Геннадий Васильевич Трофимов родился в городе Болхов, Орловской области, в апреле 1948 года. Петь начал в 4 года, позже научился самостоятельно играть на баяне. Окончив музыкальное училище в Орле, поступил в Гнесинское училище на вокальное отделение, по окончании которого работал в сухумской филармонии, где имел большую певческую практику. В Сухуми он познакомился с Юрием Энтиным, который будучи впечатлен его вокальными данными познакомил его с композитором А. Рыбниковым. Вскоре Геннадия Трофимова приняли в труппу театра Ленком, где он сразу включился в репетиции рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты».
В 1976 году Геннадий Трофимов записал песни для кинофильмов «И это всё о нём» и «Мама» (Песни попугая), после чего его голос стал регулярно звучать в советских фильмах и мультфильмах. Из известных киноработ: «Новые приключения капитана Врунгеля», «Повар и певица», совместно с А. Пугачёвой, «Всё наоборот», «Восточный дантист», «Шкатулка с секретом», «Баба-Яга против», «Проданный смех», «Здравствуй, река», «Человек-невидимка», «Бедная Маша», «Формула любви», «Граница. Таёжный роман» и мн. других. С начала 80-х годов Геннадий Трофимов пишет музыку к кинофильмам как композитор. Им написана музыка к фильмам: «Честь имею», «Тайные милости», «Казачья быль» и др.
Поистине всероссийскую славу принесла Г. Трофимову работа над рок-оперой «Юнона и Авось». Сначала была записана пластинка, а после много лет он пел арии Рязанова в театре. Числясь в театре «Ленком», Г. Трофимов работал как педагог по вокалу с Н. Караченцовым, А. Абдуловым, Е. Шаниной, и со всеми последующими исполнителями ролей этого спектакля.
Геннадий Трофимов является разработчиком уникального метода обучения пения, благодаря которому петь начинали люди начисто лишенные слуха и голоса. Одна из главных его удач – работа со своим сыном Ильей Трофимовым, который совершенно не подавал никаких надежд как вокалист. Теперь Илья Трофимов довольно известный певец и исполнитель. Он также принимает участие в спектаклях театра «Ленком».
Вот что говорит о Г. Трофимове, композитор А. Рыбников: «Про Геннадия Васильевича Трофимова слишком мало было бы сказать «композитор» или "вокалист". Он - явление величайшее, чрезвычайно редкое в современной России. Помню, как много лет назад в Будапеште мы решили ставить "Юнону" и "Авось", я тогда принес венграм ноты рок-оперы. Венгры посмотрели и сказали: "Вы - сумасшедший? Спеть это невозможно, это бред". И тогда я достал диск, где все это уже было спето в России, причем с первой до последней ноты одним человеком, артистом театра «Ленком». Самое удивительно, что голос Трофимова во всем диапазоне звучал необыкновенно красиво, благородно и полно. Для всех это оказалось шоком. Сегодня, когда "Юнону" поют другие исполнители, приходится делать коррекцию под их голосовые возможности. Геннадий Васильевич Трофимов по-прежнему в этом не нуждается».
А. Рыбников и Г. Трофимов
О долгой совместной работе с Геннадием Трофимовым, очень красноречиво выскзался композитор М. Дунаевский: «Когда работаешь с этим человеком, закрывая глаза, не верится что это поёт один человек. Ибо это голос который дарован природой, и конечно же развит кропотливой работой огромного таланта. Когда ты работаешь с певцом, то всегда предлагаешь какие-то свои варианты. И когда ты слышишь результаты этой работы, то всегда есть возможность что-то подправить, что-то переделать. Потому что в голове у каждого творца есть своя модель того что он написал и варианты как это можно исполнить. Так вот с Геной Трофимовым это не происходит потому, что она сам тебе предлагает такой вариант, которого никогда не было даже в проекте в твоей голове. Это не первый, не второй, не третий, не пятый, это какой-то десятый вариант, о котором ты даже не думал, но который тебя немедленно убеждает. У него творчество на такой подсознательной высоте, что ни сказать, ни поправить ничего невозможно. Это художник, который сам рисует красками так как он это видит, и в результате получается просто необыкновенно. Еще есть одна вещь, которая дана единицам на Земле, людям которые владеют голосовым аппаратом – это необыкновенно быстрым ухватыванием музыкального материала. У Гены это происходит так быстро, что ты сам не успеваешь сообразить, что собственно произошло. Я уже не буду говорить общих слов, которые наверняка ему многие говорят, об его уникальном диапазоне голоса в 5 октав и т.д. Не будем это повторять, ибо это все общие фразы. Мне кажется, что очень жаль, что этого человека незаслуженно обошла слава. Просто много незаслуженно обошла настоящая слава, которая должна была ходить рядом с ним, и которой он должен был легко завладеть… Но многие обстоятельства и причины, жизни в нашей стране, увы, показывают, что по-настоящему талантливые люди, по-настоящему образованные музыканты-профессионалы, увы, почему-то часто не пересекаются со славой. Приходится это признавать… Но думаю что для Гены это не так важно. Его характер таков, что ему самое главное иметь творчество и возможность петь».
