Этот доклад – краткий обзор книги голландского исследователя Роланда фон Виета (1960-2016) «Мани и раннеманихейское христианство». Книга была издана в 2016 году на английском языке и находится в библиотеке Антропософского общества в Москве. Доклад был прочитан 11.05.2024 в Антропософском обществе.
Манихейское течение христианства утверждает любовь и свободу. Это первая в истории попытка синтеза христианства, буддизма и зороастризма. Годы жизни Мани 216 - 276 или 277. Некоторые источники о Мани найдены в пустыне Египта. Одно из его писем начинается словами: «Мани, апостол Иисуса Христа». Манихейство возникло на территории Персии и распространилось вдоль шёлкового пути в Индию, Среднюю Азию, Китай, Тайвань. В уйгурском каганате это была государственная религия в 762-840 гг. Один из источников – Кодекс из Кёльна, продан в 1969 году в университет в Кёльне.
Родители Мани – Паттикос и Мериам. По некоторым данным мать была армянка. Он родился между Тигром и Ефратом, возле Вавилона. Китайские источники пишут, что его мать забеременела, когда съела плод граната. Гранат – символ духовного единства. Мани называл себя сыном вдовы. Рудольф Штейнер указывает на предыдущие воплощения Мани – юноша из Саиса в Египте и юноша из Наина, воскрешённый Иисусом Христом.
Родители Мани были в иудеохристианской секте эльхасаитов. Они практиковали обрезание, шабат, и молитвы в сторону Иерусалима. Мани как и Павел был призван стать апостолом самим Иисусом Христом, чтобы исполнилось христианство. С 12 лет он слышал голос ангела, которого называл Сизигос (Близнец в переводе). Со временем у Мани возник конфликт с сектой эльхасаитов и он обратился к своему ангелу: «Куда мне идти? Все религии и секты враги добра. Я странник в этом мире. Если в этой секте, где чтят чистоту, вегетарианство мне нет места, то где мне его искать? Ответ ангела был следующим: Ты послан не только для этой религии, но в каждое место, город, школу. Многие примут твои слова. Я буду с тобой помогать и защищать. Не волнуйся».
Первыми учениками Мани стали его отец и соседи Симеон и Абизахиас. Мани называл себя: «Апостол И.Х. по воле бога, рождённый из истины. Апостол света.». Вначале он отправился на север в Верхнюю Месопотамию, в Армению и Персию, потом в Индию. Мани признавал перевоплощение и не отрицал буддизм. На Востоке Мани почитали как Бодисаттву.
Манихейство распространилось на Восток – в Парфию, Согдиану, Туркестан, Самарканд, куда не проникало римское христианство. И достаточно быстро манихейство стало известно от Испании до Китая. Западная традиция названий дней недели по планетам стала известна в Китае благодаря манихейству. В Римской империи были изданы эдикты против манихеев в 297 г. Аврелий Диоклетиан и 527 г. Флавий Юстиниан. ЭТИ эдикты запрещали собрания манихеев, последователей ее казнили, уничтожали тексты. Отбирали имущество, признавали недействительными завещания. В Римской империи манихейство считали персидской религией, а персы – враги империи. Только в 20 веке стали находить фрагменты манихейских текстов в Египте, в районе Мертвого моря. До этого сведения о манихействе брали из текстов противников манихеев.
Мани написал 7 книг, полностью они не сохранились:
1. Живое Евангелие
2. Сокровище жизни. (Описание человека как микрокосма)
3. Прагматейа (Космологические и теогонические легенды)
4. Книга Мистерий
5. Книга гигантов (О великанах Огах)
6. Книга Эпистол, посланий
7.Псалмы и молитвы.
Книги были написаны на сирийском, арамейском языке.
До нас дошли цитаты из Евангелия и посланий. Во время 2 мировой войны многие тексты исчезли. Мани называл себя апостолом Света и считал апостолами Света, кроме 12 апостолов Иисуса Христа, Павла, Адама, Сета, Еноха, Еноса, Ноя, Сима, Гермеса, Лао цзы, Платона и Скитианоса.
В церкви последователи Мани делились на новообращённых и избранных, совершенных. 5 добродетелей совершенных – достоверность или правдивость, ненасилие, целомудрие, чистота (внимание к произносимым словам), бедность. Когда Мани пришёл в Индию к буддистам, он рассказал, что индивидуальность не теряется в нирване, она бессмертна во Христе.
