При взгляде на географию исламского мира не может не броситься в глаза, что ислам пустил корни в восточном полушарии почти без исключения у всех тех народов, территория которых богата залежами нефти. К ним относятся, – если идти с запада на восток, – Ливия, Ирак, Аравия и страны Персидского залива, Иран, Азербайджан, Индонезия, Бруней и даже лежащие к северу от «исламского полумесяца» Чечня на Северном Кавказе и тоже нефтеносные Татарстан и Башкирия на Верхней Волге. Сколько-нибудь осмыслить этот культурно-природный феномен можно, сопоставив нефть как энергоноситель с другим важнейшим источником энергии, каменным углём.
Каменный уголь играл в становлении индустриальной цивилизации Запада с конца XVIII века главенствующую роль. На каменном угле в Англии, Бельгии, Германии, Соединённых Штатов, России поднялась чёрная металлургия, давшая миру прочный конструкционный материал – сталь. На каменном угле ходили паровозы, работали паровые машины, стоявшие на предприятиях самых разных отраслей промышленности, каменным углём отапливались дома, из каменного угля вырабатывался анилин и ещё многое другое. Все эти функции каменного угля как источника энергии и промышленного сырья отошли к нефти и её спутнику газу в XX веке. Теперь без нефтепродуктов немыслимы автомобили и самолёты, главные средства передвижения и грузоперевозок в XX веке и ещё в настоящее время, вся химия органического синтеза и т.д.
Замена одного энергоносителя другим обосновывалась первоначально более лёгким и менее затратным способом добычи нефти и, следовательно, её дешевизной сравнительно с углём. Хотя с 70-х годов XX века положение на рынке нефти в этом отношении коренным образом изменилось, подорожавшая нефть уже прочно занимала позиции главного энергоносителя, и это в свою очередь определило укрепление позиций в мировой экономике тех стран, в руках которых находятся источники нефти, в первую очередь мусульманских стран.
Таким образом, цивилизация XX - начала XXI века противостоит как цивилизация нефти цивилизации XIX века, которая выросла на каменном угле. Что за этим противостоянием скрывается нечто более значительное, чем переход с одного источника энергии на другой, видно из той краткой характеристики каменного угля, которую встречаем у Рудольфа Штейнера: «В залежах каменного угля повсюду заключена нетронутая древняя солнечная сила» [16.02.1924 GA 352]. Высказывая это, Штейнер, очевидно, не имел в виду просто то тепло, которое выделяется при сгорании каменного угля, – тепло, которое ощущается непосредственно, вторичное тепло. Речь шла о латентном тепле, целые склады которого представляют залежи каменного угля и которое вошло в каменный уголь при его возникновении в гиперборейскую или даже полярную эпоху (сравн. богатые месторождения каменного угля на Шпицбергене).
Иной природы энергия и тепло, извлекаемые из нефти (и природного газа). Запасы нефти в слоях земной коры очевидный продукт действия сил, в известном смысле противоположных солнечным силам, – лунных сил. На их присутствие в подпочве Земли указывает тяготение лунной религии, ислама к территориям, в недрах которых хранятся большие запасы нефти.
В этой связи удивительный феномен в современном культурном мире представляет превращение Великобритании и Норвегии в нефтедобывающие страны в 70-х годах прошлого века. Правда, англичане и норвежцы обнаружили нефть не в глубинах собственных недр, а на континентальном шельфе Северного моря. Потребность в устойчивой связи с водным элементом, видимо, свойственна населению двух этих стран: англичане – морская нация с XVII века, из Норвегии вышли VIII – X веках викинги. Выход норвежцев и англичан в XX веке на связь с минеральным маслом Земли опосредованно через море симптоматичен – они на свой лад каждый представляют душу сознательную, развивающуюся под влиянием своих народных духов, опираясь на твёрдый солевой элемент внутри человеческого организма.
Притяжению ислама к месторождениям нефти противостоит тот первичный феномен в истории христианства, на который указал Рудольф Штейнер: апостол Павел мог успешно вести свою проповедь воскресшего Христа в странах бассейна Средиземного моря, где растёт оливковое дерево. «Мир Павла – это мир оливкового дерева» [29.12.1913 GA 149]. Оливковое дерево обладает чудесной способностью преобразовывать земные субстанции в растительное масло, которое тогда, конечно, использовалось и во внешних целях, как и минеральное масло, – для освещения, для натирания тела, – но главным образом при еде, для приёма внутрь. Минеральное масло Земли пригодно лишь для внешнего пользования.
В широком мироисторическом и культурном плане такой ход вещей показывает, что речь идёт не о выборе между двумя источниками энергии, которые может дать людям Земля, каменным углём и нефтью, а об их взаимном дополнении, подобно тому, как Солнце и Луна дополняют друг друга, посылая Земле свой свет днём или ночью. Культура не может строиться и развиваться односторонне. Попытки строить её на одном угле или на одной нефти изживают себя. Возможно нынешнее, XXI столетие уже внесёт равновесие в склонность людей к тому или другому из даров минеральной Земли.
В качестве приложений к статье:
Philip Kovce (Филипп Ковце)
Задача
Реплика
Мы живём в проблемное время. Кто долго занимается проблемами, скоро уже перестаёт понимать, чем он, собственно, занимается. Как только бывает решена одна проблема, тотчас стоит при дверях другая – проблемы со всех сторон налегают на ручку двери. Кто просто озабочен проблемами, тот когда-нибудь изнеможет под ними. Кто перед лицом сплошных проблем не видит задач, тот капитулирует. – Кто посвящает себя задачам, тому проблемы представляются осмысленными. Во всяком случае, проблемы, возникающие на основе задач. Задачи создают проблемы, и они же устраняют проблемы. Задачи позволяют различать важное и неважное и становиться хозяином проблем. В то время как проблемы «плоски» и в делах неотложных соперничают друг с другом, задачи «приподняты» и у них есть время. Задачи дарят время, тогда как проблемы похищают время. – У кого нет задач, тот имеет проблемы. При отсутствии задач проблемы нас губят. При этом проблемы ещё и удобны: проблемы иметь легко. У каждого всегда есть какая-нибудь. А у кого нет проблем, тот может заняться проблемами других. В то время как найти проблему легко, найти задачу трудно. В то время как каждый может сказать мне, в чём состоит проблема, никто не может сказать, в чём состоит задача. Я сам должен найти свою задачу, а мы вместе должны договариваться о наших задачах, если хотим решать проблемы, не имеющие задач. То, что останется, это проблемы без задач. Кто нашёл свою задачу, тому всякая проблема по плечу.
Das Goetheanum. 2017 10 Febr. № 7
Рудольф Штейнер о погоде
Где, по большому счёту, находятся причины внешних явлений природы? Этот вопрос можно решить только посредством духовного видения. Знаете, куда следует смотреть, если вы хотите понять действительные причины течения процессов природы на Земле? Вам надо исследовать, каким образом человеческая воля, которая по отношению к современному сознанию лежит глубоко в подсознании, помещается в центре тяжести человека, расположенном в человеческом подбрюшье (Unterleib). Ведь в человеческой голове действует только часть воли; главная часть воли центрирована в остальном организме человека. И от того, в каком отношении человек находится к своей подсознательной воле, зависит то, что возникает во внешнем круговороте природы. Мы могли до сих пор привести только лишь один знаменательный случай такого природного процесса, однако так обстоит дело со всем протеканием процессов природы. Я часто обращал внимание на то, что в атлантическую эпоху человек предавался некоторого рода чёрной магии. Следствием этого было оледенение цивилизованного мира.
28 дек. 1919 г. GA 195 S.50