Много интересных слов и наблюдений о Геннадии Трофимове выразил, гениальный Эдуард Артемьев, с которым он тоже очень много работал. «Геннадий Трофимов не только выдающийся певец, он очень талантливый композитор. Его музыка к кинофильмам и спектаклям, очень для меня узнаваема и хороша. Мало кто знает, что он еще прекрасно владеет музыкальными инструментами. Ну, в общем – чудеса! Ну, вот почему Россия наша, точней наша российская действительность – не ценит наши таланты? Хотя, может в это как раз мощь какая-то нашего русского народа. Мол, всегда найдётся кто-то такой. Мол, нас ничем не удивишь. Но с другой стороны мы почему-то не ценим уникальные явления, проходим мимо таких самородков. В других государствах, наверно он был бы известен и пользовался бы огромной поддержкой СМИ и денежных структур, и государственных. А у нас… ну, да есть такой музыкант. Все знают. Всё замечательно. Ну, и Бог с ним! Эта российская черта, она так удручающе действует. Но, где-то внутри себя я чувствую что в этом какая-то правда есть. Но какая – пока не знаю. Еще раз повторяю, что Геннадий Трофимов это уникальнейший и выдающийся певец и композитор. Многие обладают какими-то отдельными качествами мастерства, а Гена это сумма качеств. Это величайшее явление в нашей российской музыкальной, культурной жизни».
Если подытожить высказывания наших корифеев о Геннадии Трофимове, то получается что наша держава не воздала должное его таланту. Но сам Геннадий Трофимов совершенно не страдает своей непризнанностью. Он человек очень скромный, а последние годы и очень религиозный, находится в полной гармонии с самим собой. Но всё равно какой-то горький осадок от подобных мыслей остаётся. Почему на первых ролях везде шёл его современник и почти одногодка Александр Градский? Ведь если поставить Градского на плечи самому Градскому, то он всё равно не достанет до таланта и возможностей Геннадия Трофимова. Почему на пути Жанны Рождественской стала ее ровестница и почти одногодка Алла Пугачёва, которая явно по таланту ниже её? Где справедливость – вопрошают многие. Почему у нас никто не занимается поддержкой истинных талантов, и почему в гонке выживают безусловно талантливые, но в первую очередь хорошо работающие локтями, с администраторской жилкой внутри, певцы и певицы.
Судьбы Жанны Рождественской и Геннадия Трофимова каким-то образом очень переплетаются. Их одновременное появление на записи «Звезды и смерть», последующая работа над «Юноной и Авось», записи на других пластинках. Оба стали популярными закадровыми певцами. И оба при наличии потрясающих вокальных данных и голосов в 4.5 – 5 октав, не снискали лавры славы и популярности. Интересно что у обоих дети стали талантливыми вокалистами. И тоже идут как-то в тени СМИ и прессы. Разница лишь в том, что женщины переживают подобные ущемления гораздо более трепетно и болезненно.
Геннадий Васильевич Трофимов – настоящий художник звука, с уникальным, невероятным по красоте, глубине и диапазону, неподдельно аристократическим и благородным голосом и тембром, с виртуозными пассажами, красочными обертонами и фиоритурами, с мастерским переходом из одной тональности в другую, со способностью исполнять произведения любых стилей и направлений, от тяжёлого рока до классики, удивляя и завораживая, умеющий превратить любую песню в произведение, которое не оставит никого равнодушным и затронет самые потаённые струны души, с многограннейшим талантом композитора и педагога по вокалу, с умением актёра высочайшего класса обращаться со словом, с чувством и знанием тонкостей звукоизвлечения музыкальных культур разных стран и народов, обладающим неординарным философским мышлением, с глубокими религиозными познаниями, одним словом человек и певец от Бога!
Песни из рок-опер "Юнона и Авось" и "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты"
Песни с пластинок
Песни из кинофильмов
Ах, ярмарка (З.-Н. Буржоа, Т. Попа - Ю. Энтин)
Попка - не дурак (Песня попугая) (З.-Н. Буржоа, Т. Попа - Ю. Энтин)
Импровизация (из к-ф "Приключения капитана Врунгеля")
Лунная вода (совм. с А. Пугачёвой), из к-ф "Повар и певица" (А. Зацепин - Ю.Энтин)
Серёжка ольховая (Е. Крылатов - Е. Евтушенко), из к-ф "И это всё о нём"
Пошире шаг, Россия (Е. Крылатов - Е. Евтушенко), из к-ф "И это всё о нём"
Я хочу довести до вашего сведения (Е. Крылатов - Е. Евтушенко), из к-ф "И это всё о нём"
Молитва (Г. Гладков - Ю. Энтин)
Песня о герое(Г. Гладков - Ю. Энтин)
Боярыня (Г. Трофимов)
Говорят(М. Минков - Ю. Энтин), из к-ф "Всё наоборот", 1981
Фортуна (Г. Гладков - Ю. Ким)
Ресторан качается словно пароход (Г. Трофимов - А. Вознесенский)
Родились у сатаны (Г. Гаранян), из к-ф "Восточный дантист", 1982
Говорят любовь сильнее (Г. Гаранян), из к-ф "Восточный дантист", 1982
Песня казначея (М. Миньков), из к-ф "Приключения маленького мука", 1984
Ты и я (Е. Стихин - Г. Поженян), 1985
Иверия из к-ф "Бедная маша"
Песня о детстве(М. Дунаевский - Л. Дербенёв), из к-ф "Проданный смех"
Песня о смехе(М. Дунаевский - Л. Дербенёв), из к-ф "Проданный смех"
Песня рыжика из к-ф "Сказка о четырёх близнецах"
Тень (Э. Артемьев - Г. Глазов), из к-ф "Жалоба", 1986
Ковыль - божья трава (Г. Трофимов), из к-ф "Казачья быль", 2001
Волной любви(М. Дунаевский), из к-ф "Граница. таёжный роман", 1999
Лесные пожары(М. Дунаевский), из к-ф "Граница. Таёжный роман", 1999