В 25 лет Мани пришёл в Персию к шаху Шапуру I. По легендам, шах увидел за его плечами две далеко светящие лампы. Он разрешил ему проповедовать в Персии, считая, что соединение зороастризма с христианством поднимет зороастризм на более высокую ступень. А главный жрец зороастрийцев Картир презирал Мани. В 273 г. Шапур I умер, к власти пришёл его сын Ормузд I. Он правил 1 год. Его сменил брат Баграм I. Картир требовал от шаха осудить Мани, так как он учил против магов зороастрийцев. Баграм выбрал традицию и приказал Мани вернуться в город Хоросан из Ардашира. В городе Белапат или Гондишапур была шахская резиденция. Там состоялась встреча Баграма I и Мани. Шах сказал, что не разрешает Мани учить в своей империи. Тот отвечал, что не делал зла, а учил, лечил, избавлял людей от демонов. Баграм I спросил, откуда Мани выучил фразу: «Наши дела более выдающиеся, чем дела мира!» Тот ответил, что получил мудрость от Бога через ангела. Баграм I спросил: «Почему Бог не открыл себя шаху, у которого есть власть?» И приказал заковать Мани в цепи и бросить в темницу. 26 дней он провёл в тюрьме, его посещали ученики. 26 февраля 277 года его казнили. Ему отрубили голову, а тело прибили к воротам Гондишапура. Его похоронили в Ктесифоне. Место Мани занял ученик Сисинниос. Гонения на манихейство продолжались до Средних веков. В 1000 году оно как феникс восстало в Шампани. Появились катары и альбигойцы.
Перевод одного из манихейских гимнов, найденного в Египте у коптов. В Египте манихейство распространилось широко до того, как исламские завоевания в 7-ом веке многое уничтожили. Коптская книга псалмов.
ПСАЛОМ К ДУШЕ
О, душа, откуда ты приходишь?
Ты приходишь из высоты.
Ты странница в мире,
Друг на земле.
Твой дом в вышине,
Твоё одеяние – радость.
У тебя есть истинный отец,
Истинная мать,
У тебя есть братья.
Душа – ты воин.
Ты овечка, потерянная в пустыне.
Твой отец ищет тебя,
Твой пастух хочет спасти тебя.
Ты привита на лозу виноград,
Одна с пятью ветвями.
Ты служишь пищей богам,
Питанием ангелам,
Чтобы стать одеянием праведников,
Одеждой святым,
Ты станешь разумом для людей в память о верных.
О, душа, воспрянь
В этом доме, полном горя.
О, душа, не забудь себя!
Ибо все следуют за тобой.
Каждый ищет тебя,
Охотники смерти ловят птиц,
Обрезают им крылья,
И птицы не могут полететь в свои гнёзда.
О, душа, восстань, отправься к себе на родину.
Ты странница для своих родственников.
Иди в свой дом, полный радости. Ты – свет!
Из вечности в вечность хвала и слава Иисусу, Царю святых!
Победа в душе Блаженной Марии!
Манихеи называли Христа солнечно-лунным богом. В Ираке существует гностическое течение мандеизм, это последователи Иоанна-крестителя. Они называют Солнце – корабль живого огня, а луну - корабль живой воды. Копты называют Солнце - Корабль дня, а луну - Корабль ночи. На этих кораблях душа плывёт после смерти в Царство света, на родину.
Манихейство - христианство далёкого будущего – реинкарнации, свободы и любви. Противники считали манихейство дуалистичным, но сам Мани в одном из фрагментов пишет, что манихейство – монотеистично. Отец Величия окружён троицей – Свет, Истина и Власть или мощь. Есть 5 элементов света – чистая вода, свет, чистый ветер, воздух и чистый огонь и 5 элементов тьмы – туман, буря, тьма, удушающий дым и пожирающий огонь.
Легенда Мани о появлении зла. Сатаниил воспротивился отцу и создал хаос, был изгнан из царства света и стал князем тьмы, Сатаной. У него голова льва, тело дракона, крылья орла, четыре лапы рептилии и хвост рыбы. В манихействе действует принцип любви. Добро из любви жертвует себя, смешивая себя со злом, но не теряя своей субстанции. И власть зла таким образом может быть ославлена, злу предоставляется возможность метаморфозы в его намерениях.
