Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души33 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

Е.Л. Яшина

Творец великого ничто

 .
Казимиру Малевичу

"В твоем ничто я всё найти надеюсь".
"Фауст" Гёте

                            1

Я есть творец великого ничто.

Как антиквар, я вещь не сберегаю.

Я взор не прячу в чёрное манто

И бросил вызов, фальшь ниспровергая!

Наследник я славянский ремесла,

А не подельщик глянцевых традиций;

И геометр, я смысл постиг числа,

Что подтверждаю прямо, без амбиций.

О, чем чертёжник, к слову, не поэт?

Безгрешен стиль, всегда отменно строгий;

Я форму форм воздвиг как достиженье!

Мне б пересесть подстать в кабриолет….

В век самых модных, прочных технологий

Наперекор ли шествовать движенью?


                             2

Я есть творец великого ничто:

Взрываю на полотнах элементы,

Живописуя это, или то;

Ловлю палитрой точные моменты.

Как в сон во тьму материи теку,

И сталкиваю вещи мирозданья;

И в глубь эпох, и вдоль миров влеку,

Не устыдясь учёного незнанья.

Так выявляю красоту предмета:

Я погружаюсь в беспредметный мир;

Там части я структуры распыляю,

В природу помещая света.

В нем извлекаю замысла эфир.

Как антиквар, я вещь не сберегаю.


                            3

Как антиквар, я вещь не сберегаю.

Мне сущность не важна - лишь роль.

Предмет исчез… Я новый сотворяю,

А тот преобразую в ноль,

Сознанья спектром образ высветляю.

Он, будто семя, в почве зреет.

В срок… "красной" кистью освежаю:

Он из-под кисти рьяно рдеет.

Меня ли попрекнёт скупой эксперт

За дерзкость, что направил поколенье

И вырвал из бессилья, и за то,

Что Солнце "победил" пустой мольберт,

Явивший мысль и способ выраженья?

Я взор не прячу в чёрное манто.


                             4

Я взор не прячу в чёрное манто.

И в знак эпохи водрузил фигуру,

И ясно запечатал полотно,

Чем озадачил рабскую натуру.

Я помню триумфальный тот успех,

Когда под звуки траурного пенья

Светило погасили, как на грех,

Как идола "частичного затменья".

…А дальше - озаренье, шаг вперед, -

Подобный вспышке внутреннего солнца, -

Оно сошло ко мне как весть благая.

Я принял безусловно: "Всё пройдёт"…

Я дух свободы предпочел червонцам

И бросил вызов, фальшь ниспровергая.


                             5

И бросил вызов, фальшь ниспровергая…

Рубеж тот осознав, попал в "десятку":

Достигну большего, слегка играя,

Эпохе загадав, как сфинкс, загадку!

Я плоть от плоти слыл "продуктом" века,

И мне к лицу серьезность и азарт.

Как анархист, я понял человека.

И сам возглавил русский авангард.

Поляк из Киева, корнями - русский.

Рос на приволье, знал и жизнь народа.

И тяга к красоте меня спасла.

Я стал артистом, круг предельно узкий,

Не свекловаром сахарным с завода.

Наследник я славянский ремесла.


                            6

Наследник я славянский ремесла.

И быт любил крестьянский и икону.

Любовь моя с годами проросла.

Я ей служил как вечному канону.

"Автопрортретом" я хочу признаться:

Не конформист, не труженик без шанса,

Я - реформатор, мне ль не состояться?

И как художник - гений Ренессанса

Карьеру начинал с "примитивизма":

Влияния ль Парижа так глубоки?

Но овладел искусством интуиций.

Простых людей живописал харизму:

Я живописец, вот мои истоки,

А не подельщик глянцевых традиций.


                            7

…А не подельщик глянцевых традиций,

Не подтасовщик древности сусальной,

Но самородок, редкий, круглолицый,

И родился без бабки повивальной.

Каких не повидал красот в столицах,

Но не встречал той нежности и боли,

И беспредельности, тоскующей на лицах,

Как у "Крестьянок в церкви", или в поле.

Я не последовал законам перспективы.

И черпал мастерство из тех же сфер:

На холст кладя гуаши и масла,

В иконах зрил народные мотивы.

Я - практик, мой отточен глазомер,

И геометр, я смысл постиг числа.


                             8

…И геометр, я смысл постиг числа

И прописал три формулы нетленной.

Рука сама на холст их нанесла

И обобщила таинства Вселенной.

Как ни почтить искусного Сезанна?

