок-музыки. В частности музыканты группы плавно перекочевали в группу «Настя». Пантыкин с Кормильцевым идейно и художественно оплодотворяли набирающий мощный ход «Наулилус Помпилиус». А. Пантыкин принимал участие в записи сольного альбома Егора Белкина «Около радио».
После он создает группу «Кабинет», просуществовавшую около 4 лет и плавно перешедшую в новую пантыкинскую команду «Проект Александра Пантыкина». Но уже в это время Александр Пантыкин начинает много работать в театре и много писать музыки для кино и телевидения. И время на рок-музыку у него почти не остается. Правда в период 1996-2003, он играет в группе «Поезд куда-нибудь».
В 1994 им основана «Студия TUTTI Records» независимая студия звукозаписи и музыкальный лейбл, бессменным генеральным директором которой является до сих пор.
***
Интересны рассуждения Александра Пантыкина о рок-музыке в интервью Российской газете: «Рок возник как альтернатива музыкальным течениям, доминировавшим в середине ХХ века. И он связан с технологиями. С помощью микрофона и без голоса можно петь на концертах. Безголосие заменяла харизма, и этого достаточно, чтобы стать фронтменом. Можно не уметь играть на гитаре, но если ты умеешь зажать аккорд эмоционально и с энергетикой, ты уже становишься рок-музыкантом. Рок был прежде всего энергетическим направлением - его энергия сшибала всех. Но она требовала иных навыков. Появлялись новые приемы в технологиях композиторских и исполнительских, новые возможности для аранжировок, для совмещения рок-музыки с симфонической. Появился арт-рок, синтезирующий традиции симфонической музыки с электронной. Так что для меня рок - одна из красок. Ведь я прошел через практику всех музыкальных направлений и современных технологий. Многие композиторы сошли со сцены именно потому, что остались мастерами в чем-то одном. А сегодня нужно владеть многим.
Это касается и рок-н-ролла. Его идея исчерпала себя сначала как идея социальная. Он родился как бунт против зажимов. Сегодня можно делать что угодно, и группа "Ленинград" уже выступает в голом виде, так что в этом смысле у нас супердемократическая страна. Исчез противник - и рок-н-роллу стало не с кем бороться. Надо заняться более тонкими психологическими материями, нужны полутона - а для них такой брутальный вид творчества, как рок-н-ролл, не приспособлен. Это уже ближе к серьезной литературе, поэзии, музыке. Но ситуация интересна тем, что с появлением изощренных компьютерных технологий именно они и стали следующей страницей музыкального развития. Появилось множество "домашних композиторов". Это тоже крайность: им не хватает музыкального образования - но, владея технологией, они ею прикрывают дефицит профессионализма, музыкальную безграмотность. Это, конечно, большая беда. Но зато профессиональные композиторы, взявшие эти технологии на вооружение, сегодня на коне.»
В 2002 году именем Александра Пантыкина назвали детскую школу искусств в уральском городке Верхняя Тура. Подруга жены Александра, Т. Дерябина, которая стала руководить этой школой, приехала как-то к ним, расплакалась и стала жаловаться, что школа не финансируется и вообще нет самых необходимых вещей для работы. Тогда Александр, шутя предложил ей назвать школу своим именем, мол тогда сразу обратят на нее внимание. Т. Дерябина отнеслась к шутке серьезно, пробила все необходимые документы, и вскоре школа искусств стала носить имя Александра Пантыкина. И действительно дела там вскоре наладились самым лучшим образом. И теперь Александр Пантыкин, являясь высоким руководителем, уделяет этой школе много внимания.
Александр Пантыкин награжден многочисленными призами и наградами, стал лауреатом премии «Золотая маска» за музыку к спектаклю «Мёртвые души» САТ музкомедии, лауреатом «Ники» за музыку к фильму «Мусульманин» В. Хотиненко. В 2005 году награждён медалью «За вклад в отечественную культуру».
Начиная с 2008 года группа «Урфин Джюс» стала опять давать концерты. Причем состав музыкантов самый классический: Пантыкин-Белкин-Назимов. Конечно это нельзя считать полноценным возрождением группы, но с другой стороны все музыканты живы, здоровы и периодически играют вещи из старого репертуара на радость новому и старому поколению зрителей.
Вл. Селицкий
Путешествие (1981)
15 (1982)
Жизнь в стиле Heavy Metal (1984)
Пять минут неба (1996)