Блаженный Августин обвинял манихеев в ереси докетизма. Как-будто они считали, что Христос не воплощался в физическом теле и не прошёл через смерть и воскресение. Но Кустайос, ученик Мани, который записывал его изречения, утверждал, что Христос пришёл во плоти как третий апостол Света. Манихеи понимали, что тело Христа до распятия и после воскресения изменилось.
Манихеи рассматривали праздник Крещения на Иордане как более значительный, чем Рождество. У них было знание, что в 30 лет Христос соединился с телом Иисуса из Назарета. В Средние века и сейчас в православной церкви и в Армянской празднуют Рождество Христово 6 января, а католики празднуют рождение Иисуса.
Эсхатология манихеев
После смерти душу встречают три Ангела – Истина, Правильные мысли, Сострадающее мышление. Они выносят объективное суждение о прошедшей жизни. Ангел истины подаёт душе правую руку и поднимает её в духовный мир. Ангел верного мышления надевает на голову корону света. Ангел сострадающего мышления дарует душе одеяние Христа. Ангел сопровождает душу в сферу Луны, далее душа поднимается в сферу Солнца. Там у души есть возможность войти в сферу Отца.
Эсхатология манихейства базируется в основном на апокалипсисе с добавлением гностических учений. Когда закончится цикл воплощений Бодисаттв - Апостолов Света, придёт Христос как Высший Судия. И демоны будут его почитать и получат от него миссию. Силы зла решат обратиться к добру и произойдёт трансмутация сил зла. Преображение сил зла будет подобно возвращению блудного сына.
Космология манихейства согласуется с космологией Е. Блаватской и Р. Штейнера.
1. Мир наивысшего региона небес.
2. Мир нижней сферы Солнца, макрокосмического Христа.
3. Сфера Луны.
4. Наш мир в концентрическом единстве с третьей ночью.
5. Новый мир высшей сферы Луны, Новый Иерусалим.
6. Новый мир сферы солнца, где Отец откроет свой образ.
7. Новый мир. Первый эон наивысшей сферы небе.
Выводы автора:
1. Отец или Господь Универсума стоит над дуальностью добра и зла.
2. Добро и зло неравноценны, добро стоит выше.
3. Зло определяется как добро не в то время и не в том месте. Сатана- падший ангел.
4. Нет дуализма духа и материи.
5. Мир и человек созданы Троицей – Отец, Сын и Святой дух.
6. Наш мир – смешение космического света и тьмы.
7. Христос – судья над добрыми и злыми.
8. Миссия зла – развить индивидуализацию и свободу и усилить добро для преодоления зла.
9. Добро приносит жертву, проникая во зло.
Мани считал, что Аура-Маздао персов это Христос до спуска на землю. Волхвы пришли из Персии в Вифлеем, где сбылось пророчество Заратустры. Также Мани различает Бога – Отца Нового завета и Элохима Яхве – Бога Иудеев Ветхого Завета. Бог Израиля и Бог всех людей.
Вопрос, который не прояснён до конца – манихейство возникло из иудео-христианской традиции или из зороастризма? После обнаружения Кёльнского кодекса можно утверждать, что манихейство христоцентрично. У иудеев и персов были похожие космологии. 5 книг Ветхого Завета были написаны иудеями в вавилонском плену. Персидский посвящённый Заратос или Назаратос жил при царе Кире в VI веке до н.э. Это одна из инкарнаций Заратустры, он возродил солнечную мудрость, был учителем Пифагора. Находясь в вавилонском плену, иудеи слышали пророчества Заратустры.
Надеюсь, что со временем эта книга Роланда фон Виета будет переведена на русский язык, и мы узнаем много нового о Мани и манихействе. Рудольф Штейнер говорил о Мани как о высочайшем посвящённом. «Последнее слово этого учения ещё не может быть высказано в наших кругах», - говорил Рудольф Штейнер.
Для интересующихся этим вопросом могу рекомендовать книгу Б. Ливехуда «О спасении души» и сайт Русской апокрифической студии, где собраны фрагменты манихейских текстов.