Природу свёл до конусов, кубов:

Моя "Цветочница" благоуханна,

Вооружен "Гвардеец" до зубов.

"Круг", "Крест" "Квадрат"… И свист бичом,

Куда летит "Бегущий" человек?

Он не желает сдать своих позиций

Между крестом страданья и мечом.

Я так же, как и он, стремлю свой бег,

Что подтверждаю прямо, без амбиций.


                            9

Что подтверждаю прямо, без амбиций,

То может стать и достояньем сотен.

Героев индустрии вереницей

Не прославлял я множеством полотен.

Вот "Голова крестьянина" - Христа:

Он дарит взгляд, исполненный трагизма;

Из гущи масс взирает он с холста,

Не ободряя рай социализма.

А вот из "металлической" основы

Пронзает Клюна видящее око,

И глаз дробит двоящийся портрет.

В его чертах очерчен нос сурово…

Он чует в духе времени… пророка.

О, чем чертёжник, к слову, не поэт?


                            10

О, чем чертёжник, к слову, не поэт,

Чья линия охватит terra nova ,

Чья склонность - подготавливать расцвет,

Заботиться о будущности крова.

И вот, склонился мощный "Лесоруб",

Наметив инструментом грань разлома,

Чтоб сделать срез напористый и сруб

Для крепкого бревенчатого дома.

Как скоро затупиться инструмент,

"Точильщик" хватко выполнит заданье.

Металл крошит в руке не диск убогий:

Но в каждый пребывающий момент

На пике острия звенит призванье…

Безгрешен стиль, всегда отменно строгий.


                            11

Безгрешен стиль, всегда отменно строгий:

И сочетал с кубизмом футуризм.

Но, отягчая ветвь генеалогий,

Переродился вновь в супрематизм,

Вобравши все плоды и все теченья,

Я, превзойдя и шарм, и артистизм,

В чистейшем акте творческого генья

Обосновал "заумный" реализм.

Запомнил Петроград: и "Мону Лизу",

И "Даму…", "Англичанина в Москве"

С набором букв: "частичное затменье",

И оперу "Победы" …, и эскизы…

Пощечину же вкусу - в декабре:

Я форму форм воздвиг как достиженье!


                            12

Я форму форм воздвиг как достиженье:

Как зов из бездны - "Чёрный" мой квадрат.

Он разум побуждал самодвиженью

И в живопись врывался как пират!

Грабитель - для препон самопознанья

И страж - свободомыслящим умам,

Их мыслесущество, хранитель знанья,

И вреден слабонервным господам.

Над "красным" он, как смоль, навис углом:

То жест был беспримерный эпатажа.

"Икона?" - " Без оклада?" - "Что за бред?" -

"Досталось же искусству!" - "Поделом",

Катилось в галерее вернисажа…

Мне б пересесть подстать в кабриолет!


                            13

"Мне б пересесть подстать в кабриолет", -

Я рассуждал на полпути, спеша.

"Им не по вкусу и квадрат, и "цвет"?

Что ж, краска белая и впрямь свежа".

…Мечтая, восходил по ступеням

Неслыханно далекого проекта:

И в селах, городах, по деревням

Я насаждал шедевры интеллекта,

Мне снились живописные объемы,

И я тенил тогда конструктивистов:

"Супремусы" пространных аналогий

Парили над пространством, невесомы,

И падали под пресс полиграфистов.

В век самых модных, прочных технологий.


                             14

В век самых модных, прочных технологий,

Пространство, ритм, динамика, покой,

Прорвав тиски познанья и пороги,

Заметно пошатнут и весь устой.

Я предлагаю переделку мира.

В космическую высь - "Архитектоны":

Не ловкий фокус и не трюк факира,

А - новые научные законы.

Я верю в человеческий прогресс,

В бесстрашную науку о духовном,

И вырваться в иные измеренья,

Достичь над тяготеньем перевес

Святым всегда считал и делом кровным.

Наперекор ли шествовать движенью?


                             15

Наперекор ли шествовать движенью?

Я возвожу в "квадрат" значенье эры!

Но не режима, и его свершенья,

Поправших здравый смысл и чувство меры.

Как в действе очистительном дождя,

Я время вызывал на откровенность:

Мне неприемлем культ и кличь вождя.

Провозглашаю культом - современность!

…Искусство я традиций погребал:

Оно дождалось гибельного часа.

"Я" создаёт ни "как" и "что", но "кто", -

По чёрному я белым начертал

И предъявил свою tabula raca :

Я есть творец великого ничто!



Дата публикации: 29.12.2008,   Прочитано: 5545 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды